Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Стамбул.. Иерусалим.



Стамбул.

1. Географическое положение.

Мраморное море омывает Стамбул с юга, и Черное море - с севера. Западная часть города расположена в Европе, а восток города находится в Азии. Ватерлиния, которая делит Стамбул на две части, это - Босфор, единственный вариант, позволяющий попасть из Эгейского и Средиземного морей в Стамбул и Босфор.

2. Окружающая среда (ландшафт).

На полуострове, на котором находится историческая часть города, находятся 7 холмов, на одном из которых был основан Константинополь. И сейчас на каждом холме есть как минимум 1а мечеть. Большинство склонов холмов пологие и застроены. Холмы разделены между собой долинами или низменностями.

3. Особенности планировки: расположение улиц, исторический центр - новые районы.

Исторический центр города называется "историческим полуостровом". Он являлся столицей Византийской, и столицей Оттоманской империй. Находится на холме, в окружении трех морей.

Две части города связаны между собой многочисленными мостами.

4. Краткая история города.

Город основан в двух частях света – в Азии и Европе. Этот легендарный край сооружен самой историей между Востоком и Западом. Легендарная история города берет свое исчисление с 7 столетия до н. э. По преданию, город был основан Мегарами, выходцами из Мегар (657 г. до н. э.) В честь его основателя Византа (Бизанта) город был назван Византией. В 6 столетии до н. э. господствует персидская гегемония, ставшая причиной войн, разгоревшихся между Афинами и Спартой- 479 год до н.э.

В начале 4 столетия до н. э. Византии был захвачен войсками Александра Великого. Новая полоса в жизни Стамбула началась в 3 столетии до н. э., получившем статус автономии в римский период, в 330 г. н.э. был объявлен Императором Константином центром римской империи и стал упоминаться как Константинополь, в честь его основателя. Римская империя была разделена на две части (395 г).

Стамбул становится центром Восточной Римской Республики. Постепенно город рос и развивался, однако с запада к вратам Константинополя двинулась огромная армия в составе которой были: кочевые племена Хунну, Готты, Остроготты и Болгары. Когда армия подошла к Константинополю, она столкнулась с «Апастасиевой стеной», сооруженная в годы правления Императора Анастасия. «Анастасиева стена», сооруженная в 507-512 гг. тянулась с самых окрестностей Силиври до Причерноморья.

В 7 и 8 столетиях, Стамбул становится сценой арабо-исламских сражений. В ходе Крестовых Походов (1, 2, 3) кортеж крестоносцев прошел через Стамбул.

4 Крестовый Поход начался с осады Стамбула. А 1203 г. крестоносцы начали штурм города, когда он был уничтожен, разграблен, пострадал от пожаров.

В 1261 году, Второе вторжение Византийцев вконец уничтожило все великолепие и красоту города.

Начиная с 14 столетия Стамбул оказался под влиянием турецкой военной мощи.

Мечеть Султанахмед, Храм Св.Софии Топкапы на фоне БосфораТурецкий султан Мехмед II Фатих (Завоеватель), после 53 дневной осады, 29 мая 1453 года вступил в Константинополь. Захват Константинополя Султаном Мехмедом II Завоевателем знаменовал собой крушение Византийской Империи. Впоследствии, город, именуемый, главным образом турками Стамбулом, изредка «Истамболом» и Константинополем, а также Аситане, вплоть до самого конца Первой мировой Войны оставался столицей Османской Империи. Султан Селим Явуз, после военного похода в Египет (151-7г) приобрел статус центра халифата исламской религии. Столица Османской Империи увеличивая свои границы стремительно росла.

За короткий период, Стамбул завоевал славу в исламском мире, утвердившись в науках, искусствах и торговле. С провозглашением Республики столица Турции была перенесена в Анкару. Важно отметить, что после перенесения столицы, Стамбул продолжал сохранять свое первенство, разрастаясь как в строительном, так и в культурном планах. Современный Стамбул с его редчайшими историческими памятниками и природными красотами – в числе неповторимых по великолепию столиц.

5. Городские достопримечательности.

Стамбул славится множеством религиозных достопримечательностей и уникальных старинных построек. У туристов наибольшим интересом пользуется собор Святой Софии (V век), в здании которого открыт музей бесценных предметов искусства. Другим известным религиозным памятником стала изысканная мечеть Султанахмед с красивейшим внутренним убранством. Интереснейшим местом является площадь Ахмедие со старинным ипподромом, где ранее проходили бои гладиаторов.

Еще одной уникальной постройкой считается роскошный дворец Долмабахче, ставший олицетворением восточной роскоши. Интереснейшим зданием является и дворец Топкапы, в стенах которого хранится мумифицированная рука пророка Мухаммеда.

крепость Едикуле долгое время являлась тюрьмой. Сейчас в ее залах выставлены старинные орудия пыток.

Среди других известных достопримечательностей необходимо выделить мост Галата, Цистерну Базилика с головой медузы Горгоны, фонтан султана Ахмеда III, дворец Текфур, акведук Валента и стамбульские городские стены.

Кроме этого в городе открыты самые разные музеи: Археологический музей, Музей Ататюрка, Музей Города, Музей Адама Мицкевича, Музей карикатур и др.

Смотровая площадка: рядом с мечетью Селима 1, располагающейся на одном из холмов.

6. Архитектурные стили города, архитекторы:

Историческая часть города имеет восточный колорит. Улочки путаные, дома стоят близко друг к другу. Современная часть города и имеет европейский облик.

7. Ключевые исторические фигуры, связанные с городом.

Роксолана.

8. Образ города в литературе.

М. Булгаков «Бег», Сафарли «Сладкая соль Босфора», И. Бродский «Путешествие в Стамбул», Орхан Памук "Меня зовут Красный", "Другие цвета", "Стамбул. Город воспоминаний".

 

 

Иерусалим.

1. Географическое положение.

Иерусалим расположен на нешироком плоскогорье в седловине Иудейских гор, протянувшейся между горными узлами Бет-Эль на севере (вершина 1016 м) и Хеврон на юге (вершина 1027 м).

2. Окружающая среда (ландшафт).

Через территорию города с севера на юг проходят Иудейские горы. Особую живописность и неповторимость придает Иерусалиму частое чередование возвышенностей (гора Герцль, 834 м; гора Скопус, 829 м; Ромема, 830 м; Масличная гора, 807 м), пригородных высот (Ора, 848 м; Шмуэль ха-Нави, 885 м; Гило, 923 м) и долин с расположением до 600 м над уровнем моря (Кидрон, Эйн-Керем и др.).

В библейские времена город окружали густые зеленые леса, в которых росли сосны, миндальные и оливковые деревья. Однако в ходе многочисленных войн, а также нерегулируемой хозяйственной деятельности пышная растительность была уничтожена, а плодородная почва, иссушенная летним солнцем, смывалась зимними ливнями. Поэтому, уже в древние времена местные жители стали практиковать террасное земледелие. Были возведены каменные заграждения, удерживающие землю на склонах. Эти террасы и по сей день являются характерной особенностью иерусалимского ландшафта. В наше время ведется активное лесонасаждение, которое призвано вернуть Иерусалиму его облик города, окруженного лесами.

3. Особенности планировки: расположение улиц, исторический центр - новые районы.

Историческая часть города располагается внутри городских стен. Улочки узкие, путаные, дома стоят стена к стене. Современные районы за пределами старых городских стен построены по типу европейских.

4. Краткая история города.

Первое упоминание о Иерусалиме встречается в египетских документах 19 века до нашей эры - в заклятиях враждебных городов. Существует несколько вариантов прочтения древнего названия: Урусалиму, Рушалимум, Шалем. В более поздние времена греки транскрибировали название как Иеросолима, ассоциируя его с корнем «иерос» - святой. Есть десятки способов толкования названия от слов «мир», «основывать», от имен древних божеств и других. Первое библейское упоминание - город времен праотца Авраама, около 20-го века до нашей эры. В те времена он принадлежал ханаанским племенам семитского происхождения. Библия упоминает имена царей «земли Иерусалима», таких, как Малкицедек и Адоницедек. Во времена Иисуса Навина царь Иерусалима противостоял еврейскому вторжению во главе пяти амморейских царей. Однако еврейским город становится значительно позже.

В ханаанские времена городом владел народ иевусеев и назывался он Иевус. Захвачен царем Давидом в целях создания независимой еврейской столицы в 1004 году до нашей эры и назывался Сион и Ир Давид*, что означает «Град Давидов». Был выбран из-за близости к святым местам - горе Мориа*, а также поскольку не принадлежал ни одному из колен Израилевых. Царь Давид перенес сюда Ковчег Завета из Кирьят-Йеарим* и свой престол из Хеврона*. Однако город тех времен занимал относительно небольшую площадь сегодняшней деревни Шилоах, что подтверждается раскопками. Город был значительно расширен царем Соломоном. Он же построил здесь свой знаменитый Храм - одно из семи чудес света.

После распада объединенной империи Соломона Иерусалим становится столицей Иудейского царства. В 924 году до нашей эры подвергается осаде египетского фараона Шешонка, город не захватившего, однако опустошившего сокровищницы Храма и царского дворца. В 786 году до нашей эры город был захвачен и разрушен израильским царем Йехоашем. При царе Езекии (Хизкияху) был значительно укреплен и перестроен в предвидении нападения ассирийского царя Сеннакериба, осаду которого Иерусалим выдержал в 701 году до нашей эры. Город сохранился в неприкосновенности вплоть до двойного захвата и разрушения его в 586 году до нашей эры вавилонским царем Навуходоносором. При разграблении Храма навсегда пропали Ковчег Завета и храмовая Менора.

Восстановлен через 70 лет евреями, вернувшимися из Персии. Ими же отстроен Иерусалимский Храм, увы, не столь великолепный, каким был Храм Соломона. С позволения персидских правителей город и Храм перестраивались и укреплялись. В 332 году до нашей эры Иерусалим добровольно подчинился Александру Македонскому, который подтвердил привилегии, данные Иерусалиму персидскими царями. После смерти Македонского достался греческой династии Птолемеев, а с 200 года до нашей эры - Селевкидам. Восстание Маккавеев против Антиоха Епифана вернуло городу и стране независимость, в Храме возобновляются службы, прерванные по приказу греческого царя. Независимость Иерусалима продолжалась до 63 года до нашей эры, когда город был захвачен римскими войсками Помпея.

С 37 года до нашей эры Иерусалим управляется Иродом Великим, ставленником римских императоров. Ирод значительно перестроил город, восстановил, по свидетельству Иосифа Флавия, Храм в том великолепии, в котором он был при царе Соломоне, проложил новые дороги и перестроил систему водоснабжения. В 67 году нашей эры Иерусалим становится центром крупнейшего антиримского восстания, известного под названием Иудейская Война, закончившегося в 70-м году разрушением города и уничтожением Храма после тяжелой пятимесячной осады Иерусалима войсками Тита Флавия. Большая часть защитников города была убита, многие попали в римский плен. На Храмовой горе было воздвигнуто языческое капище. В 130 году римский император Адриан посетил город и приказал отстроить на его руинах столицу провинции под названием Элия Капитолина, в которой евреям было запрещено жить. Это вызвало еврейское восстание под управлением Бар-Кохбы, которому удалось освободить город и удержать его в течении трех лет. Восстание это было жестоко подавлено римлянами в 135 году нашей эры.

В 324 году первый христианский византийский император Константин захватил город и построил в нем первую церковь Гроба Господня *. Основную часть населения тогда составляли грекоязычные христиане, а так же язычники; евреям по-прежнему жить в Иерусалиме запрещалось. Положение изменилось только при византийском императоре Юлиане-вероотступнике, который намеревался вернуть город евреям и заново отстроить Храм. Однако планы эти были нарушены внезапной смертью императора в 363 году. Византийское владычество закончилось в 614 году, когда город был захвачен персами, разрушившими все христианские святыни. В 638 году страна и город подчиняются арабскому владычеству, халиф Омар ибн-Хоттаб строит в Иерусалиме ряд мусульманских сооружений. В начале 8 века халиф Абед эль-Малик строит на Храмовой горе Наскальный Купол и мечеть Аль-Акса, посвященную вознесению на небо пророка Магомета. Город остается в руках мусульман вплоть до прихода в 1099 году крестоносцев, сделавших Иерусалим столицей своего королевства. Аюбский султан Салладин в 1187 году изгоняет рыцарей и город вновь становится мусульманским на много столетий. В период мамелюкского владычества Иерусалим был превращен в важнейший мусульманский центр. В городе проживало тогда всего лишь несколько десятков еврейских семей. С начала 16 века до 1917 года Иерусалим является частью Оттоманской империи, турецкий султан Сулейман Великолепный строит новые городские стены *, которые сохранились до сегодняшнего дня. В этот период еврейское население города значительно растет. В 1809 году в городе жило менее 9 тысяч человек. В 1831 году Иерусалим захвачен Мухаммедом Али из Египта, который посадил здесь своего управляющего Ибрагима Пехали. Тогда и закладывается основа появления Нового города. В 1859 году на деньги еврейского банкира-благотворителя Мозеса Монтефиори построен первый район Иерусалима вне стен Старого Города, называемый Мишкенот Шаананим*. Вскоре строится еще целый ряд новых еврейских кварталов - и вскоре население нового города превышает население Старого, которое составляло тогда около 15 тысяч человек.

В 1898 году по приказу турков в крепостной стене Старого города у Яффских ворот пробит проезд для машины кайзера Вильгельма II, посетившего Иерусалим и получившего здесь практически за бесценок ряд земель, на которых были построены церкви и больницы. В результате Первой Мировой Войны в 1917 году в Иерусалим входят британские войска под командованием генерала Алленби. В 1925 году лорд Бальфур торжественно открывает Еврейский Университет на горе Скопус*, а Иерусалим вновь становится важнейшим центром, где евреи живут рядом с арабами и христианами. Однако арабы, настроенные резко антисемитски, постоянно устраивают еврейские погромы, провоцируемые иерусалимским муфтием Хаджем Амином эль-Хуссейни, позже ставшим близким другом Гитлера. В те годы начинается борьба евреев за независимость Израиля. В 1947 году Организация Объединенных Наций принимает решение разделить Палестину на еврейское и арабское государства, а Иерусалим оставить под международным контролем. Однако, несогласные с этим решением арабы начинают гражданскую войну, в результате которой западная часть города переходит под еврейский контроль, а восточная, включая Старый Город*, становится частью Иордании. Западный Иерусалим осажден египетскими войсками, затем, по окончании Войны за Независимость, арабы берут город в осаду, стремясь перерезать снабжение города водой и продуктами питания. Шоссе Тель-Авив - Иерусалим становится «дорогой жизни». Иерусалим объявлен столицей новообразованного государства Израиль, но объединить разделенные части города и снять его блокаду удается только в результате Шестидневной Войны в 1967 году. Сразу после войны был принят Основной Закон Израиля об Объединенном Иерусалиме, который запрещает разделять город в будущем. В 1996 году торжественно празднуется 3000 лет еврейскому Иерусалиму. Весь период, начиная с британского мандата и до нынешнего момента, в Иерусалиме идут активные раскопки, в результате которых сделано неимоверно много важнейших находок, связанных как с историей евреев, так и с историей христианства, ислама и историей человеческой цивилизации вообще. Иерусалим является самым важным историческим городом во всем мире, давшим начало трем основным монотеистическим религиям, и место для многомиллионного паломничества и туризма людей со всего мира.

5. Городские достопримечательности.

мечеть Аль-Акса и мечеть Купол Скалы, Стена Плача, храм Гроба Господня, монастырь Марии Магдалены, Виа Долороса (он же Крестный Путь и дорога Скорби), Елеонский Спасо-Вознесенский монастырь, Гефсиманский сад, церковь Страстей Господних, башня Давида, гробница Богородицы и др.

музеи: музей Израиля, музей истории Иерусалима, музей библейских стран, музей исдамского искусства и др.

6. Архитектурные стили города, архитекторы:

Традиционных для европейской культуры архитектурных стилей нет. Старинные постройки представляют собой простые объемы, сложенные из массивных камней (остатки дворца Ирода. Городские стены, храмы и мечети).

7. Ключевые исторические фигуры, связанные с городом.

Иисус, Дева Мария, 12 апостолов, Понтий Пилат, Ирод,

8. Образ города в литературе.

Б. Гребенщиков «Под небом голубым… » (песня), И. Бунин «Иерусалим» (стихотворение), М. Булгаков «Мастер и Маргарита»



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.