|
||||||
ВНИМАНИЕ. Общая характеристика вниманияСтр 1 из 3Следующая ⇒ Тема 12 ВНИМАНИЕ
Общая характеристика внимания Теории внимания Виды внимания Свойства внимания Развитие внимания Общая характеристика внимания
Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, которые предполагают повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двига-тельной активности индивида. Критериями внимания выступают: 1) внешние реакции: § моторные (повороты головы, фиксация глаз, мимики, поза сосре-доточенности); § вегетативные (задержание дыхания, вегетативные компоненты ориентировочной реакции); 2) сосредоточенность на выполнении определенной деятельности и контроле; 3) увеличение продуктивности деятельности (внимательное действие, эффективнее по сравнению с «невнимательным»); 4) избирательность (селективность) информации; 5) ясность и отчетливость содержаний сознания, находящихся в поле сознания. Благодаря вниманию человек отбирает нужную информацию, обеспе-чивает избирательность различных программ своей деятельности, сохраняет должный контроль над своим поведением (рис. 1). Внимание сопутствует любой деятельности как составной элемент различных психических (восприятие, память, мышление) и двигательных процессов. Вниманием определяются: § точность и детализация восприятия (внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображения); § прочность и избирательность памяти (внимание выступает как фактор, способствующий сохранению нужной информации в кратковременной и оперативной памяти); § направленность и продуктивность мышления (внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи).
Рис. 1. Функции внимания
В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.), внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. В системе межличностных отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. Внимание, с одной стороны, является сложным познавательным процессом, с другой - психичес-ким состоянием, в результате которого улучшается деятельность. Внимание порождается деятельностью и сопутствует ей, за ним всегда стоят интересы, установки, потребности, направленность личности.
|
||||||
|