Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЛЕКЦИЯ 16.02.2013

1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА В РОССИИ

Исторические этапы истории возникновения таможенных методов регулирования (кратко):

В ХVI были введены «таможенные грамоты», издававшиеся великими московскими князьями. По общему правилу они представляли собой контракты, регламентирующие права и обязанности откупщиков. В них перечислялись таможенные платежи, подлежащие взысканию, определялись их размеры, способы взимания, штрафные санкции за уклонения от уплаты.

В ХVII в. заметно усилилось государственное вмешательство в сферу внешнеэкономических отношений. Многие товары были запрещены к ввозу. Немало их находилось в монопольном распоряжении государства. Помимо таможенных сборов и поступлений от заповедных статей у государственной казны был еще один источник доходов от внешней торговли. Дело в том, что Россия в это время стабильно имела активный внешнеторговый баланс. Это вело к накоплению в стране золотой и серебряной монеты, которая затем отбиралась в казну.

Поворотным моментом в истории таможенного дела стал Новоторговый устав 1667 года, в который вошли статьи относительно видов и размеров как внешних, так и внутренних таможенных сборов, устройства таможен.

Перейдя в эпоху Петровских преобразований можно отметить основные тенденции. Это односторонняя фискальная направленность российской таможенной политики.

Для Петра I экономические цели служили только фундаментом, на котором ему не терпелось воздвигнуть храм собственного политического могущества. Вероятно поэтому до конца первой четверти ХVIII века протекционистские меры применялись довольно редко и лишь в отношении тех иностранных товаров, которых в самой России производилось достаточно.

После смерти Петра I таможенная политика, проводившаяся в период его царствования, была подвергнута острой критике.

Отличительной особенностью таможенного дела в период царствования Екатерины II было то, что оно развивалось, опираясь на общественное мнение, и как следствие проникновение в страну из-за рубежа идей меркантилизма (активного вмешательства государства в хозяйственную деятельность, в основном, в форме протекционизма — установления высоких импортных пошлин, выдачи субсидий национальным производителям и т. д.), фритредерства (свобода торговли: отсутствие высоких экспортных и импортных пошлин, а также немонетарных ограничений на торговлю, например, квот на импорт определённых товаров и субсидий для местных производителей определённых товаров).

В новом тарифе предусматривалось что:

во-первых, все импортные товары, которые в России не производились, были разрешены к беспошлинному ввозу или обложены незначительной пошлиной;

во-вторых, весьма умеренному обложению подлежали товары, производство которых находились в зачаточном состоянии;

в-третьих, ввозные пошлины на сырье, служившей основой для отечественного производства также отличались умеренностью;

в-четвертых, готовые импортные изделия облагались более высокой пошлиной по сравнению с полуфабрикатами;

в-пятых высокой 30% пошлиной облагались товары, производство которых в стране уже было освоено.

В девятнадцатом веке вновь приобрели популярность фритредерские идеи и настроения. В 1817 году в Одессе была введена зона порто франко. Затем был принят умеренный тариф, фактически снявший все запреты на импорт иностранных товаров. Эта тенденция преобладала на протяжении всего века.

Если проанализировать изменения таможенной политики за несколько столетий, то можно сделать выводы о ее связи с другими политиками. В различные периоды истории на­шего государства различными государственными деятелями пе­ред таможней ставились различные, часто противоположные за­дачи: фискальные, протекционистские и др. При этом значимость таможенной политики для внешней торговли также изменялась. В некоторые периоды военные, внешнеполитические и другие интересы государства отодвигали таможенные методы на второй план, и таможня становилась подспорьем в решении внешнеполи­тических и военных проблем. В другие периоды, наоборот, внешнеэкономические задачи становились главными, таможня превращалась в основной инструмент их решения и таможенные методы либо стимулировали развитие общественного производ­ства, либо способствовали увеличению доходов государства. Факторами и условиями, определяющими различные цели таможенной политики, были внешние и внутренние политические, военные, экономические, социальные и другие условия жизни государства. До сих пор не выявлены такие законы, закономер­ности и тенденции изменения таможенной политики, которые позволяли бы надежно прогнозировать ее роль и значение в бу­дущем.

Однако, из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что основным регулятором внешнеэкономической деятельности предшествующих эпох был таможенный тариф.

2. ТАМОЖЕННО-ТАРИФНЫЕ СРЕДСТВА РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОГО ОБОРОТА.

В системе международных отношений государства выступают с позиции национальной внешней таможенной политики , т.е. их конкретные целенаправленные действия приобретают первостепенное значение, так как от них зависит согласование норм и принципов международного торгового права и функционирование международной системы экономических отношений вообще.

Национальная таможенная политика закрепляется государствами в таможенном законодательстве, основное место в котором отводится Таможенному кодексу и таможенному тарифу.

Таможенно-тарифные средства являются старейшим методом регулирования внешнеторгового оборота. Их основой являются таможенные пошлины, сведенные в таможенные тарифы.

Функции таможенного тарифа:

- фискальная – обеспечивает необходимое пополнение доходной части бюджета;

- защитная – предохраняет отечественное производство (отдельные национальные отрасли экономики) от чрезмерного уровня иностранной конкуренции, которым может быть нанесен существенный ущерб;

- регулирующая – оказывает определенное влияние на формирование структуры производства, на механизм ценообразования, поощряет развитие одних отраслей и сдерживает развитие других;

- торгово-политическая – является инструментом косвенного воздействия на экономическую политику других государств, играет определенную руль в достижении баланса экономических интересов между странами.

Таким образом, таможенный тариф является основным инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров РФ при его взаимосвязи с мировым рынком.

Таможенная пошлина представляет собой косвенный налог, взимаемый с товаров, ввозимых в страну или вывозимых из нее. Этот налог в конечном итоге оплачивается потребителем товаров, так как он включается в продажную цену.

Экономическая роль таможенной пошлины состоит в том, что она создает стоимостной барьер, повышающий цену импортного товара. Пошлина является первым и зачастую единственным фактором, увеличивающим цену товара при его движении на внутренний рынок страны. Целенаправленно применяя пошлины, государство может стимулировать развитие определенных отраслей экономики.

Торгово-политическая роль таможенной пошлины состоит в том, что она защищает определенные отрасли экономики от конкуренции иностранных товаров. Это не обязательно должны быть более слабые в экономическом отношении отрасли и предприятия. Часто наибольшей защитой пользуются именно наиболее развитые, монополизированные отрасли. Цель такого рода политики – создание национальным производителям условий для получения на внутреннем рынке монопольно высокой прибыли как одного из условий успешного выступления на внешнем рынке. Таможенная пошлина широко используется в качестве рычага давления на конкурентов с целью заставить их пойти на определенные уступки.

В зависимости от страны происхождения товара пошлины можно подразделить на основные группы:

· Максимальные (генеральные или общие), которые устанавливаются для всех стран.

· Минимальные, применяющиеся в отношении товаров, происходящих из стран, пользующихся в торговле с данной страной режимом наибольшего благоприятствования.

· Преференциальные – льготные ставки пошлин, предоставляемые отдельным странам или группам стран, как правило, развивающимся. Они обычно значительно ниже минимальных или равны 0, т.е. разрешается беспошлинный ввоз.

Типы таможенных тарифов:

- простой тариф предусматривает для каждого товара одну ставку таможенных пошлин, которая применяется вне зависимости от страны происхождения товара.

- сложный тариф по каждому товару устанавливает две или большее число ставок пошлин.

Еще одним инструментом регулирования внешней торговли является определение страны происхождения товаров.

Страна происхождения товара определяется с целью осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза товара на таможенную территорию ТС и вывоза товара с этой территории.

Правовой основой определения страны происхождения товаров являются Киотская конвенция, резолюции 21 и 24 II Сессии Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), а также резолюцию 96 IV Сессии этой Конференции.

В рамках ЮНКТАД с 1971 года начала складываться Общая система преференций, нацеленная на ускорение экономического роста развивающихся стран.

Среди пользователей национальной системой преференций особо выделяют так называемые наименее развитые страны (по классификации ООН к их числу относятся государства с крайне низким доходом на душе населения).

Следует отметить, что в сравнении с другими аспектами таможенно-тарифного регулирования правила происхождения товаров в меньшей степени были подвергнуты унификационным процессам на международно-правовом уровне. Эти вопросы урегулированы в Киотской конвенции (в приложениях о правилах происхождения товаров, документальном подтверждении происхождения товаров и о контроле за документами, подтверждающими происхождение товаров). Задача определения страны происхождения того или иного ввозимого товара имеет особую важность, т.к. устанавливаемые странами импортного таможенного тарифа в отношении товаров, ввозимых на их территорию, применяются этими странами, как правило, дифференцировано в зависимости от страны происхождения товаров.

 

3. ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ ЕВРОСОЮЗА

В настоящее время многие региональные объединения идут, с разным уровнем прогресса, по пути формирования и развития таможенного союза. Общепризнанным примером для заимствования является опыт ЕС и, в частности, его общий таможенный тариф.

В п. 1 ст. 23 (ранее ст. 9) Договора об учреждении ЕЭС (Рим, 25 марта 1957 г., с посл. изм.) провозглашено, что основой Сообщества является таможенный союз, который охватывает всю торговлю товарами и предусматривает запрещение импортных и экспортных таможенных пошлин и любых обременений, имеющих эквивалентный эффект в торговых отношениях между участниками, а также установление общего таможенного тарифа в их отношениях с третьими странами.

Несмотря на сложность вопроса, ликвидация таможенных тарифов участников была завершена к 1 июля 1968 года. Правовые основы составили Постановление Совета (ЕЭС) от 28 июня 1968 года N 950/68 "Об общем таможенном тарифе" и Постановление Совета (ЕЭС) от 16 января 1969 года N 97/69 "О мерах, подлежащих принятию для унифицированного применения номенклатуры общего таможенного тарифа". Позже они были заменены Постановлением Совета (ЕЭС) от 23 июля 1987 года N 2658/87 "О тарифе, статистической номенклатуре и общем таможенном тарифе".

- При декларировании таможне товары должны быть классифицированы согласно комбинированной номенклатуре. Импортированные и экспортируемые товары должны быть декларированы с указанием подзаголовка номенклатуры, под который они подпадают. Она определяет: 1) какая ставка таможенной пошлины применяется и 2) как товары рассматриваются в статистических целях. Комбинированная номенклатура воспроизведена в приложении I к названному выше Постановлению Совета.

- С завершением формирования внутреннего рынка товары могут циркулировать свободно между государствами-членами. Общий таможенный тариф поэтому применяется к импорту товаров через внешние границы ЕС (в отношениях с третьими странами). Тариф является общим для всех участников ЕС, но ставки пошлин отличаются от одного вида импорта к другому в зависимости от того, что они собой представляют и откуда они прибывают. Ставки зависят от экономической чувствительности товаров. Соответственно, тариф - это термин, объединяющий в себе комбинацию номенклатуры (классификации товаров) и ставок пошлин, которые применяются к каждому классу товаров. Кроме того, тариф содержит другие предписания Сообщества, которые имеют отношение к таможенной пошлине, подлежащей оплате с импорта, например о стране происхождения. Через тариф реализуется принцип, по которому отечественные производители должны быть в состоянии конкурировать справедливо и одинаково на внутреннем рынке с изготовителями, экспортирующими из других стран.

- Кроме устранения препятствий торговле в рамках Сообщества, таможенный союз включает гармонизацию таможенных постановлений о торговле с третьими странами. Усилия, нацеленные на применение таких постановлений в ЕС, приняли две формы. С одной стороны, Сообщество установило и применяет общий таможенный тариф. С другой стороны, правила Сообщества вписываются в международный контекст, за развитием которого они должны следовать. Таким образом, меры, согласованные предварительно в рамках, например, ГАТТ и ныне ВТО, должны быть включены в право ЕС.

- Для участников ЕС общий таможенный тариф означает как потерю выбора в проведении независимой таможенной или торговой политики, так и потерю таможенного дохода. Никакой участник ЕС не может односторонне выбрать или договориться о тарифных вопросах; все изменения в общем таможенном тарифе решаются Советом после переговоров (в случае необходимости) и предложения Комиссией. Все двусторонние (между ЕС и третьими странами) и многосторонние (в рамках ВТО) переговоры проводятся Комиссией.

Правовые основы независимой системы финансирования расходов Сообществ были заложены решением Совета (ЕОУС, ЕЭС, Евратом) от 21 апреля 1970 года 70/243 "О замене финансовых взносов государств-членов собственными ресурсами Сообществ". На смену этому и ряду последующих решений пришло решение Совета (ЕС, Евратом) от 29 сентября 2000 года N 2000/597 "О системе собственных ресурсов Европейских сообществ". В соответствии с п. 1(b) ст. 2 этого решения доход от пошлин общего таможенного тарифа и других пошлин, установленных или подлежащих установлению институтами Сообществ в отношении торговли с третьими странами, и от таможенных пошлин на товары, подпадающие под Договор об учреждении европейского объединения угля и стали(Париж, 18 апреля 1951 г.), образует собственные ресурсы, зачисляемые в бюджет ЕС.

- Решение Совета (ЕС, Евратом) "О системе собственных ресурсов Европейских сообществ" показывает, что таможенные пошлины в ЕС, как и в отдельных государствах, выполняют фискальную функцию. Это не исключает и регулирующую функцию таможенного тарифа. Она образована из:

- тарифных квот;

- приостановлений;

- льгот и преференций;

- интеграционных требований.

 

Тарифные квоты. Тарифные квоты являются исключением из нормальной конъюнктуры, так как они разрешают во время срока действия меры для ограниченного количества товара полный (полная приостановка) или частичный (частичная приостановка) отказ от нормальных пошлин, применимых к импортированным товарам (за исключением антидемпинговых пошлин). В ЕС применяются преференциальные и автономные тарифные квоты.

В рамках нескольких соглашений, которые ЕС заключило с третьими странами, так же как и в рамках автономных преференциальных договоренностей для некоторых стран бенефициариев, предусмотрены тарифные уступки для предопределенного объема товаров. (Например, в п. 2 ст. 68 Соглашения об учреждении ассоциации между ЕС и его государствами-членами, с одной стороны, и Республикой Чили, с другой стороны (Брюссель, 18 ноября 2002 г.), предусмотрено, что тарифные квоты на импорт в Сообщество определенной рыбы и продуктов рыболовства, происходящих из Чили, перечисленных в Приложении I, должны быть применены со вступления в силу этого соглашения, в соответствии с положениями, упомянутыми в приложении. Эти квоты управляются на основе "первый прибывший первым обслуживается". Или согласно п. 3 ст. 9 Протокола к Евросредиземноморскому соглашению, учреждающему ассоциацию между ЕС и их государствами-членами, с одной стороны, и Арабской Республикой Египет, с другой стороны, о принятии во внимание вступление в ЕС Республики Болгарии и Румынии (Брюссель, 26 ноября 2007 г.) увеличение объема тарифной квоты на апельсины, для которых положение закреплено в Приложении к этому протоколу, должно применяться с 1 июля 2007 года).

В пределах этих преференциальных тарифных квот при поставке в Сообщество предопределенного объема товаров, происходящих в указанной стране, можно извлечь выгоду от более благоприятной ставки пошлины по сравнению с нормальной пошлиной для третьих стран, упомянутой в комбинированной номенклатуре. Право извлечь выгоду из преференциальных тарифных квот обусловлено представлением свидетельства о происхождении товара.

Для некоторых секторов экономики необходимо стимулировать конкуренцию низкими тарифами, что имеет место в многочисленных индустриальных секторах. Они призваны решать задачи усиления экономической деятельности отраслей промышленности Сообщества, улучшая конкурентоспособность, обеспечивая занятость, модернизируя структуры и т.д.

Требование открыть автономную тарифную квоту может быть представлено само по себе или на основе проверки требования о приостановке. В этой связи принимаются во внимание убытки любого нового производства и любой производственной мощности, которая могла быть доступной в Сообществе или в третьей стране с преференциальными тарифными договоренностями.

Когда идентичные, эквивалентные или заменяемые товары произведены в достаточных количествах в пределах ЕС или производителями в третьей стране с преференциальными тарифными договоренностями, предоставление квот обычно исключается. То же самое происходит, когда мера может привести к искажению конкуренции относительно конечных продуктов.

Приостановления. Как и тарифные квоты, приостановления являются исключением из нормальной конъюнктуры во время срока действия меры для неограниченного разрешенного количества (полная приостановка) или в виде частичного отказа (частичная приостановка) от нормальных пошлин, подлежащих применению к импортированным товарам (за исключением антидемпинговых пошлин). Одно из отличий приостановлений от тарифных квот состоит в том, что при приостановлении речь идет о неограниченном разрешенном количестве.

Товары, импортированные в рамках действия приостановления, находятся в свободном обращении и обладают свободой передвижения по всему Сообществу. Кроме того, как только приостановка предоставляется, любой оператор в любом государстве-члене имеет право извлечь выгоду из нее. Это означает, что предоставление приостановки действует во всех участниках ЕС.

На сегодняшний день в ЕС используется несколько видов приостановлений, а именно:

- промышленные;

- авиационные;

- военные;

- для наиболее удаленных регионов.

 

Как известно, для некоторых секторов экономики необходимо стимулировать конкуренцию низкими тарифами, что имеет место в фармацевтике и информационных технологиях. Для этого используются временные и постоянные приостановки.

Главная цель тарифных приостановок состоит в том, чтобы предоставить возможность предприятиям Сообщества использовать сырье, полуфабрикаты или компоненты (но не законченные товары) без возложения обязанностей по уплате нормальных пошлин, предусмотренных общим таможенным тарифом.

Например, таможенные пошлины на импорт частей, компонентов и других товаров, используемых в самолетах, приостанавливаются на основании положений Постановления Совета (EC) от 25 июня 2002 года N 1147/2002 "О временном приостановлении автономных пошлин общего таможенные тарифа на некоторые товары, импортированные со свидетельствами летной годности". Соответствующая мера уменьшает административное бремя для компаний и таможенных управлений, устраняя таможенные процедуры для определенных товаров, используемых в изготовлении, ремонте и обслуживании самолетов.

Льготы и преференции. Пошлины общего таможенного тарифа применимы ко всем товарам, импортированным в ЕС. Однако при определенных обстоятельствах такое налогообложение неоправданно из-за специальных условий (например, при выезде или возврате граждан в ЕС без коммерческих целей), при которых обычная потребность в защите экономики от импорта товаров отсутствует. При таких обстоятельствах достигнуты договоренности на уровне Сообщества, разрешающие освобождение ввозимых товаров от таможенных пошлин.

Интеграционные требования. Вслед за вступлением в ЕЭС Великобритании и Дании в целях исключения препятствий были заключены соглашения о свободной торговле между Сообществом и государствами Европейской ассоциации свободной торговли. Эти двусторонние соглашения были заменены с 1 января 1994 года Соглашением о европейской экономической территории (Брюссель, 17 марта 1993 г.). После вступления в ЕС Австрии, Швеции и Финляндии данное Соглашение объединяет территории участников ЕС с Норвегией, Исландией и Лихтенштейном в обширное пространство, гарантирующее не только свободную торговлю, но и фундаментальные свободы общего рынка. В результате полное применение общего таможенного тарифа ЕС ограничено торговлей с США, Канадой, Японией, Австралией и некоторыми другими развитыми странами. Хотя в последнее время значение таможенных пошлин понижается, таможенный союз, поддержанный инструментами торговой политики, гарантирует достаточную защиту эффективности промышленных производителей участников.

Очевидно, что региональное объединение в форме таможенного союза не является застывшей субстанцией, и возможно расширение, причем как за счет принятия новых членов, так и посредством образования таможенного союза с третьими странами. В ст. 310 (ранее ст. 238) Римского договора прямо предусмотрено, что Сообщество может заключать с одним или более государствами или международными организациями соглашения об учреждении ассоциации, предусматривающие взаимные права и обязательства, общее действие и специальную процедуру. Пример реализации этой нормы - Соглашение об учреждении ассоциации между государствами - членами ЕЭС, Сообществом и Турцией (Анкара, 12 сентября 1963 г.). Дополнительный протокол к этому соглашению от 23 ноября 1970 года установил сроки и условия для выполнения переходной стадии, предусматривая учреждение таможенного союза между Турцией и ЕС к концу 1995 года. В соответствии с положениями этого протокола во время переходной стадии стороны устранили на взаимной основе таможенные пошлины и обременения, имеющие эквивалентный эффект, так же как и количественные ограничения, применявшиеся к двусторонней торговле; Турция скорректировала свои (более высокие) тарифы на импорт из третьих стран с учетом уровня общего таможенного тарифа ЕС и приняла ряд нормативных правовых актов, совместимых с общей коммерческой и конкурентной политикой ЕС. Решение Совета ассоциации Турции - EC о таможенном союзе от 31 декабря 1995 года определило модели заключительной стадии учреждения таможенного союза.

- Таможенный союз требует больше, чем только наличие общего таможенного тарифа. Этот тариф должен также быть применен согласно идентичным правилам во всех участниках. Отказ следовать этому мог привести к различной стоимости товаров для таможенных целей или к различным правилам выпуска товаров для обращения. Постановление Совета (ЕЭС) от 12 октября 1992 года N 2913/92 "Об учреждении Таможенного кодекса Сообщества", которое входит в состав положений таможенного законодательства ЕС, предназначено для предотвращения риска различных интерпретаций правил ЕС в торговле между участниками и третьими странами. Общее таможенное законодательство, объединенное в Таможенном кодексе, - это признак таможенного союза. Экспортеры Сообщества, осуществляющие деятельность из одного или более участников, имеют право на единое разрешение на экспорт.

- Таможенное объединение без границ предполагает, что таможенные отношения участников с остальной частью мира регулируются таким же образом. Общее таможенное законодательство фактически применимо к юрисдикциям всех участников ЕС как внутреннее право. С этой целью Таможенный кодекс Сообщества группирует и представляет все положения таможенного законодательства, управляющего торговлей Сообщества с третьими странами, в свете обязательств в рамках ВТО. Он гарантирует ясность таможенных постановлений Сообщества и устраняет риск разных интерпретаций или юридической неопределенности.

4. ПРИМЕНЕНИЕ ОБЩЕГО ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА В СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Формирование общего таможенного тарифа Европейского союза (ЕС) осуществлялось в соответствии с базовыми положениями договоров об учреждении Европейского экономического сообщества, подписанных в 1957 г. Принципы таможенно-тарифного регулирования и уровень ставок тарифов основывались на правилах и требованиях Генерального соглашения по тарифам и торговле (Всемирной торговой организации).

Как предусмотрено учредительными документами, основой Сообщества является таможенный союз, который охватывает всю торговлю товарами и предусматривает запрещение импортных и экспортных таможенных пошлин и любых равнозначных сборов в торговых отношениях между государствами-членами, а также установление общего таможенного тарифа в их отношениях с третьими странами.

В соответствии с целями и задачами Сообщества по созданию общего рынка и сближению законодательств государств-членов в той мере, в какой это необходимо для функционирования общего рынка, было предусмотрено поэтапное осуществление в установленные сроки ряда мероприятий, в том числе таких, как:

- устранение между государствами-членами таможенных сборов и количественных ограничений на импорт и экспорт товаров, а также всех других эквивалентных по своим последствиям мер;

- введение общего таможенного тарифа и общей торговой политики по отношению к третьим государствам;

- устранение между государствами-членами препятствий свободному движению лиц, услуг и капиталов;

- введение общей политики в области сельского хозяйства, транспорта;

- создание системы, которая будет способствовать развитию справедливой конкуренции на общем рынке;

- осуществление других мероприятий в области совместной социально-экономической политики государств.

Договором об учреждении ЕС предусматривается, что общий рынок должен создаваться постепенно (поэтапно), в течение переходного 12-летнего периода (3 этапа по 4 года). Для каждого этапа предусматривается совокупность мероприятий, которые должны быть приняты и осуществлены в установленном порядке. Однако продление переходного периода не может превышать более чем 15 лет, считая с момента вступления в силу договора.

В переходный период таможенные пошлины и сборы при импорте, ранее действовавшие в торговле между государствами-членами, должны постепенно снижаться и отменяться ими в течение переходного периода, а отмена экспортных пошлин и сборов должна осуществиться не позже окончания первого этапа переходного периода.

Положения договора также применяются в отношении таможенных пошлин, носящих фискальный характер. Однако эти пошлины в переходный период должны снижаться более быстрым темпом, при этом государства-члены сохраняют за собой право заменить эти пошлины внутренним налогом, если размер этих пошлин не превышает уровень обложения внутренними налогами, которому обычно подвергается аналогичная национальная продукция.

Государства - члены ЕС заявили о своей готовности содействовать развитию международной торговли и снижению торговых барьеров посредством заключения с третьими странами соглашений, имеющих целью на основе взаимности и взаимной выгоды сокращение таможенных пошлин ниже общего уровня, которым они могли бы пользоваться благодаря созданию таможенного союза между ними.

В качестве базы для исчисления среднего уровня пошлин общего таможенного тарифа ЕС в отношении третьих стран пошлины установлены на среднеарифметическом уровне, применявшемся на 01.01.1957 в четырех таможенных территориях государств - членов ЕС.

В случаях если производство некоторых товаров по установленным спискам в государствах - членах ЕС недостаточно для удовлетворения спроса какого-либо государства - члена ЕС и это в значительной степени зависит от традиционного импорта из третьих стран, компетентный орган может предоставить заинтересованному государству - члену ЕС тарифные квоты со сниженной пошлиной или беспошлинно. Такое разрешение может быть дано лишь на ограниченный срок и лишь по таким тарифным статьям, которые не превышают в данном государстве 5% стоимости его импорта из третьих стран в течение последнего года.

В случае если какой-либо продукт является в одном или нескольких государствах - членах ЕС предметом национальной монополии коммерческого характера, компетентный орган может разрешить другим государствам - членам ЕС применять защитные меры на определенных условиях до тех пор, пока не будет устранена дискриминация в отношении поставок и сбыта товаров.

Однако если монополия действует по правилам, цель которых состоит в том, чтобы обеспечить сбыт или повысить доходность сельскохозяйственной продукции, вышеуказанное положение применяется таким образом, чтобы обеспечить эквивалентные гарантии для занятости и уровня жизни заинтересованных производителей, с учетом возможностей приспособления и необходимой специализации по прошествии времени.

В целом общая аграрная политика и таможенно-тарифная политика преследуют следующие цели: увеличить производительность сельского хозяйства; обеспечить достаточный жизненный уровень сельского населения; стабилизировать рынки, обеспечить наличие продовольствия и разумные потребительские цены на продовольствие.

Для достижения указанных целей создается общий организационный механизм сельскохозяйственных рынков, предусматривающий введение общих правил в отношении конкуренции, обязательную координацию различных национальных рыночных структур, организацию европейского рынка.

Общая организация сельскохозяйственных рынков включает все меры, необходимые для достижения вышеперечисленных целей, в частности регулирование цен, помощь производству и сбыту различных продуктов, хранение запасов и общий механизм стабилизации импорта или экспорта.

Поскольку постепенная отмена таможенных пошлин и количественных ограничений, действующих между государствами - членами ЕС, может привести к установлению цен, способных поставить под угрозу цели общей аграрной политики, каждому государству - члену ЕС разрешается в течение переходного периода вводить для некоторых продуктов на недискриминационной основе систему минимальных цен, ниже которых импорт может быть либо временно прекращен или уменьшен, либо разрешен при условии, что он будет осуществляться по более высокой цене, чем минимальная цена, установленная для данного продукта. В последнем случае минимальные цены не будут включать таможенные пошлины.

По истечении переходного периода общая торговая политика в основном нацелена на осуществление мер, касающихся изменений тарифных ставок, заключения тарифных и торговых соглашений, унификации мер по либерализации экспортной политики, а также мер по защите торговли, в частности таких, которые применяются в случаях демпинга или субсидирования.

Европейское сообщество стремится к достижению поставленных целей, создавая и используя такие структурные специализированные фонды, как Европейский фонд ориентации и гарантий в области сельского хозяйства, Европейский социальный фонд, Европейский фонд регионального развития, Европейский инвестиционный банк, и другие финансовые инструменты.

Анализ общего таможенного тарифа ЕС и уровня ставок по основным группам товаров, установленным с учетом упомянутых выше принципов и условий, показывает следующее:

1. Указанный общий тариф принят с учетом правил и требований, предусмотренных для осуществления мероприятий в переходный период, продолжавшийся около 15 лет. Последние отсылки на нормативные документы об изменениях тарифов на отдельные товары датируются 1993 г., т.е. практически с этого времени общий тариф не менялся и действует в настоящее время. В то же время в сносках о применении тарифов на отдельные конкретные товары Сообщество резервирует право изменять тарифы в сторону их снижения или приостановления их действия на определенный или неограниченный срок при согласовании с заинтересованными сторонами таких действий в установленном порядке.

2. В соответствии с общими правилами благоприятные тарифы (специальные положения) установлены в отношении товаров:

- ввозимых для переработки под таможенным контролем конечного продукта;

- предназначенных для использования на определенных категориях судов, платформ и других плавучих средств в целях их постройки, оборудования, ремонта, модернизации и обслуживания под таможенным контролем;

- ввозимых для использования в гражданской авиации, включая воздушные суда;

- фармацевтических продуктов по установленным перечням и спискам, рекомендуемых в Международных Несобственнических Названиях (INN), изданных Всемирной организацией здравоохранения (WHO);

- определенных семян, предназначенных для посева и посадки (сахарной и гибридной кукурузы, риса, сорго, картофеля); определенных видов новых столовых сортов винограда, токайского вина, табака, фондю, сыра и других продуктов при наличии соответствующего свидетельства и регистрации;

- ввозимых в дорожном личном багаже или пересылаемом багаже, при условии, что такой импорт не имеет коммерческой природы. Льготы по уплате пошлины в этом случае предоставляются, если ценность товаров в багаже не превышает 350 евро.

- ввозимых в пределах тарифных квот, установленных компетентными властями Сообщества, и в некоторых других случаях.

3. Общий таможенный тариф ЕС предусматривает ставки таможенных пошлин, взимаемых при импорте товаров в страны ЕС преимущественно из третьих стран. Однако по некоторым товарам сделано исключение (например, по виноградному вину определенных марок и другим товарам, производимым в конкретных провинциях и областях стран ЕС).

4. В зависимости от целей и способов таможенно-тарифного регулирования ставки установлены в процентах от стоимости товаров (адвалорные ставки), в евро за физическую единицу товара (специфические ставки) или применяются комбинированные ставки, сочетающие адвалорные и специфические ставки. Уровень ставок пошлин довольно разнообразен и зависит от таможенно-тарифной политики ЕС в отношении защиты своих товаропроизводителей, а также от его международных обязательств, данных в рамках Всемирной торговой организации. В случае необходимости ставки на конкретные товары, предусмотренные общим таможенным тарифом, могут быть снижены до определенного уровня (или приостановлены) на автономной основе на определенный или неопределенный срок.

5. В



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.