Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Обучающее занятие для младших подростков по развитию толерантности.



Обучающее занятие для младших подростков по развитию толерантности.

 

Цель:формирование чувства эмпатии и сопереживания среди учащихся 6-х классов.

Задачи:

- познакомить учеников с понятиями «толерантность», «интолерантность», «толерантная личность»;

- выявить и проанализировать степень проявления толерантности собственной личности;

- используя предложенный теоретический и практический материал, поработать младшим подросткам в командах и группах.

Время проведения: 45 минут (учебный урок).

Участники занятия: учащиеся 6-х классов.

Используемый материал: диагностические бланки; медиапроектор (демонстрация презентации).

Ход занятия.

Упражнение-активизатор «Общий ритм».

Время проведения: 5 минут.

Ведущий несколько раз хлопает в ладоши с определенной скоростью, задавая ритм, который группа должна повторить. Ведущий может добавлять и движения ногами, образуя некую ритмическую основу. Постепенно ведущий ускоряет темп предложенных движений. Задача группы постараться максимально точно воспроизвести все движения ведущего.

Упражнение «Правила работы».

Время проведения: 3 минуты.

Ведущий обсуждает с членами группы основные правила работы в группе, которые будут использованы в течение этого занятия (например, слушать друг друга; не перебивать; говорить только за себя и др.).

 

Теоретическая часть.

Время проведения: 8 минут.

«ЕСЛИ ТЫ ШИПЫ ПОСЕЕШЬ,
ВИНОГРАД НЕ СОБЕРЕШЬ»

Ассамарканди

Ведущий рассказывает участникам группы о том, что такое «толерантность» и «интолерантность» (или нетерпимость), об их проявлениях и о последствиях нетерпимости.

Терпимость – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

Толерантность означает уважение, принятия и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, способов проявления человеческой индивидуальности.

Интолерантность - это неприятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими людьми, проявляется через конфликтное и агрессивное поведение.

Показателями толерантности являются:

— Сотрудничество и партнерство;

— Готовность мириться с чужим мнением;

— Уважение человеческого достоинства;

— Уважение прав других;

— Принятие другого таким, какой он есть;

—  Способность поставить себя на место другого;

—  Уважение права быть иным;

—  Признание многообразия;

—  Признание равенства других;

—  Терпимость к чужим мнениям, вере и поведению;

—  Отказ то доминирования причинения вреда и насилия.

 

Упражнение «Общий счет».

Время проведения: 3 минуты.

Ведущий начинает счет. Задача участников группы посчитать от 1 до 10, по одному. Но никто из участников не знает, кто произнесет следующее число. Если одновременно несколько членов группы произнесут одно и то же число, ведущий прерывает упражнение и начинает счет заново. Упражнение повторяется до тех пор, пока цель не будет достигнута.

 

Упражнение «Черты толерантной личности».

Время проведения: 8 минут.

Участникам раздаются бланки опросника. Ведущий объясняет, что 10 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственны толерантной личности.

Инструкция: «Сначала в колонке А поставьте «+» напротив тех трех черт, которые, по Вашему мнению, у Вас наиболее выражены. Затем в колонке В поставьте «+» напротив тех трех черт, которые, на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности. Этот бланк останется у Вас и о результатах никто не узнает, поэтому Вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь. На заполнение опросника дается 4 минуты».

Бланк.

Черты толерантной личности                 Колонка А     Колонка В

  1. Расположенность к другим
  2. Умение владеть собой
  3. Терпение
  4. Чувство юмора
  5. Доброжелательность
  6. Альтруизм
  7. Терпимость к различиям
  8. Умение слушать
  9. Умение не осуждать других
  10. Способность к сопереживанию      ------------         ------------

Затем ведущий заполняет заранее подготовленный бланк опросника, прикрепленный на доску. Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил в колонке В первое качество. Число ответивших подсчитывается и заносится в колонку бланка. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы).

 Упражнение «Умения».

Время проведения: 4 минуты.

Ведущий просит встать всех тех, кто обладает определенным умением или качеством (например: «Встаньте все те, кто умеет вышивать, кататься на горных лыжах, любит смотреть сериалы, мечтает научиться играть в большой теннис» и др.).

Упражнение «Волшебная лавка».

Время проведения: 7 минут.

Ведущий просит участников группы представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные «вещи»: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, склонность не осуждать других, гуманизм.

Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на какие-нибудь другие. Вызывается один из участников. Он может приобрести одну или несколько «вещей», которых у него нет. Например, покупатель просит у продавца «терпения». Продавец выясняет, сколько ему нужно «терпения», зачем оно ему, в каких случаях он хочет быть «терпеливым». В качестве платы продавец просит у покупателя что-то взамен, например, тот может расплатиться «чувством юмора», которого у него с избытком.

По завершению упражнения, проводится рефлексия и участники группы делают вывод о том, какие качества присущи толерантной личности.

Упражнение «Меню хороших новостей».

Время проведения: 3 минуты.

Работа проводится в парах. Задача участников группы поочередно рассказать друг другу, какие чувства сейчас он испытывает; рассказать о своем желании, которое могло бы сбыться в течение этого дня и пожелать что-нибудь позитивное своему напарнику.

Рефлексия «Свободный микрофон».

Время проведения: 4 минуты.

Участники группы по желанию рассказывают о своих чувствах, испытанных в течение урока, о степени принятия/непринятия предложенной информации, делают вывод о степени успешности проделанной коллективной работы. Ведущий благодарит всех членов группы за участие и толерантность.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.