|
|||
Обучающее занятие для младших подростков по развитию толерантности.Обучающее занятие для младших подростков по развитию толерантности.
Цель:формирование чувства эмпатии и сопереживания среди учащихся 6-х классов. Задачи: - познакомить учеников с понятиями «толерантность», «интолерантность», «толерантная личность»; - выявить и проанализировать степень проявления толерантности собственной личности; - используя предложенный теоретический и практический материал, поработать младшим подросткам в командах и группах. Время проведения: 45 минут (учебный урок). Участники занятия: учащиеся 6-х классов. Используемый материал: диагностические бланки; медиапроектор (демонстрация презентации). Ход занятия. Упражнение-активизатор «Общий ритм». Время проведения: 5 минут. Ведущий несколько раз хлопает в ладоши с определенной скоростью, задавая ритм, который группа должна повторить. Ведущий может добавлять и движения ногами, образуя некую ритмическую основу. Постепенно ведущий ускоряет темп предложенных движений. Задача группы постараться максимально точно воспроизвести все движения ведущего. Упражнение «Правила работы». Время проведения: 3 минуты. Ведущий обсуждает с членами группы основные правила работы в группе, которые будут использованы в течение этого занятия (например, слушать друг друга; не перебивать; говорить только за себя и др.).
Теоретическая часть. Время проведения: 8 минут. «ЕСЛИ ТЫ ШИПЫ ПОСЕЕШЬ, Ассамарканди Ведущий рассказывает участникам группы о том, что такое «толерантность» и «интолерантность» (или нетерпимость), об их проявлениях и о последствиях нетерпимости. Терпимость – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным. Толерантность означает уважение, принятия и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, способов проявления человеческой индивидуальности. Интолерантность - это неприятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими людьми, проявляется через конфликтное и агрессивное поведение. Показателями толерантности являются: Сотрудничество и партнерство; Готовность мириться с чужим мнением; Уважение человеческого достоинства; Уважение прав других; Принятие другого таким, какой он есть; Способность поставить себя на место другого; Уважение права быть иным; Признание многообразия; Признание равенства других; Терпимость к чужим мнениям, вере и поведению; Отказ то доминирования причинения вреда и насилия.
Упражнение «Общий счет». Время проведения: 3 минуты. Ведущий начинает счет. Задача участников группы посчитать от 1 до 10, по одному. Но никто из участников не знает, кто произнесет следующее число. Если одновременно несколько членов группы произнесут одно и то же число, ведущий прерывает упражнение и начинает счет заново. Упражнение повторяется до тех пор, пока цель не будет достигнута.
Упражнение «Черты толерантной личности». Время проведения: 8 минут. Участникам раздаются бланки опросника. Ведущий объясняет, что 10 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственны толерантной личности. Инструкция: «Сначала в колонке А поставьте «+» напротив тех трех черт, которые, по Вашему мнению, у Вас наиболее выражены. Затем в колонке В поставьте «+» напротив тех трех черт, которые, на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности. Этот бланк останется у Вас и о результатах никто не узнает, поэтому Вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь. На заполнение опросника дается 4 минуты». Бланк. Черты толерантной личности Колонка А Колонка В
Затем ведущий заполняет заранее подготовленный бланк опросника, прикрепленный на доску. Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил в колонке В первое качество. Число ответивших подсчитывается и заносится в колонку бланка. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы). Упражнение «Умения». Время проведения: 4 минуты. Ведущий просит встать всех тех, кто обладает определенным умением или качеством (например: «Встаньте все те, кто умеет вышивать, кататься на горных лыжах, любит смотреть сериалы, мечтает научиться играть в большой теннис» и др.). Упражнение «Волшебная лавка». Время проведения: 7 минут. Ведущий просит участников группы представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные «вещи»: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, склонность не осуждать других, гуманизм. Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на какие-нибудь другие. Вызывается один из участников. Он может приобрести одну или несколько «вещей», которых у него нет. Например, покупатель просит у продавца «терпения». Продавец выясняет, сколько ему нужно «терпения», зачем оно ему, в каких случаях он хочет быть «терпеливым». В качестве платы продавец просит у покупателя что-то взамен, например, тот может расплатиться «чувством юмора», которого у него с избытком. По завершению упражнения, проводится рефлексия и участники группы делают вывод о том, какие качества присущи толерантной личности. Упражнение «Меню хороших новостей». Время проведения: 3 минуты. Работа проводится в парах. Задача участников группы поочередно рассказать друг другу, какие чувства сейчас он испытывает; рассказать о своем желании, которое могло бы сбыться в течение этого дня и пожелать что-нибудь позитивное своему напарнику. Рефлексия «Свободный микрофон». Время проведения: 4 минуты. Участники группы по желанию рассказывают о своих чувствах, испытанных в течение урока, о степени принятия/непринятия предложенной информации, делают вывод о степени успешности проделанной коллективной работы. Ведущий благодарит всех членов группы за участие и толерантность.
|
|||
|