Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Опорный конспект «Глюкоза». Проверка знаний



 

Занятие 14 (79) Лабораторная работа № 11.

Тема: “ Химические свойства углеводов”.

Цель: выработать умения анализировать и сравнивать свойства моно-, ди- и полисахаридов на основе проведения лабораторных опытов.

Характер работы: экспериментальный, частично-поисковый.

Рекомендуемая литература: Габриелян О.С.Химия-10 (профильный уровень) стр.202-212

 

 

Контрольные вопросы:

1.Значение углеводов для жизнедеятельности живых организмов. Их функции.

2.Классификация углеводов.

3.Нахождение в природе представителей моно-, ди- и полисахаридов.

4.Сущность и значение биохимического процесса получения углеводов на Земле.

5.Химизм и сущность промышленного получения глюкозы, сахарозы, крахмала и целлюлозы.

6.С помощью каких химических методов можно доказать бифункциональность глюкозы?

7.Каковы особенности химических свойств восстанавливающих и невосстанавливающих дисахаридов?

8.Почему крахмал и целлюлоза, имея одну формулу, проявляют разные свойства?

9.Как на опыте доказать, что продуктом гидролиза крахмала и целлюлозы является глюкоза?

10.Каково применение углеводов в различных областях промышленности (в т.ч. и в пищевой)?

 

Опорный конспект «Глюкоза»

 

Проверка знаний

  Вопросы Варианты ответов Код
Эмпирическая формула мальтозы ... С5Н10О5 С12Н22О116Н10О5)n С6Н12О6
С помощью какого вещества можно различить глюкозу и фруктозу : Cu(OH)2, при встряхивании Ag2O (аммиачный р-р) Cu(OH)2, при нагревании I2
При гидролизе крахмала как конечный продукт образуется ... мальтоза альфа-глюкоза декстрины бета-глюкоза
Глюкозу можно восстановить :            Н2 С6Н12О6 —–› С6Н14О6 Какая из функциональных групп вступает в реакцию ? спиртовая альдегидная карбоксильная карбонильная
Какое количество глюкозы необходимо взять для получения брожением 46 г этанола, если выход спирта составляет 90% ? 100 г 126 г 138 г 200 г

 

Опыты

Опыт № 1. Обнаружение гидроксильных групп в углеводах.

      В три бробирки наливают по 1,5 мл растворов : глюкозы, фруктозы, сахарозы. В каждую пробирку добавляют по 1 мл 10-% р-ра NaOH, а затем по каплям приливают 5-% р-р CuSO4. Образующийся вначале осадок Cu(OH)2 при встряхивании растворяется, получается ярко-синий раствор алкоголятов меди.

Рисунок или схема опыта :

Наблюдения и уравнения реакций :

Выводы :

Опыт № 2.Обнаружение альдегидной группы в моносахаридах.

      а) Окисление гидроксидом меди (11) - реакция “ хамелеон”.

В две пробирки наливают по 2 мл р-ров глюкозы и фруктозы, добавляют 1 мл 10-% р-ра NaOH и по каплям (до появления голубого осадка Cu(OH)2 ) 5-% р-р CuSO4. Содержимое пробирок осторожно нагревают и наблюдают изменение голубой окраски осадка на красный. Объясните, почему реакция идет только с раствором глюкозы.

      б) Окисление аммиачным раствором оксида серебра (реакция “серебряного зеркала”).

В две пробирки наливают по 1 мл растворов глюкозы и фруктозы, добавляют по 4-5 капель аммиачного раствора оксида серебра и осторожно нагревают. Объясните наблюдаемые явления.

Рисунок или схема опыта :

Наблюдения и уравнения реакций :

Выводы :

Опыт № 3.Восстанавливающие свойства дисахаридов.

      В три пробирки наливают по 1,5 мл растворов сахарозы, мальтозы и лактозы(или молока), добавляют по 1 мл 10-% р-ра NaOH и по каплям 5-% р-р CuSO4. Содержимое пробирок нагревают ( не допуская кипения ) и наблюдают проявления реакции “хамелеон”. Какие из предложенных дисахаридов проявляют восстанавливающие свойства?

Рисунок или схема опыта :

Наблюдения и уравнения реакций :

Выводы :

Опыт № 4.Реакция Панова на кетогексозы.

     В две пробирки наливают по 1 мл р-ров фруктозы и глюкозы, добавляют по 2 мл смеси этанола с конц. серной кислотой, а затем - 2-3 капли 5-% р-ра (спиртового) альфа-нафтола. Содержимое встряхивают и осторожно нагревают 3 мин. В какой пробирке появляется интенсивное фиолетовое окрашивание?

Схема опыта и наблюдения :

Выводы :

Опыт № 5.Гидролиз сахарозы.

      В пробирку наливают 3 мл 1-% р-ра сахарозы и прибавляют 5 капель 1М р-ра скрной кислоты. Смесь нагревают 3-5 мин, охлаждают и делят на две части. Одну часть раствора нейтрализуют сухим гидрокарбонатом натрия до прекращения выделения углекислого газа, добавляют равный объем свежеприготовленного гидроксида меди (11) и повторно нагревают. Вторую половину гидролизата используют для обнаружения фруктозы реакцией Панова (см. опыт № 4). Сравнивают окраску растворов в двух пробирках. Какие продукты гидролиза сахарозы вами обнаружены проведенными реакциями?

Рисунок или схема опыта :

Наблюдения и уравнения реакций :

Выводы :

Опыт № 6.Цветные реакции на сахарозу.

       В две пробирки наливают по 2 мл 10-% р-ра сахарозы и по 1 мл 5-% р-ра NaOH. Затем в одну пробирку добавляют несколько капель 5-% р-ра сульфата кобальта, а в другую - столько же сульфата никеля. В пробирке с солью кобальта появляется фиолетовое окрашивание, а с солью никеля - зеленое.

Схема опыта и наблюдения :

Выводы :

Опыт № 7.Качественные реакции на углеводы.

      а) Реакция Милоша на углеводы.

В две пробирки наливают по 1 мл воды и вносят небольшое количество углеводов: в одну - сахарозу (или глюкозу),в другую - крахмал. Затем в каждую пробирку вносят 1-2 капли 15-% спиртового раствора альфа-нафтола и, наклонив пробирку, по стенкам из пипетки осторожно приливают по 1 мл конц. серной кислоты. Появляется окрашенное кольцо, сначала зеленоватого цвета, потом фиолетовое.

Реакция с альфа -нафтолом - качественная реакция на углеводы. При взаимодействии с конц. серной кислотой углеводы разлагаются, наряду с другими продуктами разложения образуется фурфурол и его производные; они конденсируются с альфа-нафтолом с образованием окрашенных продуктов. Напишите уравнение реакции дегидратации D-глюкозы (образование оксиметилфурфурола).

        б) Реакция крахмала с йодом.

Клубень картофеля или семена зерновых разрезают на 2 части и на свежесрезанный слой вносят 1-2 капли р-ра йода в йодиде калия. Рассмотрите окрашенные крахмальные зерна под микроскопом.

Рисунок или схема опыта :

Наблюдения и уравнения реакций :

Выводы :

Домашнее задание:

На оценку «3»: ответить письменно в тетради на контрольные вопросы

На оценку «4»: ответить письменно в тетради на контрольные вопросы и вопросы из блока проверка знаний

На оценку «5»: переписать опыты, зарисовать рисунок или схему выполнения опыта, написать уравнения реакций, сделать выводы (7 опытов)

Срок выполнения: до 30.11.21 до 18.00



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.