|
||||||||||||||||||||||||||
Опорный конспект «Глюкоза». Проверка знаний
Занятие 14 (79) Лабораторная работа № 11. Тема: “ Химические свойства углеводов”. Цель: выработать умения анализировать и сравнивать свойства моно-, ди- и полисахаридов на основе проведения лабораторных опытов. Характер работы: экспериментальный, частично-поисковый. Рекомендуемая литература: Габриелян О.С.Химия-10 (профильный уровень) стр.202-212
Контрольные вопросы: 1.Значение углеводов для жизнедеятельности живых организмов. Их функции. 2.Классификация углеводов. 3.Нахождение в природе представителей моно-, ди- и полисахаридов. 4.Сущность и значение биохимического процесса получения углеводов на Земле. 5.Химизм и сущность промышленного получения глюкозы, сахарозы, крахмала и целлюлозы. 6.С помощью каких химических методов можно доказать бифункциональность глюкозы? 7.Каковы особенности химических свойств восстанавливающих и невосстанавливающих дисахаридов? 8.Почему крахмал и целлюлоза, имея одну формулу, проявляют разные свойства? 9.Как на опыте доказать, что продуктом гидролиза крахмала и целлюлозы является глюкоза? 10.Каково применение углеводов в различных областях промышленности (в т.ч. и в пищевой)?
Опорный конспект «Глюкоза»
Проверка знаний
Опыты Опыт № 1. Обнаружение гидроксильных групп в углеводах. В три бробирки наливают по 1,5 мл растворов : глюкозы, фруктозы, сахарозы. В каждую пробирку добавляют по 1 мл 10-% р-ра NaOH, а затем по каплям приливают 5-% р-р CuSO4. Образующийся вначале осадок Cu(OH)2 при встряхивании растворяется, получается ярко-синий раствор алкоголятов меди. Рисунок или схема опыта : Наблюдения и уравнения реакций :
Выводы : Опыт № 2.Обнаружение альдегидной группы в моносахаридах. а) Окисление гидроксидом меди (11) - реакция “ хамелеон”. В две пробирки наливают по 2 мл р-ров глюкозы и фруктозы, добавляют 1 мл 10-% р-ра NaOH и по каплям (до появления голубого осадка Cu(OH)2 ) 5-% р-р CuSO4. Содержимое пробирок осторожно нагревают и наблюдают изменение голубой окраски осадка на красный. Объясните, почему реакция идет только с раствором глюкозы. б) Окисление аммиачным раствором оксида серебра (реакция “серебряного зеркала”). В две пробирки наливают по 1 мл растворов глюкозы и фруктозы, добавляют по 4-5 капель аммиачного раствора оксида серебра и осторожно нагревают. Объясните наблюдаемые явления. Рисунок или схема опыта : Наблюдения и уравнения реакций : Выводы : Опыт № 3.Восстанавливающие свойства дисахаридов. В три пробирки наливают по 1,5 мл растворов сахарозы, мальтозы и лактозы(или молока), добавляют по 1 мл 10-% р-ра NaOH и по каплям 5-% р-р CuSO4. Содержимое пробирок нагревают ( не допуская кипения ) и наблюдают проявления реакции “хамелеон”. Какие из предложенных дисахаридов проявляют восстанавливающие свойства? Рисунок или схема опыта : Наблюдения и уравнения реакций : Выводы : Опыт № 4.Реакция Панова на кетогексозы. В две пробирки наливают по 1 мл р-ров фруктозы и глюкозы, добавляют по 2 мл смеси этанола с конц. серной кислотой, а затем - 2-3 капли 5-% р-ра (спиртового) альфа-нафтола. Содержимое встряхивают и осторожно нагревают 3 мин. В какой пробирке появляется интенсивное фиолетовое окрашивание? Схема опыта и наблюдения : Выводы : Опыт № 5.Гидролиз сахарозы. В пробирку наливают 3 мл 1-% р-ра сахарозы и прибавляют 5 капель 1М р-ра скрной кислоты. Смесь нагревают 3-5 мин, охлаждают и делят на две части. Одну часть раствора нейтрализуют сухим гидрокарбонатом натрия до прекращения выделения углекислого газа, добавляют равный объем свежеприготовленного гидроксида меди (11) и повторно нагревают. Вторую половину гидролизата используют для обнаружения фруктозы реакцией Панова (см. опыт № 4). Сравнивают окраску растворов в двух пробирках. Какие продукты гидролиза сахарозы вами обнаружены проведенными реакциями? Рисунок или схема опыта : Наблюдения и уравнения реакций : Выводы : Опыт № 6.Цветные реакции на сахарозу. В две пробирки наливают по 2 мл 10-% р-ра сахарозы и по 1 мл 5-% р-ра NaOH. Затем в одну пробирку добавляют несколько капель 5-% р-ра сульфата кобальта, а в другую - столько же сульфата никеля. В пробирке с солью кобальта появляется фиолетовое окрашивание, а с солью никеля - зеленое. Схема опыта и наблюдения : Выводы : Опыт № 7.Качественные реакции на углеводы. а) Реакция Милоша на углеводы. В две пробирки наливают по 1 мл воды и вносят небольшое количество углеводов: в одну - сахарозу (или глюкозу),в другую - крахмал. Затем в каждую пробирку вносят 1-2 капли 15-% спиртового раствора альфа-нафтола и, наклонив пробирку, по стенкам из пипетки осторожно приливают по 1 мл конц. серной кислоты. Появляется окрашенное кольцо, сначала зеленоватого цвета, потом фиолетовое. Реакция с альфа -нафтолом - качественная реакция на углеводы. При взаимодействии с конц. серной кислотой углеводы разлагаются, наряду с другими продуктами разложения образуется фурфурол и его производные; они конденсируются с альфа-нафтолом с образованием окрашенных продуктов. Напишите уравнение реакции дегидратации D-глюкозы (образование оксиметилфурфурола). б) Реакция крахмала с йодом. Клубень картофеля или семена зерновых разрезают на 2 части и на свежесрезанный слой вносят 1-2 капли р-ра йода в йодиде калия. Рассмотрите окрашенные крахмальные зерна под микроскопом. Рисунок или схема опыта : Наблюдения и уравнения реакций : Выводы : Домашнее задание: На оценку «3»: ответить письменно в тетради на контрольные вопросы На оценку «4»: ответить письменно в тетради на контрольные вопросы и вопросы из блока проверка знаний На оценку «5»: переписать опыты, зарисовать рисунок или схему выполнения опыта, написать уравнения реакций, сделать выводы (7 опытов) Срок выполнения: до 30.11.21 до 18.00
|
||||||||||||||||||||||||||
|