Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Воспитательный потенциал уроков русского языка»



 

Бурдаева Елена Ивановна,

учитель русского языка и чтения,

Кировского областного государственного

общеобразовательного бюджетного

учреждения «Школа – интернат для

обучающихся с ограниченными возможностями

здоровья пгтДемьяново Подосиновского

района» (КОГОБУ ШИ ОВЗ пгт Демьяново

Подосиновского района)

 

«Воспитательный потенциал уроков русского языка»

 

Михаил Васильевич Ломоносов вошел в историю русской и не только русской, но и мировой науки как естествоиспытатель, философ, физик, инженер, поэт, художник, педагог, просветитель. Характеристика, которую дал ему А. С. Пушкин исчерпывающе раскрывает всеобъемлющий и многогранный талант этого ученого. «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения… – он все испытал и все проник …, величайший ум новейших времен, произведший в науках сильнейший переворот и давший им то направление, по которому текут они ныне».

Своими передовыми педагогическими воззрениями Михаил Васильевич был обязан прежде всего своей исключительной наблюдательности, своему глубокому уму и яркому таланту. Ломоносова справедливо называют первым русским академиком, который начал усиленную пропаганду научных знаний в России.

ü Прогрессивной в дидактических идеях М.В. Ломоносова явились постановка и организация классно-урочной системы. Решение им данной проблемы было новым для русской педагогики ХVIII века.

ü М.В. Ломоносов разработал систему контроля за знаниями и прилежанием учеников, которая оказалась довольно универсальной и объективной. Об этом свидетельствует ее жизнеспособность и в наши дни.

ü Процесс обучения М.В. Ломоносов рекомендовал строить на основе определенных принципов. Одним из главных принципов, которому он рекомендовал следовать учителям, был принцип доступности, а также: природосообразность; логичность; научность; учёт наследственности и индивидуальных особенностей детей, условий их обучения; самостоятельность.

ü С передовых позиций М.В. Ломоносов рассматривал и проблему методов обучения. Он четко разделил методы на три основные группы: словесные, практические и методы самостоятельной работы. Ученики должны были осмыслить новый материал, осознавать его. Одними из основных методов обучения М.В. Ломоносов считал практические.

ü М.В. Ломоносов определил воспитание главным фактором развития человека. Целью воспитания Ломоносов считал формирование человека-патриота, качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение на благо Родины. Идеал воспитания ученый видел в разносторонне развитом, высокообразованном и культурном человеке.

ü Успешность педагогической деятельности Ломоносов видел в единстве воспитания и образования при обязательном учете наследственности и индивидуальных особенностей детей, условий их обучения.

Процесс воспитания в школе - интернат пгт Демьяново проходит в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе общеобразовательной организации, семьи и других институтов общества. Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является социально-педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

Основой нравственного воспитания учёный считал родной язык. Именно Ломоносов-педагог выдвинул идею о воспитательном значении русского языка. Его изучение способствует формированию патриотизма, уважения к национальной культуре, распространению грамотности и науки.

     Я работаю по учебникам «Русский язык» под редакцией Н. Г. Галунчиковой и Э. В. Якубовской, составляющим учебно – методический комплект для обучающихся с интеллектуальными нарушениями и обеспечивающими реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Язык и речевая практика».

Каковы же наиболее эффективные пути реализации воспитательного потенциала уроков русского языка?

1 )  Прежде всего – это уроки развития речи. Сочинение, изложение, составление рассказа - творческая работа, она возбуждает эмоции, приучает детей осмысливать и оценивать виденное и пережитое. В учебниках представлена «картинная галерея» - репродукции картин В. Васнецова, М.  Врубеля, И. Левитана, В. Поленова, А. Саврасова и др. художников. Картины вызывают эстетическое наслаждение и способствуют развитию прекрасного в душе ребенка. Например, в учебнике 6 класса дано упражнение № 193. Задание: рассмотри репродукцию картины Б. Кустодиева «Школа в Московской Руси», дай описание картины по вопросам и запиши. Или в учебнике 9 класса в упражнении № 146 дано задание: рассмотри репродукцию с картины Н. Ге «Пушкин и И. Пущин в Михайловском», составь по ней рассказ; опираясь на план, напиши сочинение.

2) Особенность уроков заключается в том, что преподавание русского языка идет через посредство отдельных слов или предложений, а также с помощью отрывков из текстов художественной литературы. В связи с этим, воспитательная работа на уроке будет опираться на характер текстов, которые даны в учебнике или специально подобраны учителем. Как правило, используется на уроке такой текстовый материал, который позволяет проводить воспитательную работу в разных ее вариациях. Тексты позволяют развивать такие компоненты внутренней позиции школьников, как осознание ими своей гражданской идентичности, чувство патриотизма, уважительное отношение к великому национальному достоянию российского народа – русскому языку, уважение к культурному наследию России. Например, в учебнике 6 класса из текста в упражнении № 444 школьники познакомятся о старейшем народном промысле – хохломской росписью; в учебнике 7 класса в упражнении № 15 дан текст о плетении на Руси кружев. Из него ребята узнают как в старину крестьянки плели кружева. Можно задать такой вопрос: «Что можно украшать кружевами?».  

Отрывки поэтических произведений позволяют насладиться красотой, богатством слов русского языка и гордиться тем, что эти строки созданы поэтами и писателями, жившими и живущими на Русской земле, в России. Кроме того, стихотворные строки формируют нравственные качества человека, такие как: трудолюбие, чувство патриотизма, гордости за свой народ, историю страны, любовь к красоте русской природы в разное время года,

В качестве примера можно привести следующие задания.

В 5 классе упражнение № 202:


Мы работали всё лето,

И награда нам за это –

Тыква толстая на грядке,

Огурец солёный в кадке.

А сливовое варенье –

Это к чаю угощенье.


В упражнении 440 учебника 6 класса:


Рады родители, деды и дети

Гордому празднику нашей Победы.

В день этот радостный мира и света                                   

Солнцем весенним Земля обогрета.

Праздничным утром никто не забыл

Цветы положить у солдатских могил.

(Г. Виеру)


В 7 классе упражнение № 171:

Много есть на Руси

Монументов – колонн

В память доблестных дел,

В честь великих имён. (П. Розенгейм)

В упражнении № 57 учебника 8 класса:


За столяркой в белой роще

Прилетевшие грачи

Делят новую жилплощадь,

Каждый спорит и кричит.


Или в упражнении № 61:

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна.

На печальные поляны

Льёт печально свет она.

Тексты учебников дают представление о многообразии животного и растительного мира и позволяют воспитывать бережное отношение к нему. Читая тексты, ученики задумываются о необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле. Например, в учебнике 5 класса из текста в упражнении № 252 ребята, прочитав диалог автора Э. Шима и коростеля подчерпнут интересную информацию о том, почему эта птица поздно возвращается из тёплых стран; в учебнике 7 класса в упражнении № 44 обучающиеся узнают о необычных названиях птиц. А в учебнике 9 класса в упражнении № 160 дан текст «Рябчик» Н. Сладкова. Вопрос: «Что нового и интересного вы узнали из текста?» заставит школьников осмыслить содержание текста.

В учебниках есть достаточное количество текстов и заданий к ним, которые воспитывают у учащихся чувства доброжелательности, взаимопонимания и взаимопомощи, личной ответственности за свои поступки. Например, в учебнике 5 класса упражнение № 9 «Доброта» по Ф. Мусажданову, в учебнике 8 класса в упражнении № 65 дан текст о толерантности. К тексту данного упражнения целесообразно задать обучающимся вопрос: «Когда в жизни вы проявляли толерантность?».

3) Важную роль отвожу работе с информацией. Работая с информацией, обучающиеся овладевают определенными навыками: умением работать со справочной литературой, использовать информационно-компьютерные технологии, ставить цель и планировать свою работу. Расширяется кругозор и словарный запас школьника. Данная работа осуществляется при изучении слов с непроверяемыми орфограммами.

4) На уроках русского языка обучающиеся знакомятся с прекрасными образцами устного народного творчества. Кладезь народной мудрости - это пословицы и поговорки. Подбору речевого материала для уроков русского языка в школе - интернат уделяется особое внимание. Речь обучающихся зачастую бедна, маловыразительна, словарный запас ограничен. Сравнения и иносказания для них сложны, смысл их нередко непонятен. Применяя ту или иную пословицу, поговорку на уроке, мы разбираем значение отдельных слов, выясняем общий смысл, подбираем жизненные ситуации, к которым можно применить данное выражение. Такая работа активизирует внимание, поддерживает познавательный интерес, пополняет активный словарь. Приобщаясь к образцам устной народной речи, учащиеся осознают их современность и непреходящую ценность, учатся понимать красоту слова. Это вызывает чувство гордости за свою родную культуру.

Содержание учебников «Русский язык» даёт немалый материал с использованием пословиц и поговорок в старших классах. При работе с данным жанром народного творчества идёт не только отработка правописания, но активизируются мыслительные процессы, воспитываются высокие нравственные качества. Они порицают недостатки, одобряют положительные поступки и качества человека. Любовь к Родине и родителям, уважение к труду, чувство товарищества.

5) Каждая форма работы на уроке предполагает развитие определенных качеств обучающихся. Нередко использую групповую форму работы. Данную организацию образовательного процесса применяю при уроках обобщения или на нетрадиционных уроках (КВН, урок – аукцион и др.). Каждая группа получает свое задание, при этом я создаю условия для формирования необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности, умения работать дружно. Это способствует сплочению коллектива обучающихся, т.к. они объединены общей задачей. Ребята работают все вместе, выслушивают мнение каждого, формируется самооценка и взаимооценка.

6) В своей работе использую дидактические игры. «Сложи словечко». Какие два слова спрятались в одном? Самолет (сам летает), листопад (листья падают), пылесос (пыль сосет). «Найди окончание». Найди потерянные окончания для этих пословиц: Собирай по ягодк... – найдешь кузовок; капля по капл... и камень долбит; без букваря и грамматик... не учатся и математик... . «Сбежавший медведь». Посмотри на этот рассказ. Он с пропусками. Это рассказ о медведе, но сам медведь из него сбежал. Пожалуйста, верни слово “медведь” в предложения, заменяя окончания по вопросам. «Не каждому охотнику довелось повстречать (кого?).... Близко подходить (к кому?) к... опасно. Я видел (кого?)... в зоопарке. В лесу можно наблюдать (за кем?) за... только издали. Лесник рассказал нам много интересного (о ком?) о...». Дидактические игры положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Большинство дидактических игр требует не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, корректности, терпеливости, умения соблюдать правила игры.

На одном уроке невозможно воспитать честность, милосердие, мужество, волю, вежливость или какое-либо другое качество. Однако ставить такие задачи и реализовывать их необходимо. Нравственная ситуация на уроке заставляет ученика задуматься о своих отношениях к товарищам, к себе, к родителям, к школе.

   

Заключение.

С именем Ломоносова непосредственно связана история педагогической мысли и просвещения России XVIII в. На протяжении двадцатилетней педагогической деятельности он занимался организацией учебного дела в стране, преобразовывал работу академической гимназии и университета, внедрял классно-урочную систему обучения, разрабатывал учебные планы, программы по предметам, фундаментальные методические учебные пособия. Ломоносовский период в педагогике и просвещении называют новым периодом русской образованности.

Ломоносов разработал оригинальную педагогическую теорию, отличающуюся заботой о человеке, опорой на национальные традиции. Самобытность первого русского академика как педагога состоит в том, что он смело боролся со старыми представлениями в педагогической области, разрабатывал и внедрял оригинальные идеи по воспитанию и образованию молодежи.

 

Список использованной литературы.

1. Бобровникова В. К. Педагогические идеи и деятельность М. В. Ломоносова. - М., 1961г.

2. История педагогики.//Под ред. М.Ф. Шабаевой. -- М.: Просвещение, 1981.--367 с

3. Латышина Д.И. История педагогики. - М., 2003. - 603с.

4. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. (Сост. Буторина Т.С.) - М.: 1991.

5. Перевалова Л. А. Педагогические взгляды М. В. Ломоносова. - М.: 1964.

 

https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00872518_0.html

https://for-teacher.ru/edu/russkii_yazyk_literatura/doc-81613dj.html

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.