Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вопросы к экзамену по дисциплине



Вопросы к экзамену по дисциплине

«Детская литература с практикумом по выразительному чтению»


I. Теоретическая часть

  1. Понятие «детская литература». Задачи и характерные черты литературы для детей.

  2. Детский фольклор и его малые жанровые формы: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, считалки и пр.
  3. Научно-познавательная литература для детей, ее виды, основные темы и наиболее известные авторы (обзор).

  4. Крупные произведения детского фольклора: песни, былины, сказки. Жанровая специфика сюжета и композиции былины «Вольга и Микула Селянинович».

  5. Жанровые особенности народной сказки. Три типа сказок: сказки о животных, волшебные, бытовые.

  6. Басни Ивана Андреевича Крылова в круге детского чтения. Анализ басни Крылова по выбору (Тришкин кафтан, Волк и ягненок, Стрекоза и муравей, Свинья под дубом, Лисица и виноград). В.Г.Белинский о баснях Крылова.

  7. Сказки А.С.Пушкина в круге детского чтения. Сказки–поэмы и сказки-новеллы. Анализ сказки по выбору (о лебеди, мертвой царевне; о попе, о золотом петушке, о рыбаке и рыбке).

  8. Стихи А.С.Пушкина в круге детского чтения. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»( «У Лукоморья дуб зеленый…»). Одно их стихотворений Пушкина наизусть ( по выбору студента).
  9. Петр Петрович Ершов (1815-1869 гг.). История создания, сюжетная основа, художественные особенности сказки «Конек-горбунок».
  10. Проза М. Ю. Лермонтова в круге чтения детей и подростков. Сказка «Ашик-Кериб».
  11. Поэзия  М. Ю. Лермонтова в круге чтения детей и подростков. Стихотворения «Утес», « На севере диком»

  12. Антоний Погорельский как писатель реалистического направления. Сказка-повесть для детей «Черная курица, или Подземные жители». Слияние фантастического и реального, психологический мир главного героя.

  13. Произведения для детей Владимира Федоровича Одоевского. Сюжетная основа сказки «Городок в табакерке».

  14. Особенности развития детской литературы во II половине 19 столетия.

  15. Поэзия в детском чтении (Ф.И.Тютчев, И.З.Суриков, А.А.Фет, А.Н.Майков, А.Н.Плещеев, И.С.Никитин, А.К.Толстой). Обзор.

  16. Стихи для детей Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы», « Не ветер бушует над бором… . Литературный комментарий стихотворения * по выбору)

  17. Творчество Сергея Тимофеевича Аксакова.  «Аленький цветочек» как волшебная сказка.
  18.  И. Куприн . Краткая биография. Тема детства в произведениях Куприна. Анализ рассказа « Белый пудель»
    К.Д.Ушинский как выдающийся педагог и детский писатель. Рассказы для детей «Орел и кошка», «Четыре желани», «Гадюка».

  19. Л.Н.Толстой. Краткая биография . Взгляды Толстого на воспитание детей. Басня «Сьарый дед и внучек».

  20. «Азбука» Л.Н.Толстого. Рассказы для детей «Филиппок», «Лев и собачка», «Три медведя» и др.

  21. Творчество Д.Н.Мамина-Сибиряка. История создания книги «Аленушкины сказки». Уральские рассказы», «Приемыш».  Анализ рассказа

  22. Рассказы для детей А.П.Чехова. («Белолобый», «Ванька»» и др.).

  23. Произведения писателей Серебряного века для детей (И.А.Бунин, К.Д.Бальмонт, А.А.Блок, С.А.Есенин). Краткий обзор. Анализ произведения С.Есенина « Белая береза под моим окном…)

  24. Детские журналы на рубеже веков. Творчество Лидии Алексеевны Чарской.

  25. Детская литература 20-30 годов. Тема детства в произведениях М.Горького.

  26. Заповеди для детских поэтов. Сказки и стихи К.И.Чуковского.

  27. В.В.Маяковский – детям («Что такое хорошо и что такое плохо», «Кем быть?». Анализ произведения ( по выбору студента)

  28. Творчество С.Я.Маршака. Пьесы для детей. « Двенадцать месяцев»

  29. Поэзия для детей С.Я.Маршака.

  30. Стихи А.Л.Барто для младших и средних школьников..

  31. Сюжетная основа и главные герои сказки А.Н.Толстого «Золотой ключик или Приключения деревянной куклы» (1935).

  32. Произведения А.П.Гайдара в круге детского чтения. («Чук и Гек», « Горячий камень»» и т.д.). Тематика и идейная направленность произведений.

  33. Сборник рассказов П.П.Бажова «Малахитовая шкатулка». Жанровые особенности уральских сказок.

  34. Особенности личности и таланта М.М.Пришвина. Детские рассказы о природе. (« Выскочка», «Лисичкин хлеб».

  35. Мир природы в сказках и рассказах В.В.Бианки. Герои произведений писателя.

  36.  Творчество В.П.Катаева «Сын полка». Характеристика произведения.

  37. Творчество Леонида Пантелеева
    Идейное содержание рассказа «Честное слово».

  38. Творчество С.В.Михалкова. Лирика, юмор и сатира в поэме «Дядя Степа» (1936 г.).
  39. В. Осеева. Рассказы из цикла «Волшебное слово»;
    Творчество Б.В.Заходера. Интерес к социальной жизни в стихах Б.Заходера. Б.Заходер как переводчик.Анализ произведения Б.Заходера «Винни-Пух и все-все-все»

  40. Творчество Н.Н.Носова. Рассказы и повести для младшего и среднего школьного возраста.
  41. Юмор в детской литературе (Н. Носов, В. Драгунский, В. Медведев,В. Голявкин и др(обзор)

 

  1.  Э.Н.Успенский. Произведения для детей. Жанровые особенности.
  2.  Историческая литература для детей. С.Алексеев « Рассказы о Суворове» Анализ рассказа по выбору студента..
  3. Тема детства в произведениях В.Астафьева « Васюткино озеро»
  4. Тема нравственности в произведениях В.Астафьева на примере рассказа «Стрижонок Скрип».

  5. Сказки Ш.Перро. Обзор, краткая характеристика сказки ( по выбору студента)

  6. Сказки братьев Гримм. Обзор, краткая характеристика сказки ( по выбору студента)

  7. Сказки Г.Х.Андерсена. Обзор, краткая характеристика сказки ( по выбору студента)

 


^ II. Практическая часть


  1. Средства выразительности устной речи: техника речи, интонация, неязыковые средства выразительности устной речи.

  2. Подготовка педагога к исполнению литературных произведений.

  3. Обучение младших школьников выразительному чтению.

  4. Особенности исполнения литературных произведений разных жанров: загадки, сказка, басня, поэзия, рассказ, драматургия, былина.
  5. Исполнение стихотворения.
  6. Исполнение рассказа
  7. Исполнение сказки
  8. Исполнение басни.
  9. Основные художественные приемы .
  10. Приемы « Словесное рисование», «Синквейн» ( к произведению по выбору студента).
  11. Правила выразительного чтения стихотворного произведения
  12.  Виды пересказа. Правила подготовки к пересказу текста.
  13. Речевая разминка
  14. Этапы урока лит. чтения Методика работы над текстом.

 


III. Рекомендуемые тексты произведений

для выразительного чтения наизусть:


  1. И.А.Крылов «Лисица и виноград», «Свинья под дубом», «Волк и ягненок».

  2. А.С.Пушкин «Узник», «Зимний вечер» и др. отрывки из сказок, «У лукоморья дуб зеленый» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»).

  3. Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы», «Не ветер бушует над бором…» (из поэмы «Мороз красный нос»).

  4. Ф.И.Тютчев «Весенние воды», «Зима недаром злится…» (А.К.Толстой, А.Н.Майков, И.С.Никитин, А.Н.Плещеев).

  5. А.А.Фет «Ласточки пропали».

  6. Стихотворения И.А.Бунина, А.А.Блока (по выбору).

  7. С.А.Есенин «Поет зима-аукает», «Береза», «Черемуха», «Пороша», «Нивы сжаты» (по выбору).

  8. Стихотворение А.Барто, С.Я.Маршака, К.И.Чуковского, других поэтов (по выбору).

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.