Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОГЛАВЛЕНИЕ. Введение



ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 1. Теоретические основы учетной политики предприятия 1.1. Сущность учетной политики предприятия 1.2. Нормативная база и аспекты учетной политики 1.3. Причины изменения учетной политики 2. Формирование эффективной учетной политики предприятия Заключение Список литературы Приложения

Введение

Начало 2007 года, как и каждого отчетного года, связано для бухгалтера с обязанностью сформировать приказ об учетной политике предприятия. В принципе, в ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» закреплен принцип последовательности применения учетной политики от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики), что позволяет, сформировав учетную политику однажды, с незначительными корректировками применять ее из года в год.

Учетная политика представляет собой документ, отражающий правила ведения бухгалтерского и налогового учета в организации. Она объявляется организацией ежегодно. При разработке учетной политики на 2006 год бухгалтеру необходимо учесть все изменения, происшедшие в 2005 году в бухучете и налогообложении, и решить, какой из предлагаемых законодательством вариантов учета выгоднее.

Учетная политика – это принципы, отражающие специфику ведения бухгалтерского учета и налогообложения конкретной организации, закрепленные в документе, в котором организация должна отразить характерные для нее особенности оформления операций, учета, исчисления и уплаты налогов, естественно не выходя за рамки закона. Исходя из этого, главное предназначение учетной политики – установить наиболее выгодные для организации способы и методы ведения бухгалтерского учета и налогообложения, в отношении которых закон предусматривает альтернативу выбора, либо которые не регламентированы законом.

Продуманная учетная политика позволяет сэкономить на налоговых платежах, оптимизировать документооборот, в некоторых ситуациях даже снять претензии со стороны проверяющих органов. Но это только в случае если учетная политика сформирована с учетом структуры и специфики деятельности организации. Если же учетная политика организации списана с первого попавшегося сайта юридических документов, то она не только не поможет организации, но и вполне может привести к негативным последствиям, таким как споры с налоговыми органами, штрафы, пени и доначисление сумм налогов.

Таким образом, учетная политика организации является элементом системы регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, организации самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

Цель курсовой работы: рассмотреть особенности и основные понятия учетной политики предприятия, а также охарактеризовать направления эффективной учетной политики на предприятии.

 


1. Теоретические основы учетной политики предприятия

1.1. Сущность учетной политики предприятия

 

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденное Приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г., определяет учетную политику организации как принятую ее совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Идентичность данного определения понятию «бухгалтерский учет» позволяет говорить об учетной политике в широком смысле слова как о системе ведения бухгалтерского учета на конкретном предприятии.

Можно сказать, что учетная политика представляет собой совокупность способов ведения бухгалтерского учета организации, имеющую методическую и организационно-техническую составляющие[1].

Чем больше организация, чем сложнее ее структура, чем более серьезные задачи ставит она в своем развитии, тем значимее для нее создание четкой системы внутреннего нормативного финансового регулирования.

С другой стороны, учетная политика может рассматриваться и в узком смысле как документ системы ведения бухгалтерского учета, отражающий специфические и вариантные способы бухгалтерского учета, применяемые конкретной организацией. Согласно п. 9 ПБУ 1/98 учетная политика организации подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией.

Приказ по учетной политике организации должен отражать специфику способов формирования информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности организации (методические способы ведения бухгалтерского учета).

Таким образом, можно заметить, что широкое применение термина «учетная политика» началось после введения в действие первого стандарта по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» (ПБУ 1/94), утвержденного приказом Минфина России от 28 июля 1994 г. № 100. Данное положение содержало определение учетной политики как совокупность способов ведения бухгалтерского учета и устанавливало основные правила ее формирования и раскрытия. После принятия Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» значение учетной политики еще более возросло.

С 1 января 1999 г. Вступило в силу новое Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденное приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. № 60-н. Со вступлением в силу нового Положения ПБУ 1/94 утратило силу.

За истекший период учетная политика превратилась из непонятной для многих категории в реальный инструмент управления организацией, финансового и налогового планирования ее деятельности, снижение налогового бремени. На учетную политику ссылаются налогоплательщики, ее положения принимаются арбитражными судами в качестве доказательств при разрешении налоговых споров. В ряде случаев законные и обоснованные положения приказа об учетной политике более весомы, чем письма и разъяснения Минфина России, МНС России, территориальных налоговых инспекций.

Современное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность, доступность и полезность для пользователя реализуется в учетной политике предприятия.

Учетная политика – это выбор самим предприятием методических приемов, позволяющих ему влиять на сумму прибыли или убытка. Задача учетной политики состоит в обеспечении примерной равномерности получения предприятием ежегодной прибыли без значительных всплесков и провалов.

Выбор учетной политики зависит от специфики предприятия, особенностей организации управления. Правовых норм деятельности, отраженных в учредительных документах, особенностей коммерческой деятельности, текущих и долгосрочных целей. На учетную политику влияют налоговые условия, наличие льгот, валютная политика государства, характер владения (аренда, приватизация, создание за счет уставного капитала), долгосрочность контрактов, формы собственности, квалификация персонала, свобода в решении вопросов ценообразования.

Осуществлению учетной политики должны предшествовать согласование ее основных принципов и особенностей со статистическими органами и налоговой службой по месту нахождения, выявление возможных границ в конечных показателях деятельности, вызванных изменениями системы учета, определение порядка их регулирования в соответствии с действующим законодательством и нормативными положениями по учету. Обязательное условие реализации учетной политики – необходимость соблюдения законодательных предписаний и положений государственной регламентации по учету и отчетности.

Действующие нормативные документы по бухгалтерскому учету в РФ позволяют предприятиям всех форм собственности применять альтернативные варианты учета[2]. Выбор варианта учетной политики в конкретном отчетном периоде непосредственно связан с экономической политикой предприятия. В обычных условиях экономическая политика предприятия направлена на долговременное существование и получение достаточной прибыли, в условиях инфляционных процессов и тяжелого налогового процесса – на оптимизацию затрат и минимизацию налогов.

Осуществление экономически обоснованной самостоятельной учетной политики позволяет предприятию влиять на эффективность использования материальных и денежных ресурсов, ускорить оборот капитала, создать и использовать дополнительные источники финансирования реконструкции развития. Одновременно происходит выравнивание по годам уплаты дивидендов акционерам и пайщикам, а также налоговых платежей, производимых за счет прибыли.

Учетная политика предприятия, а также вносимые в нее изменения оформляются приказом, распоряжением или другой организационно-распорядительной документацией на длительный период времени. Она обязательна к исполнению всеми структурными подразделениями предприятия (в том числе и выделенными на отдельный баланс). Приказ содержит весь перечень пунктов принятой на отчетный год учетной политики.

Изменения выбранной учетной политики возможны в случаях реорганизации предприятия (слияния, разделения, присоединения); смены собственников, изменений в законодательстве или нормативном регулировании бухгалтерского учета в РФ, разработки новых способов бухгалтерского учета.

Принятая учетная политика предприятием должна раскрываться для внешних пользователей финансовой информации, то есть предаваться гласности. В публикуемом отчете подлежат описанию не все составляющие учетной политики, а лишь основные ее положения (существенные способы ведения учета). Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания которых пользователи бухгалтерской отчетности не смогут сделать полезные выводы по ней. Раскрытию подлежат главным образом методические способы ведения учета.

Основные положения учетной политики могут раскрываться в отчетности двумя способами: описанием каждого из них либо отклонений от общих правил. Второй способ целесообразен для отчетности «внутрироссийского пользования», рассчитанной на подготовленного читателя, то есть пользователя, имеющего представление о правила учета, действующих в стране. При этом основные положения учетной политики раскрываются лишь тогда, когда они отличаются от общих правил. Если при составлении финансовой отчетности предприятие строго следует общепризнанным правилам, то в отчете достаточно ограничиться указанием этого факта. Если же предприятие допускает отступление от таких правил, то они подробно описываются в пояснениях к отчету вместе с причинами этих отступлений.

Кроме положений, отличных от общепризнанных, информация об учетной политике должна содержать сведения о положениях, сформированных предприятием: в результате выбора, сделанного из нескольких допускаемых вариантов; исходя из отраслевой принадлежности предприятия; в результате нетрадиционного применения допускаемых вариантов, в том числе отраслевых.

Во всех случаях учетная политика организации должна отвечать шести требованиям ведения бухгалтерского учета: полнота, своевременность, осмотрительность, приоритет содержания перед формой, непротиворечивость и рациональность.

При формировании учетной политики по конкретному направлению (вопросу) ведения бухгалтерского учета организацией выбирается один способ из нескольких допускаемых законодательством (например, порядок начисления амортизации по основным средствам). Организация имеет право самостоятельно разрабатывать способы ведения учета в случаях отсутствия установленных норм, руководствуясь при этом общеметодическими подходами и действующими Положениями по бухгалтерскому учету[3].

Общие положения, одинаковые для всех организаций, не следует включать в учетную политику. При ее формировании рассматриваются только те вопросы, решение которых в соответствии с нормативными документами может отличаться от принятых в других организациях. Наличие в нормативно-правовых актах формулировок «может» или имеет право« влечет за собой определение очередного элемента учетной политики.

Ответственность за формирование учетной политики в организации несет главный бухгалтер. Утверждение учетной политики входит в компетенцию руководителя организации.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается ее руководителем соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказом, распоряжением и др.).

При формировании учетной политики организация осуществляет выбор одного способа ведения бухгалтерского учета из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ. Если указанная система не устанавливает способа ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу, то при формировании учетной политики организация самостоятельно разрабатывает соответствующий способ, исходя из действующих положений по ведению бухгалтерского учета.

Способы ведения бухгалтерского учета, выбранные организацией при формировании учетной политики, применяют с 1 января года, следующего за годом издания соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми структурными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от места их расположения.

 

1.2. Нормативная база и аспекты учетной политики

 

При формировании учетной политики предприятия по конкретному направлению (вопросу) ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного варианта из нескольких допускаемых законодательными и нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ.

Если указанная система не устанавливает варианты ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу, то при формировании учетной политики разработка предприятием соответствующего варианта осуществляется исходя из Положений по бухгалтерскому учету. В обоих случаях должно. быть выдержано одно важнейшее условие — единство учетной политики на предприятии. Это означает, во-первых; применение избранных способов, всеми структурными подразделениями предприятия, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от места их расположения. В противном случае формируемая разными подразделениями учетная информация будет несопоставимой и несводимой. Во-вторых, в отношении какого-то одного конкретного вопроса предприятие должно использовать один выбранный способ, если иное установлено системой нормативного регулирования учета. Кроме того, формирование учетной политики целесообразно осуществлять в тесной взаимосвязи с налоговым планированием.

Нормативной базой для выбора и обоснования учетной политики являются[4]:

• Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.98 г. № 34-Н

• Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденной приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94-Н

• приказом Минфина России от 31.12.98 г. №1673 «об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия»;

• Положение о составе затрат, утвержденное постановлением правительства РФ от 15.07.98 г. № 25-Н

• Отраслевые методические рекомендации по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг);

• Приказ Минфина России от 20.07 98 г. № 33-Н «Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценки основных фондов».

Принятая учетная политика предприятия должна обеспечивать целостность системы бухгалтерского учета. Поэтому она должна охватывать все аспекты учетного процесса; методический, технический и организационный[5].

Методический аспект учета предусматривает способы оценки имущества и обязательств, начисления амортизации по различным видам имущества, методы исчисления прибыли, дохода и т.п.

Методический аспект включает:

1. Критерий отнесения предметов к основным средствам и МБП.

2. Способ погашения стоимости находящиеся в эксплуатации МБП.

3. Порядок начисления износа (амортизации) основных фондов.

4. Порядок начисления амортизации по нематериальным активам.

5. Порядок финансирования ремонта основных средств.

6. Метод оценки сырья, материалов и других ценностей (производственных запасов).

7. Формирование учетных групп материальных ценностей.

8. Способ отражения на счетах операций заготовления и приобретения материальных ценностей.

9. Способ учета выпуска продукции,

10.Сроки погашения расходов будущих периодов.

11.Перечень резервов предстоящих расходов и платежей.

12.Метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг).

13.Порядок создания резервов по сомнительным долгам. Необходимость, порядок создания и использования фондов специального назначения.

Технический аспект — как реализуются эти способы в учетных регистрах, схемах отражения на счетах учета.

Технический аспект предполагает следующие ее составляющие:

1. План счетов бухгалтерского учета.

2. Форма бухгалтерского учета.

3. Технология обработки учетной информации.

4. Организация внутрипроизводственного контроля.

5. Организация составления отчетности.

6. Инвентаризация имущества и обязательств.

Организационный аспект — как осуществляются эти способы с точки зрения построения бухгалтерской службы, ее место в системе управления, взаимосвязи и взаимодействие с другими элементами и звеньями этой системы, взаимосвязи с подразделениями, характерными для становления и формирования рыночной экономики.

 

1.3. Причины изменения учетной политики

 

Согласно п. 4 с. 6 Закона № 129-ФЗ изменение учетной политики может производиться в случаях[6]:

- изменения законодательства Российской Федерации;

- изменения нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета;

- разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;

- существенного изменения условий деятельности организации.

В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.

При этом особый акцент делается на то, что принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Но за последние несколько лет российские бухгалтеры привыкли к тому, что перед наступлением нового финансового года в организации должен быть оформлен приказ о внесении изменений в учетную политику. Более того, чтобы не вносить многочисленные поправки, изменения формулировок и нумерации пунктов и т.п., значительное число организаций просто ежегодно утверждают новую учетную политику на следующий год, в которой часть положений полностью повторяют аналогичные положения "прошлогодней" учетной политики, а другие – обновляются полностью или частично. Такие действия стали настолько привычными, что совершенно девальвировали принцип последовательности применения учетной политики. Это обусловлено тем, что ежегодно меняются (создаются) сразу несколько ПБУ. Одновременно идет реформа системы налогообложения и меняется гражданское законодательство. Все это соответствует двум первым из предусмотренных случаев изменения учетной политики.

Внесение в учетную политику изменений, вызванных изменением законодательства и других нормативных актов, не противоречит положениям Закона № 129-ФЗ. Однако отдельные нормативные акты в результате длительной процедуры их согласования и утверждения публикуются уже после наступления нового финансового года, хотя содержат указание о вступлении их в силу с 1 января указанного финансового года. Возникает коллизия – учетная политика, предполагаемая к применению в наступившем году, уже сформирована и утверждена в установленном порядке, согласно законодательству внесение изменений допускается только по завершении наступившего года, одновременно вновь утвержденный нормативный акт требует его исполнения в текущем году.

Примером такой ситуации может служить принятие ПБУ 18/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.02, зарегистрированного в Минюсте России 31.12.02, а опубликованного уже в 2003 г. В такой ситуации организация может поступить по формальному признаку и применять до завершения текущего финансового года учетную политику, утвержденную в установленном порядке до его начала. Однако в этом случае бухгалтерская отчетность организации будет сформирована без учета требований уже действующего ПБУ. Это может привести к тому, что показатели отчетности не будут сопоставимы с аналогичными показателями других организаций, а это свою очередь, может повлиять на финансовое положение организации (потенциальные инвесторы или партнеры не смогут получить достоверную информацию, необходимую им для принятия решений). В этой ситуации, по мнению автора, целесообразно все же внести необходимые изменения в действующую учетную политику, не дожидаясь наступления нового отчетного года.

Два последних из указанных случаев, в которых допускается изменение учетной политики (в общем порядке, т. е. с начала следующего финансового года), конкретизированы в п. 16 ПБУ 1/98, а именно[7]:  применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;  существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т. п.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевшихся ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

На практике это означает, что в течение отчетного года в действующую учетную политику можно вносить дополнения, т. е. пополнять ее состав новыми положениями в отношении разделов и объектов учета, которые ранее не встречались в деятельности организации, и поэтому порядок их бухгалтерского учета не регламентировался в данной организации. Под это правило не подпадает ситуация с введением в действие нового ПБУ, так как оно устанавливает новые правила отражения объектов и операций в бухгалтерском учете и отчетности, а сами объекты и операции к этому моменту уже присутствуют в хозяйственной деятельности организации.

Например, ПБУ 18/02 ввело новые понятия (постоянные и временные разницы и производные от них постоянные налоговые обязательства, отложенные налоговые активы и обязательства, однако сами объекты учета возникли в практике организаций несколько раньше) одновременно с вступлением в силу гл. 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций", установившей новые правила определения налоговой базы по этому налогу.


2. Формирование эффективной учетной политики предприятия

 

Предприятие самостоятельно выбирает форму учета (журнально-ордерная, мемориально-ордер­ная, упрощенная, машинно-ориентированная), перечень применяемых учетных регистров, их построение, последовательность и способы записи в них.

Предприятие также самостоятельно выбирает организационное построение бухгалтерии. Кроме того, бухгалтерский учет и отчетность могут осуществляться специализированной организацией или соответствующим специалистом на договорных началах. Предприятие может выделить на отдельный баланс свои производства и хозяйства, а также филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, входящие в его состав.

В организациях малого бизнеса, не имеющих в штате кассира, его обязанности могут выполняться главным бухгалтером или другим работником по письменному распоряжению руководителя организации.

Вновь созданное предприятие должно оформить избранную им учетную политику не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица, то есть государственной регистрации.

При создании учетной политики руководитель и бухгалтер опи­раются на Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия».

Существенными способами ведения бухгалтерского учета, приня­тыми при формировании учетной политики предприятия и подлежащи­ми раскрытию являются:

• способ погашения стоимости основных средств, нема­териальных и иных активов (учет износа зданий, оборудования и машин);

• способ оценки производственных запасов, товаров и не­завершенного производства и готовой продукции (расчет стоимости продукции на всех эта­пах се создания);

• способ учета прибыли от реализации продукции.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.

Руководитель предприятия издает приказ по учетной полити­ке, где объявляет, каким образом в течение года будет решаться вышеперечисленный набор учетных проблем этого предприятия. В приказе должны быть конкретно отра­жены все те параметры финансово-экономической деятельности предприятия, которые используются непосредственно в его работе: как разделить основные средства и средства в обо­роте, где нижний пре­дел стоимости средств труда, относимых к основным средства; как определять нормы амортизации нематериальных ак­тивов и на какие объекты нематериальных активов следует начис­лять амортизацию; по каким ценам учитывать материальные ресур­сы и готовую продукцию и т.д..

При этом утверждаются:

рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и пол­ноты учета и отчетности. В нем может быть использовано столько счетов и субсчетов, сколько необходимо для отражения хозяйственной деятельности. При этом действующий план счетов, утвержденный приказом Минфина РФ №94Н, для учета специфических операций допускает введение в План счетов дополнительных синтетических счетов с использованием свободных кодов счетов только по согласованию с Минфином РФ (или другим соответствующим органом). В то же время организации могут самостоятельно уточнять содержание отдельных из них, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.

Кроме того, в случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, организации могут дополнять ее, соблюдая основные методические принципы ведения бухгалтерского учета, установленные Инструкцией к Плану счетов бухгалтерского учета.

формы первичных учетных документов. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам, утвержденным Госкомстатом России по согласованию с Минфином России, Минэкономики России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти по следующим разделам учета:

по учету сельскохозяйственной продукции и сырья;

по учету труда и его оплаты;

по учету основных средств и нематериальных активов;

по учету материалов;

по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ;

по учету работы строительных машин и механизмов;

по учету работ в автомобильном транспорте;

по учету результатов инвентаризации;

по учету кассовых операций;

по учету торговых операций;

по учету операций в общественном питании;

по учету продукции и материальных ценностей в местах хранения.

Следует отметить, что в том случае, когда организация применяет формы документов для оформления операций, не указанных среди перечисленных выше, она должна утвердить такие формы в приложении к учетной политике организации. К таким можно отнести акты о выполненных работах или оказанных услугах.

порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации. В соответствии со статьей 12 Закона РФ «О бухгалтерском учете» для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

правила документооборота и технология обработки учетной ин­формации. Под документооборотом понимают движение первичных документов в бухгалтерском учете, а именно создание или получение документов от других организаций, принятие к учету, обработку передачу в архив. Движение любого документа регламентируется графиком.

Работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер. График документооборота утверждается приказом руководителя организации.

График должен устанавливать рациональный документооборот, т.е. предусматривать оптимальное число подразделений и исполнителей для прохождения каждым первичным документом, определять минимальный срок его нахождения в подразделении.

График документооборота может быть оформлен в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ.

Каждому исполнителю вручается выписка из графика. В выписке перечисляются документы, относящиеся к сфере деятельности исполнителя, сроки их представления и подразделения организации, в которые представляются указанные документы.

порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

При формировании учетной политики предприятия по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из положений по бухгалтерскому учету.

Принятая предприятием учетная политика должна быть оформлена соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные предприятием при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от места их нахождения.

Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут формировать, учетную политику исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности.


Заключение

 

Процесс формирования учетной политики включает в себя выбор конкретного способа ведения бухгалтерского учета из нескольких допускаемых общепризнанными стандартами (зафиксированных в системе нормативного регулирования). Если стандарты не устанавливают допускаемых способов ведения учета по отдельным вопросам, то формирование учетной политики заключается в разработке организацией индивидуальных способов исходя из общих требований законодательства. Многие положения учетной политики прорабатываются в процессе налогового планирования, поскольку оказывают существенное влияние на распределение налоговых платежей во времени, то есть способствует максимизации финансового результата данного отчетного периода за счет переноса отдельных видов расходов на более поздний срок.

Формирование и реализация учетной политики связаны с практическим осуществлением бухгалтерского учета. Поэтому, говоря об учетной политике. Следует отталкиваться от традиционных взглядов на метод учета, который представляет собой совокупность приемов первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки, итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Из всей совокупности способов необходимо выбирать те, которые будут оптимальны для конкретной хозяйственной ситуации, реализуемой в рамках конкретного хозяйствующего субъекта, функционирующего в условиях конкретной среды – правовой, экономической и т.д. Возможность выбора конкретных способов оценки, калькуляции, состава и порядка ведения счетов и др., особенности использования этих приемов – все это в целом составляет степень свободы предприятия в формировании учетной политики.

В литературе часто можно встретить точку зрения, согласно которой учетная политика не должна быть слишком объемной. Общие положения, действующие для всех предприятий, не следует отражать в приказе по учетной политике. В него нужно включать только те вопросы, решение которых вариантно в соответствии с нормативными документами, а значит, оно может отличаться от принятых на других предприятиях. Эта позиция хороша, однако, с той принципиальной оговоркой, сто Положение по учетной политике не является исчерпывающим документом по данному вопросу. Иными словами, должен существовать еще комплекс документов, дополняющих данное положение или приказ (стандарты учета), в которых описывается вся принципиальная постановочная часть учета. В противном случае нельзя говорить об учетной политике как инструменте управления организацией.

В литературе часто предпринимаются попытки вынести за пределы учетной политики технический и организационный аспекты системы учета, а методологический аспект свести к простому декларированию без раскрытия сущности используемых методик учета. Это обусловлено смешением двух разных процессов, связанных с учетной политикой, - ее формирования и раскрытия. Поскольку традиционно в мировой практике раскрытию подлежат только методические положения учетной политики, а остальные аспекты не раскрываются (и даже являются коммерческой тайной), то многие специалисты делают вывод о том, что вся деятельность предприятия в данной области затрагивает лишь методический аспект системы учета.

 

Список литературы:

 

1. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное Приказом МФ РФ от 29 июля 1998 г. № 34-н.

2. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденное Приказом МФ РФ от 9 декабря 1998 г. № 60-н.

3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (в ред. ФЗ от 23 июля 1999 г. № 123-ФЗ).

4. Налоговый кодекс РФ. Ч. 1 с изменениями и дополнениями на 1 февраля 2001 г. М.: Проспект, 2001.

5. Алборов Р.А. Выбор учетной политики предприятия: Принципы и практические рекомендации. М.: Финансы и статистика, 2005.

6. Андросов А.М. Бухгалтерский учет и отчетность в России. — М.: Менатеп-Информ, 2002.

7. Бакаев А.С., Шнейдман Л.З. Учетная политика предприятия. / М.: «Бухгалтерский учет», 2002.

8. Бухгалтерский учет. Под ред. Безруких П.С. - М.: Бухгалтерский учет, 2004.

9. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов / Под ред. проф. Ю.А. Бабаева. М.: ЮНИТИ-ДАНА,2002.

10. Васильева Н.А. Учетная политика организации // Бухгалтерский учет.-2003.- №24.-с. 31-35.

11. Гусева Т.М., Шеина Т.Н. Основы бухгалтерского учета: теория, практика, тесты: Учеб. пособие.-4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2004.

12. Жуков В.Н. Формирование учетной политики организации // Бухгалтерский учет.-2002.- №1.-с. 42-50.

13. Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета: Учебник.- М.: Финансы и статистика, 2003.

14. Кондраков Н.П. Бухг



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.