Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Группа 2 –Б, мастер производственного обучения Трофименко  А.В.



Группа 2 –Б, мастер производственного обучения Трофименко  А.В.

Дата проведения занятия учебной практики – 10 ноября 2021 года.

Тема занятия учебной практики:Снятие, разборка, изучение конструкции, сборка и установка лонжеронных рам. Соединение агрегатов и  узлов с рамой  грузового автомобиля.

Цель занятия учебной практики: закрепление знаний по конструкции и принципу установки лонжеронных рам грузового автомобиля, формирование знаний по снятию, установке и проверке технического состояния соединений агрегатов, узлов с рамой  грузового автомобиля.

Задание обучающимся:

1. Изучить материал:

1.1 Конструкция автомобильных рам  :

https://wiki.zr.ru/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D1%80%D0%B0%D0%BC

1.2 Назначение и типы рам:

http://autoleek.ru/nesushhaja-sistema/platforma-i-rama-avtomobilja/rama-avtomobilya.html

Несущей системой называется рама или кузов автомобиля. Не­сущая система служит для установки и крепления всех частей ав­томобиля.

 Несущая система — одна из наиболее ответственных, материалоемких и дорогостоящих систем автомобиля. Если принять за 100 % материалоемкость, стоимость и сложность изготовления всего автомобиля, то несущая система может составлять более 50 % от этого. Долговечность несущей системы определяет сроки капиталь­ных ремонтов автомобиля. От нее во многом зависит общий про­бег автомобиля в эксплуатации. Несущая система существенно влияет на многие эксплуатационные свойства автомобиля.

На автомобилях применяются различные типы несущих систем. Несущая система во многом определяет тип и компоновку авто­мобиля. В зависимости от типа несущей системы автомобили под­разделяют на рамные и безрамные. В рамных автомобилях роль несу­щей системы выполняет рама (рамная несущая система) или рама совместно с кузовом (рамно-кузовная несущая система). В безрам­ных автомобилях функции несущей системы выполняет кузов (ку­зовная несущая система), который называется несущим.

 Рамная несущая система применяется на всех грузовых автомо­билях, прицепах и полуприцепах, легковых автомобилях повы­шенной проходимости, большого и высшего классов и отдельных автобусах. Несущая система автомобилей-самосвалов, кроме ос­новной рамы включает еще дополнительную укороченную раму — надрамник, на котором устанавливается грузовой кузов и крепят­ся устройства подъемного механизма кузова.

Рамная несущая система проста по конструкции, технологич­на при производстве и ремонте, а также универсальна, так как обеспечивает унификацию обычных и специальных автомобилей. Кроме того, рамная несущая система позволяет выпускать на од­ном шасси различные по типу кузова модификации автомобиля.

Кузовная несущая система применяется на легковых автомоби­лях особо малого, малого и среднего классов, а также на боль­шинстве современных автобусов. Кузовная несущая система по­зволяет уменьшить массу автомобиля, его общую высоту, снизить центр тяжести и, следовательно, повысить его устойчивость. Од­нако кузовная несущая система не обеспечивает хорошей изоля­ции пассажирского салона от вибрации и шума работающих агре­гатов и механизмов, а также от шума шин, возникающего при их качении по поверхности дороги.

Рамно-кузовная несущая система применяется только на авто­бусах. При рамно-кузовной несущей системе кузов автобуса не имеет основания. Рама и основание кузова объединены в единую конструкцию. Шпангоуты (поперечные дуги) каркаса кузова жестко прикрепляются к поперечинам рамы. Рама и каркас кузова рабо­тают совместно, воспринимая все нагрузки. Рамно-кузовная несу­щая система имеет простую конструкцию, технологична при про­изводстве и удобна в ремонте. По сравнению с рамной несущей системой рамно-кузовная имеет несколько меньшую массу кузо­ва и более низкую высоту пола.

Рама

Рама служит для установки и крепления кузова и всех систем, агрегатов и механизмов автомобиля. Рама является одной из от­ветственных и наиболее металлоемких частей автомобиля. Раму имеют все грузовые автомобили, легковые автомобили повышен­ной проходимости, большого и высшего классов, отдельные ав­тобусы, прицепы и полуприцепы.

На автомобилях применяются рамы различных типов (рис. 1). Наибольшее распространение получили лонжеронные рамы.

Лонжеронная рама грузового автомобиля (рис.2) состоит из двух лонжеронов 1 (продольных балок), которые соединены меж­ду собой отдельными поперечинами 2. Лонжероны отштампованы из листовой стали и имеют швеллерное сечение переменного про­филя. Высота профиля наибольшая в средней части лонжеронов, где они более всего нагружены. В зависимости от типа автомобиля и его компоновки лонжероны могут быть установлены один отно­сительно другого параллельно или под углом, а также могут быть изогнуты в вертикальной и горизонтальной плоскостях. К лонже­ронам обычно приклепывают различного рода кронштейны для крепления кузова, устройств подвески колес, механизмов транс­миссии, систем управления и др.

 

 Поперечины, как и лонжероны, выполнены штампованными из листовой стали. Они имеют форму, обеспечивающую крепле­ние к раме соответствующих агрегатов и механизмов. Так, напри­мер, передняя поперечина 4 приспособлена для установки перед­ней части двигателя. Лонжероны и поперечины соединены между собой клепкой или сваркой.

На переднем конце рамы установлены буфер 5 и буксирные крюки 6. Буфер предназначен для восприятия толчков и ударов при наездах и столкновениях. Крюки служат для буксировки авто­мобиля. В задней части рамы грузового автомобиля расположено буксирное (прицепное) устройство 3, предназначенное для при­соединения к автомобилю прицепов, буксируемых автомобилей и т.д. Буксирное устройство включает в себя крюк с запором и пру­жину или резиновый амортизатор, которые смягчают толчки и удары при движении автомобиля с буксиром по неровной доро­ге, при торможении и трогании с места.

Рассмотрим устройство рам легковых автомобилей.

Лестничная рама (рис.3, а) состоит из двух лонжеронов 1, соединенных поперечинами 3. Лонжероны отштампованы из ли­стовой стали и имеют профиль преимущественно закрытого типа. К лонжеронам прикреплены различные кронштейны 2, предназ­наченные для установки и крепления кузова автомобиля, механиз­мов трансмиссии, передней и задней подвесок, систем управления и т.д. Рама имеет выгибы в вертикальной плоскости в местах распо­ложения передних и задних колес автомобиля. Эти выгибы обеспе­чивают большие ходы колес, снижение центра тяжести автомобиля и повышение его устойчивости при высоких скоростях движения.

Х-образная лонжеронная рама (рис. 3, б) состоит из короткой средней балки 5трубчатого или коробчатого профиля, передней 4 и задней 7вильчатых частей, выполненных из лонжеронов короб­чатого профиля. Передняя вильчатая часть предназначена для раз­мещения силового агрегата, а задняя — заднего моста.

В средней части рамы имеются консольные кронштейны 6для крепления кузова, а вильчатые части рамы снабжены поперечи­нами для установки передней и задней подвесок.

Х-образная рама позволяет увеличить углы поворота управляе­мых колес, уменьшить радиус поворота автомобиля и улучшить его маневренность. Кроме того, рама обеспечивает понижение пола ку­зова, центра тяжести автомобиля и повышение его устойчивости.

Периферийная лонжеронная рама (рис.3, в) имеет наибольшее применение на рамных легковых автомобилях. Она состоит из лон­жеронов 8 замкнутого (коробчатого) профиля, которые проходят по периферии пола кузова автомобиля и создают ему естествен­ный порог. Это увеличивает сопротивление кузова при боковых ударах. Рама имеет свободную среднюю часть, позволяющую опу­стить пол кузова, снизить центр тяжести автомобиля и повысить его устойчивость. Для увеличения хода колес автомобиля лонже­роны рамы имеют выгибы в вертикальной плоскости над пере­дним и задним мостами. Средняя часть рамы расположена ниже этих выгибов.

 

Хребтовая неразъемная рама (рис.3, г) состоит из одной цент­ральной продольной несущей балки 9, к которой прикреплены поперечины 10 и различные установочные кронштейны. Централь­ная балка рамы обычно имеет трубчатое сечение, внутри нее раз­мещается карданная передача. Рама обладает высокой жесткостью на кручение, а размещение карданной передачи внутри хребто­вой трубы рамы обеспечивает компактность конструкции.

1.3.Лонжеронные рамы:

Лонжеронная рама с Х-образной поперечиной.

Классический вариант такой рамы напоминает по виду и конструкции лестницу, поэтому в англоязычной терминологии её иногда могут называть лестничной (ladder frame). Лонжеронные рамы состоят из двух продольных лонжеронов и нескольких поперечин, также называемых «траверсами», а также креплений и кронштейнов для установки кузова и агрегатов. Форма и конструкция лонжеронов и поперечин могут быть различными; так, различают трубчатые, К-образные и Х-образные поперечины.  Лонжероны как правило имеют сечение швеллера, причём обычно переменное по длине — в наиболее нагруженных участках высота сечения зачастую увеличена. Иногда они хотя бы на части своей длины имеют замкнутое сечение (короб). На спортивных автомобилях могли применяться трубчатые лонжероны и поперечины круглого сечения, имеющие лучшее соотношение массы и жёсткости. По расположению лонжероны могут быть параллельны друг другу, либо располагаться друг относительно друга под некоторым углом. Детали рамы соединяются заклёпками, болтами или сваркой. Грузовые автомобили обычно имеют клёпаные рамы, легковые и сверхтяжёлые самосвалы — сварные. Болтовые соединения находят применение обычно при малосерийном производстве.Современные тяжёлые грузовики и прицепы также иногда имеют рамы, собранные на болтах, что значительно облегчает их обслуживание и ремонт, при этом приходится применять специальные меры, направленные на предотвращение самооткручивание болтов.

Лонжеронная рама традиционного типа обеспечивает автомобилю достаточно высокую жёсткость, особенно в случае наличия развитых поперечин (К-образных, Х-образных), и с технической точки зрения не устарела до сих пор, однако имеет существенный недостаток — её лонжероны проходят под полом кузова, так что его приходится располагать достаточно высоко. До тех пор, пока массовые легковые автомобили оставались сравнительно высокими, это не представляло затруднения, однако во второй половине 1950-х годов распространилась мода на приземистые кузова, что в случае использования рамы традиционного типа вынуждало делать сидения очень низкими, чтобы при высоком расположении пола обеспечить достаточное расстояние между подушками сидений и крышей, а это снижало комфортабельность. Выходом стал переход либо на несущий кузов, либо на раму вильчато-хребтового или периферийного типа, у которых лонжероны так или иначе обходят пассажирский салон (либо вынесены по бокам от него, либо расположены в центральном тоннеле кузова), позволяя опустить пол и совместить небольшую общую высоту автомобиля с достаточным простором в салоне. На автомобилях же, к которым не предъявляется подобных требований, например — имеющих высокие кузова внедорожниках, лонжеронная рама и сегодня применяется в своём исходном виде. Один из последних примеров применения лонжеронной рамы на обычном легковом автомобиле — восточногерманский Wartburg, выпускавшийся до конца 1980-х годов. На грузовиках, наоборот, несущий кузов является исключением, а лонжеронная рама — правилом.

К лонжеронным ряд источников относит также периферийные (часто выделяемые в отдельный тип) и Х-образные рамы (последние другими источниками классифицируются как разновидность хребтовых).

1.4. Историческая справка

https://www.kolesa.ru/article/v-chem-prelest-ramnyh-avtomobilej-i-kakimi-oni-byvajut-2014-11-18

 

2. Ознакомиться с устройством рамы автомобиля КАМАЗ:

Ходовая часть автомобиля состоит из рамы (у легкового автомобиля подрамник), передней оси, задне­го моста, рессор, амортизаторов, колес и шин. Ходовая часть обеспечивает надежное сцепление шин с доро­гой, воспринимает толчки от неровностей и обеспечивает плавное движение автомобиля.

 На раму автомобиля крепятся все механизмы, агрегаты и ку­зов. Лонжеронные рамы грузовых автомобилей имеют одинако­вое устройство. Рама должна быть прочной, жесткой и иметь как можно меньшую массу, воспринимать изгибные и скручивающие моменты.

Основными деталями рамы являются продольные балки (лон­жероны) 3 и 20 (рис. 1), которые соединяются поперечными балками (поперечными траверсами) 2, 6, 9, 14, 17. Число попереч­ных балок зависит от типа автомобиля. Соединение лонжеронов и траверс осуществляется заклепками. Для придания раме жест­кости траверсы и лонжероны дополнительно соединяются раско­сами 15 и стяжками 19, а также косынками 18. Для промежуточ­ного и заднего мостов на лонжеронах имеются специальные удлинительные вставки 11 и 13. Для усиления задней поперечины 17в месте установки тягово-сцепного устройства имеется усилитель­ная накладка 16.

На лонжеронах рамы закреплены заклепками кронштейны крепления: подвески (21 и 24), опоры двигателя (4 и 7), жидко­стного радиатора (23), переднего буфера (1). На раме крепятся также кронштейны для подножек, запасного колеса и пр.


Рис. 1. Рама автомобиля КамАЗ – 5330:

1— кронштейн крепления переднего буфера; 2 — первая поперечина; 3 — пра­вый лонжерон; 4 — кронштейн передней опоры двигателя; 5 — удлинительная вставка лонжерона переднего моста; 6 — две половины второй поперечины;7— кронштейн задней опоры двигателя; 8 — кронштейн крепления поддержи­вающей опоры силового агрегата; 9 — две половины третьей поперечины; 10 —четвертая поперечина; 11— удлинительная вставка лонжерона промежу­точного моста; 12 — две половины пятой поперечины с усиливающими косынка­ми; 13 — удлинительная вставка лонжерона заднего моста; 14 — шестая попе­речина; 15 — раскос задней поперечины; 16 — усилительная накладка задней поперечины; 17 — задняя поперечина; 18 — косынка раскоса; 19 — стяжка рас­коса задней поперечины; 20 — левый лонжерон; 21 — задний кронштейн; 22 —кронштейн крепления верхнего ушка амортизатора; 23 — кронштейн крепления жидкостного радиатора; 24 — передний кронштейн подвески

Тягово-сцепное устройство предназначено для буксировки прицепов и других автомобилей и крепится на задней поперечи­не рамы. Основная деталь тягово-сцепного устройства — корпус с крышкой, внутри которого находится упругий элемент. Стер­жень крюка проходит через крышку внутри упругого элемента. По обе стороны упругого элемента установлены опорные шайбы. Стержень крюка закрепляется в корпусе с помощью гайки. Пос­ле затяжки гайка шплинтуется. Для предотвращения самопроиз­вольного расцепления дышла прицепа с крюком имеется защел­ка, которая фиксируется в закрытом состоянии собачкой и шплинтом. Шплинт подвешивается на цепочке.

Упругий элемент смягчает соударения с прицепом при трогании автомобиля и торможении. Если автомобиль не предназначен для буксирования прицепов, то вместо тягово-сцепного устрой­ства устанавливаются специальные петли, предназначенные толь­ко для кратковременной буксировки другого автомобиля. В перед­ней части рамы имеются петли, а на некоторых автомобилях — крюки для вытаскивания автомобиля, если он увяз.

Многие легковые автомобили и автобусы не имеют рам. В этих автомобилях несущим является кузов. Все основные агрегаты крепятся непосредственно к кузову, который должен быть доста­точно жестким. В местах крепления агрегатов кузов усилен спе­циальными накладками.

Для крепления двигателя, передней подвески и рулевого управле­ния в передней части к кузову приваривается короткий подрамник.

3. Ответить письменно на вопросы:

1. Каково назначение и типы рам автомобилей?

2.Как устроена рама автомобилей марок ЗИЛ, МАЗ-500А, КамАЗ?

3.Как закрепляются на раме двигатель, передний и задний мос­ты, кузов и кабина, промежуточная опора карданной пере­дачи?

4.Что выполняет  роль рамы в безрамной конструкции автомобиля?

5. Опишите назначение тягово-сцепного устройства. Как устроен буксирный прибор с пружинным и резиновым буфером? Как им пользоваться?

 

4. Составить инструктаж по Технике безопасности и Охране труда при выполнении работ по  снятию, разборке, сборке и установке лонжеронных рам и соединения  агрегатов и узлов с рамой.

5. Записать в тетрадь:

- основные технические термины и определения из предлагаемого материала;

-перенести в тетрадь таблицу:

В практике планирования, организации и проведения технического обслуживания, ремонта машин и оборудования применяются следующие основные понятия и определения, большинство из которых установлены действующей нормативно-технической документацией.

Ремонт — совокупность организационно-технических мероприятий и технологических воздействий на изделие (машину или сборочную единицу) с целью устранения неисправностей, восстановления работоспособности, эксплуатационных свойств и ресурса изделия до установленного технической документацией уровня.

Техническое обслуживание — комплекс мероприятий, направленных на поддержание машин и оборудования в работоспособном или исправном состоянии при эксплуатации, хранении и транспортировании.

Средства ремонта — это производственно-техническая база (здания, сооружения, оборудование), состав которой определяется производственной и организационной структурами предприятия.

Плановый ремонт — ремонт, предусмотренный в нормативно-технической документации и осуществляемый в плановом порядке.

Диагностирование при ремонте — комплекс работ по установлению степени износа изделия или отдельных частей с целью определения объема работ по восстановлению его работоспособности либо исправности.

Капитальный ремонт (КР)автомобилей и их составных частей на специализированных ремонтных предприятиях производиться как правило обезличенным методом, который предусматривает полную разборку объекта ремонта, производя восстановление или замену составных частей, сборку, регулировку, испытания.

Направление автомобилей и их составных частей в КР производиться на основании результатов анализа их технического состояния с применением средств контроля (диагностики) и с учетом пробега выполняется с начала эксплуатации или после КП, норм пробега до КР, суммарная стоимость израсходованных запасных частей с начала эксплуатации и затрат на текущие ремонты.

Автобусы и легковые автомобили направляются в КР при необходимости КР кузова.

Грузовые направляются в КР при необходимости ремонта рамы, кабины, а также не менее 3 других агрегатов в любом их состоянии.

Агрегаты направляются в КР:

1) Базовая или основная деталь требует ремонта с полной разборкой агрегатов;

2) Работоспособность агрегата не может быть восстановлена или ее восстановление путем проведения текущего ремонта экономически не целесообразно;

Поступающие в ремонт автомобили и их составляющие части называется ремонтным фондом.

Приемка ремонтного фондаосуществляется представителем ремонтного предприятия, который проверяет его комплектность и соответствие техническим требованиям.

 

Агрегат Базовая деталь Основная деталь
двигатель с картером сцепления в сборе блок цилиндров головка цилиндров, коленчатый вал, маховик, распределительный вал, картер сцепления.
коробка передач картер КП головка цилиндров, коленчатый вал, маховик, распределительный вал, картер сцепления
гидромеханическая передача картер механический. Редуктор корпус двойного фрикциона, первичный, вторичный, промеж валы, турбинное, насосное колеса, реактор
карданная передача труба, труба карданного вала Кожух полуоси, картер редуктора, стакан подшипника, чашки дифференциала, ступица колеса, тормозной, барабан, диск, водило колесного редуктора.
передняя ось балка передней оси, поперечина при независимой подвеске поворотная цапфа, ступица колеса, шкворень, тормозной барабан.
рулевое управление картер рулевого механизма, картер золотника гидроусилителя, корпус насоса гидроусилителя вал сошки, червяк, рейка-поршень, винт шариковой гайки, крышка корпуса насоса гидроусилителя, стартер и ротор насоса гидроусилителя.
кабина грузового авто и кузов каркас кабины или кузова дверь, крыло, облицовка радиатора, крышка багажника, капот.
кузов автомобиля каркас основания кожух пола, шпангоуты
платформа грузового авто основание платформы поперечины, балки
рама лонжероны поперечины и кронштейны рессоры

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.