|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Группа 2 –Б, мастер производственного обучения Трофименко А.В.Группа 2 –Б, мастер производственного обучения Трофименко А.В. Дата проведения занятия учебной практики – 10 ноября 2021 года. Тема занятия учебной практики:Снятие, разборка, изучение конструкции, сборка и установка лонжеронных рам. Соединение агрегатов и узлов с рамой грузового автомобиля. Цель занятия учебной практики: закрепление знаний по конструкции и принципу установки лонжеронных рам грузового автомобиля, формирование знаний по снятию, установке и проверке технического состояния соединений агрегатов, узлов с рамой грузового автомобиля. Задание обучающимся: 1. Изучить материал: 1.1 Конструкция автомобильных рам : https://wiki.zr.ru/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D1%80%D0%B0%D0%BC 1.2 Назначение и типы рам: http://autoleek.ru/nesushhaja-sistema/platforma-i-rama-avtomobilja/rama-avtomobilya.html Несущей системой называется рама или кузов автомобиля. Несущая система служит для установки и крепления всех частей автомобиля. Несущая система — одна из наиболее ответственных, материалоемких и дорогостоящих систем автомобиля. Если принять за 100 % материалоемкость, стоимость и сложность изготовления всего автомобиля, то несущая система может составлять более 50 % от этого. Долговечность несущей системы определяет сроки капитальных ремонтов автомобиля. От нее во многом зависит общий пробег автомобиля в эксплуатации. Несущая система существенно влияет на многие эксплуатационные свойства автомобиля. На автомобилях применяются различные типы несущих систем. Несущая система во многом определяет тип и компоновку автомобиля. В зависимости от типа несущей системы автомобили подразделяют на рамные и безрамные. В рамных автомобилях роль несущей системы выполняет рама (рамная несущая система) или рама совместно с кузовом (рамно-кузовная несущая система). В безрамных автомобилях функции несущей системы выполняет кузов (кузовная несущая система), который называется несущим. Рамная несущая система применяется на всех грузовых автомобилях, прицепах и полуприцепах, легковых автомобилях повышенной проходимости, большого и высшего классов и отдельных автобусах. Несущая система автомобилей-самосвалов, кроме основной рамы включает еще дополнительную укороченную раму — надрамник, на котором устанавливается грузовой кузов и крепятся устройства подъемного механизма кузова. Рамная несущая система проста по конструкции, технологична при производстве и ремонте, а также универсальна, так как обеспечивает унификацию обычных и специальных автомобилей. Кроме того, рамная несущая система позволяет выпускать на одном шасси различные по типу кузова модификации автомобиля. Кузовная несущая система применяется на легковых автомобилях особо малого, малого и среднего классов, а также на большинстве современных автобусов. Кузовная несущая система позволяет уменьшить массу автомобиля, его общую высоту, снизить центр тяжести и, следовательно, повысить его устойчивость. Однако кузовная несущая система не обеспечивает хорошей изоляции пассажирского салона от вибрации и шума работающих агрегатов и механизмов, а также от шума шин, возникающего при их качении по поверхности дороги. Рамно-кузовная несущая система применяется только на автобусах. При рамно-кузовной несущей системе кузов автобуса не имеет основания. Рама и основание кузова объединены в единую конструкцию. Шпангоуты (поперечные дуги) каркаса кузова жестко прикрепляются к поперечинам рамы. Рама и каркас кузова работают совместно, воспринимая все нагрузки. Рамно-кузовная несущая система имеет простую конструкцию, технологична при производстве и удобна в ремонте. По сравнению с рамной несущей системой рамно-кузовная имеет несколько меньшую массу кузова и более низкую высоту пола. Рама Рама служит для установки и крепления кузова и всех систем, агрегатов и механизмов автомобиля. Рама является одной из ответственных и наиболее металлоемких частей автомобиля. Раму имеют все грузовые автомобили, легковые автомобили повышенной проходимости, большого и высшего классов, отдельные автобусы, прицепы и полуприцепы. На автомобилях применяются рамы различных типов (рис. 1). Наибольшее распространение получили лонжеронные рамы. Лонжеронная рама грузового автомобиля (рис.2) состоит из двух лонжеронов 1 (продольных балок), которые соединены между собой отдельными поперечинами 2. Лонжероны отштампованы из листовой стали и имеют швеллерное сечение переменного профиля. Высота профиля наибольшая в средней части лонжеронов, где они более всего нагружены. В зависимости от типа автомобиля и его компоновки лонжероны могут быть установлены один относительно другого параллельно или под углом, а также могут быть изогнуты в вертикальной и горизонтальной плоскостях. К лонжеронам обычно приклепывают различного рода кронштейны для крепления кузова, устройств подвески колес, механизмов трансмиссии, систем управления и др.
Поперечины, как и лонжероны, выполнены штампованными из листовой стали. Они имеют форму, обеспечивающую крепление к раме соответствующих агрегатов и механизмов. Так, например, передняя поперечина 4 приспособлена для установки передней части двигателя. Лонжероны и поперечины соединены между собой клепкой или сваркой. На переднем конце рамы установлены буфер 5 и буксирные крюки 6. Буфер предназначен для восприятия толчков и ударов при наездах и столкновениях. Крюки служат для буксировки автомобиля. В задней части рамы грузового автомобиля расположено буксирное (прицепное) устройство 3, предназначенное для присоединения к автомобилю прицепов, буксируемых автомобилей и т.д. Буксирное устройство включает в себя крюк с запором и пружину или резиновый амортизатор, которые смягчают толчки и удары при движении автомобиля с буксиром по неровной дороге, при торможении и трогании с места. Рассмотрим устройство рам легковых автомобилей. Лестничная рама (рис.3, а) состоит из двух лонжеронов 1, соединенных поперечинами 3. Лонжероны отштампованы из листовой стали и имеют профиль преимущественно закрытого типа. К лонжеронам прикреплены различные кронштейны 2, предназначенные для установки и крепления кузова автомобиля, механизмов трансмиссии, передней и задней подвесок, систем управления и т.д. Рама имеет выгибы в вертикальной плоскости в местах расположения передних и задних колес автомобиля. Эти выгибы обеспечивают большие ходы колес, снижение центра тяжести автомобиля и повышение его устойчивости при высоких скоростях движения. Х-образная лонжеронная рама (рис. 3, б) состоит из короткой средней балки 5трубчатого или коробчатого профиля, передней 4 и задней 7вильчатых частей, выполненных из лонжеронов коробчатого профиля. Передняя вильчатая часть предназначена для размещения силового агрегата, а задняя — заднего моста. В средней части рамы имеются консольные кронштейны 6для крепления кузова, а вильчатые части рамы снабжены поперечинами для установки передней и задней подвесок. Х-образная рама позволяет увеличить углы поворота управляемых колес, уменьшить радиус поворота автомобиля и улучшить его маневренность. Кроме того, рама обеспечивает понижение пола кузова, центра тяжести автомобиля и повышение его устойчивости. Периферийная лонжеронная рама (рис.3, в) имеет наибольшее применение на рамных легковых автомобилях. Она состоит из лонжеронов 8 замкнутого (коробчатого) профиля, которые проходят по периферии пола кузова автомобиля и создают ему естественный порог. Это увеличивает сопротивление кузова при боковых ударах. Рама имеет свободную среднюю часть, позволяющую опустить пол кузова, снизить центр тяжести автомобиля и повысить его устойчивость. Для увеличения хода колес автомобиля лонжероны рамы имеют выгибы в вертикальной плоскости над передним и задним мостами. Средняя часть рамы расположена ниже этих выгибов.
Хребтовая неразъемная рама (рис.3, г) состоит из одной центральной продольной несущей балки 9, к которой прикреплены поперечины 10 и различные установочные кронштейны. Центральная балка рамы обычно имеет трубчатое сечение, внутри нее размещается карданная передача. Рама обладает высокой жесткостью на кручение, а размещение карданной передачи внутри хребтовой трубы рамы обеспечивает компактность конструкции. 1.3.Лонжеронные рамы: Лонжеронная рама с Х-образной поперечиной. Классический вариант такой рамы напоминает по виду и конструкции лестницу, поэтому в англоязычной терминологии её иногда могут называть лестничной (ladder frame). Лонжеронные рамы состоят из двух продольных лонжеронов и нескольких поперечин, также называемых «траверсами», а также креплений и кронштейнов для установки кузова и агрегатов. Форма и конструкция лонжеронов и поперечин могут быть различными; так, различают трубчатые, К-образные и Х-образные поперечины. Лонжероны как правило имеют сечение швеллера, причём обычно переменное по длине — в наиболее нагруженных участках высота сечения зачастую увеличена. Иногда они хотя бы на части своей длины имеют замкнутое сечение (короб). На спортивных автомобилях могли применяться трубчатые лонжероны и поперечины круглого сечения, имеющие лучшее соотношение массы и жёсткости. По расположению лонжероны могут быть параллельны друг другу, либо располагаться друг относительно друга под некоторым углом. Детали рамы соединяются заклёпками, болтами или сваркой. Грузовые автомобили обычно имеют клёпаные рамы, легковые и сверхтяжёлые самосвалы — сварные. Болтовые соединения находят применение обычно при малосерийном производстве.Современные тяжёлые грузовики и прицепы также иногда имеют рамы, собранные на болтах, что значительно облегчает их обслуживание и ремонт, при этом приходится применять специальные меры, направленные на предотвращение самооткручивание болтов. Лонжеронная рама традиционного типа обеспечивает автомобилю достаточно высокую жёсткость, особенно в случае наличия развитых поперечин (К-образных, Х-образных), и с технической точки зрения не устарела до сих пор, однако имеет существенный недостаток — её лонжероны проходят под полом кузова, так что его приходится располагать достаточно высоко. До тех пор, пока массовые легковые автомобили оставались сравнительно высокими, это не представляло затруднения, однако во второй половине 1950-х годов распространилась мода на приземистые кузова, что в случае использования рамы традиционного типа вынуждало делать сидения очень низкими, чтобы при высоком расположении пола обеспечить достаточное расстояние между подушками сидений и крышей, а это снижало комфортабельность. Выходом стал переход либо на несущий кузов, либо на раму вильчато-хребтового или периферийного типа, у которых лонжероны так или иначе обходят пассажирский салон (либо вынесены по бокам от него, либо расположены в центральном тоннеле кузова), позволяя опустить пол и совместить небольшую общую высоту автомобиля с достаточным простором в салоне. На автомобилях же, к которым не предъявляется подобных требований, например — имеющих высокие кузова внедорожниках, лонжеронная рама и сегодня применяется в своём исходном виде. Один из последних примеров применения лонжеронной рамы на обычном легковом автомобиле — восточногерманский Wartburg, выпускавшийся до конца 1980-х годов. На грузовиках, наоборот, несущий кузов является исключением, а лонжеронная рама — правилом. К лонжеронным ряд источников относит также периферийные (часто выделяемые в отдельный тип) и Х-образные рамы (последние другими источниками классифицируются как разновидность хребтовых). 1.4. Историческая справка https://www.kolesa.ru/article/v-chem-prelest-ramnyh-avtomobilej-i-kakimi-oni-byvajut-2014-11-18
2. Ознакомиться с устройством рамы автомобиля КАМАЗ: Ходовая часть автомобиля состоит из рамы (у легкового автомобиля подрамник), передней оси, заднего моста, рессор, амортизаторов, колес и шин. Ходовая часть обеспечивает надежное сцепление шин с дорогой, воспринимает толчки от неровностей и обеспечивает плавное движение автомобиля. На раму автомобиля крепятся все механизмы, агрегаты и кузов. Лонжеронные рамы грузовых автомобилей имеют одинаковое устройство. Рама должна быть прочной, жесткой и иметь как можно меньшую массу, воспринимать изгибные и скручивающие моменты. Основными деталями рамы являются продольные балки (лонжероны) 3 и 20 (рис. 1), которые соединяются поперечными балками (поперечными траверсами) 2, 6, 9, 14, 17. Число поперечных балок зависит от типа автомобиля. Соединение лонжеронов и траверс осуществляется заклепками. Для придания раме жесткости траверсы и лонжероны дополнительно соединяются раскосами 15 и стяжками 19, а также косынками 18. Для промежуточного и заднего мостов на лонжеронах имеются специальные удлинительные вставки 11 и 13. Для усиления задней поперечины 17в месте установки тягово-сцепного устройства имеется усилительная накладка 16. На лонжеронах рамы закреплены заклепками кронштейны крепления: подвески (21 и 24), опоры двигателя (4 и 7), жидкостного радиатора (23), переднего буфера (1). На раме крепятся также кронштейны для подножек, запасного колеса и пр. Рис. 1. Рама автомобиля КамАЗ – 5330: 1— кронштейн крепления переднего буфера; 2 — первая поперечина; 3 — правый лонжерон; 4 — кронштейн передней опоры двигателя; 5 — удлинительная вставка лонжерона переднего моста; 6 — две половины второй поперечины;7— кронштейн задней опоры двигателя; 8 — кронштейн крепления поддерживающей опоры силового агрегата; 9 — две половины третьей поперечины; 10 —четвертая поперечина; 11— удлинительная вставка лонжерона промежуточного моста; 12 — две половины пятой поперечины с усиливающими косынками; 13 — удлинительная вставка лонжерона заднего моста; 14 — шестая поперечина; 15 — раскос задней поперечины; 16 — усилительная накладка задней поперечины; 17 — задняя поперечина; 18 — косынка раскоса; 19 — стяжка раскоса задней поперечины; 20 — левый лонжерон; 21 — задний кронштейн; 22 —кронштейн крепления верхнего ушка амортизатора; 23 — кронштейн крепления жидкостного радиатора; 24 — передний кронштейн подвески Тягово-сцепное устройство предназначено для буксировки прицепов и других автомобилей и крепится на задней поперечине рамы. Основная деталь тягово-сцепного устройства — корпус с крышкой, внутри которого находится упругий элемент. Стержень крюка проходит через крышку внутри упругого элемента. По обе стороны упругого элемента установлены опорные шайбы. Стержень крюка закрепляется в корпусе с помощью гайки. После затяжки гайка шплинтуется. Для предотвращения самопроизвольного расцепления дышла прицепа с крюком имеется защелка, которая фиксируется в закрытом состоянии собачкой и шплинтом. Шплинт подвешивается на цепочке. Упругий элемент смягчает соударения с прицепом при трогании автомобиля и торможении. Если автомобиль не предназначен для буксирования прицепов, то вместо тягово-сцепного устройства устанавливаются специальные петли, предназначенные только для кратковременной буксировки другого автомобиля. В передней части рамы имеются петли, а на некоторых автомобилях — крюки для вытаскивания автомобиля, если он увяз. Многие легковые автомобили и автобусы не имеют рам. В этих автомобилях несущим является кузов. Все основные агрегаты крепятся непосредственно к кузову, который должен быть достаточно жестким. В местах крепления агрегатов кузов усилен специальными накладками. Для крепления двигателя, передней подвески и рулевого управления в передней части к кузову приваривается короткий подрамник. 3. Ответить письменно на вопросы: 1. Каково назначение и типы рам автомобилей? 2.Как устроена рама автомобилей марок ЗИЛ, МАЗ-500А, КамАЗ? 3.Как закрепляются на раме двигатель, передний и задний мосты, кузов и кабина, промежуточная опора карданной передачи? 4.Что выполняет роль рамы в безрамной конструкции автомобиля? 5. Опишите назначение тягово-сцепного устройства. Как устроен буксирный прибор с пружинным и резиновым буфером? Как им пользоваться?
4. Составить инструктаж по Технике безопасности и Охране труда при выполнении работ по снятию, разборке, сборке и установке лонжеронных рам и соединения агрегатов и узлов с рамой. 5. Записать в тетрадь: - основные технические термины и определения из предлагаемого материала; -перенести в тетрадь таблицу: В практике планирования, организации и проведения технического обслуживания, ремонта машин и оборудования применяются следующие основные понятия и определения, большинство из которых установлены действующей нормативно-технической документацией. Ремонт — совокупность организационно-технических мероприятий и технологических воздействий на изделие (машину или сборочную единицу) с целью устранения неисправностей, восстановления работоспособности, эксплуатационных свойств и ресурса изделия до установленного технической документацией уровня. Техническое обслуживание — комплекс мероприятий, направленных на поддержание машин и оборудования в работоспособном или исправном состоянии при эксплуатации, хранении и транспортировании. Средства ремонта — это производственно-техническая база (здания, сооружения, оборудование), состав которой определяется производственной и организационной структурами предприятия. Плановый ремонт — ремонт, предусмотренный в нормативно-технической документации и осуществляемый в плановом порядке. Диагностирование при ремонте — комплекс работ по установлению степени износа изделия или отдельных частей с целью определения объема работ по восстановлению его работоспособности либо исправности. Капитальный ремонт (КР)автомобилей и их составных частей на специализированных ремонтных предприятиях производиться как правило обезличенным методом, который предусматривает полную разборку объекта ремонта, производя восстановление или замену составных частей, сборку, регулировку, испытания. Направление автомобилей и их составных частей в КР производиться на основании результатов анализа их технического состояния с применением средств контроля (диагностики) и с учетом пробега выполняется с начала эксплуатации или после КП, норм пробега до КР, суммарная стоимость израсходованных запасных частей с начала эксплуатации и затрат на текущие ремонты. Автобусы и легковые автомобили направляются в КР при необходимости КР кузова. Грузовые направляются в КР при необходимости ремонта рамы, кабины, а также не менее 3 других агрегатов в любом их состоянии. Агрегаты направляются в КР: 1) Базовая или основная деталь требует ремонта с полной разборкой агрегатов; 2) Работоспособность агрегата не может быть восстановлена или ее восстановление путем проведения текущего ремонта экономически не целесообразно; Поступающие в ремонт автомобили и их составляющие части называется ремонтным фондом. Приемка ремонтного фондаосуществляется представителем ремонтного предприятия, который проверяет его комплектность и соответствие техническим требованиям.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|