|
|||
Тема 2. ЛАДСтр 1 из 2Следующая ⇒ Тема 2. ЛАД План изучения:
1. Общее понятие о ладе. 2. Мажор и минор. 3. Гамма. Тетрахорд. Функции и свойства ступеней лада мажора и минора. 4. Виды мажора и минора. 5. Тональность. Виды тональностей. Параллельные тональности. 6. Контрольная работа.
1. Музыкальное искусство на протяжении многих столетий развивалось на ладовой основе. Свои ладовые системы существовали в Древней Греции (и сейчас эти лады находят применение в профессиональной и народной музыке), неевропейских культурах (странах Востока, Индии, Китая и др.). Рубеж XIX-XX веков в европейской музыке отмечен ладовыми «экспериментами», созданием авторских ладов.
Лад – система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками [ступенями](Шатковский). Устойчивые не требуют продолжения и создают ощущение покоя. Неустойчивые – требуют разрешения и создают ощущение незавершенности. Устойчивость или неустойчивость присущи не самим отдельным звукам, а определенным ступеням лада. Количество ступеней каждого лада строго определено (от 2-х в некоторых народных песнях до восьми и более в некоторых случаях).
2. Основными в развитии европейской музыки XVII-XIX веков становятся такие ладовые системы как мажор и минор. Мажор и минор – лады, контрастные по наклонению (лад – сильное музыкально-выразительное средство). Лады мажорного и минорного наклонения встречаются и в народной музыке большинства стран мира.
Мажор – характер звучания «светлый». Минор – характер звучания «темный». В системе мажора и минора различают: – семиступенные диатонические неоктавные лады мажорного и минорного наклонения; – пятиступенные лады (пентатонику) – 3 вида мажора и минора.
3. Функции и свойства ступеней. Гамма – звукоряд лада; мелодическое последование всех ступеней лада вверх или вниз; – расположение ступеней лада в определенном порядке от тоники до тоники. Тоника – самая главная ступень лада, к которой тяготеют все остальные звуки . В мажорной и минорной гамме 8 звуков, но 7 ступеней. Ступени обозначаются римскими цифрами.
|
|||
|