|
|||
Теория. 8 классТеория. 8 класс 1. Интервалом называется соотношение двух звуков по высоте. Нижний является основанием, а верхний — вершиной интервала. Тритоны – интервалы, содержащие 3 тона. Строятся в натуральном и гармоническом видах мажора и минора: ум.5 – на VII и II ступенях, разрешается в м.3 и б.3; ув.4 – на IV и VI ступенях, разрешается в м.6 и б.6. 2. Септаккордом называется аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям. Доминантсептаккорд,D7, строится на V ступени натур. мажора и гарм. минора, разрешается в неполное Т-5 (t-5) с утроенной тоникой. D65 (квинтсекстаккорд) – на VII ступени, разрешается в Т с удвоенной тоникой. D43 (терцквартаккорд) – на II ступени, разрешается в развернутое Т1. D2 (секундаккорд) – на IV ступени, разрешается в Т6 с удвоенной тоникой. Вводные септаккорды строятся на VII ступени мажора и минора: малый вводный, мVII7, – в нат. мажоре; уменьшенный вводный, умVII7, – в гарм. мажоре и миноре. Разрешаются в T (t) с удвоенным терцовым тоном. 3. Трезвучием называется аккорд из 3 звуков, расположенных по терциям. Существует 4 вида трезвучия: Б (мажорное) = б.3 + м.3, М (минорное) = м.3 + б.3, Б#5 (увеличенное) = б.3 + б.3, Мb5 (уменьшенное) = м.3 + м.3. Обращением трезвучия называется перенесение нижнего звука на ч.8 вверх, при этом остальные звуки остаются на месте. Существует 2 обращения трезвучия: секстаккорд и квартсекстаккорд. Б6 (мажорный секстаккорд) = м.3 + ч.4, Б64 (мажорный квартсекстаккорд) = ч.4 + б.3. М6 (минорный секстаккорд) = б.3 + ч.4, М64 (минорный квартсекстаккорд) = ч.4 + м.3. Главные трезвучия отражают ладовое наклонение тональности: в мажоре они мажорные, в миноре – минорные. T, t (тоническое) – на I ступени, S, s (субдоминантовое) - на IV ступени, D, d (доминантовое) - на V ступени. 4. Интервалом называется соотношение двух звуков по высоте, это две ступени лада. Нижний является основанием, а верхний — вершиной интервала. Интервал имеет 2 величины: ступеневую и тоновую. Простыми называются интервалы в пределах октавы: ч.1, м.2, б.2, м.3, б.3, ч.4, ч.5, м.6, б.6, м.7, б.7, ч.8. В мелодическом интервале звуки берутся последовательно, в гармоническом – одновременно. Консонансы– это благозвучные интервалы. К ним относятся: все чистые (прима, кварта, квинта, октава), терции и сексты. Диссонансы – это неблагозвучные интервалы, они требуют разрешения. К ним относятся: секунды, септимы, увеличенные и уменьшенные интервалы (тритоны, характерные). Обращением интервала называется перемещение нижнего звука на октаву вверх (или верхнего на октаву вниз). Чистые интервалы обращаются в чистые, малые – в большие (и наоборот), уменьшенные – в увеличенные (и наоборот). Сумма ступеней 2-х взаимообратимых интервалов – 9. 5. Лад – система звуковысотных связей, объединенная тоникой. Монодическими называются диатонические неоктавные 5-ти и 7-ми-ступенные лады, звуки которых можно расположить по ч.5. Пентатоника – звукоряд из 5 звуков. В мажорной пентатонике, по сравнению с нат. мажором, отсутствуют IV и VII ступени. В минорной, по сравнению с нат. минором, отсутствуют II и VI ступени. 7-ми-ступенные лады мажорного наклонения: ионийский – совпадает с нат. мажором, лидийский – высокая IV ступень, миксолидийский – низкая VII ступень. 7-ми-ступенные лады минорного наклонения: эолийский – совпадает с нат. минором, фригийский – низкая II ступень, дорийский – высокая VI ступень, локрийский – низкие II и V ступени. 6. Ритм –организованная последовательность длительностей звуков. Метр – равномерное чередование сильных и слабых долей такта. Размер – цифровое выражение метра. Верхняя цифра показывает количество долей в такте, нижняя – их величину. Простыми называются размеры, имеющие 2 или 3 доли. Сложные образуются от слияния однородных простых размеров (44=24+24, 68=38+38). Смешанные образуются от слияния 2-х- и 3-х-дольных простых размеров (54=24+34). Переменные – размеры, в которых на протяжении произведения меняется количество долей (32 64 32, 38 58 48). Синкопа – смещение акцента с сильной доли на слабую. Пунктирный ритм – ритмический рисунок, который содержит ноту с точкой, удлиняющей ее на половину основной длительности, и короткую ноту на слабой доле. 7. Параллельные – мажорная и минорная тональности, имеющие одинаковые знаки и звукоряд. Интервал между тониками – м.3. Одноименные – мажорная и минорная тональности, имеющие одну тонику, но разные лады. Энгармонически равные – диезная и бемольная тональности одного лада, которые звучат одинаково. Квинтовый круг – система, в которой все тональности одного лада расположены по ч.5. Движение по ч.5 вверх дает прибавление диезов, вниз – прибавление бемолей.
|
|||
|