Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Теория. 8 класс



Теория. 8 класс

1. Интервалом называется соотношение двух звуков по высоте. Нижний является основанием, а верхний — вершиной интервала.

Тритоны – интервалы, содержащие 3 тона. Строятся в натуральном и гармоническом видах мажора и минора:

ум.5 – на VII и II ступенях, разрешается в м.3 и б.3;

ув.4 – на IV и VI ступенях, разрешается в м.6 и б.6.

2. Септаккордом называется аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям.

Доминантсептаккорд,D7, строится на V ступени натур. мажора и гарм. минора, разрешается в неполное Т-5 (t-5) с утроенной тоникой.

D65 (квинтсекстаккорд) – на VII ступени, разрешается в Т с удвоенной тоникой.

D43 (терцквартаккорд) – на II ступени, разрешается в развернутое Т1.

D2 (секундаккорд) – на IV ступени, разрешается в Т6 с удвоенной тоникой.

Вводные септаккорды строятся на VII ступени мажора и минора:

малый вводный, мVII7, – в нат. мажоре;

уменьшенный вводный, умVII7, – в гарм. мажоре и миноре.

Разрешаются в T (t) с удвоенным терцовым тоном.

3. Трезвучием называется аккорд из 3 звуков, расположенных по терциям.

Существует 4 вида трезвучия:

Б (мажорное) = б.3 + м.3,      М (минорное) = м.3 + б.3,

Б#5 (увеличенное) = б.3 + б.3, Мb5 (уменьшенное) = м.3 + м.3.

Обращением трезвучия называется перенесение нижнего звука на ч.8 вверх, при этом остальные звуки остаются на месте.

Существует 2 обращения трезвучия: секстаккорд и квартсекстаккорд.

Б6 (мажорный секстаккорд) = м.3 + ч.4,                     

Б64 (мажорный квартсекстаккорд) = ч.4 + б.3.

М6 (минорный секстаккорд) = б.3 + ч.4,

М64 (минорный квартсекстаккорд) = ч.4 + м.3.

Главные трезвучия отражают ладовое наклонение тональности: в мажоре они мажорные, в миноре – минорные.

T, t (тоническое) – на I ступени,

S, s (субдоминантовое) - на IV ступени,

D, d (доминантовое) - на V ступени.

4. Интервалом называется соотношение двух звуков по высоте, это две ступени лада. Нижний является основанием, а верхний — вершиной интервала.

Интервал имеет 2 величины: ступеневую и тоновую.

Простыми называются интервалы в пределах октавы: ч.1, м.2, б.2, м.3, б.3, ч.4, ч.5, м.6, б.6, м.7, б.7, ч.8.

В мелодическом интервале звуки берутся последовательно, в гармоническом – одновременно.

Консонансы– это благозвучные интервалы. К ним относятся: все чистые (прима, кварта, квинта, октава), терции и сексты.

Диссонансы – это неблагозвучные интервалы, они требуют разрешения. К ним относятся: секунды, септимы, увеличенные и уменьшенные интервалы (тритоны, характерные).

Обращением интервала называется перемещение нижнего звука на октаву вверх (или верхнего на октаву вниз). Чистые интервалы обращаются в чистые, малые – в большие (и наоборот), уменьшенные – в увеличенные (и наоборот). Сумма ступеней 2-х взаимообратимых интервалов – 9.

5. Лад – система звуковысотных связей, объединенная тоникой.

Монодическими называются диатонические неоктавные 5-ти и 7-ми-ступенные лады, звуки которых можно расположить по ч.5. 

Пентатоника – звукоряд из 5 звуков.

В мажорной пентатонике, по сравнению с нат. мажором, отсутствуют IV и VII ступени.

В минорной, по сравнению с нат. минором, отсутствуют II и VI ступени.

7-ми-ступенные лады мажорного наклонения:

ионийский – совпадает с нат. мажором,

лидийский – высокая IV ступень,

миксолидийский – низкая VII ступень.

7-ми-ступенные лады минорного наклонения:

эолийский – совпадает с нат. минором,

фригийский – низкая II ступень,

дорийский – высокая VI ступень,

локрийский – низкие II и V ступени.

    6. Ритм –организованная последовательность длительностей звуков.

Метр – равномерное чередование сильных и слабых долей такта.

Размер – цифровое выражение метра. Верхняя цифра показывает количество долей в такте, нижняя – их величину.

Простыми называются размеры, имеющие 2 или 3 доли.

Сложные образуются от слияния однородных простых размеров (44=24+24, 68=38+38).

Смешанные образуются от слияния 2-х- и 3-х-дольных простых размеров (54=24+34).

Переменные – размеры, в которых на протяжении произведения меняется количество долей (32 64 32, 38 58 48).

Синкопа – смещение акцента с сильной доли на слабую.

Пунктирный ритм – ритмический рисунок, который содержит ноту с точкой, удлиняющей ее на половину основной длительности, и короткую ноту на слабой доле.

    7. Параллельные – мажорная и минорная тональности, имеющие одинаковые знаки и звукоряд. Интервал между тониками – м.3.

Одноименные – мажорная и минорная тональности, имеющие одну тонику, но разные лады.

Энгармонически равные – диезная и бемольная тональности одного лада, которые звучат одинаково.

Квинтовый круг – система, в которой все тональности одного лада расположены по ч.5. Движение по ч.5 вверх дает прибавление диезов, вниз – прибавление бемолей.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.