Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОКАЗАНИЕ НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ ПРИ ПРИСТУПЕ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ



 

«СУ при заболеваниях в педиатрии» 1 семестр.

Лекция №17. Тема Сестринский процесс при бронхиальной астме у детей

1. Мотивация изучения темы:

Заболевания органов дыхания - самые распространенные на земном шаре заболевания. В структуре заболеваемости пневмонии занимают одно из ведущих мест, их распространенность составляет 5-17 %. Бронхиальная астма – одно из тяжелейших заболеваний у детей с наследственной предрасположенностью. У большей части взрослых данное заболевание начинается в детстве. Во всех странах мира в течение последних 20-30 лет отмечается значительный рост заболеваемости бронхиальной астмой, ее распространенность среди детей составляет 0,2-1 %, при этом наблюдается более тяжелое течение, появление гормонозависимых форм и неблагоприятных исходов болезни, ранняя инвалидизация детей и подростков.

2. Цели занятия:

Учебные цели:

Обеспечить формирование системы знаний у студентов по теме «Сестринский процесс при бронхиальной астме у детей». Отражать новые, еще не получившие освещения, знания. Расширить сферу знаний студентов по теме, а именно:

З 1. Этиологию и механизмы развития бронхиальной астмы у детей.

З 2. Основные клинические проявления бронхиальной астмы у детей

З 3. Методы диагностики бронхиальной астмы у детей

З 4. Осложнения бронхиальной астмы у детей

З 5. Особенности ухода за больными детьми и принципы лечения бронхиальной астмы у детей

З 6.Правила профессиональной безопасности, охраны труда, противоэпидемического режима в отделении.

Способствовать формированию соответствующих ПК (2.1 – 2.8) и ОК (1 - 12)

 

Бронхиальная астма у детей - хроническое воспалительное обструктивное заболевание бронхов, связанное с их гиперреактивностью на инфекционные и неинфекционные факторы и воспалением слизистой оболочки бронхов, приводящее к нарушению дыхания в фазе выдоха, характеризующееся гиперсекрецией слизи и проявляющееся экспираторной одышкой.

. Причиной приступов является спазм мышечных волокон мельчайших бронхов - бронхиол и сужение их просвета. При­ступы бывают разной интенсивности и повторяются без опреде­ленной закономерности.

Этиология. Бронхиальная астма относится к аллергиче­ским заболеваниям и возникает у лиц с повышенной чувстви­тельностью к аллергенам, которые бывают инфекционной и не­инфекционной природы.

В возникновении бронхиальной астмы, вызванной инфек­ционными аллергенами, важную роль играют микробы, вызывающие аллергическую перестройку организма, развиваю­щуюся на фоне хронических заболеваний органов дыхания или других воспалительных процессов.

Неинфекционные аллергены, вызывающие брон­хиальную астму, могут быть животного и растительного проис­хождения. К аллергенам животного происхождения относятся шерсть, перья, конский волос, чешуя рыб и др. Встречается ал­лергия к насекомым - клопам, тараканам, клещам, бабочкам и др. К аллергенам растительного происхождения относится пыль­ца растений. Приступы бронхиальной астмы, вызванной аллер­генами растительного происхождения, возникают в период цве­тения растений (апрель-июль).

В возникновении повторных приступов бронхиальной астмы может играть роль нервно-рефлекторный механизм. Известны случаи, когда у больных, имеющих аллергию к запаху розы, при­ступ удушья начинался только при виде искусственной розы. Вызывать повторные приступы могут отрицательные эмоции, напряженная работа, климатические факторы.

Болезнь часто обостряется весной и осенью, в ветреную погоду, при изменениях температуры, атмосферного давления, повышенной влажности воздуха.

Клиническая картина. Основным проявлением бо­лезни является приступ удушья, который начинается, как прави­ло, внезапно, чаще ночью. Больной мучительно ощущает недос­таток воздуха. Дыхание замедлено - 8-12 раз в минуту, вдох короткий, выдох затруднен и удлинен, сопровождается свистя­щими хрипами, слышными на расстоянии. Для облегчения ды­хания больной принимает вынужденное положение - стоячее или сидячее, опираясь руками о край кровати, стула, напрягая дыха­тельные мышцы. В конце приступа дыхание становится спокой­нее, появляется кашель с мокротой, приступ прекращается. Про­должительность приступа - от нескольких минут до нескольких часов и даже дней. Во время приступа температура тела остается нормальной, в редких случаях она может подниматься, но не выше 38 °С. С прекращением приступа температура снижается до нормы.

При осмотре во время приступа заметно, что грудная клетка расширена и как бы застыла на высоте вдоха. Над- и подклю­чичные ямки не наблюдаются. При перкуссии над легочными полями отмечается коробочный звук, экскурсия края легких ог­раничена. При аускультации в фазе выдоха обнаруживается большое количество сухих свистящих хрипов.

В первый период болезни после приступа все обнаруженные при объективном исследовании симптомы исчезают. В после­дующем с развитием заболевания и учащением приступов могут возникать нарушения сердечной деятельности и эмфизема легких.

Первая помощь. Во время приступа нужно обеспечить приток в помещение свежего воздуха и освободить больного от стесняю­щей одежды. Срочный вызов врача.

Для снятия приступа удушья применяют средства, снимаю­щие спазм гладкой мускулатуры бронхов. Их назначают в таб­летках, аэрозолях или инъекциях.

Для снятия легких приступов удушья рекомендуется эфедрин в таблетках по 0,025 г 3 раза в день или в инъекциях 5 % раство­ра по 1 мл 1-2 раза в день. С этой же целью с помощью карман­ных ингаляторов могут применяться ингаляции изадрина, алупента и др.

Во время приступа рекомендуются также отвлекающие сред­ства - банки, горчичники, горячие ручные и ножные ванны.

В межприступный период лечение предусматривает: 1) выяс­нение и устранение факторов, вызывающих приступ болезни; 2) де­сенсибилизирую-щую терапию в тече­ние нескольких недель, ультрафиолетовое облучение или другие средства физического воздействия, ослабляющие повышенную чувствительность организма.

Профилактика. Первичная профилактика включает в себя:

Проживание в благоприятных условиях – по возможности, необходимо создать экологически чистую обстановку, при необходимости – сменить место жительства; поддержание гипоаллергенной обстановки в доме – частая влажная уборка, минимум мягких предметов мебели или любых вещей, накапливающих пыль, особенно важно это при возникновении риска заболевания у детей; необходимо тщательно следить за гигиеной домашних животных и отказаться от приобретения новых, даже рыбок в аквариуме; использование только гипоаллергенной косметики и бытовой химии; правильное питание; ежедневные прогулки на свежем воздухе; физическая активность; закаливание; своевременная профилактика и лечение заболеваний верхних дыхательных путей; ограничить прием любых лекарственных средств, пищевых и биодобавок и любых других химических препаратов.

Вторичная профилактика астмы требуется детям, с выявленной стадией предастмы, пациентам с начальной стадией заболевания, тем, кто в прошлом страдал от этого заболевания и лицам, чьи ближайшие родственники больны бронхиальной астмой.

Цель вторичной профилактики – не дать развиться осложнениям и предотвратить развитие острых приступов удушья.

Основные мероприятия: своевременное обращение к врачу и строгое выполнение всех рекомендаций, прием лекарственных средств и соблюдение всех назначенных процедур,

исключить из меню высококалорийные продукты и продукты не натурального происхождения, содержащие красители и консерванты, ежедневно проводить влажную уборку в помещении и убрать из дома все источники аллергенов – ковры, старую мягкую мебель, старые книги, цветущие растения, мягкие игрушки, духи, ароматизаторы воздуха и любые парфюмерные изделия и так далее, ограничить контакты с домашними животными и убрать аквариум,

соблюдать особую осторожность в весенне-летний период, избегать цветущих растений и укусов насекомых.

Вовремя лечить все заболевания органов дыхания. Обязательно выполнять дыхательную гимнастику и использовать другие методы терапии – массаж, физиотерапию, специальные упражнения и так далее.

Ежедневно гулять на свежем воздухе и поддерживать физическую активность.

Основная мера комплекса мероприятий третичной профилактики – это не допустить взаимодействие больного с аллергеном, то есть создать такие условия, в которых астматик не столкнется с тем, что вызывает у него приступ.

 

АЛГОРИТМ

ОКАЗАНИЕ НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ                                                                   ПРИ ПРИСТУПЕ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ

 

I. Место проведения:

· Лечебно - профилактические учреждения, дом.

 

II. Оснащение рабочего места:

  • Стерильный столик, на котором подготовлено: стерильные лотки, пинцеты, ватные шарики; спирт 70%, одноразовые шприцы, лекарственные препараты: 2,4% раствор эуфиллина, изотонический раствор хлорида натрия, 20% раствор глюкозы, кокарбоксилаза, преднізолон; аэрозоли: сальбуматол, беротек, алупент, беродуал; небулайзер, дозированный ингалятор или спейсер, лотки для отработанных материалов.

 

III. Предварительная подготовка к выполнению навыка:

  • Вымыть, высушить и обеззаразить руки;

· Надеть стерильные резиновые перчатки;

· Успокоить ребёнка;

· Придать ребёнку полусидячее положение;

· Освободить ребенка от стесняющей одежды, обеспечить доступ свежего воздуха.

 

IV. Основной этап выполнения:

· Провести отвлекающие процедуры (горячие ножные и ручные ванны. Если горчица не вызывает аллергической реакции, поставить горчичники на грудную клетку; при гипертермическом синдроме - противопоказаны);

· Оценить тяжесть приступа, продолжительность, уточнить, чем обычно купируются приступы;

· Использовать обычно применяемые ингаляционные бронходилататоры через небулайзер, дозированный ингалятор или спейсер (сальбуматол, беротек, алупент, беродуал);

· Дать антигистаминные (цетиризин, лоратадин, дезлоратадин и др.);

· Ввести при отсутствии эффекта в/в 2,4% раствор эуфилина - 1 мл/год жизни в 5 мл изотонического раствора натрия хлорида, во втором шприце ввести 20% раствор глюкозы 20 мл с кокарбоксилазой - 8 мг/кг или преднизолон 1-2 мг/кг/сут;

· Госпитализировать немедленно ребёнка в профильное отделение, коррекция базисной терапии;

· Обеззаразить шприцы, ватные шарики, пинцеты, катетер, лотки;

· Снять перчатки, обеззаразить их;

· Вымыть и высушить руки.

 

V. Заполнение медицинской документации:

· Сделать отметку в листке назначений.

Задания по теме «Сестринский процесс при бронхиальной астме у детей»

1. Ребенок 7 лет болеет бронхиальной астмой. Изменения характера дыхания обнаружит медсестра во время обследования?

 A Экспираторную одышку

B Инспираторную одышку

C Тахипноэ

D Брадипноэ

E Апноэ

2. При осмотре у ребенка 4 лет наблюдаются: кожа лица бледная с цианотичным оттенком, испуг в глазах, экспираторная одышка с дистанционными свистящими хрипами. Хрипы слышны на расстоянии. Грудная клетка вздутая. Укажите заболевание, для которого характерными приоритетные проблемы пациента.

A Бронхиальная астма

B Крупозная пневмония

C Острый бронхит

D Стафилококковая пневмония

E Очаговая пневмония

3. К вам обратился ребенок 10-ти лет с жалобами на удушье, приступообразный назойливый кашель, которые чаще всего усиливаются ночью. Объективно –эмфизематозное вздутие грудной клетки; аускультативно – разнокалиберные сухие свистящие хрипы. Вы заподозрили бронхиальную астму. Какие дополнительные методы обследования помогут оценить функцию внешнего дыхания?

A Спирометрия

B Рентгенологическое обследование органов грудной клетки

C Общий анализ крови

D Бронхоскопия

E Общий клинический анализ мокроты

4. Ребенку 6 лет. Сидит в вынужденном положении, фиксируя плечевой пояс. У него выраженный акроцианоз, сухой кашель, частота дыхания 70/мин. При осуществлении 1 этапа медсестринского процесса медсестра обнаружит:

A Экспираторную одышку

B Сердечный горб, разлитой сердечный толчок

C Геморрагии на коже

D Деформацию грудной клетки

E Увеличение подмышечных лимфатических узлов

Домашнее задание: Сестринский процесс при анемиях и лейкозах

 

 Литература: Основная:Запруднов А.М., Григорьев К.И. «Педиатрия с детскими инфекциями. Учебник для медицинских колледжей и училищ», «ГЭОТАР-Медиа» Москва, 2011г.

Тульчинская В.Д. «Сестринское дело в педиатрии» Ростов-на-Дону, «Феникс», 2015г.

Мазурин А.В, Запруднов А.М., Григорьев К.И. «Общий уход за детьми. Учебное пособие». «Медицина», Москва, 2011г.

Дополнительная:Шабалов Н.П. «Детские болезни», «Питер», 2015г.

Соколова Н.Г. «Педиатрия с детскими инфекциями: учебник», «Феникс», 2014

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.