|
||||
Тема «Орфоэпия. Фонетический разбор слова»
Русский язык 5- Б класс 17 декабря 2021 г Тема «Орфоэпия. Фонетический разбор слова» Цели нашего урока : мы сегодня должны выяснить, что изучается в таком разделе науки о языке, как орфоэпия; закрепить навыки работы с фонетической характеристикой звуков речи; формировать умения транскрибирования слова. 1.Записали дату и тему урока Напоминаю, что дату пишем словами. Слово ТЕМА не пишем.С красной строки записываем формулировку темы с большой буквы и без кавычек. Ребята, я предлагаю вам такой план знакомства с темой. 1. Вначале проведем небольшую фонетическую разминку. Ответьте устно на вопросы. В скобках -ответ для проверки самих себя.
- Как называется раздел науки о языке изучающий звуки речи? (фонетика) - На какие группы делятся звуки речи? (гласные, согласные) - Какие звуки являются гласными? (которые состоят только из голоса) - Какие звуки являются согласными? (которые состоят из голоса и шума) - Какими бывают гласные звуки? (ударные и безударные) - Каким буквам отведена двойная роль? (е, ё, ю, я) - Сколько букв в русском алфавите? - Сколько гласных? - Сколько согласных? - В чем разница между буквой и звуком? - Сколько парны согласных по глухости – звонкости? - Сколько непарных глухих? (4) - Назовите. [х, ц, ч, щ] - Сколько непарных мягких согласных? (3) - Назовите. [ч,, щ,, й,] - Сколько непарных твердых согласных? (3) - Назовите. [ж, ш, ц] - Сколько глысных звуков? (6) - Сколько согласных звуков? (36) - Сколько всего звуков? (42) 2.Обратитесь к материалу параграфа 62. Что же изучает орфоэпия?Верно, нормы произношения. Не путать с орфографией, где изучаются нормы написания. 3. Обратитесь к материалу параграфа 63. Смотрим план фонетического разбора. - А теперь я покажу вам, как надо выполнять фонетический разбор. - С красной строки, с большой буквы записываем предложение: На лесной поляне стоял старый пень1. Пень – 1 слог. [ п”эн”] п [п᾽] – согл., парн., глух., мягк.. е [э] – гл., ударн.. н [н᾽] – согл., непарн., сонор., мягк.. ь [-]
[ п”эн”] – это транскрипция. Что такое транскрипция? На каком еще уроке вы работаете с транскрипцией? Предлагаю вам еще один пример фонетического разбора слова ВОРОТА. воро′та – 3 слога [в а р От а] в [в] – согл., парн., зв., тв.. о [а] – гл., безуд.. р [р] – согл., непарн., сон., тв.. о [о] – гл., ударн.. т [т] – согл., парн., глух., тв.. а [а] – гл., безуд..
4. Если кому-то что-то еще непонятно, то просмотрите видеоурок https://www.youtube.com/watch?v=xSHkWn6RjyE ( 5, 23 мин)
5.Разгадайте ребусы и сделайте фонетический разбор слов-отгадок.
1. 2. 3. Задание выполняют все, а работы присылают таким образом: Первый ребус -Алексанов А., Базгутдинов К., Буздуган М.. Ильченко А. Второй ребус- Клименко А., Копыца И., Логинов В.. Лесная В., Коршунов Д Третий ребус- Мазур Д., Мазуроа К., Хитрых Ю., Самигулина А. Ребусы не перерисовывать! Ребята! Всем желаю удачи! Очень надеюсь на нашу скорую встречу. Всем болеющим- скорее выздороветь! Всем здоровым – оставаться здоровыми! Я за вами скучаю.)
|
||||
|