Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема «Орфоэпия. Фонетический разбор слова»



 

 

 

Русский язык 5- Б класс   17 декабря 2021 г

Тема «Орфоэпия. Фонетический разбор слова»

Цели нашего урока : мы сегодня должны выяснить, что изучается в таком разделе науки о языке, как орфоэпия; закрепить навыки работы с фонетической характеристикой звуков речи; формировать умения транскрибирования слова.

1.Записали дату и тему урока

Напоминаю, что дату пишем словами. Слово ТЕМА не пишем.С красной строки записываем формулировку темы с большой буквы и без кавычек.

Ребята, я предлагаю вам такой план знакомства с темой.

1. Вначале  проведем небольшую фонетическую разминку. Ответьте устно на вопросы. В скобках -ответ для проверки самих себя.

 

- Как называется раздел науки о языке изучающий звуки речи? (фонетика)

- На какие группы делятся звуки речи? (гласные, согласные)

- Какие звуки являются гласными? (которые состоят только из голоса)

- Какие звуки являются согласными? (которые состоят из голоса и шума)

- Какими бывают гласные звуки? (ударные и безударные)

- Каким буквам отведена двойная роль? (е, ё, ю, я)

- Сколько букв в русском алфавите?

- Сколько гласных?

- Сколько согласных?

- В чем разница между буквой и звуком?

- Сколько парны согласных по глухости – звонкости?

- Сколько непарных глухих? (4)

- Назовите. [х, ц, ч, щ]

- Сколько непарных мягких согласных? (3)

- Назовите. [ч,, щ,, й,]

- Сколько непарных твердых согласных? (3)

- Назовите. [ж, ш, ц]

- Сколько глысных звуков? (6)

- Сколько согласных звуков? (36)

- Сколько всего звуков? (42)

2.Обратитесь к материалу параграфа 62. Что же изучает орфоэпия?Верно, нормы произношения. Не путать с орфографией, где изучаются нормы написания.

3. Обратитесь к материалу параграфа 63.

Смотрим план фонетического разбора.

- А теперь я покажу вам, как надо выполнять фонетический разбор.

- С красной строки, с большой буквы записываем предложение:

На лесной поляне стоял старый пень1.

Пень – 1 слог. [ п”эн”]

п [п᾽] – согл., парн., глух., мягк..

е [э] – гл., ударн..

н [н᾽] – согл., непарн., сонор., мягк..

ь [-]

4 б., 3 зв.. [п, э н,]

 

[ п”эн”] – это транскрипция. Что такое транскрипция? На каком еще уроке вы работаете с транскрипцией?

Предлагаю вам еще один  пример фонетического разбора слова ВОРОТА.

воро′та – 3 слога [в а р От а]

в [в] – согл., парн., зв., тв..

о [а] – гл., безуд..

р [р] – согл., непарн., сон., тв..

о [о] – гл., ударн..

т [т] – согл., парн., глух., тв..

а [а] – гл., безуд..

6 б., 6 зв..

 

 4. Если кому-то что-то еще непонятно, то просмотрите видеоурок https://www.youtube.com/watch?v=xSHkWn6RjyE ( 5, 23 мин)

 

5.Разгадайте ребусы и сделайте фонетический разбор слов-отгадок.

 

 

1.                                                    2.                                    3.

Задание выполняют все, а работы присылают таким образом:

Первый ребус -Алексанов А., Базгутдинов К., Буздуган М.. Ильченко А.

Второй ребус- Клименко А., Копыца И., Логинов В.. Лесная В., Коршунов Д

Третий ребус- Мазур Д., Мазуроа К., Хитрых Ю., Самигулина А.

Ребусы не перерисовывать!

Ребята! Всем желаю удачи! Очень надеюсь на нашу скорую встречу. Всем болеющим- скорее выздороветь! Всем здоровым – оставаться здоровыми! Я за вами скучаю.)



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.