Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Работа с эпиграфом.



 

 

Родная (русская) литература  9 класс 11.11.21

Города России. Петербург  в русской литературе 19 -20 века».

 

 

 

                                                                              

       

Цель: проследить эволюцию темы: «Образ Петербурга в русской литературе 19 века».

Задачи:

· определить роль Петербурга в жизни и творчестве А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского;

· рассмотреть образ города в произведениях: «Медный всадник», «Невский проспект», «Преступление и наказание»;

· проследить влияние характера города на характеры литературных героев.

·

Предметные результаты: понимание связи литературных произведений с эпохой их написания; формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; умение отвечать на вопросы, создавать устные монологические высказывания, вести диалог; написание сочинения-миниатюры; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы.

Метапредметные результаты: умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи, формулировать выводы, работать с разными источниками информации.

Предполагаемые личностные результаты: воспитание чувства любви к Отечеству, уважительного отношения к русской литературе; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

 

 

                                           Ход урока.

                                        

                                                          Город пышный, город бедный,

                                                  Дух неволи, стройный вид,

                                                  Свод небес зелено-бледный,

                                                  Скука, холод и гранит…

                                                                            А. С. Пушкин.

                                              

1.Работа с эпиграфом.

      В качестве эпиграфа сегодняшнего урока я взяты слова А.С.Пушкина. Давайте прочтем их. Особенность построения данного четверостишия- принцип контраста: «пышный» - «бедный».

 

Как вы думаете, о каком городе так мог отзываться А.С.Пушкин?

 

 

А вы знаете, что Санкт- от лат. «святой», Петер – от греч. «камень, скала», Бург – от нем. «замок, крепость».

 

Что вы знаете о нем? Проговорите ответ

Просмотр видеофильма

 

Петербург… Созданный гением Петра 1 и мастерством строителей, этот город всегда привлекал взоры писателей, поэтов, художников, композиторов.

 

 Как Вы уже догадались, речь сегодня пойдет об этом удивительном городе.

 

Запишем число и тему нашего урока:

                                  Одиннадцатое ноября

                                       Классная работа

              Образ Петербурга в русской литературе 19 века

 

 Мы знакомы со множеством произведений литературы, в которых возникал образ Петербурга. Давайте вспомним их.

 «Медный всадник»,

«Станционный смотритель»,

«Капитанская дочка»,

«Пиковая дама»,

«Ночь перед Рождеством»,

 «Ревизор»,

«Шинель».

 

Образ Петербурга мы можем назвать сквозным образом в русской литературе.

.

 

 После Южной ссылки Пушкин возвращается В столицу знаменитым поэтом и поселяется в гостинице «Демута» – это жилище стало прибежищем поэта в Петербурге, пока он не завел своего семейного очага. Вот тогда-то и появились строчки:

 

Город пышный, город бедный,

 Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелено-бледный,

Скука, холод и гранит.

Противоречивое отношение к столице – притягивание и отталкивание – сопровождает поэта на всем его жизненном пути. “Петербург уже кажется мне страшно скучным, и я хочу сократить насколько возможно мое пребывание в нем”, - пишет он Н.Н.Гончаровой, а через несколько месяцев Плетневу: “Москва мне слишком надоела”, и снова жене: “… меня тянет в Петербург. – Не люблю я твоей Москвы”.

Материал для наблюдения :



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.