|
|||
Ход занятия
Развитие речи РЭР 3 класс преп.Степанова Е.С. Тема занятия: Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш. Программное содержание: Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж – ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж– ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание. Ход занятия Организационный момент (создание положительной мотивации к занятию). Сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Его поймал я на цветке, Зажал, как следует в руке. Жужжит он: «Попрошу без рук, Я не железный, я же – … (ЖУК)» Правильно, это жук, с какого звука начинается слово жук? …Правильно, со звука [ж]. Слушай еще одну загадку: Отворилась тихо дверь, И вошел усатый зверь. Сел у печки, жмурясь сладко И умылся серой лапкой. -Кто это? Кошка. Какой звук я выделяю в слове кошка? Правильно, звук [ш]. -Как вы думаете с какими звуками мы будем сегодня играть? -Да мы будем с вами играть со звуками [ж] и [ш]. Подготовка артикуляционного аппарата. Покажите - Покажите. как жужжит пчела, шмель? (Ж-ж-ж) - Как шипит змея? (Ш-ш-ш) Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Улыбка» — Широко улыбнитесь так, чтобы не было видно зубов. Держите так улыбку. 2. Упражнение «Чьи зубы чище?» — Широко откройте рот, спрячьте язычок за верхние зубы и почистите их кончиком языка с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. 3. Упражнение «Лошадка» — Откройте рот и пощелкайте языком громко и энергично. Старайтесь, чтобы прыгал только язычок, нижняя челюсть неподвижна. напоминает детям, что звук ш – это песня змеи, а звук ж– песня жука.Затем формулирует задание: услышав тот или иной звук,дети должны выполнить соответствующее движение: на звук ш– зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползет змея, на звук ж – поставить руки перед грудью и подвигать кистями вверх-вниз (летает жук). Помогаем детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением. Затем произносит звуки: ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж. Детям, которые допустили ошибки, можно предложить выполнить задание еще раз. Для следующего задания понадобятся два кружка (желтого, зеленого цвета). Далее называем слова со звуками ш и ж. Дети, как и в предыдущем задании, показывают (кружочки желтого и зеленого цвета, какой звук слышится в слове. (Слова педагог произносит с легким интонированием звука.) Предлагаемые слова для игры: Жираф, шар, журавль, кошка, жук, шишка, лягушка, ромашка, мышка, жеребёнок, машина, шапка, гараж, снежинка, ежи, ковш, золушка. предлагаем выучить и произнести чистоговорки, с использованием звуков«Ж», «Ш». Объяснить, что означает слово – чистоговорки – это народные фольклорные шутки, которые нужны для правильного произношения. 1. Аш-аш-аш есть у Маши карандаш. - медленно 2. Шу-шу-шу, тихо осенью в лесу. - быстрее 3. Ша-ша-ша, наша Даша хороша. - быстро 4. Жа-жа-жа, я поймал ужа. - тихо 5. Жу-жу-жу, я вчера поймал пчелу. - медленно 6. Жи-жи-жи, книжки, сказки хороши. - тихо Сейчас мы поиграем с вами в игру, которая называется «Четвертый лишний» В названиях спрятаны звуки, одно слово лишнее. Вы должны его назвать и обьяснить почему оно лишнее Итак,начали: 1.подснежник, жук, пиджак, лошадь. Какое слово лишнее, почему? В слове лошадь звук [ш] находится в начале, середине или конце слова? 2. желуди, шляпа, ландыши, шиповник. Какое слово лишнее, почему? В слове желуди звук [ж] находится в начале, середине или конце слова? 3. подушка, машина, ножницы, шкаф. Какое слово лишнее, почему? В слове ножницы звук [ж] находится в начале, середине или конце слова? Хорошо справились с заданием, нашли все лишние предметы. Физкультминутка: В группу к нам жук влетел стоя, руки в стороны Зажужжал и запел «ж-ж-ж» вниз жужжат Вот направо полетел, поворот туловища вправо Вот налево полетел, поворот туловища влево Жук на нос хочет сесть, показывать Не дадим ему присесть, отмахнуть ладошкой Жук наш приземлился, сели-встали Зажужжал и закружился Ж-ж-ж. Жук наверх полетел руки вверх И на потолок присел На носочки мы привстали, на носочках Но жука мы не достали, Хлопнем дружно Хлоп-хлоп-хлоп хлопают в ладоши Чтобы улететь он смог. Спрашиваем, не знает ли кто-нибудь, почему у ослов такие длинные уши. Сообщаем, что сейчас дети услышат стихотворение-сказку. («Если это сказка, то в ней может быть что-то и не так, как в жизни, но зато очень занимательно».) Читаем стихотворение Р. Х. Фархади «Про ослика»: У ослика был день рождения. И он принимал поздравления. Барбос ему сена принес, Коза подарила овес. Вошли торопливо барашки. Они принесли две ромашки. Тянули осленка за ушки Лошадки, овечки и хрюшки. И ушки росли-подрастали И к вечеру длинными стали. просим детей повторить последнюю строку так, чтобы сразу почувствовалось,какой длины стали уши у ослика: «Дли-и-и-инными стали» (хоровое и индивидуальные повторения). повторяем строчки: «Тянули осленка за ушки лошадки, овечки и хрюшки». Уверяем, что здесь есть три слова со звуком ш. Рефлексия. Итог. – С какими звуками мы сегодня работали? Чему мы учимся на занятиях по развитию речи? Я очень рада тому, что вы справились почти со всеми заданиями, смогли правильно подобрать слова со звуками Ш и Ж. Молодцы! Штриховка «МиШка»
|
|||
|