Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ход занятия



 

Развитие речи РЭР 3 класс преп.Степанова Е.С.

Тема занятия: Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш.

Программное содержание: Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж – ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж– ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.

Ход занятия

Организационный момент (создание положительной мотивации к занятию).

Сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Его поймал я на цветке,

Зажал, как следует в руке.

Жужжит он: «Попрошу без рук,

Я не железный, я же – … (ЖУК)»

Правильно, это жук, с какого звука начинается слово жук? …Правильно, со звука [ж].

Слушай еще одну загадку:

Отворилась тихо дверь,

И вошел усатый зверь.

Сел у печки, жмурясь сладко

И умылся серой лапкой.

-Кто это? Кошка. Какой звук я выделяю в слове кошка? Правильно, звук [ш].

-Как вы думаете с какими звуками мы будем сегодня играть?

-Да мы будем с вами играть со звуками [ж] и [ш].

Подготовка артикуляционного аппарата. Покажите

- Покажите. как жужжит пчела, шмель? (Ж-ж-ж)

- Как шипит змея? (Ш-ш-ш)

Артикуляционная гимнастика.

Упражнение «Улыбка»

— Широко улыбнитесь так, чтобы не было видно зубов. Держите так улыбку.

2. Упражнение «Чьи зубы чище?»

— Широко откройте рот, спрячьте язычок за верхние зубы и почистите их кончиком языка с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

3. Упражнение «Лошадка»

Откройте рот и пощелкайте языком громко и энергично. Старайтесь, чтобы прыгал только язычок, нижняя челюсть неподвижна.

 напоминает детям, что звук ш – это песня змеи, а звук ж– песня жука.Затем формулирует задание: услышав тот или иной звук,дети должны выполнить соответствующее движение: на звук ш– зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползет змея, на звук ж – поставить руки перед грудью и подвигать кистями вверх-вниз (летает жук). Помогаем детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением. Затем произносит звуки: ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж.

Детям, которые допустили ошибки, можно предложить выполнить задание еще раз.

Для следующего задания понадобятся два кружка (желтого, зеленого цвета).

Далее называем слова со звуками ш и ж. Дети, как и в предыдущем задании, показывают (кружочки желтого и зеленого цвета, какой звук слышится в слове. (Слова педагог произносит с легким интонированием звука.) Предлагаемые слова для игры:

Жираф, шар, журавль, кошка, жук, шишка, лягушка, ромашка, мышка, жеребёнок, машина, шапка, гараж, снежинка, ежи, ковш, золушка.

предлагаем выучить и произнести чистоговорки, с использованием звуков«Ж», «Ш».

Объяснить, что означает слово – чистоговорки – это народные фольклорные шутки, которые нужны для правильного произношения.

1. Аш-аш-аш есть у Маши карандаш. - медленно

2. Шу-шу-шу, тихо осенью в лесу. - быстрее

3. Ша-ша-ша, наша Даша хороша. - быстро

4. Жа-жа-жа, я поймал ужа. - тихо

5. Жу-жу-жу, я вчера поймал пчелу. - медленно

6. Жи-жи-жи, книжки, сказки хороши. - тихо

 Сейчас мы поиграем с вами в игру, которая называется

«Четвертый лишний»

В названиях спрятаны звуки, одно слово лишнее. Вы должны его  назвать и обьяснить почему оно лишнее

Итак,начали:

1.подснежник, жук, пиджак, лошадь. Какое слово лишнее, почему?

В слове лошадь звук [ш] находится в начале, середине или конце слова?

2. желуди, шляпа, ландыши, шиповник. Какое слово лишнее, почему?

В слове желуди звук [ж] находится в начале, середине или конце слова?

3. подушка, машина, ножницы, шкаф. Какое слово лишнее, почему?

В слове ножницы звук [ж] находится в начале, середине или конце слова?

Хорошо справились с заданием, нашли все лишние предметы.

Физкультминутка:

В группу к нам жук влетел стоя, руки в стороны

Зажужжал и запел «ж-ж-ж» вниз жужжат

Вот направо полетел, поворот туловища вправо

Вот налево полетел, поворот туловища влево

Жук на нос хочет сесть, показывать

Не дадим ему присесть, отмахнуть ладошкой

Жук наш приземлился, сели-встали

Зажужжал и закружился

Ж-ж-ж.

Жук наверх полетел руки вверх

И на потолок присел

На носочки мы привстали, на носочках

Но жука мы не достали,

Хлопнем дружно

Хлоп-хлоп-хлоп хлопают в ладоши

Чтобы улететь он смог.

 Спрашиваем, не знает ли кто-нибудь, почему у ослов такие длинные уши. Сообщаем, что сейчас дети услышат стихотворение-сказку. («Если это сказка, то в ней может быть что-то и не так, как в жизни, но зато очень занимательно».) Читаем стихотворение Р. Х. Фархади «Про ослика»:

У ослика был день рождения.

И он принимал поздравления.

Барбос ему сена принес,

Коза подарила овес.

Вошли торопливо барашки.

Они принесли две ромашки.

Тянули осленка за ушки

Лошадки, овечки и хрюшки.

И ушки росли-подрастали

И к вечеру длинными стали.

 просим детей повторить последнюю строку так, чтобы сразу почувствовалось,какой длины стали уши у ослика: «Дли-и-и-инными стали» (хоровое и индивидуальные повторения).

повторяем строчки: «Тянули осленка за ушки лошадки, овечки и хрюшки». Уверяем, что здесь есть три слова со звуком ш.

Рефлексия. Итог.

– С какими звуками мы сегодня работали? Чему мы учимся на занятиях по развитию речи? Я очень рада тому, что вы справились почти со всеми заданиями, смогли правильно подобрать слова со звуками Ш и Ж. Молодцы!

Штриховка «МиШка»

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.