Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Работа со студентами (памятка для кураторов учебных групп)



  Работа со студентами (памятка для кураторов учебных групп)

Цель данной памятки – систематизировать и оптимизировать социально-педагогическую работу кураторов со студентами. Успех этой работы в значительной степени обусловлен четким определением и выполнением функциональных обязанностей каждого из участников педагогического процесса в учебном заведении - кураторами учебных групп, мастерами п/о, заместителями руководителя по воспитательной работе, психологами, социальными педагогами колледжа, студенческими формированиями, общественными организациями и др.

1. Особенности работы куратора со студентами.
Студенты – одна из наиболее уязвимых социальных категорий граждан. У многих студентов, в связи с бытовыми и психологическими трудностями, отмечается повышенная тревожность, нестабильность эмоционального фона настроения. Тревожность может возникать из-за бытовой неуверенности, незнания системы обучения в вузе, страха перед сдачей экзаменов и др. Адаптация студентов может протекать продолжительно и остро, что объясняется рядом причин:

ü отсутствием родительской помощи (у студентов, проживающих в общежитиях и на частных квартирах);

ü небольшими материальными возможностями и (или) неумением ими распорядиться;

ü недостаточным социальным опытом и др.

Цель куратора – помочь студенту преодолеть трудный жизненный период и содействовать его адаптации в колледже.
Для ведения успешной работы со студентами куратор должен быть корректен, терпим и эмоционально устойчив. Он должен быть готов к первоначальному недоверию со стороны студента и уметь это недоверие преодолеть. Куратор должен занимать активную педагогическую позицию. Ведь зачастую студенты занимают «пассивную» позицию и ожидать инициативы от них не приходится. Поэтому педагогу необходимо первым идти на контакт и самому стараться вовлечь студента в разного рода мероприятия или студенческие инициативы (иногда стоит просто привести студента туда «за руку»). С другой стороны, не стоит быть слишком навязчивым и держать его «под колпаком», т.к. студенчество - это особое социально-духовное состояние молодого человека, и слишком сильное посягательство на его свободу может иметь негативные последствия.
    При работе со студентами необходимо учитывать один из важнейших факторов, а именно где и в каких условиях они воспитывались.
Поэтому важным этапом в работе со студентами-первокурсниками будет проведение первичной беседы, цель которой – сбор информации для определения направления и стратегии социально-педагогической работы.
  Беседа может состоять из нескольких этапов:

1. Перед самой беседой необходимо ознакомиться с личным делом студента, узнать о родителях, составе и социальном статусе семьи, предыдущем месте учебы и ознакомиться с оценками, полученными во время вступительных экзаменов.

2. В начале беседы - выяснить общее эмоциональное состояние студента, узнать о его первых впечатлениях от учебы в колледже, о нынешнем социальном положении (поддерживает ли контакт с родителями, родственниками), после - спросить о трудностях и проблемах настоящего времени (текущего периода).

3. Ознакомить студента с подробной информацией о правилах, установленных в колледже, с правами, предусмотренными Конституцией РК, об общественных организациях, функционирующих в колледже.

4. По окончании беседы направить студента, по необходимости, на собеседование к специалисту (педагогу – психологу, социальному педагогу и т. п.).

При этом одним из главных правил, которым должен руководствоваться куратор учебной группы в работе со студентами, является принцип «Не навреди». По возможности каждый студент должен чувствовать себя полноценным членом студенческого коллектива.
Поэтому:

ü осуществлять контроль и содействовать в делах студенту стоит ненавязчиво и незаметно;

ü не стоит акцентировать внимание на социальном статусе некоторых студентов.

 

2. Педагогическое сопровождение учебной деятельности.
С момента поступления в колледж со студентами должна вестись интенсивная работа, т.к. именно первый семестр имеет важное значение для адаптации к обучению в колледже. Изменяется обстановка, привычный уклад жизни, круг общения молодого человека. Вчерашний школьник сталкивается со множеством проблем, о которых раньше и не задумывался. Поэтому задача куратора, психолога колледжа, мастера группы, заместителя руководителя по воспитательной работе и других участников учебно-воспитательного процесса состоит в том, чтобы помочь студенту освоиться в колледже и преодолеть все проблемы, связанные с периодом адаптации.
Куратор осуществляет контроль посещаемости занятий и академической успеваемости студентов. В случае проблем куратор проводит со студентом разъяснительную беседу с целью выяснения причин низкой успеваемости или пропусков занятий.

При этом необходимо учитывать, что уровень подготовки студентов может различаться.

1. Если у студента проблемы с конкретным учебным предметом или преподавателем, необходимо выяснить причину возникновения проблем, выслушав мнение педагога, старосты и одногруппников студента.

2. В случае низкой успеваемости - направить студента на дополнительные занятия или привлечь успевающих студентов старших курсов, и проконтролировать результаты.

3. Если проблема – в отношениях с преподавателем – обратиться к психологу за консультацией.

4. Если у студента не складываются отношения с одногруппниками – обратиться за консультацией к психологу и пригласить его на кураторский час.

Куратору необходимо также координировать свою работу с родителями (законными представителями).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.