Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Развитие навыка моторного планирования и его влияние на коррекцию звукопроизношения.



Развитие навыка моторного планирования и его влияние на коррекцию звукопроизношения.

           Моторное планирование — это способность понять, спланировать и реализовать незнакомое двигательное действие или двигательную последовательность, это своеобразная связь между планированием и актом совершения действия.

Процесс коррекции звукопроизношения требует от ребенка сложного моторного планирования. Ребенок должен постоянно осознанно контролировать артикуляционный аппарат до тех пор, пока выполнение этих движений не станет навыком.

Произношение звуков, слогов, слов требует планирования моторного действия под контролем ЦНС, для этого необходима отлаженная правильная вестибулярная и проприоцептивная обратная связь.

    Каждый звук имеет определенную мелкую моторную схему, последовательность звуков в слогах и словах, требуют очень большой концентрации на выполнении правильной последовательности схем. Ребенок должен точно представлять результат задуманного действия, уметь корректировать свои движения относительно времени и пространства, в том числе пространства собственного тела. В целом, речевой акт это сложная схема мелких движений, требующая больших навыков и постоянной практики. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.

Моторное планирование появляется только тогда, когда  стоит новая задача. Знакомая пирамидка и юла не ставят перед ребенком новой цели, эти навыки стали автоматизированными. Поэтому для активного развития ребенка, необходимо все время учиться делать что-то неосвоенное, ставить новые задачи с постепенным усложнением алгоритма действий.

 Навык моторного планирования необходим не только в работе с мелкой моторикой. Известно, что все логопеды используют в работе артикуляционную гимнастику – очень эффективный и полезный способ развития мышц артикуляционного аппарата.

Когда мы учимся выполнять какое-то движение и прикладываем определенные усилия, контроль осуществляют премоторная кора лобной доли и мозжечок (составляющие вместе латеральную систему). Эта работа и есть моторное планирование, или праксис.

 У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования и работа по развитию этой способности оказывает существенную помощь в преодолении речевых нарушений.

  Подготовительным этапом, фундаментом для освоения артикуляторных (речевых) упражнений является физкультура. Именно физкультура стимулирует развитие латеральной системы ребенка, постепенно воспитывая моторное планирование. При этом важен не набор движений, а ритм в выполнении движений и обратная связь. Именно эта система делает процесс развития движений, в том числе артикуляторных, наиболее эффективным.

Выполняя с ребенком простые движения: шаги, бег, прыжки, наклоны, приседания и прочее под музыку, бубен или счет, вы помогаете ребенку осваивать сложный навык моторного планирования общих движений. Иногда трудности моторного планирования выглядят как неловкость, нарушение координации движений. Может показаться, что это не имеет отношения к речи, но это части одного процесса.

Родителям кажется, что неуклюжесть, нарушения баланса и координации движений – это, скорее, особенности ребенка, а не неврологические проблемы, но эти «особенности» являются признаками нарушений работы ствола мозга и мозжечка.

Они часто диагностируются у детей, имеющих задержку речевого и психического развития, нарушения аутистического спектра, нарушения поведения и внимания.

Регулярная  тренировка моторного планирования, крупных общих моторных движений, а также пальцевой моторики, помогает постепенно воспитать более сложное моторное планирование, необходимое для произнесения звуков.
Для развития общей и мелкой моторики, стимулирования развития навыков моторного планирования нужно применять следующие игры и приемы:
1.Одевание и застегивание пуговиц, липучек, молний, застежек на своей одежде и одежде кукол;
2. Общемоторные движения, гимнастика, перешагивание, махи руками и ногами под музыку, счет, а также, сопровождаемые речью;
3. Прохождение полосы препятствий (набор препятствий разного вида, со сменой рода деятельности: перепрыгивание, перешагивания, проползания и др.);
4. Занятия с различными материалами, бумагой, фольгой, тканью, тестом, пластилином. Лепка, конструирование, отрывание и приклеивание и др. (скатать шар/расправить, оторвать, отрезать кусочек; найти завёрнутую в бумагу игрушку);

5. Пересыпание из емкости в емкость с помощь различных инструментов и столовых приборов, ковшиков круп, макарон, песка, воды, сортировка мелких предметов.
6. Игры с прищепками, шнуровками, сортерами. и др.

Все эти задания объединяет принцип новизны и постепенного усложнения задания, чтобы помочь ребенку спланировать алгоритм действий, а также перестроить уже имеющийся, согласно новой поставленной задаче.

Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо постепенно усложнять упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции взрослого.

Моторное планирование активно помогает ребенку развивать не только психические процессы проходящие в центральном отделе ЦНС, но также играют существенную роль в формирование речевой и речедвигательной деятельности, что существенно ускоряет процесс развития и общей коррекции нарушенных речевых и двигательных функций.

 

 

Литература по теме:

 

1. Башинская Т. В. , Пятница Т. В. Как превратить «неговорящего» ребенка в болтуна.

2. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры для детей 4 – 7 лет. Спб.: Издательский дом «Литера», 2016. – 32с.

3. http://razvivash-ka.ru/kak-organizovat-polosu-prepyatstvij-dlya-rebenkadoma-i-na-ulitse/

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.