Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Семинарско- практическое занятие №1



Семинарско- практическое занятие №1

Подготовила: ст-ка группы ПО д/б-19-1-з Береговая Л.А.

Тема: Актуальные проблемы экологического воспитания в современных условиях (экологический форум)

Цель: способствовать усовершенствованию работы по формированию у дошкольников экологических основ Форма проведения – «круглый стол».

Участники - ученые-экологи (группа студентов), независимые эксперты

Порядок работы форума

1. Организация и приветствие участников форума

2. Обсуждение эмблемы и лозунга экологического форума по проблемам окружающей среды

3. Обсуждение тезисов выступления участников форума

4. Решение эколого-педагогических ситуаций, задач.

5. Обсуждение постановлений и резолюции форума

Предварительная работа

1. Предложить студентам разработать эмблему экологического форума

2. Написать тезисы выступлений

3. Составить календарь экологических дат и подобрать мероприятия их чествования Вопросы для обсуждения (тезисы):

1. Глобальные экологические проблемы планеты.

2. Экологическое воспитание дошкольников. Цели, содержание, задачи.

3. Методы организации экологического воспитания дошкольников.

Учебно- исследовательские задания

1. Подготовить календарь экологических дат для детей дошкольного возраста

Зима

Декабрь

11 - Международный день гор (с 2003г.)

 

Январь

11 - День заповедников и национальных парков (с 1997г.)

Февраль

19 - Всемирный день защиты морских млекопитающих (День кита) (с 1986г.)

27 февраля — Международный день полярного медведя.

 

Весна

Март

1 - Всемирный день кошек

3 - Всемирный день дикой природы

15 - Международный день защиты бельков (с 1986г.)

20 - День Земли (с 1971г.)

21 - Международный день леса (с 1971г.)

22 - Всемирный день водных ресурсов (День воды)

Апрель

1 - День птиц (с 1994г.)

7 - Всемирный день охраны здоровья (с 1948г.)

15 - День экологических знаний (в рамках экологических дней)

19 - День подснежника (с 1984г.)

Май

3 - День солнца (с 1994г.)

Вторая суббота - Всероссийский день посадки леса (с 2011г.)

22 - Международный день сохранения биологического разнообразия (флоры и фауны Земли)

Лето

Июнь

5 - Всемирный день охраны окружающей среды (с 1972г.)

8 - Всемирный день океанов (с 1992г.)

17 - Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухами (с 1995г.)

Июль

23 - Всемирный день китов и дельфинов (с 1986г.)

Август

Третья суббота - Международный День бездомных животных

26 – День Байкала

Осень

Сентябрь

Второе воскресенье - Всемирный день журавля

Последняя неделя - Всемирный день моря (с 1978г.)

Неделя в сентябре – Всемирная акция « Очистим планету от мусора»

Октябрь

4 - Всемирный день защиты животных (в России с 2000г.)

31 - Международный день Черного моря (с 1978г.)

Ноябрь

12 - Синичкин день (Исконно русский праздник - День встречи зимующих птиц)

 

2. Ответить на вопросы:

- Зачем белке длинный пушистый хвост?

Белкин хвост- это провождение её позвоночника. На нём также имеются кровеносные сосуды, мышцы и связки. Он служит рулём во время прыжков и увеличивает манёвренность. Белка как бы играючи может спрыгнуть с одного дерева на другое, спасаясь от хищника. Так же хвост служит балластом и помогает перемещаться быстро и уверенно.

Когда белка лежит или сидит на ветке, он выступает в качестве противовеса.

В холодное время года, во время сна, белки используют хвост как одеяло, укрываясь им. Именно поэтому у белок хвост в зимний период большой и пушистый.

Так же, белки используют хвост как средство общения, выражают с его помощью свои эмоции. И, помимо этого, белка может на бессознательном уровне контролировать приток крови к своему хвосту. Так они, например, могут спастись от ядовитых змей- ведь они устроены так, что реагируют на тепло. При нападении змеи, белки начинают активно двигать своим хвостом в разные стороны, тем самым увеличивая приток крови к хвосту и как следствие- сбивая змею с толку. Белка размахивает хвостом, который в это время разогревается, и таким образом она для змеи кажется более опасной и угрожающей, чем она есть на самом деле.

- Почему лиса всю зиму бегает, а медведь спит?

Зимой медведь спит потому что ему нечего есть.

Лиса. Зимой на ногах у лисы отрастает густая шерсть, и говорят, что лиса ходит, как в валенках, и лапы у нее никогда не зябнут. У лисы хороший слух и обоняние. Зимой она слышит, как мыши-полевки возятся и пищат под слоем снега. Лиса быстро раскапывает снег и ловит их.

- Почему в зимний день на окнах появляются узоры?

Если в помещении влажный воздух, а на улице температура от нуля градусов Цельсия и ниже, то лишняя влага конденсируется на холодной поверхности оконного стекла. Здесь водяной пар охлаждается и переходит из парообразного состояния в твердое, образуя тонкие кристаллы.

- Почему опадают листья?

С приходом осень поступает все меньше света и воды. Листья деревьям становятся не нужны.

- Почему летом листья зеленые, а осенью желтые и багряные?

Зеленый цвет листья приобретают благодаря пигменту хлорофиллу. Пигмент перехватывает лучи солнца и с помощью солнечной энергии через воду и углекислый газ делает простые сахара, которые становятся питанием для растений. Поэтому весной листья зеленые.
Осенью обмен соками между листьями и ветвями деревьев, за которые они держаться, уменьшается и содержание хлорофилла падает. Таким образом, проступают другие пигменты, которые всегда находились в меньшем количестве в листе - это каротиноиды. Кстати, именно от каротиноидов, например, морковка красная. Так, осенние листья приобретают желтые и красные цвета. А вот коричневый цвет сухих листьев обусловлен тем, что все красящие пигменты разрушились и стали видны клеточные стенки листа.

- Дым столбом какую погоду предвещает?

Дым столбом летом к спокойной, тихой и теплой погоде, зимой к холодам.

- Лягушки расквакались, к чему это?

К дождю.

- Как летом без барометра можно узнать приближение ненастья?

Мошки лезут в лицо. Муравьи прячутся в муравейник - перед сильным дождем.

Ворона кричит летом - к дождю, зимой - к метели. Сова кричит на холод.

Облака идут против ветра - к снегу.

Лягушки расквакались-к дождю.

Дым столбом летом к спокойной, тихой и теплой погоде, зимой к холодам.

- Отчего кошка умывается часто, а собака нет?

Кошки. Умывание – это один из методов понижения температуры тела. Известно, что кошки потеют только через подушечки лап, а при сильном перегревании дышат с открытым ртом. Во время вылизывания на шерсти остается слюна, которая испаряется и понижает температуру тела.

Собаки настигают жертву в результате открытого преследования, поэтому для них нет необходимости маскироваться.

 Основная работа

1. Вы- известные талантливые ученые- экологи. Вас пригласили на экологический форум под девизом: «Мысли глобально- действуй локально»    - Как Вы понимаете экологический смысл лозунга?

Необходима выделять главную цель и решать ее. А не браться решать все цель, не завершив ни одной.

- Какая из глобальных проблем окружающей среды, с Вашей точки зрения, вызывает беспокойство? Почему?

Я считаю, что самой глобальной проблемой окружающей среды является ее загрязнение. Так как наносится ущерб почве, воздуху, воде. Очень сильно страдают животные, как на земле так и в воде.

- В чем Вы видите ее опасные последствия? Каковы пути ее решения?

 Результат загрязнения проявляется в истощении озонового слоя, ухудшении качества окружающей среды, гибели редких форм животных. Здоровье человека также падает, появляются хронические заболевания – астма, бронхит, обструкции, дерматит.

- Можете ли Вы лично способствовать решению экологических проблем?

Если да, то каким образом?

Одной мне не решить все экологические проблемы в полной мере. Но если каждый хотя бы немного потрудится в решении этих проблем, то планете станет намного легче.

- Какое из направлений нельзя отнести к разумной стратегии выживания человечества в 21 веке. Ответ аргументируйте. а) энергосбережение б) ресурсосбережение в) уменьшение загрязнения г) уменьшение численности народонаселения окружающей среды д) отказ от потребительского подхода

Мне кажется, что уменьшение численности населения окружающей среды нельзя отнести к разумной стратегии.

2. Перечислите фамилии известных ученых, внесших значительный вклад в изучение глобальных проблем экологии.

Адамс Чарльз Деннис (1920 – 2005)

Карл Линней (1707 — 1778)

Джеймс Эфрэйм Лавлок (род. 26 июля 1919 года)

Чарльз Дарвин (1809 — 1882)

Иэн Уилмут (род. в 1944 году)

Грегор Мендель (1822 — 1884)

Алексеев Валерий Павлович (1929 – 1991)

Джеймс Уотсон (род. в 1928 году)

3. Определите основную цель, задачи, предмет, объект и методы исследования в экологии воспитания дошкольников

Экология - это наука, изучающая взаимоотношения живых организмов между собой и с окружающей средой.

Цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал экологической культуры - формирование практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общегуманистические ценности, ставит задачу личностной культуры - базисные качества человечества начала в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности - природе, «рукотворном мире», окружающих людях себя собой - это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

Образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

Воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

Развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды.

Объект исследования. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.

Предмет исследования. Формирование экологических представлений дошкольников.

Методы обучения - это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру.

В педагогическом процессе детского сада используются различные методы обучения: наглядные, практические, словесные. При ознакомлении детей с природой широко используются все указанные методы.

К наглядным методам относятся наблюдение – ведущий метод экологического воспитания, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.

Практические методы - это игра, элементарные опыты и моделирование.

Словесные методы - это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы.

 

4.  Ответьте на вопросы:

- В чем сущность экологического воспитания детей? Почему, на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста?

Экологическая культура поведения формируется на основе знаний, практических навыков, эстетических переживаний. Дошкольник должен научиться сопереживать живым существам: живому больно, его надо любить, убивать животное нельзя, мы не имеем право уничтожать то, что создала природа. Нам нужно закладывать в сознание детей ощущение окружающего мира, как огромного дома, в котором мы все живем.

Недалеко то время, когда сегодняшние мальчишки и девчонки станут взрослыми людьми, и на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу всей Земли. Вот почему очень важно воспитывать в каждом из них чувство любви к природе, уважение ко всему живому, способность предвидеть последствия своего поведения в природе.

- Каково влияние экологии на здоровье детей?

Неблагоприятные условия среды, которые отрицательно воздействуют на здоровье ребенка, можно условно разделить на две большие группы: дальнего и ближнего воздействия. В группу дальнего воздействия входят климатические условия, загрязненность воздуха, солнечная радиация и другие подобные факторы. А группа ближнего воздействия – это все то, что находится совсем рядом – игрушки, одежда, питание.
Чем мы дышим. Загрязненный воздух. Высокая концентрация в нем окиси углерода значительно ухудшает показатели дыхания. Например, проживание вблизи оживленных автострад в значительной мере повышает риск развития бронхиальной астмы у детей. Пыль, сажа и прочие твердые частички, которые содержатся в загрязненном воздухе, могут вызвать кашель и спазм бронхов. К тому же они усиливают раздражение слизистой носовой полости и могут стать причиной аллергического насморка.
Купание в загрязненных водоемах, особенно в прудах со стоячей водой, зачастую может привести к заражению вшами или контагиозным моллюском. Но этого можно избежать, если выбирать для отдыха другие места.
Сложнее обходиться без воды из водопровода, повышенная жесткость которой обусловлена чрезмерным содержанием солей, что негативно отражается на состоянии органов мочевыделительной системы. Кроме того, нельзя забывать о том, что она обеззараживается хлорированием. Чтобы минимизировать вредное влияние этих компонентов, постоянно используйте дома бытовые фильтры для очистки воды.
Чем мы пользуемся. К сожалению, опасность иногда приходит с той стороны, с которой ее совсем не ждешь. Поэтому взрослые всегда должны понимать: то, что окружает ребенка ежесекундно, в быту, безусловно, тоже оказывает колоссальное влияние на его здоровье. Как показывают последние исследования современной косметической продукции, ее производители активно сдабривают зубную пасту, гели для душа и прочие средства по уходу за детьми антибактериальными веществами. Безусловно, это позволяет повысить срок хранения продукта, но при этом такие добавки совершенно точно виновны в массовом росте аллергических заболеваний во всем мире. Дешевые одежда и игрушки, не имеющие всех необходимых сертификатов, зачастую содержат в своем составе токсичные красители, которые могут привести к отравлению малыша.

- В чем Вы видите причины небрежного, а порой безжалостного отношения детей к природе?

Мне кажется, что детям своевременно им не была внушена любовь к природе, не развивался и не укреплялся интерес к ней.

- Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников.

Задача воспитателей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Воспитатель детского сада - главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания.

Воспитатель, являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно, переходила в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе стала совместная деятельность взрослого и ребенка.

В работе по ознакомлению детей с природой необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.

 

- В какой совместной деятельности с детьми Вы можете практически способствовать охране природы?

Акции, экскурсии, занятия на экологические темы, постановка сценок на экологические тем, викторины и развлечения на экологические темы, приобщение детей к труду, беседы и разбор экологических ситуаций, чтение экологических сказок, участие в выставках и мероприятиях в соответствии с календарем экологических дат, создание экологическое тропы.

- Перечислите классиков русской, зарубежной литературы, воспевавших природу в своих произведениях.

Сергей Есенин, Федор Тютчев, Александр Пушкин, К.Чуковский, С.Маршак.

- Назовите пословицы, поговорки о природе.

Апрель с водою, а май с травою.

Без воды — земля пустырь.

Без мороза вода не замёрзнет.

Береги нос в сильный мороз.

В зимний холод всякий молод.

В лесу тень весь день.

В осеннее ненастье семь погод на дворе.

Весна красна цветами, а осень — снопами.

Ветром ветра не смеряешь.

Вода с гор потекла — весну принесла.

Воробьи гомонят — гнёзда завивают.

Всякому семени свое время.

Где снег, там и след.

Где сосна выросла, там она и красна.

Дерево хочет покоя, да ветер не хочет.

Жара рождает ветер, прохлада — дождь.

За ветром в поле не угонишься.

Зайца ноги спасают.

Кабы на цветы не морозы, и зимой цветы бы расцветали.

Какова береза, такова и отростка.

Красна ягодка, да на вкус горька.

Ласточка день начинает, а соловей кончает.

Летний день — за зимнюю неделю.

 

- Вспомните народные приметы

Жаворонки высоко зависают в небе и звонко поют–

по приметам к хорошей погоде без осадков.

Когда Чайки садятся на воду и спят - это примета перед тихой погодой.

Если во время дождя начинают петь птицы, а чайки садятся на воду -дождь скоро прекратится, наступит хорошая погода.

Вечером ласточки летают высоко - к устойчивой ясной погоде.

Голуби разворковались - к теплу.

Птицы садятся на верхушки деревьев - к теплу.

Ночная роса не просыхает - быть грозе.

Комары кусают весь день - к продолжительному дождю.

Пиявки появляются на берегу - к продолжительному дождю.

Ласточки низко летают над водой - к дождю и ветру.

Лес притих - быть грозе.

Когда дома кошка свернулась клубком - к морозу.

Если птицы прилетят поздно, лето будет долгое.

Птицы прилетят рано — скоро весна придет.
Осенью птицы летят высоко — зима будет теплая.

не растает.
Один год зима теплая, другой — холодная.
Если летом дождей было мало - зима будет холодная.
Если летом дождей много - зима будет снежная.
Весна придет рано — ранняя зима будет.
Лето ветреное — зимой тоже будут ветра.
Осень короткая — зима будет долгая.

 

- Прочитайте наизусть стихи о природе

А.С. Пушкин «Птичка»

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью;
За что на бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!

С Есенин «Осень»

Тихо в чаще можжевеля по обрыву.
Осень, рыжая кобыла, чешет гриву.

Над речным покровом берегов
Слышен синий лязг ее подков.

Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным

И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.

Ф. Тютчев «Весенняя гроза»

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный —
Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.

4.Предложить обсудить итоги и резолюцию работы экологического форума Литература:

1 Андреева, Н.Д. Теория и методика обучения экологии: учебник для СПО / Н. Д. Андреева, В. П. Соломин, Т. В. Васильева ; под ред. Н. Д. Андреевой. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 206 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-9927-3. — Режим доступа : www.biblioonline.ru/book/C1A6B22B-D570-4114-82F5-76B0E9A96366  

2. Козина, Е. Ф. Теория и методика экологического воспитания дошкольников : учебник для СПО / Е. Ф. Козина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 454 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-05349-4. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/937A713D-6CDC-4385-A7DB-719485030152

3. Николаева С.Н. Теория и технология экологического образования детей дошкольного возраста. М. : Академия, 2017  

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.