|
|||
Семинарско- практическое занятие №1Семинарско- практическое занятие №1 Тема: Актуальные проблемы экологического воспитания в современных условиях (экологический форум) Цель: способствовать усовершенствованию работы по формированию у дошкольников экологических основ Форма проведения – «круглый стол». Участники - ученые-экологи (группа студентов), независимые эксперты Порядок работы форума 1. Организация и приветствие участников форума 2. Обсуждение эмблемы и лозунга экологического форума по проблемам окружающей среды 3. Обсуждение тезисов выступления участников форума 4. Решение эколого-педагогических ситуаций, задач. 5. Обсуждение постановлений и резолюции форума Предварительная работа 1. Предложить студентам разработать эмблему экологического форума 2. Написать тезисы выступлений 3. Составить календарь экологических дат и подобрать мероприятия их чествования Вопросы для обсуждения (тезисы): 1. Глобальные экологические проблемы планеты. 2. Экологическое воспитание дошкольников. Цели, содержание, задачи. 3. Методы организации экологического воспитания дошкольников. Учебно- исследовательские задания 1. Подготовить календарь экологических дат для детей дошкольного возраста Зима Декабрь 11 - Международный день гор (с 2003г.)
Январь 11 - День заповедников и национальных парков (с 1997г.) Февраль 19 - Всемирный день защиты морских млекопитающих (День кита) (с 1986г.) 27 февраля — Международный день полярного медведя.
Весна Март 1 - Всемирный день кошек 3 - Всемирный день дикой природы 15 - Международный день защиты бельков (с 1986г.) 20 - День Земли (с 1971г.) 21 - Международный день леса (с 1971г.) 22 - Всемирный день водных ресурсов (День воды) Апрель 1 - День птиц (с 1994г.) 7 - Всемирный день охраны здоровья (с 1948г.) 15 - День экологических знаний (в рамках экологических дней) 19 - День подснежника (с 1984г.) Май 3 - День солнца (с 1994г.) Вторая суббота - Всероссийский день посадки леса (с 2011г.) 22 - Международный день сохранения биологического разнообразия (флоры и фауны Земли) Лето Июнь 5 - Всемирный день охраны окружающей среды (с 1972г.) 8 - Всемирный день океанов (с 1992г.) 17 - Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухами (с 1995г.) Июль 23 - Всемирный день китов и дельфинов (с 1986г.) Август Третья суббота - Международный День бездомных животных 26 – День Байкала Осень Сентябрь Второе воскресенье - Всемирный день журавля Последняя неделя - Всемирный день моря (с 1978г.) Неделя в сентябре – Всемирная акция « Очистим планету от мусора» Октябрь 4 - Всемирный день защиты животных (в России с 2000г.) 31 - Международный день Черного моря (с 1978г.) Ноябрь 12 - Синичкин день (Исконно русский праздник - День встречи зимующих птиц)
2. Ответить на вопросы: - Зачем белке длинный пушистый хвост? Белкин хвост- это провождение её позвоночника. На нём также имеются кровеносные сосуды, мышцы и связки. Он служит рулём во время прыжков и увеличивает манёвренность. Белка как бы играючи может спрыгнуть с одного дерева на другое, спасаясь от хищника. Так же хвост служит балластом и помогает перемещаться быстро и уверенно. Когда белка лежит или сидит на ветке, он выступает в качестве противовеса. В холодное время года, во время сна, белки используют хвост как одеяло, укрываясь им. Именно поэтому у белок хвост в зимний период большой и пушистый. Так же, белки используют хвост как средство общения, выражают с его помощью свои эмоции. И, помимо этого, белка может на бессознательном уровне контролировать приток крови к своему хвосту. Так они, например, могут спастись от ядовитых змей- ведь они устроены так, что реагируют на тепло. При нападении змеи, белки начинают активно двигать своим хвостом в разные стороны, тем самым увеличивая приток крови к хвосту и как следствие- сбивая змею с толку. Белка размахивает хвостом, который в это время разогревается, и таким образом она для змеи кажется более опасной и угрожающей, чем она есть на самом деле. - Почему лиса всю зиму бегает, а медведь спит? Зимой медведь спит потому что ему нечего есть. Лиса. Зимой на ногах у лисы отрастает густая шерсть, и говорят, что лиса ходит, как в валенках, и лапы у нее никогда не зябнут. У лисы хороший слух и обоняние. Зимой она слышит, как мыши-полевки возятся и пищат под слоем снега. Лиса быстро раскапывает снег и ловит их. - Почему в зимний день на окнах появляются узоры? Если в помещении влажный воздух, а на улице температура от нуля градусов Цельсия и ниже, то лишняя влага конденсируется на холодной поверхности оконного стекла. Здесь водяной пар охлаждается и переходит из парообразного состояния в твердое, образуя тонкие кристаллы. - Почему опадают листья? С приходом осень поступает все меньше света и воды. Листья деревьям становятся не нужны. - Почему летом листья зеленые, а осенью желтые и багряные? Зеленый цвет листья приобретают благодаря пигменту хлорофиллу. Пигмент перехватывает лучи солнца и с помощью солнечной энергии через воду и углекислый газ делает простые сахара, которые становятся питанием для растений. Поэтому весной листья зеленые. - Дым столбом какую погоду предвещает? Дым столбом летом к спокойной, тихой и теплой погоде, зимой к холодам. - Лягушки расквакались, к чему это? К дождю. - Как летом без барометра можно узнать приближение ненастья? Мошки лезут в лицо. Муравьи прячутся в муравейник - перед сильным дождем. Ворона кричит летом - к дождю, зимой - к метели. Сова кричит на холод. Облака идут против ветра - к снегу. Лягушки расквакались-к дождю. Дым столбом летом к спокойной, тихой и теплой погоде, зимой к холодам. - Отчего кошка умывается часто, а собака нет? Кошки. Умывание – это один из методов понижения температуры тела. Известно, что кошки потеют только через подушечки лап, а при сильном перегревании дышат с открытым ртом. Во время вылизывания на шерсти остается слюна, которая испаряется и понижает температуру тела. Собаки настигают жертву в результате открытого преследования, поэтому для них нет необходимости маскироваться. Основная работа 1. Вы- известные талантливые ученые- экологи. Вас пригласили на экологический форум под девизом: «Мысли глобально- действуй локально» - Как Вы понимаете экологический смысл лозунга? Необходима выделять главную цель и решать ее. А не браться решать все цель, не завершив ни одной. - Какая из глобальных проблем окружающей среды, с Вашей точки зрения, вызывает беспокойство? Почему? Я считаю, что самой глобальной проблемой окружающей среды является ее загрязнение. Так как наносится ущерб почве, воздуху, воде. Очень сильно страдают животные, как на земле так и в воде. - В чем Вы видите ее опасные последствия? Каковы пути ее решения? Результат загрязнения проявляется в истощении озонового слоя, ухудшении качества окружающей среды, гибели редких форм животных. Здоровье человека также падает, появляются хронические заболевания – астма, бронхит, обструкции, дерматит. - Можете ли Вы лично способствовать решению экологических проблем? Если да, то каким образом? Одной мне не решить все экологические проблемы в полной мере. Но если каждый хотя бы немного потрудится в решении этих проблем, то планете станет намного легче. - Какое из направлений нельзя отнести к разумной стратегии выживания человечества в 21 веке. Ответ аргументируйте. а) энергосбережение б) ресурсосбережение в) уменьшение загрязнения г) уменьшение численности народонаселения окружающей среды д) отказ от потребительского подхода Мне кажется, что уменьшение численности населения окружающей среды нельзя отнести к разумной стратегии. 2. Перечислите фамилии известных ученых, внесших значительный вклад в изучение глобальных проблем экологии. Адамс Чарльз Деннис (1920 – 2005) Карл Линней (1707 — 1778) Джеймс Эфрэйм Лавлок (род. 26 июля 1919 года) Чарльз Дарвин (1809 — 1882) Иэн Уилмут (род. в 1944 году) Грегор Мендель (1822 — 1884) Алексеев Валерий Павлович (1929 – 1991) Джеймс Уотсон (род. в 1928 году) 3. Определите основную цель, задачи, предмет, объект и методы исследования в экологии воспитания дошкольников Экология - это наука, изучающая взаимоотношения живых организмов между собой и с окружающей средой. Цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал экологической культуры - формирование практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общегуманистические ценности, ставит задачу личностной культуры - базисные качества человечества начала в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности - природе, «рукотворном мире», окружающих людях себя собой - это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени. Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач: Образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения; Воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; Развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды. Объект исследования. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Предмет исследования. Формирование экологических представлений дошкольников. Методы обучения - это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру. В педагогическом процессе детского сада используются различные методы обучения: наглядные, практические, словесные. При ознакомлении детей с природой широко используются все указанные методы. К наглядным методам относятся наблюдение – ведущий метод экологического воспитания, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов. Практические методы - это игра, элементарные опыты и моделирование. Словесные методы - это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы.
4. Ответьте на вопросы: - В чем сущность экологического воспитания детей? Почему, на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста? Экологическая культура поведения формируется на основе знаний, практических навыков, эстетических переживаний. Дошкольник должен научиться сопереживать живым существам: живому больно, его надо любить, убивать животное нельзя, мы не имеем право уничтожать то, что создала природа. Нам нужно закладывать в сознание детей ощущение окружающего мира, как огромного дома, в котором мы все живем. Недалеко то время, когда сегодняшние мальчишки и девчонки станут взрослыми людьми, и на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу всей Земли. Вот почему очень важно воспитывать в каждом из них чувство любви к природе, уважение ко всему живому, способность предвидеть последствия своего поведения в природе. - Каково влияние экологии на здоровье детей? Неблагоприятные условия среды, которые отрицательно воздействуют на здоровье ребенка, можно условно разделить на две большие группы: дальнего и ближнего воздействия. В группу дальнего воздействия входят климатические условия, загрязненность воздуха, солнечная радиация и другие подобные факторы. А группа ближнего воздействия – это все то, что находится совсем рядом – игрушки, одежда, питание. - В чем Вы видите причины небрежного, а порой безжалостного отношения детей к природе? Мне кажется, что детям своевременно им не была внушена любовь к природе, не развивался и не укреплялся интерес к ней. - Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников. Задача воспитателей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту. Воспитатель детского сада - главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Воспитатель, являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно, переходила в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе стала совместная деятельность взрослого и ребенка. В работе по ознакомлению детей с природой необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.
- В какой совместной деятельности с детьми Вы можете практически способствовать охране природы? Акции, экскурсии, занятия на экологические темы, постановка сценок на экологические тем, викторины и развлечения на экологические темы, приобщение детей к труду, беседы и разбор экологических ситуаций, чтение экологических сказок, участие в выставках и мероприятиях в соответствии с календарем экологических дат, создание экологическое тропы. - Перечислите классиков русской, зарубежной литературы, воспевавших природу в своих произведениях. Сергей Есенин, Федор Тютчев, Александр Пушкин, К.Чуковский, С.Маршак. - Назовите пословицы, поговорки о природе. Апрель с водою, а май с травою. Без воды — земля пустырь. Без мороза вода не замёрзнет. Береги нос в сильный мороз. В зимний холод всякий молод. В лесу тень весь день. В осеннее ненастье семь погод на дворе. Весна красна цветами, а осень — снопами. Ветром ветра не смеряешь. Вода с гор потекла — весну принесла. Воробьи гомонят — гнёзда завивают. Всякому семени свое время. Где снег, там и след. Где сосна выросла, там она и красна. Дерево хочет покоя, да ветер не хочет. Жара рождает ветер, прохлада — дождь. За ветром в поле не угонишься. Зайца ноги спасают. Кабы на цветы не морозы, и зимой цветы бы расцветали. Какова береза, такова и отростка. Красна ягодка, да на вкус горька. Ласточка день начинает, а соловей кончает. Летний день — за зимнюю неделю.
- Вспомните народные приметы Жаворонки высоко зависают в небе и звонко поют– по приметам к хорошей погоде без осадков. Когда Чайки садятся на воду и спят - это примета перед тихой погодой. Если во время дождя начинают петь птицы, а чайки садятся на воду -дождь скоро прекратится, наступит хорошая погода. Вечером ласточки летают высоко - к устойчивой ясной погоде. Голуби разворковались - к теплу. Птицы садятся на верхушки деревьев - к теплу. Ночная роса не просыхает - быть грозе. Комары кусают весь день - к продолжительному дождю. Пиявки появляются на берегу - к продолжительному дождю. Ласточки низко летают над водой - к дождю и ветру. Лес притих - быть грозе. Когда дома кошка свернулась клубком - к морозу. Если птицы прилетят поздно, лето будет долгое. Птицы прилетят рано — скоро весна придет. не растает.
- Прочитайте наизусть стихи о природе А.С. Пушкин «Птичка» В чужбине свято наблюдаю Я стал доступен утешенью; С Есенин «Осень» Тихо в чаще можжевеля по обрыву. Над речным покровом берегов Схимник-ветер шагом осторожным И целует на рябиновом кусту Ф. Тютчев «Весенняя гроза» Люблю грозу в начале мая, Гремят раскаты молодые, С горы бежит поток проворный, Ты скажешь: ветреная Геба, 4.Предложить обсудить итоги и резолюцию работы экологического форума Литература: 1 Андреева, Н.Д. Теория и методика обучения экологии: учебник для СПО / Н. Д. Андреева, В. П. Соломин, Т. В. Васильева ; под ред. Н. Д. Андреевой. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 206 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-9927-3. — Режим доступа : www.biblioonline.ru/book/C1A6B22B-D570-4114-82F5-76B0E9A96366 2. Козина, Е. Ф. Теория и методика экологического воспитания дошкольников : учебник для СПО / Е. Ф. Козина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 454 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-05349-4. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/937A713D-6CDC-4385-A7DB-719485030152 3. Николаева С.Н. Теория и технология экологического образования детей дошкольного возраста. М. : Академия, 2017
|
|||
|