Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА



 

И.Г. Песталоцци «О народном образовании и индустрии».

Люди, занимающиеся только земледелием, с его веками, установившимися и не требующими умственного напряжения формами труда, загружены неравномерно. У земледельцев, а особенно у бедных крестьян, периоды изнурительного труда сменяются периодами безделья и спячки, когда дождь, зима или ночь мешают им заниматься привычной работой. Полученное ими воспитание редко дает им возможность заниматься какой-нибудь другой, возвышающей ум и сердце деятельностью. Обычно их дети растут заброшенными и в лучшем случае получают лишь физический уход. В фабричных центрах большинство людей также заняты лишь механическим выполнением какой-либо изолированной, производственной операции. При этом способ, которым она выполняется большей частью очень вреден для общего физического развития организма. Эти люди лишены какого бы то ни было умственного образования, ограничены ничтожно узкими рамками своих технических навыков и чужды, абсолютно чужды даже самому духу мастерства и свойственным ему свободным и разумным взглядом.

Фабричные люди вырастают, как и крестьяне, в условиях, ограничивающих развитие их разума и чувств; при этом они, с одной стороны, физически гораздо более истощены и надорваны, а с другой стороны, обстановка, в которой они живут, способствует тому, что при совместной работе они повседневны, перенимают у других рабочих господствующие в их среде плохие и вредные привычки.

Поэтому условия их жизни, в общем, противодействуют развитию всех лучших черт человеческой натуры; в них отсутствует все то, на чем должны строиться основы мудрой, добродетельной и счастливой жизни. Каждый вид производственных умений исходит из чрезвычайно простого начального приема и требует ряда последовательных упражнений, при помощи которых ребенок при обучении мастерству без всякого скачка переходит от легчайшего к трудному, от трудного к высшей ступени овладения умения. Все эти умения исходят из простейших приемов удара, толкания, вращения, качания, топтания и требуют последовательной системы упражнений, имеющих задачей развитие сил и технических способностей. Песталоцци предлагает создать «азбуку умений», исчерпывающую такие элементарные упражнения и ставящую их в определённой последовательности друг за другом. Освоение этой азбуки помогло бы ребёнку развить свои физические силы и овладеть трудовыми навыками, составляющими основу его будущей профессиональной деятельности. Эти упражнение должны быть глубоко изучены системой элементарного образования и использованы в качестве одного из средств этого метода, поскольку в его задании входит развитие производственных возможностей народа и создание основ индустрии. Эти средства должны также учитывать разницу между мужским и женским промышленным трудом. Элементарное образование, готовящее к индустрии, делает всесторонние развитие человека задачей профессиональной подготовки. Учреждения, которое мне хочется открыть и для которого я, взывая к человечеству о помощи, должно быть способным:

1. Изучить и организовывать приемы женской и мужской производственной гимнастики, расположить их в определенной последовательности и уяснить связь между ними;

2. В соответствии с этими последовательными рядами соотнести упражнения во всех разнообразных мужских и женских видах труда, причем каждый вид труда должен быть соотнесен к той степени силы и мастерства, к которой элементарная гимнастика смогла подготовить ребенка;

3. Приучить ребенка к беспрестанной деятельности, которая должна служить ему фундаментом развития его энергии и способности к самопомощи, и подкрепить ее результата элементарным умственным образованием; проводить обучение линейному рисунку, научить считать и измерять, используя в полной мере методы элементарного умственного образования в разделе числа и формы;

4. Поскольку позволяет природа упражнений, следует постоянно соединять их с непрерывным трудом, выполнять их во время рисования, письма, счета и заучивания наизусть;

5. Упростить обучение чтению и письму до такой степени, чтобы можно было достигнуть цели с минимальной затратой времени и сил;

6. Выполнять работы, относящиеся к различным отраслям сельскохозяйственного и индустриального труда, но ни одному из них не выполнять столь длительное время, чтобы она могла повредить здоровью и развитию человеческого тела; наоборот, необходимо, чтобы каждая последующая работа служила средством отдыха от усталости, вызванной предшествующей;

7. Приучать детей, поскольку они совершенно бедны, ко всему, при помощи чего человек может самостоятельно выбиться из нищеты; к выносливости при сельскохозяйственным и домашнем труде; обслуживанию себя во всем, что касается одежды и всего домашнего быта; к посадке необходимых для его жизни растений, садовых плодов, картофеля; к разведению овец, откорму свиней, птицы.

Таким образом, в задачу трудового обучения, по Песталоцци, входит, аналогично другим видам обучения, максимально возможное развитие присущих человеку способностей одновременно с привитием ему прочных навыков во всевозможных отраслях производственной деятельности.

 

 


 

Министерство просвещения Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«Российский государственный профессионально-педагогический

университет»

Кафедра профессиональной педагогики и психологии

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «ПЕДАГОГИКА»

на тему: Утопическое и возможное в гуманистическо-образовательном проекте Я.А. Коменского «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих»

Вариант 9

 

 

Студент Вагизова Алсу Рамильевна

Группа УДЦ-202

Курс 2

                                                     Проверил Сеногноева Наталия Анатольевна

 

Екатеринбург

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1. КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ Я.А. КОМЕНСКОГО……………………………5

2. ГУМАНИЗМ И НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ТРУДАХ Я. КОМЕНСКОГО………………………………………………………………….7

3. УТОПИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ГУМАНИСТИЧЕСКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЕКТЕ Я.А. КОМЕНСКОГО………………………………………………..9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……...14


 

ВВЕДЕНИЕ

Ян Амос Коменский (1592–1670) — чешский педагог-гуманист, религиозный и общественный деятель, писатель. Вошел в историю как основоположник педагогики, ставшей благодаря его стараниям самостоятельной дисциплиной.

Великая заслуга Коменского перед человечеством состоит в том, что он с позиции демократизма и гуманизма смог дать критическую оценку всей отжившей средневековой системе воспитания. Коменский, учитывая все то ценное, что было накоплено его предшественниками в области теории и практики воспитания, создал педагогическое учение, которое и по сей день сохраняет свою современность и необходимость.

Я. А. Коменский - один из самых выдающихся педагогов эпохи нового времени. Многие годы своей жизни он посвятил созданию «Всеобщего совета об исправлении дел человеческих», в котором изложил в общем виде основные положения своей педагогической концепции.

Однако это великое произведение привлекло внимание ученых и политиков всего мира лишь в середине XX в. в связи с международным празднованием 300-летия опубликования «Собрания дидактических трудов» Я.А. Коменского. «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» был впервые полностью издан в 1966 г.

Цель работы - проанализировать утопические и реальные идеи в гуманистическо-образовательном проекте Я.А. Коменского «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих»

Задачей данной работы является:

- освещение личности Я.А. Коменского;

- отражение гуманизма и нравственного воспитания в трудах Яна Коменского.

Актуальность данной работы обуславливается тем, что Коменский был новатором в области дидактики, выдвинувшим много глубоких, прогрессивных дидактических идей, принципов и правил организации учебной работы. Рекомендации его по этим вопросам до сих пор в основных чертах применяются в школах различных стран.

 


 

1. КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ Я.А. КОМЕНСКОГО

Ян Амос Коменский появился на свет 28 марта 1592 года в небольшом городке Нивнице в Южной Моравии. Он был самым младшим из пяти детей четы Коменских – набожных людей, которые были членами протестантской общины.

В 1600 году Ян остался круглым сиротой: его родители и две сестры умерли от чумы. Мальчика взяли на воспитание родственники, которые в 1611 году крестили Яна и он получил второе имя – Амос.

В 1608-1610 гг. учился в братской латинской школе, где преподавание было довольно неинтересным, что Коменский начал задумываться о реформировании школьного обучения. Своё обучение Коменский продолжил в Херборнской академии, затем – в Гейдельбергском университете, где приступил к написанию энциклопедии «Театр вещей», над которой работал вплоть до 1627 года. Параллельно начинает работу над полным словарем чешского языка «Сокровищница чешского языка», которая заняла у него 44 года.

После окончания университета Комеснкий отправился в небольшое путешествие. По возвращению в Чехию устроился учителем в братскую школу и стал преподавать детям латынь по собственной методике, описанной в «Правилах более легкой грамматики».

В 1616 году он стал священником семейной Общины чешских братьев и проповедником. Благодаря своим способностям уже через несколько лет стал одним из влиятельных членов братства. С 1618-1621 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи возрождения – Т. Кампанеллы, Х. Вивеса и др. В 1627 году приступил к созданию труда под названием «Дидактика» на чешском языке. В 1628 году в Чехии начались массовые гонения протестантов, и Коменский был вынужден эмигрировать в польский город Лешно. Здесь он преподавал в гимназии, закончил свою «Дидактику» и почти сразу перевел ее на латынь под названием «Великая дидактика» (1633-1638).

В 1650 году переезжает в Венгрию и начинает заниматься реформированием школьного образования. Он попытался частично реализовать свою идею устройства пансофической школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены в сочинении «Пансофическая школа». Также приступил к написанию иллюстрированной работы «Чувственный мир в картинках», которая стала настоящим прорывом в педагогике. Ян Коменский впервые стал использовать картинки для изучения языков, полагая, что «слова должны сопровождаться вещами, и не могут изучаться отдельно от них».

Стремясь пробудить в детях искренний интерес к знаниям, использовал метод драматизации учебного материала, включал интересные факты. Так, Коменский стал первым педагогом, который в легкой форме пытался преподносить учебный материал своим ученикам.

После возвращения в Лешно Коменский пережил страшное потрясение – польский город до основания был разрушен шведами. Яну пришлось бежать после начала травли протестантов. И в 1657 году Коменский оказался в Амстердаме, где заручившись поддержкой сената, мог спокойно заниматься научной деятельностью, публиковать ранее написанные им работы. Итогом жизни педагога стало сочинение «Единственно необходимое». Скончался Ян Амос Коменский 15 ноября 1670 года в возрасте 78 лет.


 

2. ГУМАНИЗМ И НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ТРУДАХ Я. КОМЕНСКОГО

Духовный мир Коменского – это сложнейшая оригинальная совокупность воззрений античности и Возрождения, католической теологии и протестантизма, современного ему гуманитарного и естественнонаучного знания. 

Как утверждал Коменский, задача каждого христианского государства в том, чтобы стать «всеобщим образованием юношества». Главным было то, чтобы не повестись на соблазн исторических условий того времени, а именно низведения человека до его сословного облика, до орудия национально-государственных и религиозных интересов и целей.

Коменский обосновал демократическую и гуманистическую идею всеобщего общечеловеческого воспитания, которая на протяжении долгого времени остается ведущей в отставании всеобщего образования как неотъемлемого права каждого человека.

В концепции Коменского трудовая практическая деятельность человека в различных сферах жизни общества – это искусство, а путь к искусству – научное образование, дающее знание об окружающем мире природы, общества, о делах и трудах. Внутренняя жизнь человека – борьба добрых и злых начал, благонравия и пороков, в которой проявляют себя желания и страсти, управляющие волей. Духовная опора человека находится в его внутреннем самостроительстве и в его деятельности в мире – в стремлении «жить точно перед очами Бога».

Цель воспитания по Яну Коменскому определена как признания самоценности человека, антрополого-ориентированная, в задачах воспитания доминирует духовно-нравственная направленность развития личности.

Педагогическая система Коменского – это строгая педагогика, она предполагает отношение к воспитаннику как сознательному, деятельному, ответственному в своих мыслях и поступках, она утверждает идею педагогической деятельности как сложнейшего из всех искусств развития человеческого в человеке. Эта система является оптимистичной, пронизана светом веры в возможности человека и возможности воспитания, объединения людей всех сословий.

Результатом педагогического процесса – достигнутый воспитанником уровень его личностного индивидуального развития, потребности и способности к дальнейшему саморазвитию, самообразованию, самовоспитанию.

Таким образом, педагогическую систему, возможно, представить как гуманистическую модель педагогического процесса, цель которого является ценностно-направленное и целостное развитие природных сил и способностей растущего человека.


 

3. УТОПИЧЕСКОЕ И ВОЗМОЖНОЕ В ГУМАНИСТИЧЕСКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЕКТЕ Я.А. КОМЕНСКОГО

Ян Коменский посвятил многие годы своей жизни созданию «Всеобщего совета об исправлении дел человеческих», значительную часть которого он отдал рассмотрению проблем воспитания, изложил все основные положения своей педагогической концепции. Однако получило популярность лишь в середине XX века.

Так как Ян Коменский поздно поступил в латинскую школу, это дало ему возможность осмыслить все погрешности организации, содержании и методы работы в ней. Его личный отрицательный опыт побудил его заняться разработкой вопросов, связанных с усовершенствованием организации и методов школьной работы, содержанием школьного образования.

В тяжелый период потери Чехией национальной независимости Коменский захотел помочь своему народу сохранить культурное наследие предков путем улучшения дела образования и воспитания молодежи. На это и был направлен его самый известный теоретический труд по педагогике «Дидактика».

Также он написал первую в мире педагогическую книгу для родителей «Материнская школа». Эта книга была посвящена воспитанию детей в семье, а также подготовил целый ряд учебных книг – «Открытая дверь языков», «Физика», «Астрономия».

В 1650 году Яном был закончен еще один учебник «Мир чувственных вещей в картинках», который произвел революцию в учебном деле. В данном учебнике он реализовал свои идеи о признании внешних органов чувств ребенка в качестве основных средств познания внешнего мира, о развитии у детей в первую очередь чувственного восприятия окружающих их вещей, о широком использовании в обучении наглядности. На практике было показано, в чем состоит смысл дидактических правил перехода в обучении от конкретного к абстрактному, от простого к сложному, от общего к специальному. Коменскому удалось реализовать свою главную идею – дети в процессе школьного обучения должны получать реальное, энциклопедическое, соответствующее уровню их понимания и развития. 

Все учебные книги Яна Коменского понизаны идеей пансофии – всеобщей мудрости, под которой он понимал знание всех вещей, реально существующих в мире. Пансофия в понимании Коменского – это отражение в сознании человека реально существующего, а не выдуманного мира во всем его многообразии.

Идея пансофии в педагогической системе Коменского играла ведущую роль при решении вопроса, как о содержании образования, так и об организации и методах обучения. Цель воспитания заключалась в том, что каждый человек должен быть подготовлен к существованию в вечной, загробной жизни, но при этом в своем земном существовании он должен быть разумным созданием; человек должен всё исследовать и давать всему имена и все исчислять, т.е. знать и иметь возможность назвать и понять, что находится в мире. Человек должен ясно представлять себе совершенство своего прообраза – Бога.

Если сказать кратко, то предъявляемые требования к человеку по Яну Коменскому это:

1. Знание всех вещей;

2. Стать владыкой всех вещей и самого себя;

3. Чтобы человек себя и всё возводил к Богу – источнику всех вещей.

Из всех его требований вытекает и самое главное , чтобы во всяком благоустроенном обществе создавались и функционировали школы как воспитательно-образовательные учреждения для совместного воспитания подрастающего поколения независимо от пола, происхождения и рода занятий родителей.

Также Коменский впервые в истории образования предложил стройную систему школ, аргументируя ее разработанной им же самим возрастной периодизацией развития человека от рождения до зрелости, т.е. до 24 лет.

Первым этапом воспитания и образования детей от рождения и до 6 лет должна быть материнская школа – воспитание в семье под руководством матери. Ян Коменский видел главную задачу воспитания детей этого возраста в развитии их органов чувств, обогащении представлений об окружающей жизни, в развитии речи и первоначальных ручных умений. Все эти вопросы были детально рассмотрены Коменским в его педагогическом сочинении «Материнская школа».

Вторым этапом является школа родного языка для всех мальчиков и девочек от 6 до12 лет независимо от сословной принадлежности. Данная школа должна была выполнять такие функции как сообщать учащимся широкий круг систематизированных, реальных знаний по арифметике, географии, истории, экономической жизни и государственному устройству, знакомить с различными ремеслами и осуществлять религиозное воспитание на основе чтения текстов священного писания.

Следующая ступень – это гимназия или латинская школа, предназначенная для юношей от 12 до 18 лет, проявивших склонность к занятиям наукой в школе родного языка. Здесь отводилось большое внимание реальным предметам – математике, физике, естествознанию.

И последним этапом является академия – высшие учебные заведения для молодых людей 18-24 лет, проявившие особые умственные дарования.

Вместе с этим он разработал оригинальную дидактическую систему, получившую название классно-урочной и сохраняющуюся во многих чертах до нашего времени. Он стремился к такой организации обучения, при которой было бы предусмотрено четкое распределение содержания всех видов школьной работы по годам, месяца и даже дням.

При данной организации процесса обучения дети одного возраста и приблизительно одного уровня знания под общим руководством учителя должны были одновременно продвигаться вперед к единой для всех образовательной цели. Так появились классы с постоянным составом учеников, учебный год со строго определенным началом и концом, продолжительностью учебного дня – от четырех уроков в школе родного языка и до шести уроков в латинской школе. Это напоминает общую организацию обучения в школах во многих странах, на сегодняшний день спустя больше трех столетий.

Таким образом, Я.А. Коменский впервые в истории предложил стройную систему взаимосвязанных школ, позволяющую юношеству начиная с детства достигать высот научного образования.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ян Амос Коменский оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли и школы во всем мире. Его учебники получили широкое распространение во многих странах, являлись лучшими учебными книгами для первоначального обучения в течение 150 лет и послужили образцами для разработки учебников другими прогрессивными педагогами.

Коменский был основоположником педагогики нового времени. Он не только создавал общую систему привычного нам образования, но и занимался ее детальной проработкой.

Ян Амос Коменский является не просто великим педагогом, заботившимся о совершенствовании школьного дела, позднее его признают как великого мыслителя-философа, который предложил четкую концепцию преобразования человеческого общества, изложенную в уже упоминавшемся труде «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», который, к сожалению, ему завершить не удалось.


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Образовака/ Биография Яна Амоса Коменского. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://obrazovaka.ru/yan-amos-komenskiy-biografiya-kratko.html

2. Вяткин, Л.Г. Социально-политические и педагогические взгляды Яна Амоса Коменского. – Саратов: СВВИУ, 1992. 19 с.

3. Джибладзе Г. Н. Философия Коменского. - М.: 1982. - 236с.

4. Коменский Я. А. Великая дидактика. - Избр. пед. соч. М., Учпедгиз, 1955.

5. Я.А. Коменский и современное образование: проблемы, поиски, решения: материалы междунар. науч.-практ. конф., - ЧГУ, 1998. 216 с.

6. Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981.


Способствовали ли науки и искусства совершенствованию нравов?

В своей статье Жан-Жак Руссо описывает человека, которого создала природа. Этот человек обладает высшим разумом и на протяжении всей своей жизни улучшает и обогащает природу своими знаниями и способностями выживать в окружающем мире. Таким образом, можно сказать, что человек приносит пользу природе и восхищается её богатством, он способен развиваться и реализовывать свои возможности в мире, котором он живет.

Рассуждения Руссо о науке и искусстве будет актуальным и в наше время. Человек является частью природы и именно поэтому его бережное отношение к природе и эстетическое восприятие окружающего мира будет неотъемлемой частью самого себя.

В наше время, когда обилие различных книг никому не нужно, никто не читает их, но бывает и такое, что люди не успевают прочесть ту или иную книгу, они прибегают к ухищрениям, т.е. читают только критику, отчеты, обзоры, т.е. пересказы мыслей авторов с теми выдержками, которые соответствуют степени понимания и внимания пересказывающего. Я бы хотела выразить как более понятнее свои мысли о науке и искусстве как о предмете огромной важности, особенно в наше время, когда они вытесняют всё другое и становятся единственным руководителем нашей жизни.

Сейчас существует множество различных суждений людей науки и искусства, которые будут одинаковы, компетентны и образованны, но в своих суждениях они могут об одинаковых произведениях отзываться абсолютно противоположно: одни будут восхвалять произведение науки или искусства, другие, же будут его бранить и исключать из области науки и искусства. Таким образом, можно сделать вывод, что не найдется ни одного произведения науки или искусства, признанного истинным.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.