Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Задания. олимпиады по литературе



Задания

олимпиады по литературе

8 класс

Задание 1. Перед вами описание произведений художественной литературы. Вспомните авторов и названия этих произведений. (Максимальное количество баллов – 3 балла).

А. Произведение рассказывает о давней ссоре между дядей и племянником. Повествование ведётся от имени дяди. Дядя решил, что не нужно выполнять прихоти ребёнка, ведь так можно избаловать его. Тогда племянник, высказывая свой протест, начинает шалить. Он придумал игру, в которой нужно высоко подпрыгивать и звонко вскрикивать. Бабушка с мамой были недовольны поведением мальчика, он был наказан и отправлен в свою комнату. Дядя отчасти чувствовал себя виноватым, но решил не показывать своих чувств. Он с серьёзным видом, как и полагается взрослому, заглянул в детскую. Но ребёнок не держит обид, он вышел к дяде и попросил у него прощения.
Б.Злоба и страх жили в сердце животного. Словно луч солнца пролился на жизнь бедного существа, когда появились в его жизни неравнодушные люди. Со временем животное стало нежным, отвечало на заботу и ласку семейства, которое его приручило. Наступает осень, семья уезжает, и прирученное животное вновь остаётся одно.
В.Главный герой после смерти отца и новорождённого брата вместе с матерью приезжает в её отчий дом. Глава семейства держит домочадцев в строгости. Взрослые дядья давно хотят раздела имущества, однако дед видит, что хозяева они никудышные, и потому не спешит отдавать им наследство. Бабушка всегда защищает внука, балует его и рассказывает диковинные истории.

Задание 2.Ученик готовился к сочинению и выписал из произведения цитаты: «чаю не пил и сахару не покупал, он пил воду, а одежду носил долгие годы одну и ту же без смены»; «в пути он дышал благоуханием трав и лесов, смотрел в белые облака, рождающиеся в небе … и не чувствовал своего недуга – чахотки»; «дети бросали в него предметы с земли, трогали его и толкали»; «он верил, что дети любят его»; «взрослый человек приходил в ожесточение и бил его больше, чем хотел сначала».

А. Назовите имя героя, о котором решил написать ученик, произведение и его автора. (Максимальное количество баллов – 3 балла).

Б. Какова была цель жизни этого литературного героя?(Максимальное количество баллов – 3 балла).

Задание 3. Дайте определение термину «композиция». Назовите композиционные приемы, которые используются в литературном произведении.(Максимальное количество баллов – 5 баллов).

 

Задание 4. Термины «тема» и «идея» – синонимичны? Ответ аргументируйте, объяснив, в чем состоит их сущность.(Максимальное количество баллов – 10 баллов).

Задание 5.(Максимальное количество баллов – 4 балла).

Сын обрусевшего датчанина. Начал свою взрослую жизнь выпускником Морского кадетского корпуса. После отставки посвятил себя медицине. За свою жизнь только операций на глазах он сделал более полусотни. В то время он считался вторым хирургом в России после своего друга, выдающегося хирурга Николая Пирогова. За храбрость Император Николай I наградил его орденом – крестом св. Владимира в петлице. Был избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук по классу естественных наук. Обладатель Ломоносовской премии и Константиновской медали.

А.Кто этот человек?

Б.Назовите псевдоним, под которым он вступил в литературный мир.

В.Сборник, опубликованный этим человеком, явился одним из важнейщих источников по бытовой стороне жизни и философии русского народа. Назовите этот сборник.

Г.«Русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенными, к быту житейскому приноровленными и поговорками ходячими разукрашенными Владимиром Луганским». О каком сборнике идёт речь?

 

Задание 6.  Прочитайте стихотворение Н.А.Заболоцкого и ответьте на вопросы.(Максимальное количество баллов – 24 балла)

Сентябрь

Сыплет дождик большие горошины,

Рвется ветер, и даль нечиста.

Закрывается тополь взъерошенный

Серебристой изнанкой листа.

 

Но взгляни: сквозь отверстие облака,

Как сквозь арку из каменных плит,

В это царство тумана и морока

Первый луч, пробиваясь, летит.

 

Значит, даль не навек занавешена

Облаками, и, значит, не зря,

Словно девушка, вспыхнув, орешина

Засияла в конце сентября.

 

Вот теперь, живописец, выхватывай

Кисть за кистью, и на полотне

Золотой, как огонь, и гранатовой

Нарисуй эту девушку мне.

 

Нарисуй, словно деревце, зыбкую

Молодую царевну в венце

С беспокойно скользящей улыбкою

На заплаканном юном лице.

 

А.Согласны ли вы с утверждением, что автор стихотворения «Сентябрь» «смотрит на мир глазами художника»? (Постройте свой ответ в форме мини-сочинения. Максимальное количество баллов - 10 баллов: 5- содержательный уровень, 5 – уровень грамотности).

Б.Каким вы увидели настроение этого стихотворения. Аргументируйте свою точку зрения. (Максимальное количество баллов – 5 баллов за аргументированный грамотно построенный ответ).

В.Из приведённого ниже перечня выберите названия художественных средств и приёмов, использованных в стихотворении: антитеза, антонимы, неологизм, повтор, метафора, гипербола, эпитет, сравнение, параллелизм, синонимы. (Максимальное количество баллов – 4 балла).

Г.Определите стихотворный размер стихотворения. Продемонстрируйте алгоритм вашего действия. (Максимальное количество баллов – 6 баллов: 1 балл за определение стихотворного размера и 5 баллов за алгоритм действий).

 


МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ – 54

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.