План-конспект урока по окружающему миру в 1 классе.
План-конспект урока по окружающему миру в 1 классе.
Предмет: окружающий мир
Тема: Экология
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель урока: первоначальное ознакомление с понятием «экология», «эколог»; усвоить, что экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле.
Задачи: сформировать первоначальные представления детей об экологии и её роли в жизни людей, объяснить смысл названия «Зелёный дом»; формировать основы экологической грамотности, чувства ответственности и любви к природе; сформировать социально-активную позицию по защите и сохранению окружающей среды; продолжить обучение работе в группах; забота о здоровье учащихся.
Ход урока:
Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Прозвенел звонок и смолк,
Нам пора начать урок.
- Улыбнитесь друг другу. Пусть ваши улыбки улучшат всем настроение.
Родитель (ученика, который находится на дист.обучении): здравствуйте, ребята! Вчера у реки я видела третьеклассников из нашей школы. Они проверяли чистоту воды. Ребята сказали, что у них занятие по экологии. На прошлой неделе к нам в лес приходили второклассники. Они ходили на экскурсию и наблюдали за нашим муравейником! Мне они сказали: „Мы — юные экологи!“ Интересно, почему мы так часто слышим слово „экология“? Может быть, вы, ребята, мне объясните? И кто такие «экологи»?
Учитель вывешивает табличку со словом «экология».
- Кому из вас приходилось слышать это слово?
- Как вы думаете, что это такое?
- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
- Как вы думаете, где можно узнать значение слова «экология»?
- Прочитаем определение на экране.
Учитель: -Дом нужно всегда беречь и защищать. Мир вокруг нас, Земля – это наш Зеленый дом.
Более подробно про экологию расскажет Вася (который находится на дист.обучении).
-Почему нам надо учиться бережному обращению с природой?
-Кто же виноват в этих нарушениях?
Слово «экология» все чаще стало звучать по радио, телевидению, появляться в газетах. Это все из-за того, что наш природный дом оказался в опасности.
- Ваши ответы помогли нам убедится, что природа в опасности.
Посмотрите на экран, как прекрасна наша Земля, как чудесен наш Зелёный дом!
1. Гимнастика для глаз:
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.
2. Развитие мелкой моторики:
Дождик песенку поет: - Кап-кап... (Постукивание пальчиками.)
Только кто ее поймет? - Кап-кап? (Постукивание пальчиками.)
Не пойму ни я, ни ты, - Кап-кап! (Постукивание пальчиками.)
да зато поймут цветы. - Кап-кап! (Постукивание пальчиками.)
И осенняя листва. - Кап-кап! (Постукивание пальчиками.)
Пожелтевшая трава. - Кап-кап! (Постукивание пальчиками.)
-От слова «экология» произошло слово «эколог».
Учитель вывешивает табличку со словом «эколог».
Ученик Вася:
-Экологи оберегают всё, что растёт и всех, кто живёт на нашей земле от исчезновения.
Учёные экологи учат нас бережному отношению к миру природы, к воде, к земле и воздуху, к растениям, грибам, к насекомым, рыбам, ко всем животным.
Экологи придумали прекрасный праздник – День Земли. Люди всех стран отмечают его каждый год 22 апреля. В этот день все люди вспоминают, что они живут в одном, общем доме.
Учитель: вчера мне пришла телеграмма (показывает на экране телеграмму).
«Помогите! Погибают рыбы, в лесу исчезают птицы и звери, бабочки. В городе трудно дышать!» На нашей планете раздаются тревожные сигналы.
Учитель: сейчас мы попробуем стать маленькими экологами и поможем сберечь наш дом.
-Разделитесь на мини группы. Каждая группа получит карточку с описанием ситуации.
Вы должны обсудить вместе и договориться о том, кто будет выступать от вашей группы.
Помните: речь выступающего должна быть правильной и красивой, ответы убедительными.
Выводы записываются в экологическую газету класса
(учитель помогает записывать).
- Вы, ребята, сейчас работали экологами, помогали сберечь нашу планету, наш Зелёный дом.
Так, как говорите вы, Зелёный дом станет еще наряднее и красочнее. Я надеюсь, что ваши слова не будут расходиться с делом. Экологи будут вам очень благодарны.
-Так почему мы часто слышим слово «экология?»
-Да, действительно, состояние природы во многом зависит от деятельности человека, а здоровье человека порой зависит от состояния природы.
-Любите родную природу!
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля!
-Обратимся к выставке фотографий красивых пейзажей «Как не любить нам эту Землю?»
Учитель показывает выставку.
-А теперь вам предстоит оценить свою работу.
У каждого из вас есть лепестки разного цвета.
Если вы считаете, что на уроке было интересно и вы можете сказать: «Я работал очень хорошо, прекрасно», то выберите красный лепесток.
Если же вы считаете, что на уроке мне было интересно, я работал хорошо, то – жёлтый.
Тот из вас, кто считает, что я работал недостаточно активно, мог бы работать лучше, тот выберет фиолетовый лепесток.
А теперь соберём цветочки из выбранных лепестков.
-В ваших цветочках преобладают красные и жёлтые лепестки.
Это говорит о том, что вы старались и заслуживаете высоких оценок.
-Цветы украшают природу, а ваши цветочки пусть украсят наш урок.
Домашнее задание:
1) В рабочей тетради нарисовать чудесный мир природы.
Рассказать о своём отношении к природе.
2) Поместить в тетрадь фотографии ваших добрых дел в природе.
-Благодарю вас за работу!
| Эмоциональное вхождение в урок.
Ученики высказывают свои предположения.
-Узнаем, что такое экология и почему мы так часто слышим это слово.
-В толковом словаре, в учебнике, в интернете, спросить у родителей.
Читают определение на экране.
Экология - греч. oikos - дом, местообитание, убежище, жилище; logos – наука.
Ученик рассказывает про экологию.
Ответы детей: природа может погибнуть из – за загрязнения рек, вырубки лесов, отходов, выхлопных газов, мусорных свалок.
-Люди, которые не берегут природу.
Учащиеся смотрят ролик про Землю, природу.
Дети читают телеграмму:
1-группа
Погибает рыба! Помогите!
- Вспомните, почему может погибнуть рыба. Как ее спасти?
2-я группа
Кругом мусор! Помогите!
- Вспомните, почему появляется мусор. Как с ним бороться?
3-я группа
Трудно дышать в городе! Помогите!
- Вспомните, почему в городе бывает трудно дышать. Как сохранить чистый воздух?
4-я группа
На лугу исчезли бабочки! Помогите!
- Вспомните, почему могут исчезнуть бабочки. Как их защитить?
5-я группа
В лесу пропали птицы и звери! Помогите!
- Вспомните, почему в лесу могут пропасть птицы и звери. Как их сберечь?
Высказывания детей
Учащиеся рассматривают выставку, обсуждают фотографии и рассказывают свои впечатления.
Каждый ученик делает свой выбор и крепит лепесток к сердцевине цветка на доске.
Производят самооценку учебной деятельности.
(у каждого ряда получается свой цветок)
| Экологическая газета
ВНИМАНИЕ!
Мы, ученики 1 класса, обращаемся ко всем учащимся школы:
| - "Помните, что дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни! (В.Берестов)
| - Все полезные бабочки полезны как опылители. Некоторые растения опыляются только бабочками. Не разрешайте ловить бабочек для забавы. Берегите их!
| - Не рви в лесу и на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе!
| - Помни, что букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком.
| - Не шуми в лесу, в парке. Шум, громкая музыка, крики пугают птиц и зверей.
|
|