Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Обучение морфологическому разбору слов младших школьников (на примере имени существительного)»



«Обучение морфологическому разбору слов младших школьников (на примере имени существительного)»

Шевцова Т.А., Чваркова Ю.Б., учителя начальной школы
МБОУ СШ №156, г. Красноярск, Красноярского края

С учетом специфики содержания предмета «русский язык» к концу обучения в начальной школе ученик должен уметь свободно различать главные части речи. Однако, как показывает школьная практика, по завершению изучения курса морфологии в начальной школе, не все учащиеся усваивают принципы, по которым слова объединяются в лексико-грамматические классы.

Каковы пути совершенствования морфологического разбора слова на уроках русского языка в начальных классах (на примере имени существительного).

Не все учащиеся могут правильно выполнить морфологический разбор существительных, соблюдая последовательность, порядок. На что требуется обратить особое внимание, ведь выпускник начальных классов должен владеть знаниями, уметь применять на практике и доказывать все морфологические категории.

Из школьной практики известно, что учащиеся, которые затрудняются абстрагировать морфологическое значение слова от его лексического значения, не в состоянии сравнивать слова и объединять их в одну группу по существенным морфологическим признакам, испытывают значительные трудности при формировании понятий и допускают ошибки.

Для того чтобы избежать ошибок при формировании понятий, необходимо соблюдать, в процессе обучения ряд методических условий: активная умственная деятельность учащихся. Известно, что результативность усвоения знаний в значительной степени обусловлена методами обучения. Репродуктивный (воспроизводящий) метод не дает желаемых результатов, поскольку не обеспечивает активной познавательной деятельности и в основном ориентирует ученика на запоминание. Данный метод используется в разработанных конспектах для заучивания порядка, так как он не обеспечивает мыслительных операций.

Более эффективным в обучении младших школьников являются поисковые (частично-поисковый) методы. Ситуация поиска обусловливает заинтересованность в познании нового и побуждает учащихся к самостоятельному творческому выбору способа решения. Однако заинтересованность в изучении нового еще не означает, что учащиеся будут активны на всех этапах работы. Интерес может быстро пропасть, если учащиеся будут находиться в условиях, требующих лишь механического запоминания определения или правила, которые даны в учебнике. Учитель должен сделать так, чтобы у учащихся было активное отношение к изучаемому материалу. Поэтому в своих конспектах уроков учитель не дает готового решения на вопросы, а включает детей в активную учебную деятельность, предлагая последовательно выполнить ряд операций, требующих анализа, сравнения полученных фактов и обобщения.

Цель: усовершенствовать морфологический разбор имени существительного, путем изменения порядка с включением всеобщего лингвистического способа анализа морфологических свойств слова.

Задачи:

1. Рассмотреть лингвистические основы проведения морфологического разбора имени существительного.

2. Произвести обзор методической литературы и анализ программы по русскому языку образовательной системы «Школа России» в аспекте работы над именем существительного.

Рассмотрим, какие определения понятия «имя существительное» даются лингвистами.

"Имя существительное – это часть речи, выражающая общекатегориальное значение предметности в частных грамматических категориях одушевленности/неодушевленности, рода, числа и падежа" .

"Под именем существительным понимается часть речи, объединяющая слова с общим значением предмета".

"Имени существительного как часть речи, которая выражает предметность, обладает грамматическими категориями рода, числа, падежа, одушевленности-неодушевленности и в предложении обычно является подлежащим или дополнением".

"Имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет (субстанцию) и выражающая это значение в словоизменительных морфологических категориях числа и падежа, а также несловоизменительных категориях рода и одушевленности - неодушевленности".

"Имя существительное – это знаменательная часть речи, обозначающая предмет (субстанцию) и выражающая это значение в словоизменительных категориях числа и падежа и несловоизменительных категориях рода и одушевленности-неодушевленности".

В большинстве рассмотренных трактовок содержится достаточно полное определение понятия "Имя существительное"

Существительное называет предметы в широком смысле слова; это названия вещей (стол, стена, окно, ножницы, сани), лиц (ребёнок, девочка, юноша, женщина, человек), веществ (крупа, мука, сахар, сливки, кислота), живых существ и организмов (кошка, собака, ворона, дятел, змея, окунь, щука, бактерия, вирус, микроб), фактов, событий, явлений(пожар, спектакль, беседа, каникулы, печаль, страх, радость), географические положения (Россия, Байкал, Оренбург, Европа, Азия), а также качеств, свойств, действий, состояний (доброта, глупость, синева, бег, решение, толкотня).

Существительное часто определяется в терминах грамматических категорий, которые к ним применимы (классификация по роду, изменения по числам). Подобные определения, однако, зависят от конкретного языка, так как существительные имеют разные наборы грамматических категорий в разных языках.

Например, Р. Н. Попов выделяет такие морфологические признаки имени существительного как:

• Нарицательность (имя нарицательное или имя собственное)

• Одушевлённость- неодушевленность

• Разряд (конкретное, вещественное, абстрактное, собирательное)

• Склонение

• Род

• Число

• Падеж

В лингвистической литературе существуют разные определения понятия "морфология".

"Морфология – это: 1) Принадлежащие языку системы форм, изменяемых (склоняемых и спрягаемых) слов (парадигмы) со всеми их морфологическими характеристиками и вариантами, и теми грамматическими значениями, которые в этих парадигмах заключены.

2) Раздел грамматики как науки, изучающей изменяемые слова со стороны их строения (морфологического состава), формы слов и правила образования этих форм".

"Морфология (греч. «морфе» – форма, «логос» – наука, слово) – это раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи. Изучаются общие значения и изменения слов. Слова могут изменяться по родам, числам, падежам, лицам и т. д.".

Учение о грамматической структуре слов, о формах слов, об образовании слов и форм слов, называется морфологией.

Понятие «морфологический анализ» предполагает анализ слова как части речи. Она заключается в рассмотрении по определенной схеме грамматических значений слова и способов их выражения, а также установлении связи грамматических значений слов с лексическими значениями и влияние текста на эти значения и формы.

В школьной грамматике в качестве индикатора грамматических характеристик на передний план выступают вопросы. В научной грамматике в определение части речи они не входят. Дело в том, что по вопросам далеко не всегда можно различить, к какому грамматическому классу относится слово: прилагательные и причастия отвечают на один и тот же вопрос, наречия и деепричастия тоже и т. п. Недаром методисты настаивают на том, что нужно учить детей различать части речи по совокупности признаков.

Чтобы научить детей ориентироваться на уроках русского языка на слова, а не на те реалии, которые за ними стоят, нужно с самого начала вооружить детей способами содержательного анализа грамматических значений.

Чтобы вопросы, без которых не обойтись на первоначальном этапе, когда дети еще не знают основных изменений частей речи, не вытеснили содержательного анализа грамматических категорий, необходимо учить младших школьников осознанно действовать со словом для выявления его грамматических характеристик. Иначе говоря, нужно у обучающегося сформировать общий способ анализа грамматических значений слова.

Для того чтобы охарактеризовать слово как морфологическую единицу, необходимо отвлечься от его конкретного лексического значения.

Существует всеобщий способ анализа грамматических (морфологических) свойств слова: а) изучение слова по тому или иному частному грамматическому значению; б) сопоставление словоформ, отличающихся на одно грамматическое значение по значению и фонемному составу; в) выделение аффикса, выражающего данное грамматическое значение; г) установление связи изменения аффикса с выраженным в нем значением.

Разбор имени существительного может быть представлен в разном порядке, например, в первую очередь определяется часть речи (что обозначает и на какой вопрос отвечает), затем определяется начальная форма слова (ставится в форме именительного падежа единственного числа), определяются постоянные признаки (имя собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род и склонение), непостоянные признаки (падеж и число) и определяется синтаксическая роль в предложении (член предложения). Но можно использовать другой порядок морфологического разбора: первым делом определить синтаксическую роль в предложении, потом непостоянные признаки, затем определить постоянные признаки, после поставить в начальную форму и в заключение разбора обучающиеся могут увидеть и могут доказать, какая это часть речи.

Целесообразно начинать эту работу с конкретно-предметных существительных, лексическое значение которых соответствует категориальному значению части речи. В разборе слова главным будет то, когда обучающие будут выполнять определения принадлежности слова к тому или иному классу делались на основе наблюдений за его изменениями, его грамматическими значениями и способами их выражения.

Морфологический анализ проводится по определенной схеме, в которой с одной стороны, находит отражение вся система грамматических (морфологических, синтаксических, лексико - грамматических) значений и способов их выражения, присущая той или части речи без учета воздействия на эту систему конкретных, индивидуальных особенностей анализируемых словоформ. С другой стороны, схема содержит указания на необходимость конкретизации той или иной морфологической категории (требуется, например, определить конкретный род и способы его выражения, конкретную форму числа и ее значение, конкретную форму падежа и ее значение и т. д.), так как анализируем мы не слово вообще (не вообще существительное, глагол, прилагательное и т. п.), а конкретную словоформу с конкретным грамматическим и лексическим значением в конкретном тексте.

 В курсе морфологии изучаются части речи. Три крупнейшие темы: существительное, прилагательное, глагол – концентрически представлены в каждом из I – IV классов. В I классе преобладают наблюдения и группировка слов по значению: названия предметов, признаков, действий. Во II классе вводятся понятия «частей речи», сообщаются некоторые признаки частей речи. В III и IV классах – склонение имен существительных, прилагательных, спряжение глаголов, значения форм частей речи вплоть до знаний падежей, временных и личных форм.

Обучение морфологии в начальной школе строится с учетом психологических особенностей детей: у детей возраста 6-7 лет невелика выносливость, неустойчиво внимание, невысоки возможности саморегуляции, большая потребность в физических движениях, неудовлетворение которой приводит к быстрой утомляемости и потере интереса.

Формирование основ изучения морфологии предполагает развитие у учащихся образного и логического мышления. Успешное обучение школьников требует от учителя хорошего владения теоретическим материалом, понимания сложности раздела "Морфология", знания проблемы изучения частей речи и возрастных особенностей младшего школьного возраста.

В разграничении, в различении частей речи школьники руководствуются следующими критериями:

а) лексическое значение слова - предметность, признак или свойство, действие, количество и пр.;

б) роль в предложении, или синтаксическая функция;

в) наличие тех или иных категориальных признаков;

г) признак одушевленности/ неодушевленности;

д) изменяемость/ неизменяемость: характер форм изменения (склонение, спряжение и пр.).

Мы рассмотрели порядок изучения морфологических категорий и их свойств, предложенный М. Р. Львовым.

Рассмотрим изучение имени существительного по программе «Гармония».

В курсе русского языка первого класса в центре внимания находятся понятия: слово, звук, устная и письменная речь, родной язык.

Первоначальная группировка по частям речи применятся без использования терминов. Наряду со «словами-названиями», первоклассникам представляются «слова-указатели» и «слова-помощники». В основу проведенного деления положен функциональный признак.

Во втором классе, так же как и в 1-м классе, работа над словом, как морфологической единицей продолжается на том же уровне. Отличие состоит лишь в том, что вводится понятие «предмет». Освоение морфологии на данном этапе обеспечивает интеллектуальный рост ребёнка.

В третьем классе главным языковым разделом становится «Морфология». От знакомства с функцией слов учащиеся переходят к более детальному изучению: узнают названия частей речи. В центре внимания – единство функции, значения и формальные признаки имени существительного.

Изучение морфологии на уроках русского языка развивает интеллектуальные способности школьников, формирует их абстрактное мышление и весь комплекс универсальных учебных действий.

В четвертом классеизучаемым материалом являются такие темы как: «слово» и другие темы.

Слово выносится как основная единица языка и выносится на рассмотрение дважды: вначале изучается на уровне морфологии, после – лексики; параллельно закрепляются знания о назначении, возможных значениях, особенностях использования и написания различных морфем.

Знакомство с частями речи завершается изучением склонения и изменения имён существительных.

Программа 4-го класса ориентирована на то, чтобы обеспечить плавный переход к успешному продолжению лингвистического образования в основной школе. 

Анализ лингвистической литературы по проблеме исследования показал, что имя существительное – это основная часть речи, от успешного изучения которой во многом зависит усвоение, прежде всего, именных частей речи. Были рассмотрены разные определения понятия «имя существительное» и его категорий; содержание и порядок морфологического анализа, традиционно сложившийся в лингвистике.

Рассмотренная методика работы над именем существительным, предлагаемая М. Р. Львовым, опирается на выделенные этим ученым-методистом этапы формирования грамматических понятий. Методика работы над этой частью речи по учебнику В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого (образовательная программа «Школа России») предполагает организацию активной познавательной деятельности учащихся при изучении грамматического понятия «имя существительное» и морфологических признаков имени существительного путем создания проблемных ситуаций для постановки учебных задач. Что касается содержания и порядка проведения морфологического разбора существительного, то и М. Р. Львов, и М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко придерживаются традиционной схемы.

Организуя работу над морфологическими понятиями, учителю следует знать о трудностях изучения этих понятий младшими школьниками и методических путях их преодоления.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.