![]()
|
|||
Степени и корни. Операции со степенями.Степени и корни
Операции со степенями и корнями. Степень с отрицательным, нулевым и дробным показателем. О выражениях, не имеющих смысла.
Операции со степенями. 1. При умножении степеней с одинаковым основанием их показатели складываются: a m · a n = a m + n. 2. При делении степеней с одинаковым основанием их показатели вычитаются. 3. Степень произведения двух или нескольких сомножителей равна произведению степеней этих сомножителей. ( abc… ) n = a n · b n · c n … 4. Степень отношения (дроби) равна отношению степеней делимого (числителя) и делителя (знаменателя): ( a / b ) n = a n / b n . 5. При возведении степени в степень их показатели перемножаются: ( a m ) n = a m* n . Все вышеприведенные формулы читаются и выполняются в обоих направлениях слева направо и наоборот.
П р и м е р . ( 2 ·3 ·5 / 15 ) ² = 2 ² · 3 ² ·5 ² / 15 ² = 900 / 225 = 4 .
Операции с корнями. Во всех нижеприведенных формулах символ
1. Корень из произведения нескольких сомножителей равен произведению корней из этих сомножителей:
2. Корень из отношения равен отношению корней делимого и делителя: 3. При возведении корня в степень достаточно возвести в эту степень подкоренное число: 4. Если увеличить степень корня в m раз и одновременно возвести в m-ую степень подкоренное число, то значение корня не изменится:
5. Степень с отрицательным показателем.Степень некоторого числа с отрицательным (целым) показателем определяется как единица, делённая на степень того же числа с показателем, равным абсолютной величине отрицательного показателя: Теперь формула a m : a n = a m - n может быть использована не только при m , большем, чем n , но и при m , меньшем, чем n . П р и м е р . a4: a7 = a 4 - 7 = a -3 . Если мы хотим, чтобы формула a m : a n = a m - n была справедлива при m = n ,нам необходимо определение нулевой степени. Степень с нулевым показателем. Степень любого ненулевого числа с нулевым показателем равна 1. П р и м е р ы . 2 0 = 1, ( – 5 ) 0 = 1, ( – 3 / 5 ) 0 = 1. Степень с дробным показателем. Для того, чтобы возвести действительное число а в степень m / n , нужно извлечь корень n–ой степени из m-ой степени этого числа а :
ДОПОЛНИТЕЛЬНО. ДЛЯ ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ. (не обязательно к изучению) О выражениях, не имеющих смысла. Есть несколько таких выражений. Случай 1.
В самом деле, если предположить, что x – некоторое число, то в соответствии с определением операции деления имеем: a = 0· x, т.e. a = 0, что противоречит условию: a ≠ 0 Случай 2. В самом деле, если предположить, что это выражение равно некоторому числу x, то согласно определению операции деления имеем: 0 = 0 · x . Но это равенство имеет место при любом числе x, что и требовалось доказать. Случай 3. Если считать, что правила действий со степенями распространяются и на степени с нулевым основанием, то 0 0 - любое число. Действительно, Р е ш е н и е . Рассмотрим три основных случая: 1) x = 0 – это значение не удовлетворяет данному уравнению ( Почему? ). 2) при x > 0 получаем: x / x = 1, т.e. 1 = 1, откуда следует, что x – любое число; но принимая во внимание, что в нашем случае x > 0 , ответом является x > 0 ; 3) при x < 0 получаем: – x / x = 1, т.e. –1 = 1, следовательно, в этом случае нет решения. Таким образом, x > 0.
|
|||
|