Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 60»



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 60»

Нейрогимнастические игры как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Выполнила воспитатель первой категории МБДОУ № 60

Мухамедьярова Р.В.

 

2021г

Нейрогимнастические игры как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность.

В последнее время каждый педагог может отметить увеличение в группах детских дошкольных учреждений детей с задержкой речевого развития, не умеющих концентрировать внимание, имеющих проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, памятью.

Этим детям очень сложно осознать и выполнить сложные инструкции. Так как их внимание рассеивается, дети улавливают только какую-то часть. Отсюда в дальнейшем страдают навыки чтения.

В итоге эти дети приходят в школу, и не могут освоить чтение и письмо. Чтобы количество детей с перечисленными проблемами сократилось (а их число неуклонно растёт) необходимо решить все эти проблемы в дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Развитие речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Поэтому одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование нейрогимнастических игр.

Гимнастика мозга (нейрогимнастика) разработана американскими психологами Полом и Гейлом Деннисон базе образовательной кинезиологии.

 

Нейрогимнастика для мозга в педагогике называется также кинезиологическими упражнениями. Кинезиология (от греческих «кинезис» — движение и «логос» — знание) – это прикладная наука, помогающая развивать умственные способности личности через выполнение определенного рода заданий. Она помогает сбалансировано развивать оба полушария головного мозга. Направление возникло в 60-е годы прошлого века, поэтому может считаться довольно молодой наукой.

Нейрогимнастические игры представляют собой комплекс упражнений, которые могут выполняться взрослыми и детьми всех возрастных групп.

Этот комплекс упражнений направлен на усиление взаимодействия полушарий головного мозга. Развитие интеллектуальных способностей и творческого начала ребенка происходит при помощи выполнения определенных движений, именно в этом и состоит суть гимнастики для мозга.

Наиболее благоприятный период для выполнения нейрогимнастики для детей – это средний дошкольный возраст, т.е. 4-5 лет. К 6 годам можно внедрять более сложные упражнения, что будет важной частью подготовки к обучению в школе.

При этом упражнения следует проводить с соблюдением определенных рекомендаций, чтобы эффективность занятий была максимально высокой.

Следует выполнять ряд несложных правил:

· Средняя продолжительность занятий – 5-7 минут.

· Важна регулярность нейрогимнастики, т.е. упражнения нужно проводить каждый день, не пропуская.

· Тренировки нужно проводить так, чтобы ребенку было интересно. На занятиях должна царить доброжелательная атмосфера, поэтому можно включать музыку, которая нравится малышу.

· Можно постепенно усложнять задания. К примеру, увеличивать темп выполнения упражнений.

· Важно следить за правильностью выполнения упражнений.

· Не нужно перегружать ребенка, стремясь выполнить максимальное количество упражнений за раз – достаточно 5-6.

 

Регулярное выполнение нейрогимнастических игр приносит ребенку пользу:

- улучшает функции долгосрочной памяти;

- обеспечивает более быстрое восприятие и обработку информации, которая поступает из окружающего мира;

- повышает физическую и умственную работоспособность;

-стимулирует развитие мелкой и более крупной моторики пальцев верхних конечностей;

- ускоряет процесс развития физиологических способностей к выполнению асимметричных и симметричных движений;

Игры выборочно можно включать в любые занятия как разминку, переключение с одного вида деятельности на другое, или если у детей рассеялось внимание.

Проблема заключается в том, что уровень развития связной речи старших дошкольников не всегда соответствует норме речевого развития. Не в полном объеме используются эффективные средства развития связной речи в условиях дошкольного образовательного учреждения, в частности, нейрогимнастические игры.

Процесс развития речи детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если в совместной деятельности будут использоваться нейрогимнастические игры.

Цель: Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством нейрогимнастических игр.

Задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития речи, внимания детей старшего дошкольного возраста посредством нейрогимнастических игр.

2.Выявить уровень развития связной речи, внимания, ориентировки в пространстве детей старшего дошкольного возраста.

3. Составление перспективного плана, подбор нейропсихологических игр, составление картотек.

 

 

В начале года с детьми была проведена диагностика.

Методика «Понимание предлогов (по картинке) Иншакова О.Б. и Колесникова А.М.».

Задание № 1 Цель: выявить понимание предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу. Оценка результатов:

Диагностика уровня сформированности пространственных представлений первое задание ориентировано на изучение понимания вербальных средств, обозначающих пространство, выражения в устной речи. Для диагностики необходим рисунок дерева и животных вокруг него. Оценивается правильное владение предлогами и понятиями выше, ниже, на, над, под, снизу, между.

3 балла – задание выполняется правильно, самостоятельно; 2 балла – ребенок путается в понимании предлогов, задание выполняется после стимулирующей помощи, допускаются ошибки; 1-0 баллов – задание не выполняется даже с помощью, ребенок не понимает предлоги.

Выводы об уровне ориентировке 3 балла – высокий; 2 балла – средний; 1-0 баллов – низкий


Методика «Ориентировка в схеме собственного тела»

Тест №2 Цель: выявить понимание ориентировки в схеме собственного тела. (С.Д. Забрамная, пробы Хеда и другие исследователи)

Методика обследования:

1. Покажи свою левую руку.

2. Покажи свою правую ногу.

3. Покажи свой левый глаз.

4. Покажи своё левое ухо.

5. Левой рукой дотронься до правой ноги.

6. Правой рукой дотронься до левого уха.

7. Правой рукой дотронься до левого плеча.

8. Левую руку подними вверх, а правую вытяни в сторону.

9. Скажи, какая это рука? (Экспериментатор дотрагивается до левой руки ребенка).

10. Скажи, какое это ухо? (Экспериментатор дотрагивается до правого уха ребенка).

11. Скажи, какая-это нога? (Экспериментатор дотрагивается до правой ноги ребенка).

12. Встань и повернись к окну. Скажи, в какую сторону ты повернулся?

Оценка результатов: 3 балла – задание выполняется правильно, самостоятельно; 2 балла – ребенок путается в схеме собственного тела, задание выполняется после стимулирующей помощи, допускаются ошибки; 1-0 баллов – задание не выполняется даже с помощью, ребенок не может ориентироваться в схеме собственного тела.

Выводы об уровне ориентировке в схеме собственного тела: 3 балла – высокий; 2 балла – средний; 1-0 баллов – низкий.

В ходе диагностики отметили, что детям трудно сосредоточить внимание, затруднялись сразу выполнять инструкцию.

Результаты диагностики:

Высокий-0

Средний-17

Низкий-0

 

Исходя из результатов диагностики, можно сделать вывод, что уровень развития речи, внимания, памяти и ориентировки в пространстве у 1 ребёнка-высокий, у 11-средний и у 5 детей-низкий уровень. В соответствии с этим был составлен перспективный план, направленный на развитие речи, внимания, памяти и ориентировки в пространстве у детей посредством нейрогимнастических игр.

 

Система использования нейрогимнастических игр при организации совместной образовательной деятельности.

Для успешной работы по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста посредством нейрогимнастических игр будет строиться по следующему плану:

-составление перспективного плана;

-подбор нейрогимнастических игр, составление картотек;

- работа с детьми;

- взаимодействие с родителями (консультация на тему «Нейрогимнастические игры для детей», примеры игр «Попробуй повтори»)

Ход работы.

В своей работе мы используем нейрогимнастические игры, в индивидуальной и в групповой работе с детьми старшей группы. Начинаем знакомство с не сложных упражнений доступных для каждого ребенка, например, «Кулак-ладонь-ребро» разучивание начинаем в медленном темпе с ведущей руки, далее переносим на вторую руку. При успешном выполнении просим выполнить упражнение двумя руками одновременно. На втором этапе идёт усложнение дети выполняют движения проговаривая скороговорки, чистоговорки.

Одновременное проговаривание слов и выполнение соответствующих движений отлично развивают взаимодействие левого и правого полушария и ещё способствует развитию речи.

Автоматизируем звуки изолировано, выкладываем букву по контуру, проходя по звуковым дорожкам, автоматизируем звуки в слогах с одновременным показом поз руками. Согласовываем числительные с существительными, автоматизируем в словах и чистоговорках. Все речевые задания проводятся с выполнением заданной позы руками.

 

 

Перспективный план.

Сентябрь

1. Неделя «Кулак – ребро – ладонь».

Ведущий показывает ребенку три положения ладони на столе, последовательно сменяющих друг друга: раскрытая ладонь на столе, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе. Сначала упражнение выполняется вместе с ведущим:

а) ладонью правой руки;

б) ладонью левой руки;

в) обеими ладонями одновременно.

2. неделя закрепление (усложнение-ускорение)

3. неделя «Лезгинка».

Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

4. неделя закрепление (усложнение-ускорение)

 

Октябрь

1.«Кольцо». По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем (последовательно: указательный, средний, безымянный и мизинец). Упражнение повторять в прямом порядке (от указательного пальца до мизинца) и в обратном (от мизинца до указательного).

2. неделя закрепление (усложнение-ускорение)

3. «Цепочка». По очереди и как можно быстрее перебирать пальцами рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем (поочередно: указательный, средний, безымянный и мизинец). В «кольцо» попеременно пропускаем «кольца» из пальцев другой руки. Упражнение повторять в прямом порядке и в обратном.

4. неделя закрепление (усложнение-ускорение)

 

Ноябрь

1.«Нос-ухо»Левой рукой держимся за правое ухо, правой рукой – за нос, затем хлопок и меняем положение: правой рукой – за левое ухо, левой рукой – за нос.

2. неделя закрепление (усложнение-ускорение)

3.«Путаница». Нужно положить правую ладонь на голову, левую — на живот. Затем поглаживайте по голове от макушки к лицу, а живот поглаживайте круговыми движениями.

4. неделя закрепление (усложнение-ускорение)

 

Декабрь

1.«Молоток-пила»(упражнение выполняется либо на столе, либо на коленях)Левой рукой как бы пилим пилой, правой в это же время «забиваем молотком гвозди».

2. неделя закрепление (усложнение-ускорение)

3. Упражнение «Двойной рисунок» - направлен для осознавания движения и ориентации тела в пространстве, активизирует мозг для координации "руки - глаза", в разных зрительных полях.

Это одновременное рисование обеими руками сразу, развивает межполушарное взаимодействие.

 

Январь

1. «Двойной рисунок» - направлен для осознавания движения и ориентации тела в пространстве, активизирует мозг для координации "руки - глаза", в разных зрительных полях.

Это одновременное рисование обеими руками сразу, развивает межполушарное взаимодействие.

2. неделя закрепление (усложнение-ускорение)

3. Игра с передачей мяча.

Играют двое участников. Игроки передают друг другу мяч, выполняя словесную инструкцию. Одной рукой игрок передаёт мяч, другой –принимает. Играя, автоматизируем звуки, обогащаем словарь по лексической теме, развиваем грамматический строй речи и т.д. развивает реакцию, координацию движений и межполушарное взаимодействие.(например: игрок передающий мяч проговаривает твёрдый согласный звук «м», второй в ответ- мягкий согласный звук «м’» или первый игрок называет слово, второй-слово противоположное по значению).

4. неделя закрепление (усложнение-ускорение)

 

Февраль

1. Упражнение «Класс – заяц»

Левой рукой показывать «класс», правой – «зайчика». Одновременно менять положение рук и постепенно наращивать скорость.

2. неделя закрепление (усложнение-ускорение)

3. «Здравствуй пальчик»

Цель: развитие мелкой моторики, дифференциация звуков, формирование межполушарных связей, концентрация внимания. Задание хорошо использовать для дифференциации смешиваемых звуков.

Условия игры: предлагаем ребенку соединять пальчики правой руки, произнося слоги с согласным «Ш», а левой руки, с согласным «С». Усложняется работа, когда педагог дает слоги в разнобой.

4.  неделя закрепление (усложнение-ускорение)

 

Март

1. Игры с мячом на ассоциации.

Цель: развивать общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, произвольное внимание, обогащаем словарь, автоматизируем звуки.

Взрослый произносит слово и кидает мяч, а ребенок ловит мяч и называет слово, связанное со словом взрослого, например: взрослый говорит: «Небо», а ребенок отвечает: «Облако» – и кидает мяч следующему ребенку.

Дети и взрослый кидают друг другу большой мяч с разных расстояний и ловят двумя руками. Сначала лучше кидать в руки, потом немного правее, левее, выше, ниже. Дети должны уметь кидать мяч, подавая его двумя руками снизу, сверху, по воздуху или ударяя об пол. Надо стараться не прижимать мяч к себе, а ловить его только руками.

2. неделя закрепление (усложнение-ускорение)

3. «Заяц-колечко»

Ребенок левой рукой показывает-«зайчика», правой-«кольцо» (большой палец соединяет с указательным).

После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

4. неделя закрепление (усложнение-ускорение)

 

Апрель

1.Игра с передачей мяча.

Играют двое участников. Игроки передают друг другу мяч, выполняя словесную инструкцию. Одной рукой игрок передаёт мяч, другой –принимает. Играя, автоматизируем звуки, обогащаем словарь по лексической теме, развиваем грамматический строй речи и т.д. развивает реакцию, координацию движений и межполушарное взаимодействие. (усложнение-меняем положение рук при передаче мяча).

2. неделя закрепление (усложнение-ускорение)

3. «Дом-ёжик-замок»

Ведущий показывает ребенку три положения рук, последовательно сменяющих друг друга: соединяет все пальцы изображает «крышу домика», соединяет руки в замок при этом поднимает пальцы вверх-«иголки у ёжика», опускает пальцы-«замок». После показа упражнение дети выполняют вместе с ведущим.

4. неделя закрепление (усложнение-ускорение)

 

Май

1. «Перекидывание мяча»

Условие игры: взрослый кидает мячик говорит звук и называет слово, а ребенок кидает мячик обратно и называет место звука в слове (где слышит звук: вначале, в конце, в середине).

2. неделя закрепление (усложнение-ускорение)

3. «Кулак- ладонь».

Задание: одновременно сжимать в кулак распрямленную ладонь одной руки и разжимать кулак другой руки. (усложнение-ускорение, рассказывание скороговорки).

Цель: Развитие речи детей с помощью нейропсихологических игр.

Задачи:

-способствовать развитию речи, памяти и внимания;

- стимулировать развитие мелкой и более крупной моторики рук;

- повышать физическую и умственную работоспособность.

 

 Подводя итог, следует отметить, что регулярное выполнение нейрогимнастических упражнений позволило добиться положительных результатов:

– Улучшается память, внимание, речь, совершенствуются пространственные представления, развивается мелкая и крупная моторика, снижается утомляемость.

– Дети включаются в деятельность более активно, лучше воспринимают информацию.

– Качество двигательных навыков стало значительно выше, трудности переключения с одного вида движения на другое заметно сократились.

– Выполнение упражнений доставляет детям удовольствие, заряжает их энергией и позитивом, повысилась работоспособность.

Таким образом использование нейрогимнастических игр педагогами дают возможность более качественно вести работу по развитию речи детей.

 

Литература:

1.Трясорукова Т.П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика»

2. Гимнастика Мозга. Книга для педагогов и родителей. Деннисон П.И. и Деннисон Г.И. Москва. 2017 г.

3. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. М., ВНИИФК, 2018.

4. Ханнафорд. К. Мудрое движение, или мы учимся не только головой. М., «Восхождение», 2018.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.