Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Практикум. Задание 1.. Словарная работа. Задание 2.. Будьте осторожны со словами»



 

Тема. Функциональные стили речи.Научный стиль речи.

Практикум

Задание 1.

Словарная работа

Подберите термины научного стиля, в состав которых входят интернациональные словообразовательные элементы:

авто-

архе-

библио-

-грамма

интер-

моно-

пост-

супер-

аква-

архи-

био-

граф-

интра-

морфо-

прото-

фил-

анти-

ауди-

гео-

гуман-

-лог

мульти-

псевдо-

хрон-

макро-

баро-

гипер-

демо-

-мета-

нео-

-скоп

экстра-

-тека

-фоб

гипо-

-дром-

микро-

поли-

суб-

 

Задание 2.

Прочитайте отрывок из статьи Д. С. Лихачева «Будьте осторожны со словами». Опираясь на текст, составьте список особенностей научного стиля речи.

Дмитрий Лихачев (28 ноября 1906 - 30 сентября 1999) – автор фундаментальных трудов, посвященных истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. Ему принадлежат сотни работ (пятьсот научных работ, более шестисот публицистических трудов) по широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы.

«Будьте осторожны со словами»

1. Требования к языку научной работы резко отличаются от требований к языку художественной литературы.

2. Метафоры и разные образы в языке научной работы допустимы только в случаях необходимости поставить логический акцент на какой-нибудь мысли. В научной работе образность — только педагогический прием привлечения внимания читателя к основной мысли работы.

3. Хороший язык научной работы не замечается читателем. Читатель должен замечать только мысль, но не язык, каким мысль выражена.

4. Главное достоинство научного языка — ясность.

5. Другое достоинство научного языка — легкость, краткость, свобода переходов от предложения к предложению, простота.

6. Придаточных предложений должно быть мало. Фразы должны быть краткие, переход от одной фразы к другой — логическим и естественным, «незамечаемым».

7. Каждую написанную фразу следует проверять на слух; надо прочитывать написанное вслух для себя.

8. Следует поменьше употреблять местоимения, заставляющие думать, к чему они относятся, что они «заменили».

9. Не следует бояться повторений, механически от них избавляться. То или иное понятие должно называться одним словом (слово в научном языке всегда термин). Избегайте только тех повторений, которые приходят от бедности языка.

10. Избегайте слов-паразитов, слов мусорных, ничего не добавляющих к мысли. Однако важная мысль должна быть выражена не «походя», а с некоторой остановкой на ней. Важная мысль достойна того, чтобы на ней автор и читатель взаимно помедлили. Она должна варьироваться под пером автора.

Обращайте внимание на «качество» слов. Сказать напротив лучше, чем наоборот, различие лучше, чем разница. Не употребляйте слова впечатляющий. Вообще будьте осторожны со словами, которые сами лезут под перо, — словами-новоделами

 

Задание 3.

К какой разновидности научного стиля относятся тексты.

1. АЙСБЕРГАМИ являются глыбы пресного льда, которые были частью ледников, отломились и дрейфуют по морям и озерам (обычные плавучие и паковые льды формируются на морской поверхности при замерзании). Их основные источники располагаются в ледниках Гренландии и Антарктиды. В длину антарктические айсберги могут достигать 80 км. Некоторые из них видны над водой больше чем на 60 м. Под водой остается часть, до 10 раз превышающая надводную.

2. Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября 1818 года в Орле в дворянской семье. Детские годы провел в усадьбе Спасское-Лутовиново Мценского уезда Орловской губернии. Мать — Варвара Петровна, происходила из дворянского рода Лутовиновых, очень богатых и властолюбивых. Отец — Сергей Николаевич — принадлежал к роду Тургеневых. По легенде, этот род имеет татарские корни: представитель Золотой Орды Лев Турген в 1440 году принял русское подданство и сменил веру, став Иваном Тургеневым. Были в роду другие знаменитые предки: некий Петр Тургенев в эпоху Смуты обличил Лжедмитрия в лицо, за что был казнен. Воеводу города Царицына Тимофея Тургенева казнили при восстании Степана Разина. Один из родственников был сослан в Сибирь после восстания декабристов. Отец писателя участвовал в Бородинском сражении.

3. Цель исследования – определить круг жанров малой прозы, к которым обращался М. Н. Альбов на раннем этапе. В статье рассмотрены жанры малой прозы: очерк, эскиз, фрагмент, записки, рассказ, – в том варианте, как они представлены преимущественно в раннем творчестве писателя. Показано, что тенденция к жанровому синтезу проявилась не только в крупных жанрах, в творчестве классиков XIX века, но и в малой прозе писателей так называемого «второго ряда», к которым относят и М. Н. Альбова. Научная новизна работы заключается в подходе к изучению произведений малой прозы М. Н. Альбова с точки зрения ее жанрового своеобразия, выявлена оригинальная черта писателя – наличие жанровых подзаголовков. В результате в малой прозе М. Н. Альбова выявлен синтез жанров психологического рассказа и физиологического очерка

4. Популярность прозы Бунина началась с 1900 года, после публикации рассказа "Антоновские яблоки", созданного на самом близком писателю материале деревенской жизни. Читатель как бы всеми чувствами воспринимает раннюю осень, время сбора антоновских яблок. Запах антоновки и другие привычные автору с детства признаки сельской жизни означают торжество жизни, радости, красоты. Исчезновение этого запаха из дорогих его сердцу дворянских поместий символизирует неотвратимое их разорение, угасание. Лирик Бунин с большим чувством и мастерством сумел выразить свое сожаление и грусть по поводу угасания дворянства. По словам М. Горького, "тут Бунин, как молодой бог, спел, красиво, сочно, задушевно".

5. Кибербезопасность — совокупность мер, приемов и методов защиты от взломов, атак хакеров для компьютеров, планшетов, мобильных устройств, серверов, электронных серверов, приложений, сетей и использования информации в корыстных целях.

Данная система имеет популярность и используется в разных областях: бизнес-сфера, IT-сфера, юриспруденция и многих других.

Масштаб распространения угроз в сети Интернет повышается с каждым годом. Так, согласно отчетам RiskBased в период с 01.01.2019 по 01.09.2019 было обнаружено 7,9 миллиардов случаев утечки данных из киберсистемы. Данные значения превышают показатели 2018 года в два раза. За 2019 год Cybersecurity Ventures сообщает о частоте атак хакеров. Их число доходит до взломов каждые 14 секунд, а к 2025 их быстрота достигнет 11 секунд.

Данные были опубликованы в официальном регулярном и ежегодном отчете о кибератаках за 2019 год.

Большинство компаний, служб сталкиваются с киберпроблемами. Многие остаются безвозвратно без важной информации, денежные средства из-за отсутствия должной информационной безопасности.

Бывали случаи, когда секретные материалы становились доступны в сети Интернет и ими могли пользоваться разные люди.

Не менее распространенная ситуация, когда обычные юзеры всемирной паутины не могли сохранить личные сведения и ими злоумышленники пользовались в корыстных целях, выпрашивая денежные средства или шантажируя по-иному.

Многими учеными и анализаторами были составлены элементарные меры по защите от киберугроз, соблюдение которых поможет оставлять свои данные в безопасности.

Задание 4.

Работа с текстом.

В 1665 году английский естествоиспытатель Роберт Гук, разглядывая в микроскоп тонкие срезы сердцевины бузины и пробкового дерева, обнаружил множество разделённых перегородками крошечных ячеек, напомнивших ему соты в пчелиных ульях, и эти ячейки были названы учёным клетками (англ. cell – клетка, сота). Однако в работе Гука, содержавшей подробный рассказ о клеточном строении пробки и бузины, не было и намёка на то, что клетка является основной структурной единицей любого организма. Лишь в 1808 году французским учёным Мирбелем было установлено, что из тканей, образованных клетками, состоят все растения, а через год другой французский ботаник, Ламарк, доказал, что из клеток состоят также все животные организмы, что и привело к созданию в 1839 году клеточной теории, отражающей безусловное единство животного и растительного мира.

 

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

 

1) Французские учёные Мирбель и Ламарк установили, что все животные организмы и растения состоят из клеток, однако впервые идея о том, что клетка является основной структурной единицей любого организма, была высказана Робертом Гуком.

2) В 1808 году французский учёный Мирбель установил, что все растения состоят из клеток, однако аналогичный вывод о клеточной структуре животных организмов был сделан уже не Мирбелем, а другим французским ботаником, Ламарком.

3) Разделённые перегородками крошечные ячейки, обнаруженные Робертом Гуком при изучении через микроскоп тонких срезов дерева, были названы им клетками (англ. cell – клетка, сота) , так как показались учёному внешне похожими на соты в пчелиных ульях.

4) Клетка была открыта в 1665 году Робертом Гуком, однако английский учёный не предполагал, что клеточное строение характерно для любого организма, и данный вывод был сделан Мирбелем и Ламарком гораздо позже

 

Задание 5.

Прочитайте текст. Проведите стилистический анализ текста.

Слово – это значимая самостоятельная единица, основной функцией которой является называние.

Каждое слово, кроме служебных слов, имеет значение; только одни слова имеют одно значение: карандаш, автобус, изречение, а другие – несколько: дом, нос, отметка, путь. Однозначных слов в языке сравнительно немного. Гораздо больше слов многозначных, имеющих по два, три, четыре и более значений. Так, в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова зафиксировано 26 значений слова идти. Наличие у слова нескольких (двух и более) значений называется многозначностью или полисемией (от греческого poly – «многое» и sema – «знак»). Чем больше в языке многозначных слов, тем богаче язык.

В зависимости от того, по какому признаку совершается перенос значения слова, различают три типа полисемии (многозначности): метафору, метонимию и синекдоху.

Метафора – это перенос наименования по сходству признаков. Сходство может быть по форме: яблоко (плод) и яблоко (глазное); по цвету: золотая (вещь) – и золотая (осень); по расположению: нос (человека) и нос (корабля); по функции: дворник (работник) и дворник (стеклоочиститель у автомашины).

Метонимия основана не на сходстве, а на смежности. Явления, реально связанные друг с другом, получают одно и то же наименование: аудитория (помещение) и аудитория (группа слушателей); серебро (металл) и серебро (столовое серебро); тенор (голос) и тенор (певец с таким голосом).

Синекдоха – это перенос названия с целого на его часть и наоборот. Например, правильные черты лица (часть человеческого тела) – списки лиц (списки людей); голова (часть тела) – отчаянная голова (человек).

Общая схема стилистического анализа текста:

1) Определяем стиль текста

2) Определяем жанр текста

3) Определяем основную тему и идею текста

4) Определяем сферу коммуникации

5) Выясняем, кто автор текста и его адресат.

6) Выделяем основные функции и цели текста (общение, сообщение, воздействие, основная функция и цель научной речи – передача адресату научной информации, научных знаний);

7) Определяем форму речи (письменная, устная),

8) Определяем тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание).

9) Определяем вид речи (монолог, диалог, полилог).

10) Выделяем стилевые черты, особенности, присущие тексту. Например, для текстов научного стиля – логичность, последовательность повествования и др.

11) Определяем стилистические языковые средства: лексико-фразеологические, морфологические и синтаксические и др.

12) Определяем индивидуально-авторские стилистические особенности текста.

Образец

Гроза - атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми (грозовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды -- молнии -- сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом, и сильным ветром (иногда до шквала). Гроза наблюдается в жаркую погоду при бурной конденсации водяного пара над перегретой сушей, а также в холодных воздушных массах, движущихся на более теплую подстилающую поверхность. (Энциклопедический словарь)

 

Тема: научное определение атмосферного явления -- грозы.

Идея: описать атмосферное явление -- грозу, её особенности.

Читательский адрес: от специалистов до широкого круга читателей.

Вид: прозаический.

Жанр: научно-справочная статья

Стиль: научный (научно-популярный подстиль).

Стилистический анализ

Фонетико-стилистическая характеристика.

Нейтральный стиль (повествовательные невосклицательные предложения, лексико-фразеологический состав нейтральный, книжный).

Произносительные варианты соответствуют литературной норме произношения. Паузы, средняя длина синтагм (ритмика текста) в целом отвечают научному стилю (тесная связь между отдельными предложениями, логическая композиционная последовательность изложения, законченность смысловая и структурная).

Лексико-семантический анализ:

Большинство слов в тексте однозначные, преобладают слова и словосочетания терминологического характера.

Все слова употреблены в прямом значении, что свойственно научному стилю.

В тексте нет синонимических рядов (лаконизм и точность научного стиля).

Словарный состав текста

Вся лексика текста активного состава.

Основной пласт составляют слова общеупотребительные (облака, предметы, осадки, град, ветер, погода), но в тексте значительное количество лексики ограниченного употребления -- атмосферные термины, что характерно для научной статьи.

Основной объем текста составляет межстилевая лексика, но включаются и книжные элементы (термины), эмоционально и экспрессивно окрашенная лексика отсутствует ("сухость" изложения в научном стиле), представлена также нейтральная лексика.

Кроме исконных слов, в тексте есть и заимствования: град (церк.слав.), ветер (греч.), пар (церк.слав.), молния (ст. слав.), шквал (англ.), масса (от лат из греч.), облако (церк.слав), теплый (ст.-слав.), что является характерной чертой научного стиля.

В тексте употреблены фразеологизмы научно-терминологического характера -- устойчивые словосочетания: водяной пар, воздушные массы, электрические разряды. Это тоже характерно для научного стиля.

Изобразительно-выразительных средств и стилистических фигур в тексте нет.

Словообразовательный анализ:

В тексте есть производные слова, образованные морфологическим суффиксальным способом с использованием продуктивных суффиксов (-ск-, -ян-, -н-).

Субъективных суффиксов и контекстуальных образований нет (научный стиль).

Морфологический анализ:

В тексте преобладают имена (существительные) над глаголом. Это специфика научного стиля. Употреблены существительные в сочетании с прилагательными в функции определения (в том числе устойчивые сочетания), что объясняется краткостью и большой информативностью научного стиля.

Прилагательные в тексте в основном относительные, преобладают прилагательные, образующие устойчивые терминологические сочетания с существительными (воздушные массы, водяной пар и т.д). Составные термины -- признак научной речи.

Отсутствует повествование от первого лица и обращение ко второму лицу. Используется стилистически нейтральный монолог от третьего лица, т.к. внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения.

Употреблены формы настоящего времени глагола действительного залога (разряды сопровождаются, гроза наблюдается). Они служат для выражения постоянного свойства предмета.

Много употреблено форм причастий (заключающееся, называемыми, находящимися, перегретой, движущихся), что типично для научного стиля.

Представлены союзы, составные предлоги (а также, в виде). Эмоциональных частиц и междометий нет.

Синтаксический анализ

Текст представляет собой сложное синтаксическое целое с последовательной цепной связью, объединенное темой и идеей.

В тексте 3 предложения: все простые, осложненные причастными оборотами и однородными членами.

В статье простые предложения двусоставные, повествовательные с нейтральной лексикой, логически правильным порядком слов. Прямой порядок слов типичен для логического, последовательного и четкого научного стиля.

Общий вывод:

Уровни текста, и лексический в первую очередь, способствуют формированию научного функционального стиля, особенности которого проявляются на всех уровнях. Отсутствие экспрессивных средств на всех уровнях также отличает научный функциональный стиль.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.