Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Развитие речи детей 4-5 лет через устное народное творчество»



 

Очкасова Наталья Николаевна

воспитатель,

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 12»

«Развитие речи детей 4-5 лет через устное народное творчество»

Устное народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов.

Ушинский К.Д., Тихеев Е.И., Усова А.Н., писали о значении устного народного творчества. Они неоднократно подчеркивали огромные возможности малых фольклорных форм, как средство воспитания культуры детей, которые помогают развивать у них чутье к звуковым красотам русского языка, так как фольклорные произведения образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами. Очень прост поэтический язык малых фольклорных форм, точен, выразителен, содержит синонимы, антонимы. Все это расширяет словарный запас и развивает речь детей. Также устное народное творчество - это клад развития ребенка, его речи и памяти, ведь в фольклоре много звукоподражания (это развивает слуховой аппарат), загадок, которые развивают логическое мышление, множество потешек о животных, времена года, что развивает память и знания детей. Шуточные песенки, скороговорки, небылицы помогают поднять настроения и успокоить ребенка. Фольклор оказывает психофизиологическое воздействие на детей: помогает координировать движения, вызывает радостные эмоции, развивает речь, учит преодолевать страх. С помощью устного народного творчества взрослому легче установить с ребенком эмоциональный контакт и общение. Интересное содержание, яркие художественные образы привлекают ребенка, доставляют ему радость, и в тоже время, оказывают на него свое воспитательное воздействие.

Дошкольный возраст имеет особое значение для речевого развития ребенка. Проводя работу по теме «Развитие речи детей через устное народное творчество», использую такие методы и приемы работы:

1. Заучивание потешек, песенок, скороговорок, чистоговорок;

2. Чтение художественной литературы;

3. Рассматривание иллюстраций;

4. Разыгрывание сценок и эпизодов сказок;

5. Проведение русских народных игр;

6. Изготовление дидактических игр и использование их на занятиях в совместной и самостоятельной деятельности детей.

В своей работе широко использую малые фольклорные формы. Утром установить контакт с ребенком помогает правильная подобранная потешка или спетая песенка, что вызывает у него положительные эмоции. Например:

- Кто у нас хороший?

- Кто у нас пригожий?

- Андрюша-хороший!

- Андрюша-пригожий!

Песенки, потешки, прибаутки помогают при проведении режимных моментов: прием пищи, одевание, прогулка, причесывание, умывание, укладывание на тихий час.

Например, при умывании заучиваем такую потешку:

Водичка-водичка умой мое личико,

Чтобы глазки блестели

Чтобы щечки краснели

Чтоб смеялся роток

Чтоб кусался зубок.

При приеме пищи вспоминаем потешку о козе:

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая

За малыми детятами

Кто кашу не ест, молоко не пьет?

Забодаю, забодаю, забодаю.

Дети легко и быстро запоминают такие простые и веселые потешки, с радостью проговаривают их вместе с воспитателями.

В своей работе очень часто обращаюсь к этому жанру не только во время НОД, но и при наблюдении в природе. Рассматривая или наблюдая за каким-то объектом или природным явлением, разучиваем скороговорки или чистоговорки, отрабатываем звукопроизношение, развиваем чувство ритма, речевое дыхание.

¾ Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы.

¾ Бу-бы-ба – из окна торчит труба.

¾ Белый снег, белый мел,

Белый сахар, тоже бел.

А вот белка не бела,

Белой даже не была.

¾ Ва-ва-ва, ва-ва-ва – вот высокая трава.

¾ Ве-ве-ве, ве-ве-ве – васильки видны в траве.

¾ Воробья врачи спасли, в вертолет его внесли.

Вертолет вертел винтами, волновал траву с цветами.

¾ Да-да-да, да-да-да – ой!

Холодная вода!

¾ Дятел лечит древний дуб,

Добрый дятел дубу люб.

¾ Дождик, дождик, не дожди!

Дождик, дождик, подожди!

Дай дойти до дому дедушке седому.

Знакомство детей с традициями народа также идет и через песни, колыбельные. Музыка привлекает ребят, побуждает к заучиванию и повторению за взрослыми.

Мелодии русских народных песен предельно просты. Они удобны для детского исполнения. Русские народные песенки развивают музыкальный слух, улучшают чувство ритма, развивают память, речь, влияют на правильное, четкое произношение отдельных звуков.

Русские народные песни мы не только поем, но и любим прослушивать в играх, НОД, во время подготовки ко сну, когда одеваемся на прогулку. Ребенок принимает из этих песен представление народа о личности, обществе и государстве. Фольклор дает дошкольнику образцы русской речи. Подражая, он  успешно овладевать языком.

«Калинка-малинка»;

«Валенки»;

«Каравай»;

«Пряха»;

«Во поле береза стояла»;

«Колыбельная»;

«Андрей-воробей»;

«Сорока-сорока»;

«Жили у бабуси»;

«Я на камушке сижу»;

«Небылица в лицах»;

«Петушок»;

«Сидит зайка под кустом»;

«Был у бабушки козел»;

«Заинька»;

«На реке ль, на речке…»;

«Как на тоненький ледок»;

«Сел комарик на дубок».

С удивительным педагогическим тактом народ ведет ребенка от простых игровых потешек к сложным образам сказок. В каждой сказке содержится мораль, необходимая ребенку. Дети легко понимают сказки. Они удерживают внимание ребенка, развивают любознательность, вырабатывают активность во время слушания. Например, такие сказки:

«Кошкин дом»;

«Теремок»;

«Варежка»;

«Колобок»;

«Волк и семеро козлят»;

«Зимовье зверей»;

«Снегурочка»;

«Небывальщина»;

«Колосок»;

«Вершки и корешки»;

«Маша и медведь»;

«Три медведя»;

«Заюшкина избушка».

Иллюстрация-рисунок, образно раскрывает литературный текст. Дети узнают на них героев, вещи, события о которых шла речь в тексте. При повторном чтении книжки, после рассматривания иллюстраций, словарный материал усваивается детьми очень интенсивно. Картинки из книг активизируют фантазию, воображение. Ребенок не умеющий читать по картинкам рассказывает сюжеты сказок, устанавливает простые причинные связи, правильно оценивает поступки персонажей. У ребенка возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к его чтению.

Дети очень любят инсценировать отрывки из сказок, играть в кукольный театр, используя разные наглядные пособия, имитационные движения. Театральная игра пользуется у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившихся героев сказок. Они добровольно принимают черты характера персонажа, мимику и жесты. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Ребенок усваивает богатство родного языка, у него формируется эмоционально насыщенная  речь. Дети средней группы с удовольствием обыгрывают такие сказки или сюжеты из них:

«Курочка ряба»;

«Заюшкина избушка»;

«Репка»;

«Теремок»;

«Волк и семеро козлят»;

«Колобок».

Счастливые концовки сказок соответствую жизнерадостности ребенка, к победе добра. Сказка является нашим верным помощником в развитии речи и формировании нравственных качеств детей.

Радость движения сочетается в народных играх. В них заключается огромный потенциал для физического развития ребенка, формируется устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств. Совместное проговаривание текстов игр, развивает речь детей, ее выразительность, память мышление, обогащает словарь дошкольников. Мы используем такие игры:

«Волк и овцы»;

«Вороны и воробьи»;

«Зайцы в огороде»;

«Кошки-мышки»;

«Хромая лиса»;

«Оса»;

«У медведя во бору»;

«Каравай»;

«Охотники и утки»;

«Рыбаки»;

«Шишки, желуди, орехи»;

«Ловишки»;

«Отгадай, чей голосок»;

«Заря»;

«Игровая»;

«Коршун».

Игра – это школа воспитания. Она учит и развивает у детей чувство доброты и справедливости, любви и долга, благородства и взаимовыручки.

Одним из условий успешного решения поставленных задач является создание дидактических игр и пособий. Ведь игра является не только благодатным условием для речевого проявления детей, но и эффективным средством воздействия на качество детской речи, так как объединяют игровую и обучающую задачу. С этой целью в группе создан лэпбук «Устное народное творчество», где собраны загадки, пословицы, поговорки, потешки, считалочки, пальчиковые игры, хороводные игры. Так же у нас в группе много дидактических и настольно-печатных игр. Они используются для решения всех задач речевого развития. Например, такие дидактические игры как:

1. «Отгадай и сравни загадки о животных».

2. «Отгадай и сравни загадки о транспорте».

3. «Отгадай и сравни загадки о фруктах и овощах».

4. «Угадай сказку, пословицу, поговорку».

5. «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок».

6. «Угадай игрушку».

7. «Что будет если…».

8. «Доскажи словечко».

9. «Чудесный мешочек».

10. «Отгадай и сравни загадки «о двух братцах»».

11. «Найди лишнее».

12. «Составь матрешку».

13. «Узнай потешку.

14. «Составь узор».

Многофункциональность дидактической игры обеспечивает ее комплексное воздействие на ребенка.

Совместное изготовление дидактической игры «Составь узор» и использование ее в работе над формированием устной речи и навыков речевого общения, над развитием творческих, познавательных способностей детей, способствовало решению таких задач: владению речью, как средством общения и культуры, развитию речевого творчества, фонематического слуха, обогащению активного словаря детей, знакомству с детской литературой, развитию познавательных процессов, мелкой моторики рук, воспитанию умения видеть красоту русского языка, через устное народное творчество.

Подробнее познакомиться с игрой можно, посмотрев видео моего мастер-класса.

Варианты этой игры очень разнообразны:

· отгадывание загадок и составления узора на доске:

 

¾ С ветки в речку упадет и не тонет, а плывет (Лист).

¾ На полянке у дорожки

Красные горошки,

Кто мимо пройдет

В рот себе кладет (Земляника).

¾ Это дерево по моде

Осенью одели вроде

У зеленого пальто

Пуговки красны зато (Рябина).

¾ Ветка плавно изогнулась,

И в колечко завернулось (Завиток).

· чтение и заучивание чистоговорок, определение на слух элементов узора и выкладывание их на доске:

¾ Ду-ду-ду – землянику я найду.

¾ Ток-ток-ток – получился завиток.

¾ Ты-ты-ты – вот и выросли цветы.

¾ Ти-ти-ти – листик весело лети.

¾ Ны-ны-ны – у рябины щеки красны.

· знакомство детей с элементами хохломской росписи, закрепление знаний о цветовой гамме:

¾ ребенок должен выбрать круги тех цветов, которые характерны для хохломской росписи, выложить их на доске и найти элементы узора, подходящие по цвету. Для усложнения переходим к сравнению размеров элементов (больше/меньше). Находим элемент узора, который подходит не только по цвету, но и по размеру.

· из прочитанных скороговорок нужно выбрать ту, в которой говорится об элементах хохломской росписи, повторить ее и выложить на доске соответствующий элемент:

¾ Белые бараны били в барабаны.

Я на праздник снегирю, горсть рябины подарю.

Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.

¾ Ушла гроза за горизонт, закрыла Зоя сразу зонт.

Под ногами листопад, листья желтые шуршат.

Купила бабуся бусы Марусе.

· прослушивание потешек, определение на слух название посуды и выкладывание на ней узоров хохломской росписи:

¾ У котика в чашке

Было много кашки.

Две тетери прилетели

Две тетери кашу съели.

¾ На моей тарелочке

Рыженькая белочка

Чтоб была она видна

Всю съедаю я до дна!

¾ Горшочек-хитруля,

Нам кашу сварил,

Платочком накрыл

И ждет, пождет,

Кто первый придет.

Дидактическая игра является одной из форм работы по ознакомлению детей с устным народным творчеством и развитию речи дошкольников.

Реализация данного направления моей работы в полной мере не стала бы возможной без тесного взаимодействия с семьей:

1. Анкетирование родителей на тему: «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка».

2. Беседа на тему: «Роль устного народного творчества в жизни детей»

3. Консультация для родителей «Баю-баюшки-баю…»

4. Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

5. Изготовление дидактических игр.

Устное народное творчество – это эффективное средство для развития речи детей, оно делает речь более правильной, выразительной, яркой. Вместе с приобщение к русскому фольклору в души маленьких детей по капельке входит любовь к нашей Земле, к истории искусства народа, к родным и близким, к самим себе и к России.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.