Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





OWN-RACE BIAS)? 85 страница



 

Особенности,

проявляющиеся в разных этни-

изучаемые  

ческих группах

         

экономической

 

 

   

 

 
 

у американцев

у русских  

у японцев

 
психологией                    

 

 

 

 

 

Характер отноше-

Рыночники

«по

В большинст-

За рынок с мак-

ния к рыночной

крови»      

ве рыночники

симальным

 
экономике          

по принужде-

учетом

этниче-

            нию   ской

специ-

                фики    
Превалирующее  

Индивидуалисты,

В данное вре-

Коллективисты,

отношение к

приоритет

инте-

мя приоритет

приоритет

ин-

формам производ-

ресов личности

клановых и

тересов группы

ства и распределе-

       

сословных

и общества

 
ния           интересов        

 

 

 

 

Отношение к соб-

Убеждение в не-

В массе – нос-

Разумное соче-

ственности  

зыблемости

ин- тальгия по тание

общин-

    ститута

частной

«общинным»

ных и

личных

   

собственности

формам соб- форм

частной

           

ственности

собственности

   

 

 

 

 
Отношение к

Разумный эгоизм

Приоритет

Бизнесмен

предпринимателям

в сочетании

ин- недоверия и это,

прежде

и бизнесменам   тересов

бизнес-

зависть в силу

всего,

социаль-

    менов и

обще-

неправедного

но-ответст-

 
    ства      

обогащения

венный человек

                     

 

Данные (пусть и приблизительного) кросс-культурного анализа позволяют говорить, что в каждом конкретном временном периоде у разных народов пре-обладают своеобразные этнические установки по от-

 

~340~


ношению к экономическим реалиям, которые играют заметную роль в их повседневной жизни. И эта спе-цифика может и должна быть предметом экономиче-ской этнопсихологии. Нельзя отрицать, что процессы глобализации окажут унифицирующее, нивелирующее влияние на многие экономические установки людей, но понятно и то, что в силу национальных психологиче-ских особенностей, национальных традиций, нацио-нальной специфики хозяйственной деятельности и быта во многих отраслях экономики конкретных наро-дов живут и будут жить уникальные, оригинальные эт-нические элементы, понимание которых немаловажно

современной жизни. К тому же любой народ, не же-

лающий стать сборищем иванов,не помнящих родства,

будет оберегать те этнические ценности, позиции, нра-вы, которые поддерживают его самобытный, своеоб-разный статус в мировом сообществе.

 

Набор экономических реалий, которые изучает экономическая психология и которые имеют свои ва-рианты в этническом сознании [этнической психоло-гии] и поведении многолик и разносторонен. Кроме того, предметный мир экономической этнопсихологии дополняется проблематикой межэтнического взаимо-действия деловых людей из разных стран. Психология межэтнического взаимодействия вообще специфиче-ская область науки и практики. Она рассматривает не только детерминанты эффективности разносторонних контактов «иноязычных» партнеров, но и процесс, и результаты изменения идентичных характеристик эт-нических групп и их представителей при непосредст-венном и опосредованном влиянии друг на друга. Используя житейские понятия, можно сказать, что пси-хологию межэтнического взаимодействия больше всего интересует то, как «чужое» трансформируется в «наше», а «наше» превращается в «свое» для чужих, касается это

 

341 ~


материальных или духовных атрибутов жизни взаимо-действующих этносов. Конкретный пример – в сере-дине 80-х годов XX века слово «перестройка» стало понятным гражданам многих зарубежных стран, отра-жая прогрессивные на тот момент социально-экономические преобразования в нашей стране. Сего-дня к таким межэтническим реалиям можно отнести многие термины и действия, которые еще недавно бы-ли весьма слабо известны «простому» россиянину, а сегодня вплелись в его обыденную жизнь: маркетинг, менеджмент и т.д., и т.п. Важно отметить, что понима-ние необходимости этнологического, а, значит, и эт-нопсихологического анализа вопросов международной экономики становится практически обязательным для специалистов разных научных дисциплин и направле-ний. Можно отметить, что же конкретно исследуется:

 факторы, влияющие на организационное поведе-ние, организационную культуру, общую психологию компаний, занимающихся международным бизнесом;

 влияние разных национальных структур на орга-низационное поведение и организационную культуру;

 рассмотреть параметры и модели межкультурных различий;

 пути решения проблемы культурной адаптации. Конечно, мы помним, что в любом межэтническом

взаимодействии важны не только интернациональные нормы и принципы, но и характер их освоения пред-ставителями конкретного этноса. Чаще всего, особенно сегодня в международном бизнесе, для эффективного вовлечения человека в дела фирм, предприятий, кор-пораций необходимо понимание особенностей его на-ционально-ориентированного поведения и особой психологии представителя того или иного этноса. Особый пласт в теории и практике экономической эт-нопсихологии может быть связан с анализом влияния

 

~342~


на представителей конкретных этносов сложившихся традиций хозяйствования, распределения благ, об-служивания клиентов и пр. Традиция понимается обычно как определенный стереотип мышления и по-ведения индивидуальных и коллективных субъектов этнического сообщества, «по наследству» пере-дающиеся от поколения к поколению и сохраняющие-ся у данного народа в течение длительного времени. К общим характеристикам традиций можно отнести сле-дующее:

- они являются своего рода поведенческим алго-ритмом, т. е. сложившейся последовательностью мыс-лей и/или действий, основанных на психологическом стереотипе восприятия и/или знания социальных яв-лений;

 

- они рождены в результате практической деятель-ности этноса, когда соответствующие логические фор-мулы и алгоритмические формы поведения приводили

 

эффективности труда, быта, досуга в целом, к упоря-дочению социальной жизнедеятельности;

большинство традиций народов отражают не только и даже не столько сословные, клановые или иные групповые интересы, сколько являются значимы-ми для всех представителей этноса;

 

они выступают продуктом коллективного разума в историческом плане и не только потому, что возникли, разрабатывались и утверждались в сообществах людей, но и потому, что коллективы разных поколений и эпох вносили в них свою лепту, детализируя их, варьируя процедуры их реализации в зависимости от сложив-шихся условий;

 

они предполагают определенную добровольность в следовании им, свободу выбора в деталях их проявле-ния и реализуются в результате творческой самодея-тельности людей;

 

343 ~


пример обращения к традициям, особенности их проявления и/или исполнения чаще всего связан с ли-дерами этнических групп;

 

соблюдение традиций так же связано с поддерж-кой / отрицанием их общественным мнением: если массовое сознание отказало традиции в значимости, она постепенно сходит на нет, оставаясь лишь в памяти как некий анахронизм.

 

Изменению или даже исчезновению традиций (как

 

метаморфозам любой психологической и социаль-ной установки) способствуют, в первую очередь, два обстоятельства:

 

коренное изменение жизнедеятельности, при ко-тором традиция воспринимается как отжившее свой срок и не соответствующее реалиям времени предпи-сание;

изменение в потребностях и установках людей, приводящие к необходимости и значимости совер-шенно иных форм поведения для достижения запросов

 

интересов индивида и (или) группы.

 

Века и тысячелетия самобытной, суверенной жизни этносов породили множество национальных традиций во всех сферах жизнедеятельности и, соответственно, в экономике. Эти традиции касались организации трудо-вой деятельности – они специфичны у скотовода, зем-ледельца или виноградаря. Эти традиции предполагали уникальные для многих народов процедуры гостепри-имства и обслуживания статусных лиц, они предопре-деляли порядок разрешения неизбежных конфликтов в области производства, разделения имущества и недви-жимости, в решении проблем экономически несостоя-тельных индивидов и сословий (инвалидов, «сирых» и «убогих», ветеранов войн и труда и т.д. и т.п.).

 

Неизбежность этнокультурного своеобразия рас-пределения благ и ресурсов и, соответственно, воспри-

 

~344~


ятия их людьми в качестве справедливых или не-справедливых – факт. Если рассматривать в данном ключе российские (советские) традиции, то здесь сразу же выделяется блок этнических и этнопсихологических вопросов в соответствии с изложенным выше. Тради-ционная ориентация на «среднего советского граждани-на» по стандартам потребления была коренным образом подорвана, начиная с 80-х годов XX века, ко-гда расширились зарубежные контакты. Сегодня доста-точно сложно обосновать нормы распределения благ. Этому не способствует ни отечественная «минимальная оплата труда», ни ножницы, существующие в реальных заработках специалистов одних и тех же профессий и статусов (продавцов, дворников, сторожей, охранников

т.д.), существующие в разных регионах, на предпри-ятиях разных сфер экономики. К тому же, государство многие годы жившее за счет труда своих граждан и се-годня неэффективно реализующее свои экономиче-ские функции, необоснованно и некомпетентно вмешивающееся в частный бизнес, породило колорит-ный национальный шаблон перераспределения благ: «сколько у государства не воруй, своего не вернешь». И все, от известных олигархов и организаторов «тенево-го» бизнеса до рядового обывателя, вырабатывающего или «охраняющего» какую-нибудь государственную продукцию, при любой представившейся возможности естественным считают право воспользоваться данным правилом. Конечно, размер получаемой таким образом «доли» всякий раз индивидуален и не поддается норми-рованию. Проблема несоответствия традиций стреми-тельным тенденциям рыночной экономики, вреда от их непродуманного разрушения связана в России, прежде всего, с положением аборигенных народов Севера, Си-бири, Дальнего Востока и некоторых других регионов. Организаторам промышленного освоения таежных и

 

345 ~


лесотундровых мест советского времени, пришедшим в «дикие» края жить и работать «вахтовым методом», а, значит, временно пребывать, чтобы «осваивать», «раз-рабатывать», «брать», почти невозможно было понять тех, кто здесь существовал на протяжении веков. Лю-дям, выросшим в совершенно иных условиях, чуждо было отношение к природе, а именно – рыбе, зверю, лесу, горам – как к живому существу. Выше разумения было и то, что маленькие поселен&



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.