|
||||||||||
OWN-RACE BIAS)? 85 страница | Особенности, | проявляющиеся в разных этни- | ||||||||
изучаемые |
ческих группах | |||||||||
экономической |
|
| ||||||||
у американцев | у русских |
у японцев | ||||||||
психологией | ||||||||||
|
|
|
| |||||||
Характер отноше- | Рыночники | «по | В большинст- | За рынок с мак- | ||||||
ния к рыночной | крови» | ве рыночники | симальным | |||||||
экономике | по принужде- | учетом | этниче- | |||||||
нию | ской | специ- | ||||||||
фики | ||||||||||
Превалирующее | Индивидуалисты, | В данное вре- | Коллективисты, | |||||||
отношение | к | приоритет | инте- | мя приоритет | приоритет | ин- | ||||
формам производ- | ресов личности | клановых | и | тересов группы | ||||||
ства и распределе- | сословных | и общества | ||||||||
ния | интересов | |||||||||
|
|
|
| |||||||
Отношение к соб- | Убеждение в не- | В массе – нос- | Разумное соче- | |||||||
ственности | зыблемости | ин- | тальгия | по | тание | общин- | ||||
ститута | частной | «общинным» | ных и | личных | ||||||
собственности | формам | соб- | форм | частной | ||||||
ственности | собственности | |||||||||
|
|
| ||||||||
Отношение | к | Разумный эгоизм | Приоритет | Бизнесмен | – | |||||
предпринимателям | в сочетании | ин- | недоверия | и | это, | прежде | ||||
и бизнесменам | тересов | бизнес- | зависть в силу | всего, | социаль- | |||||
менов | и | обще- | неправедного | но-ответст- | ||||||
ства | обогащения | венный человек | ||||||||
Данные (пусть и приблизительного) кросс-культурного анализа позволяют говорить, что в каждом конкретном временном периоде у разных народов пре-обладают своеобразные этнические установки по от-
~340~
ношению к экономическим реалиям, которые играют заметную роль в их повседневной жизни. И эта спе-цифика может и должна быть предметом экономиче-ской этнопсихологии. Нельзя отрицать, что процессы глобализации окажут унифицирующее, нивелирующее влияние на многие экономические установки людей, но понятно и то, что в силу национальных психологиче-ских особенностей, национальных традиций, нацио-нальной специфики хозяйственной деятельности и быта во многих отраслях экономики конкретных наро-дов живут и будут жить уникальные, оригинальные эт-нические элементы, понимание которых немаловажно
современной жизни. К тому же любой народ, не же-
лающий стать сборищем иванов,не помнящих родства,
будет оберегать те этнические ценности, позиции, нра-вы, которые поддерживают его самобытный, своеоб-разный статус в мировом сообществе.
Набор экономических реалий, которые изучает экономическая психология и которые имеют свои ва-рианты в этническом сознании [этнической психоло-гии] и поведении многолик и разносторонен. Кроме того, предметный мир экономической этнопсихологии дополняется проблематикой межэтнического взаимо-действия деловых людей из разных стран. Психология межэтнического взаимодействия вообще специфиче-ская область науки и практики. Она рассматривает не только детерминанты эффективности разносторонних контактов «иноязычных» партнеров, но и процесс, и результаты изменения идентичных характеристик эт-нических групп и их представителей при непосредст-венном и опосредованном влиянии друг на друга. Используя житейские понятия, можно сказать, что пси-хологию межэтнического взаимодействия больше всего интересует то, как «чужое» трансформируется в «наше», а «наше» превращается в «свое» для чужих, касается это
341 ~
материальных или духовных атрибутов жизни взаимо-действующих этносов. Конкретный пример – в сере-дине 80-х годов XX века слово «перестройка» стало понятным гражданам многих зарубежных стран, отра-жая прогрессивные на тот момент социально-экономические преобразования в нашей стране. Сего-дня к таким межэтническим реалиям можно отнести многие термины и действия, которые еще недавно бы-ли весьма слабо известны «простому» россиянину, а сегодня вплелись в его обыденную жизнь: маркетинг, менеджмент и т.д., и т.п. Важно отметить, что понима-ние необходимости этнологического, а, значит, и эт-нопсихологического анализа вопросов международной экономики становится практически обязательным для специалистов разных научных дисциплин и направле-ний. Можно отметить, что же конкретно исследуется:
факторы, влияющие на организационное поведе-ние, организационную культуру, общую психологию компаний, занимающихся международным бизнесом;
влияние разных национальных структур на орга-низационное поведение и организационную культуру;
рассмотреть параметры и модели межкультурных различий;
пути решения проблемы культурной адаптации. Конечно, мы помним, что в любом межэтническом
взаимодействии важны не только интернациональные нормы и принципы, но и характер их освоения пред-ставителями конкретного этноса. Чаще всего, особенно сегодня в международном бизнесе, для эффективного вовлечения человека в дела фирм, предприятий, кор-пораций необходимо понимание особенностей его на-ционально-ориентированного поведения и особой психологии представителя того или иного этноса. Особый пласт в теории и практике экономической эт-нопсихологии может быть связан с анализом влияния
~342~
на представителей конкретных этносов сложившихся традиций хозяйствования, распределения благ, об-служивания клиентов и пр. Традиция понимается обычно как определенный стереотип мышления и по-ведения индивидуальных и коллективных субъектов этнического сообщества, «по наследству» пере-дающиеся от поколения к поколению и сохраняющие-ся у данного народа в течение длительного времени. К общим характеристикам традиций можно отнести сле-дующее:
- они являются своего рода поведенческим алго-ритмом, т. е. сложившейся последовательностью мыс-лей и/или действий, основанных на психологическом стереотипе восприятия и/или знания социальных яв-лений;
- они рождены в результате практической деятель-ности этноса, когда соответствующие логические фор-мулы и алгоритмические формы поведения приводили
эффективности труда, быта, досуга в целом, к упоря-дочению социальной жизнедеятельности;
большинство традиций народов отражают не только и даже не столько сословные, клановые или иные групповые интересы, сколько являются значимы-ми для всех представителей этноса;
они выступают продуктом коллективного разума в историческом плане и не только потому, что возникли, разрабатывались и утверждались в сообществах людей, но и потому, что коллективы разных поколений и эпох вносили в них свою лепту, детализируя их, варьируя процедуры их реализации в зависимости от сложив-шихся условий;
они предполагают определенную добровольность в следовании им, свободу выбора в деталях их проявле-ния и реализуются в результате творческой самодея-тельности людей;
343 ~
пример обращения к традициям, особенности их проявления и/или исполнения чаще всего связан с ли-дерами этнических групп;
соблюдение традиций так же связано с поддерж-кой / отрицанием их общественным мнением: если массовое сознание отказало традиции в значимости, она постепенно сходит на нет, оставаясь лишь в памяти как некий анахронизм.
Изменению или даже исчезновению традиций (как
метаморфозам любой психологической и социаль-ной установки) способствуют, в первую очередь, два обстоятельства:
коренное изменение жизнедеятельности, при ко-тором традиция воспринимается как отжившее свой срок и не соответствующее реалиям времени предпи-сание;
изменение в потребностях и установках людей, приводящие к необходимости и значимости совер-шенно иных форм поведения для достижения запросов
интересов индивида и (или) группы.
Века и тысячелетия самобытной, суверенной жизни этносов породили множество национальных традиций во всех сферах жизнедеятельности и, соответственно, в экономике. Эти традиции касались организации трудо-вой деятельности – они специфичны у скотовода, зем-ледельца или виноградаря. Эти традиции предполагали уникальные для многих народов процедуры гостепри-имства и обслуживания статусных лиц, они предопре-деляли порядок разрешения неизбежных конфликтов в области производства, разделения имущества и недви-жимости, в решении проблем экономически несостоя-тельных индивидов и сословий (инвалидов, «сирых» и «убогих», ветеранов войн и труда и т.д. и т.п.).
Неизбежность этнокультурного своеобразия рас-пределения благ и ресурсов и, соответственно, воспри-
~344~
ятия их людьми в качестве справедливых или не-справедливых – факт. Если рассматривать в данном ключе российские (советские) традиции, то здесь сразу же выделяется блок этнических и этнопсихологических вопросов в соответствии с изложенным выше. Тради-ционная ориентация на «среднего советского граждани-на» по стандартам потребления была коренным образом подорвана, начиная с 80-х годов XX века, ко-гда расширились зарубежные контакты. Сегодня доста-точно сложно обосновать нормы распределения благ. Этому не способствует ни отечественная «минимальная оплата труда», ни ножницы, существующие в реальных заработках специалистов одних и тех же профессий и статусов (продавцов, дворников, сторожей, охранников
т.д.), существующие в разных регионах, на предпри-ятиях разных сфер экономики. К тому же, государство многие годы жившее за счет труда своих граждан и се-годня неэффективно реализующее свои экономиче-ские функции, необоснованно и некомпетентно вмешивающееся в частный бизнес, породило колорит-ный национальный шаблон перераспределения благ: «сколько у государства не воруй, своего не вернешь». И все, от известных олигархов и организаторов «тенево-го» бизнеса до рядового обывателя, вырабатывающего или «охраняющего» какую-нибудь государственную продукцию, при любой представившейся возможности естественным считают право воспользоваться данным правилом. Конечно, размер получаемой таким образом «доли» всякий раз индивидуален и не поддается норми-рованию. Проблема несоответствия традиций стреми-тельным тенденциям рыночной экономики, вреда от их непродуманного разрушения связана в России, прежде всего, с положением аборигенных народов Севера, Си-бири, Дальнего Востока и некоторых других регионов. Организаторам промышленного освоения таежных и
345 ~
лесотундровых мест советского времени, пришедшим в «дикие» края жить и работать «вахтовым методом», а, значит, временно пребывать, чтобы «осваивать», «раз-рабатывать», «брать», почти невозможно было понять тех, кто здесь существовал на протяжении веков. Лю-дям, выросшим в совершенно иных условиях, чуждо было отношение к природе, а именно – рыбе, зверю, лесу, горам – как к живому существу. Выше разумения было и то, что маленькие поселен&
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|