Хохломская роспись»
Конспект урока по изо 5 класс
«Хохломская роспись»
Класс: 5
Тема: Хохломская роспись
Форма проведения: заочная
Цель: познакомить учащихся с традиционным народным промыслом России. Способствовать формированию представлений о принципах гармонии композиции на основе цветовых ритмов и цветовой динамики.
Задачи:
1. Способствовать формированию знаний о народном художественном промысле – хохлома и о элементах ее росписи;
2. Формирование знаний о приемах стилизации природных форм в бытовых вещах;
3. Способствовать формированию умений работать кистью; совершенствование навыков кистевой росписи по мотивам хохломской росписи;
4. Способствовать формированию развития конструктивности, целесообразности, вариативности мышления.
Оборудований учителя:, гуашь, кисти, пед.рисунок, презентация.
Оборудование учащихся: бумага, гуашь, кисти, палитра.
Структура:
1. Организационный момент;
2. Проверка готовности к уроку;
3. Сообщение темы урока;
4. Изучение нового материала;
5. Практическая работа;
6. Итог урока
· Выставка и обсуждение работ;
· Обсуждение: что нового узнали на уроке;
· Уборка рабочих мест.
ХОД УРОКА:
| Содержание
| Орг.момент
| Приветствие.
| Проверка рабочих мест
| Сегодня на урок вам понадобятся краски: гуашь или акварель, кисти, палитра. (учащиеся проверяют свою готовность)
| Сообщение темы и цели урока
| Что изображено на фото?
Хохломская роспись
Как вы думаете, что сегодня вы узнаете и чему научитесь на уроке о хохломской росписи?
1. Почему так называется?
2. Из чего делают?
3. Какие цвета используют?
4. Как расписывают?
5. Чем отличается от других росписей?
6. Как делают?
7. Научимся расписывать?
| Изучение нового материала.
Вводная беседа
| История
Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Безлели, Макушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. Волжские крестьяне - и те, что жили на "горах" - на высоком правом берегу, и те, что в "лесах", - издавна занимались разными ремёслами. Волга исстари была главной торговой рекой России, она соединяет северные и южные районы страны.
Постепенно рукоделие, ремесло становилось основным занятием крестьян многих сел, они уже не занимались хлебопашеством, а работали с утра до вечера в мастерских - токарнях, красильных, ложкарных.
Волжане промышляли, то есть делали вещи на продажу, крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду, которые легко можно было сбыть на базарах и ярмарках. Они были многолюдные и богатые, привозили товары по реке купцы со всех концов Русской земли, приезжали иноземные гости. Таким и было самое крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома». В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области, где крестьяне в одних сёлах посуду вытачивали на токарных станках, а в других – расписывали.
Поначалу крестьяне сами продавали свои изделия, но это отнимало драгоценное время, поэтому вскоре скупать их стали скупщики: не расписанные, "белые" изделия они перепродавали красильщикам, готовые предметы свозили на склады, а затем - на продажу в торговые сёла и городки.
В Хохломе были красильни, склады и торговые ряды, в которых продавали привезенный на подводах в красивых плетёных из луба коробах-плетюхах "хохломской товар". Нарядные золотистые миски, ложки, поставцы, бурлацкие чаши и братины - шаровидные сосуды с широко раскрытым венчиком-горлышком».
Легенда о возникновении хохломы
Еще совсем недавно в сёлах Нижегородской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю "хохлома" и где она взяла свои огненные краски. Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками. Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом. Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.
Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей. Такова легенда. Рассказывают её всегда чуть-чуть по-разному, и каждый любознательный сможет прочитать её в сборниках легенд и сказок Нижегородской области. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику. Так и случилось с "Хохломой". И известен этот промысел сейчас не только в России, но и во всем мире. О Хохломе сочиняют стихи. Вот послушайте.
Хохломская роспись,
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы.
Рощи, перелески,
Шелковые всплески,
Солнечно-медовой
Золотой листвы.
У красы точеной
Сарафан парчовый,
По волнам узоров
Яхонты горят.
Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд?
(П. Синявский)
v Хохломская роспись выполняется на деревянной посуде сделанной излипы.
v Деревянную посуду натирали серебристым порошком.Смахивали последние пылинки и по блестящей поверхности делали роспись. Узор покрывали олифой и ставили в печь – так появлялся золотой цвет.
v Для изделий Хохломы характерное сочетание красного и черного цвета с золотистым. Главным мотивом хохломской росписи является – травка.Травка – это узор из тонких стеблей, цветов и ягод.
v Кроме растительных узоров, мастера любят изображать рыб, птиц и особенно – петухов. Ими украшают посуду, панно, детскую мебель.
v В хохломской росписи используют такие цвета как: золотой, красный, черный.
(слайд 2)
А сейчас давайте познакомимся с этапами хохломской росписи.
Этапы хохломской росписи:
v Заготовка изделия.
v Грунтовка полуфабриката.
v Роспись.
v Покрытие лаком.
v Закалка в печи (слайд 3).
В хохломе существуют различные приемы росписи. Иногда можно увидеть золотые листья на черном или красном фоне. Этот прием называется «под фон». А красный и черный рисунок на золотом фоне – «верховая» роспись(слайд 4).
(слайд 5- 7)
Золотая хохлома – это огненные краски узоров, которые складываются из разнообразных завитков трав, цветов и ягод и восхищают нас своей неповторимой торжественной краской, богатством фантазии. Хохлома всегда роскошна, наполнена каким-то радостным светом, по-праздничному красочна
(слайд 8 – 13)
Учащиеся смотрят видеоролик о хохломской росписи.
(слайд 14 – 15)
| Планирование детьми предстоящей работы.
Практическая работа
| Сегодня вы будите расписывать шаблон разделочной доски. По мотивам хохломской росписи
Ваша работа будет оцениваться по следующим критериям:
- компоновка в соответствии с формой;
- ритм;
- Использование разных элементов при росписи;
- умение работать кистью и краской;
- аккуратность.
А сейчас можете приступить к росписи шаблона доски. Все элементы выполняются кистью без использования карандаша. Либо очень тонкими линиями выполнять рисунок.
| Выставка работ учащихся.
| Защита работ (что изобразил, какие цвета использовали и т.д.).
| Итог урока
(рефлексия)
| Выставка и анализ детских работ.
Вопросы в конце занятия (ответы учащихся).
• Из какого дерева изготавливают посуду под роспись? (липа)
• Порошком какого цвета натирали посуду? (серебристый)
• Что является главным мотивом хохломской росписи? («травка»)
• Что еще на посуде изображали мастера? (петухов, рыб, птицы)
• Назовите основные цвета хохломской росписи? (красный, золотой, черный) (слайд 16)
А сейчас каждый убирает свое рабочее место.
|
|