|
|||
Филатова Ирина Александровна, учитель русского языка и литературыСтр 1 из 3Следующая ⇒ Филатова Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ с. Питерка Питерского района Саратовской области» Формирование навыков аналитического чтения при работе с текстом на уроках русского языка в 9 классе при подготовке к ГИА Текст 1 Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них сегодня – изменившийся уклад, перемена в образе и распорядке жизни. С ускорением темпа жизни, со стремлением быстро реализовать себя пришло понимание значимости времени. Раньше невозможно было представить, например, чтобы хозяева тяготились гостями. Теперь, когда время – цена достижения своей цели, отдых и гостеприимство перестали быть значимыми. Частые встречи и неторопливые беседы не являются уже непременными спутниками дружбы. В силу того, что живём мы в разных ритмах, встречи друзей становятся редкими. Но вот парадокс: раньше круг общения был ограничен, сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения. Особенно это заметно в городах с высокой плотностью населения. Мы стремимся обособиться, выбрать уединённое место в метро, в кафе, в читальном зале библиотеки. Казалось бы, такая избыточность обязательного общения и стремление к обособленности должны свести потребность в дружбе к минимуму, сделать её навсегда неактуальной. Но это не так. Отношения с друзьями остаются на первом месте. Их существование согревает душу уверенностью, что нам всегда есть с кем поделиться радостью и к кому обратиться за помощью в самую трудную минуту. (167 слов) (По Николаю Прохоровичу Крыщуку)
Задание 1 Прочитайте текст и ответьте на вопросы: 1.В чем заключается испытание для дружбы? 2. Почему для современного человека время стало ценностью? 3. Почему современный человек стремится обособиться, уединиться? 4. Что означает слово «парадокс»? В чем парадокс описываемого явления? 5. Как вы понимаете выражение автора о том, что существование друзей согревает душу?
Задание 2 Прочитайте текст и ответьте на вопросы: 1. К какому стилю относится данный текст? Докажите. 2. К какому типу речи относится данный текст? 3. Какова тема текста? 4. Какова основная мысль текста? Найдите предложение, в котором заключена основная мысль. 5. Опираясь на основную мысль, выделите ключевые слова и словосочетания текста. 6. Выделите основные микротемы в каждой части текста. 7. Как бы вы озаглавили текст?
Задание 3 Прочитайте текст и ответьте на вопросы: 1. Понаблюдайте за различными повторами (анафорами, эпифорами, лексическими повторами, повторами однокоренных слов). Чем они обусловлены? Найдите в тексте лексические и контекстуальные синонимы и/или антонимы. 2. Найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте в переносном значении. 3. Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации, на порядок слов в предложениях). 4. Найдите предложения с однородными членами, вводными словами. Обоснуйте.
Текст 2
У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Пожалуй, у каждого человека есть связанное с ними светлое и нежное воспоминание, которое он бережно хранит в своём сердце. Любимая игрушка – это самое яркое воспоминание из детства каждого человека. В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные. Но несмотря на все появляющиеся новинки, такие как телефоны и компьютерная техника, игрушка всё-таки остаётся неповторимой и незаменимой в своём роде, ведь ничто так не учит и не развивает ребёнка, как игрушка, с которой он может общаться, играть и даже приобретать жизненный опыт. Игрушка – это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в нем положительные качества, сделать его психически здоровым, привить любовь к окружающим, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбирать игрушку, помня, что она принесёт в его мир не только свой образ, но и поведение, атрибуты, а также систему ценностей и мировоззрение. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности. (158 слов)
Задание 1 Прочитайте текст и ответьте на вопросы: 1. Что является самым ярким воспоминанием из детства каждого человека? 2. Почему в век компьютерных технологий игрушка остаётся незаменимой в развитии ребёнка? 3. Почему необходимо тщательно выбирать игрушку?
Задание 2 Прочитайте текст и ответьте на вопросы: 1. К какому стилю относится данный текст? Докажите. 2. К какому типу речи относится данный текст? 3. Какова тема текста? 4. Какова основная мысль текста? Найдите предложение, в котором заключена основная мысль. 5. Выпишите из текста антонимы к словам: Реальный – Негативный – Добро - Поясните значение данных слов. 5. Выделите основные микротемы в каждой части текста. 6. Как бы вы озаглавили текст? 7. Какова позиция автора?
Задание 3 Прочитайте текст и ответьте на вопросы: 1. Сколько простых и сложных предложений? 2. Найдите предложения с обособленными членами. Обоснуйте.
Текст 3
Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне томик «Животные-герои». Я считаю её своим «будильником». От других людей знаю, что для них «будильником» чувства природы были месяц, проведённый летом в деревне, прогулка в лесу с человеком, который «на всё открыл глаза», первое путешествие с рюкзаком, с ночёвкой в лесу... Нет нужды перечислять всё, что может разбудить в человеческом детстве интерес и благоговейное отношение к великому таинству жизни. Вырастая, человек умом постигать должен, как сложно всё в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим, как всё в нашей жизни зависит от богатства земли, от здоровья живой природы. Эта школа должна обязательно быть. И всё-таки в начале всего стоит Любовь. Вовремя разбуженная, она делает познание мира интересным и увлекательным. С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчёта всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, дышит, издаёт звуки, сверкает красками, и есть любовь, приближающая человека к счастью. (По В. М. Пескову)
Задание 1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы: 1.В чем заключается смысл слова «будильник»? 2. Какая школа должна обязательно быть? 3. Что делает познание мира интересным? 4. Как вы понимаете выражение автора о том, что любовь ко всему приближает человека к счастью? Задание 2. Прочитайте текст и ответьте на вопросы: 1. К какому стилю относится данный текст? Докажите. 2. К какому типу речи относится данный текст? 3. Какова тема текста? 4. Какова основная мысль текста? Найдите предложени(е/я), в котор(ом/ых) заключена основная мысль. 5. Выделите основные микротемы в каждой части текста. 6. Как бы вы озаглавили текст? 7. В каждой микротеме найдите ключевые слова. 8. Какие проблемы ставит автор в этом тексте?
Задание 3 Прочитайте текст и ответьте на вопросы: 1. Понаблюдайте за различными повторами (анафорами, эпифорами, лексическими повторами, повторами однокоренных слов). Чем они обусловлены? 2. Найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте в переносном значении. 3. Найдите предложения с однородными членами. Обоснуйте.
Текст 4 Какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка, не прочти он драгоценных книг – он обделен. Такие утраты невосполнимы. Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год – разница невелика. В детстве же счет времени ведется иначе, тут каждый день – открытия. И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь. Впечатления детства – самые яркие и прочные впечатления. Это фундамент будущей духовной жизни, золотой фонд. В детстве посеяны семена. Не все прорастут, не все расцветут. Но биография человеческой души – это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве.
Задание 1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы: 1. Что очень важно для ребёнка в детстве? 2. От чего зависит будущее человека? 3.Что можно найти в поступках взрослого человека? 4. Как вы понимаете выражение автора о том, что «в детстве посеяны семена»? Задание 2. Прочитайте текст и ответьте на вопросы: 1. К какому стилю относится данный текст? Докажите. 2. К какому типу речи относится данный текст? 3. Какова тема текста? 4. Какова основная мысль текста? Найдите предложени(е/я), в котор(ом/ых) заключена основная мысль. 5. Выделите основные микротемы в каждой части текста. 6. Как бы вы озаглавили текст? 7. В каждой микротеме найдите ключевые слова. 8. Какие проблемы ставит автор в этом тексте?
Задание 3 Прочитайте текст и ответьте на вопросы: 1. Найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте в переносном значении. 2. Найдите предложения с однородными членами. Обоснуйте.
Текст 5
Мы часто говорим о сложностях, связанных с воспитанием начинающего жизнь человека. И самая большая проблема – это ослабление семейных уз, уменьшение значения семьи в воспитании ребёнка. А если в ранние годы в человека семьёй не было заложено ничего прочного в нравственном смысле, то потом у общества будет немало хлопот с этим гражданином. Другая крайность – чрезмерная опека ребёнка родителями. Это тоже следствие ослабления семейного начала. Родители недодали своему ребёнку душевного тепла и, ощущая эту вину, стремятся в будущем оплатить свой внутренний духовный долг запоздалой мелочной опекой и материальными благами. Мир изменяется, становится другим. Но если родители не смогли установить внутренний контакт с ребёнком, перекладывая основные заботы на бабушек и дедушек или общественные организации, то не стоит удивляться тому, что иной ребёнок так рано приобретает цинизм и неверие в бескорыстие, что жизнь его обедняется, становится плоской и сухой.
Задание 1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы:
1.В чем заключается проблема воспитания настоящего человека? 2. В чём заключается чрезмерная опека ребёнка родителями? 3.При каких условиях жизнь ребёнка «обедняется»? 4. Что означают слова «цинизм», «бескорыстие»? 5. Как вы понимаете выражение автора о том, что жизнь ребёнка становится «плоской и сухой»?
Задание 2 Прочитайте текст и ответьте на вопросы: 1. К какому стилю относится данный текст? Докажите. 2. К какому типу речи относится данный текст? 3. Какова тема текста? 4. Какова основная мысль текста? Найдите предложение, в котором заключена основная мысль. 5. Выделите основные микротемы в каждой части текста. 6. Как бы вы озаглавили текст?
Задание 3 Прочитайте текст и ответьте на вопросы: 1. Найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте в переносном значении. 2. Найдите предложения с однородными членами, предложения с обособленными обстоятельствами. Обоснуйте.
Текст 6
Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём в нелестных выражениях. «Да не может быть! – воскликнул человек. – Я ничего хорошего для него не сделал... ». Вот он, алгоритм чёрной неблагодарности, когда на добро отвечают злом. В жизни, надо полагать, этот человек не раз встречался с людьми, перепутавшими ориентиры на компасе нравственности. Нравственность – это путеводитель по жизни. И если ты будешь отклоняться от дороги, то вполне можешь забрести в бурелом, колючий кустарник, а то и вовсе утонуть. То есть если ты неблагодарно ведёшь себя по отношению к другим, то и люди вправе вести себя по отношению к тебе так же. Как же относиться к этому явлению? Относитесь философски. Совершайте добро и знайте, что оно наверняка окупится. Уверяю Вас, что Вы сами будете получать наслаждение от того, что делаете добро. То есть Вы будете счастливы. А это и есть цель в жизни – прожить её счастливо. И помните: творят добро возвышенные натуры.
Задание 1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы: 1.В чем заключается алгоритм «чёрной неблагодарности»? 2. Что указывает человеку путь и чем грозит отклонение от него? 3. В чём заключается цель счастливой жизни? 4. Как вы понимаете выражение автора о том, что добро творят возвышенные натуры?
Задание 2. Прочитайте текст и ответьте на вопросы: 1. К какому стилю относится данный текст? Докажите. 2. К какому типу речи относится данный текст? 3. Какова тема текста? 4. Какова основная мысль текста? Найдите предложени(е/я), в котор(ом/ых) заключена основная мысль. 5. Выделите основные микротемы в каждой части текста. 6. Как бы вы озаглавили текст? 7. В каждой микротеме найдите ключевые слова.
Задание 3 Прочитайте текст и ответьте на вопросы: 1. Понаблюдайте за различными повторами (анафорами, эпифорами, лексическими повторами, повторами однокоренных слов). Чем они обусловлены? 2. Найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте в переносном значении. 3. Найдите предложения с прямой речью, замените предложениями с косвенной речью.
Текст 7
Времена меняются, приходят новые поколения, у которых, казалось бы, всё не такое, как у прежних: вкусы, интересы, жизненные цели. Но трудноразрешимые личные вопросы между тем почему-то остаются неизменными. Нынешних подростков, как и их родителей в своё время, волнует всё то же: как обратить на себя внимание того, кто тебе нравится? Как отличить увлечение от настоящей любви? Юношеская мечта о любви - это, что бы ни говорили, прежде всего, мечта о взаимопонимании. Ведь подростку обязательно нужно реализовать себя в общении со сверстниками: проявить свою способность к сочувствию, сопереживанию. Да и просто показать свои качества и способности перед тем, кто настроен к нему доброжелательно, кто готов его понять. Любовь - это безусловное и безграничное доверие двоих друг к другу. Доверие, которое раскрывает в каждом всё то лучшее, на что только способна личность. Настоящая любовь непременно включает в себя дружеские отношения, но не ограничивается ими. Она всегда больше дружбы, поскольку только в любви мы признаём за другим человеком полное право на всё то, что составляет наш мир.
Задание 1 Прочитайте текст и ответьте на вопросы: 1. Какие трудноразрешимые вопросы о любви у разных поколений остаются прежними? 2. В чём заключается юношеская мечта о любви? 3.Что такое любовь? 4. Что такое «настоящая любовь»? 5. Как вы понимаете слова «сочувствие», «сопереживание»?
Задание 2 Прочитайте текст и ответьте на вопросы: 1. К какому стилю относится данный текст? Докажите. 2. К какому типу речи относится данный текст? 3. Какова тема текста? 4. Какова основная мысль текста? 5. Выделите основные микротемы в каждой части текста. 6. Как бы вы озаглавили текст?
Задание 3 Прочитайте текст и ответьте на вопросы: 1.Объясните постановку тире в предложениях данного текста. 2. Замените сложные предложения на простые.
Текст 8
Что же действительно заключается в этом, казалось бы, привычном для всех понятии дружба? Если говорить по-научному, то дружба - это бескорыстные взаимоотношения между людьми, которые основываются на общих симпатиях, интересах и увлечениях. Настоящий друг всегда рядом, плохо ли нам, хорошо ли. Он никогда не попытается воспользоваться вашей слабостью в своих целях и всегда придёт на помощь, когда он так нужен. Он не только поможет в беде, но и искренне порадуется в минуты счастья вместе с вами. Но, к сожалению, подобные отношения постепенно сходят на нет. Бескорыстная дружба понемногу становится пережитком прошлого. Друзья сейчас для нас - это люди, способные помочь в том или ином вопросе, или те, с кем можно неплохо провести время. На деле же, если у кого-то из якобы близких друзей случается кризис, друзья куда-то испаряются до тех пор, пока этот кризис не пройдёт. Эта ситуация знакома практически каждому. Одним словом, выгодная дружба стремительно вытесняет дружбу бескорыстную. Мы должны помнить, что многие проблемы, кажущиеся грандиозными и пугающими, без особого труда можно решить, если рядом есть надёжные друзья. Дружба даёт уверенность в завтрашнем дне. Она делает человека смелее, свободнее и оптимистичнее, а жизнь его теплее, интереснее и многограннее. Верная дружба духовно объединяет людей, способствуя развитию в них стремления к созиданию, а не разрушению.
Задание 1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы: 1.В чем заключается понятие «настоящая дружба»? 2. Как вы понимаете выражения «выгодная дружба», «бескорыстная дружба», «верная дружба»? 3. Какая дружба даёт уверенность в завтрашнем дне? 4. Как вы понимаете выражение автора о том, что «верная дружба духовно объединяет людей»?
Задание 2. Прочитайте текст и ответьте на вопросы: 1. К какому стилю относится данный текст? Докажите. 2. К какому типу речи относится данный текст? 3. Какова тема текста? 4. Какова основная мысль текста? Найдите предложени(е/я), в котор(ом/ых) заключена основная мысль. 5. Выделите основные микротемы в каждой части текста. 6. Как бы вы озаглавили текст? 7. В каждой микротеме найдите ключевые слова.
Задание 3 Прочитайте текст и ответьте на вопросы: 1. Понаблюдайте за различными повторами (анафорами, эпифорами, лексическими повторами, повторами однокоренных слов). Чем они обусловлены? 2.Найдите предложения с однородными членами и вводными конструкциями. Обоснуйте.
Текст 9
Слово «мама» – особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели, с любовью произносит юноша и глубокий старец. В языке любого народа есть это слово, и на всех языках оно звучит нежно и ласково. Место матери в нашей жизни особое, исключительное. Мы всегда несем ей свою радость и боль и находим понимание. Материнская любовь окрыляет, придает силы, вдохновляет на подвиги. В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму, и нужна нам в этот миг только она. Человек зовет мать и верит, что она, где бы ни была, слышит его, сострадает и спешит на помощь. Слово «мама» становится равнозначным слову жизнь. Сколько художников, композиторов, поэтов создали замечательные произведения о матери. «Берегите матерей!» - провозгласил в своей поэме известный поэт Расул Гамзатов. К сожалению, мы слишком поздно понимаем, что забыли сказать много хороших и добрых слов своим мамам. Чтобы этого не произошло, нужно дарить им радость каждый день и час, ведь благодарные дети – лучший подарок для них.
Задание 1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы:
1.В чем заключается особенность слова «мама»? 2. Каково место матери в жизни каждого человека? 3. Какой самый лучший подарок для любой матери, в чём он заключается? 4. Что означает выражение «материнская любовь»? 5. Как вы понимаете выражение автора о том, что слово «мама» становится равнозначным слову «жизнь»?
Задание 2 Прочитайте текст и ответьте на вопросы: 1. К какому стилю относится данный текст? Докажите. 2. К какому типу речи относится данный текст? 3. Какова тема текста? 4. Какова основная мысль текста? Найдите предложение, в котором заключена основная мысль. 5. Выделите основные микротемы в каждой части текста. 6. Как бы вы озаглавили текст?
Задание 3 Прочитайте текст и ответьте на вопросы: 1.Найдите предложения с однородными членами. 2. Найдите предложение с прямой речью, замените его косвенной.
Текст 10
Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство? Нет, конечно. Искусство – это очарование и колдовство, это выявление смешного и трагедийного, это мораль и безнравственность, это познание мира и человека. В искусстве человек создаёт свой образ как нечто отдельное, способное существовать вне его самого и остаться после него как его след в истории. Момент обращения человека к творчеству, быть может, является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории. Ведь через искусство каждый отдельный человек и народ в целом осмысляет свои особенности, свою жизнь, своё место в мире. Искусство позволяет соприкоснуться с личностями, народами и цивилизациями, отдалёнными от нас временем и пространством. И не просто соприкоснуться, а узнать и понять их, потому что язык искусства универсален, и именно он даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое. Вот почему ещё с глубокой древности сформировалось отношение к искусству не как к развлечению или забаве, а как к могучей силе, способной не только запечатлеть образ времени и человека, но и передать его потомкам.
Задание 1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы: 1. В чем заключается многогранность слова «искусство»? 2. Как искусство позволяет познать себя? 3. В чём заключается могучая сила искусства? 4. Как вы понимаете выражение автора о том, что язык искусства универсален? 5. Дайте толкование словам «мораль», «безнравственность».
Задание 2. Прочитайте текст и ответьте на вопросы: 1. К какому стилю относится данный текст? Докажите. 2. К какому типу речи относится данный текст? 3. Какова тема текста? 4. Какова основная мысль текста? Найдите предложени(е/я), в котор(ом/ых) заключена основная мысль. 5. Выделите основные микротемы в каждой части текста. 6. Как бы вы озаглавили текст? 7. В каждой микротеме найдите ключевые слова.
Задание 3 Прочитайте текст и ответьте на вопросы: 1. Понаблюдайте за различными повторами (анафорами, эпифорами, лексическими повторами, повторами однокоренных слов). Чем они обусловлены? 2. Найдите антонимы, какую роль они играют в тексте? 3. Найдите предложения с однородными членами и вводными конструкциями. Обоснуйте.
|
|||
|