Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вопросы для самоконтроля после практического занятия № 6.



 

Выполнил аспирант

Касьянов Владимир Сергеевич

Вопросы для самоконтроля после практического занятия № 6.

  1. Кто впервые использовал понятие «научная парадигма»?

В науке и философии паради́гма) означает определённый набор концепций или шаблонов мышления, включая теории, методы исследования, постулаты и стандарты, в соответствии с которыми осуществляются последующие построения, обобщения и эксперименты в области.

Первоначально слово использовалось в лингвистике и риторике. Так, например, ЭСБЕ определяет этот термин следующим образом: «в грамматике слово, служащее образцом склонения или спряжения; в риторике — пример, взятый из истории и приведенный с целью сравнения». Словарь Merriam-Webster 1900 года дает аналогичное определение его использования только в контексте грамматики или как термин для иллюстрирующей притчи или басни.
С конца же 60-х годов XX-го века этот термин стал преимущественно использоваться в философии науки и социологии науки для обозначения системы идей, взглядов и понятий, исходной концептуальной схемы, модели постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определённого исторического периода в научном сообществе.

Одно из первых и наиболее известных упоминаний понятия встречается в диалогах Платона, где он использовал его в значении первообраза для само порождения космоса.

  1. Какое значение имеет понятие «научная парадигма»?

Научная парадигма — совокупность научных достижений, признаваемых всем научным сообществом в тот или иной период времени и служащих основой и образцом новых научных исследований. Понятие П. получило широкое распространение после выхода в свет кн. амер. историка науки Т. Куна «Структура научных революций» (1962).

К настоящему времени понятие «П.» еще не получило точного значения, однако в самом общем смысле П. можно назвать одну или несколько фундаментальных теорий, пользующихся всеобщим признанием и в течение какого-то времени направляющих научное исследование. Примерами подобных теорий являются аристотелевская динамика, птолемеевская астрономия, механика Ньютона, кислородная теория горения Лавуазье, электродинамика Максвелла, теория атома Бора и т.п. П. воплощает в себе бесспорное, общепризнанное знание об исследуемой области явлений. Однако, говоря о П., имеют в виду не только некоторое знание, выраженное в принципах и законах. Ученые — создатели П. — не просто сформулировали некоторую теорию или закон, при этом они решили еще одну или несколько важных научных проблем и тем самым дали образцы того, как нужно решать проблемы.

  1. Назовите причины формирования классической научной парадигмы.

Классическая Идеал рациональности связан с независимостью объектов от субъектов познания и средств. Идеи предсказания – на основе связей. С→Средство→[О] Объект не зависит от субъекта и от средств познания. Классический тип научной рациональности, центрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности.

Классическая рациональность, возникшая в результате 1-й научной революции 17 века, бази­ровалась на механистической парадигме (Галилей, Ньютон). Её основные принципы:

1. Божест­венный космос греков был отождествлён с природой как единственной истинной реальностью, состоящей из статичных объектов, описываемых законами механики и находящихся в абсо­лютном пространстве и времени.

2. Объяснение сводилось к поиску механических причин и субстанций, а обоснование - к редукции знания о природе к принципам механики.

3. Признава­ла правомерность только тех идеальных, мыслительных конструкций, которые можно контролируемо воспроизвести бесконечное количество раз в эксперименте.

4. Признавалась возмож­ность отыскать такую одну-единственную идеальную конструкцию, которая полностью соот­ветствовала бы изучаемому объекту, обеспечивая тем самым однозначность содержания истин­ного знания.

5. В отличии от античной, научная рациональность 17-го века отказалась от идеи цели как причины развития природы и мира в целом, а все явления объясняла только путём ус­тановления между ними механической причинно-следственной связи.

  1. Кто из философов и ученых сделал вклад в формирование классической научной парадигмы?

Как считают философы и историки науки, понятие научной парадигмы впервые сформулировал Платон в диалоге «Тимей», который он написал в 360-е годы до н. э. Платоновские «сократические» диалоги представляют собой запись вымышленных их автором бесед между известными людьми, «властителями дум», как говорили раньше, эллинистической Греции, или древнегреческими медийными персонами, как сказали бы сейчас. При этом в настоящей своей жизни эти люди могли быть не знакомы друг с другом и даже жили в разное время. Непременным участником и модератором их виртуальных бесед в диалогах Платона был Сократ. Весь корпус платоновских «ток-шоу» рисует довольно полную картину древнегреческого общества IV века до н. э. и во все времена служил источником наших знаний об античной цивилизации.

В данном диалоге, посвященном происхождению мировых стихий и свойствам материи, то есть естественно-научной теме, обсуждаются вопросы космологии, физики, биологии и затрагивается тема Атлантиды (более подробно она описана в диалоге «Критий»). В беседе помимо Сократа участвуют Тимей Локрийский, Критий и Гемократ. Двое последних — политики, первый из Афин, второй из Сиракуз на Сицилии. А Тимей из Локр — философ-пифагореец, то есть по современным меркам — ученый. Как раз он и объясняет Сократу (тоже ученому), что демиург (создатель) построил телесную (материальную) Вселенную специально по умопостигаемому образцу.

  1. Укажите основные принципы классической научной парадигмы.

5.1 Формирование новых общественных отношений

В социально-экономическом плане становление и развитие новоевропейской культуры и науки осуществлялось в рамках буржуазных общественных отношений, существо которых можно понять, если бросить беглый взгляд на предыдущую историческую эпоху - средневековую.

Средневековое общество было обществом традиционным, система нравственных и мировоззренческих ценностей которого определялась католическим христианством. Именно в религии католицизма нашли свое выражение господствующие в ту эпоху общественные отношения, которые по сути своей были отношениями личностными. Последние определялись принципом «любви к ближнему». Это значит, что средневековый человек реализовывал себя как личность лишь по отношению к другому - будь то Бог или раб Божий. Такая коллективистская сущность средневекового человека вырабатывала у него и своеобразную психологию пассивного отношения к миру («ничегонеделания»).

5.2 Реформация как культурный феномен

Что касается второго фактора - Реформации, то ее значимость в деле становления новоевропейской культуры и науки определяется прежде всего тем, что она, по словам Спинозы, «пробудила разум в человеке», открыла путь разуму, точнее, научному разуму в нашей культуре.

У истоков реформационного движения стоял католический монах Мартин Лютер (1483-1546), который выдвинул широкую программу радикальных преобразований. Идейно Реформация выросла из попытки возродить раннее христианство во всей его первозданной чистоте. Эта необходимость была вызвана теми деформациями, которые претерпела к XV-XVII вв. католическая церковь. К указанному периоду католицизм подверг первоначальное христианство немыслимой деформации, значительно исказив его как в теоретическом, так и практическом плане. Так, основной догмат католицизма - догмат о непогрешимости папы - находился в вопиющем противоречии со Священным Писанием, где Христос, за наместника и служителя которого папа себя выдает, заявил Пилату: «Царство Мое не от мира сего». Ведь папа, как и всякий раб божий, - «жалкий, смрадный грешник... он тоже человек, а не Бог, подчиненный Самому Себе». Подобное возвышение папы привело к тому, что христиане стали больше верить ему, чем Богу, они потеряли личную веру в Бога. Поэтому первым своим долгом в деле «исправления христианства» Лютер видел укрепление личной веры в Бога.

5.3 Формирование науки как социального института и рождение новоевропейской науки

Говоря о третьем факторе - формировании науки как социального института, - следует сразу же заметить, что речь идет о науке в ее современном понимании, т.е. о науке, зародившейся в недрах новоевропейской культуры. Разумеется, в определенном смысле наука существовала и до Нового времени. Говорят о древневосточной, древнегреческой, средневековой науках, но, по-видимому, при этом в контексте этих культур понятие «наука» имело совершенно иной смысл, чем его современное значение. Для древних египтян, вавилонян, греков наука - это любое человеческое знание, приобретенное на основе как обыденного опыта, так и спекулятивных размышлений о мире. Это знание было «знанием ради знания», оно не находило социально-практического применения1 и было по своей сути индивидуальным.

 

 

Аристотель занимается наукой ради самой науки, от праздного любопытства, а если, например, античное научное знание и находило какое-то практическое применение, то лишь в качестве исключения. Вспомним хотя бы знаменитого Архимеда.

  1. Почему принято называть классическую парадигму аналитической?

Представляет собой первоначальный классический подход к логистике как к теоретической науке, занимающейся проблемами управления материальными потоками в производстве и обращении.

Современная теория логистики в концептуальном плане базируется на методологии:

• системного анализа,

• кибернетического подхода,

• исследования операций,

• экономико-математического моделирования.

Научную базу логистики составляет широкий спектр дисциплин, выделяют 4 блока:

• математики (теория вероятностей, математической статистики);

• исследования операций (теория игр, управление запасами);

• технической кибернетики (теория графов, теория расписаний);

• экономической кибернетики и экономики (менеджмент, организация продаж).

  1. Какие вы видите достоинства и недостатки классической научной парадигмы.

Достоинства классической парадигмы:

1.системность в подаче и усвоении знаний, последовательность изложения материала;

2.охват большой аудитории;

3. экономичный темп и режим изложения знаний.

Недостатки: характеризуют парадигму как информационно-сообщающее, догматическое, пассивное, имеющее репродуктивный характер.

  1. Назовите причины формирования неклассической научной парадигмы.

Подрыву классических представлений в естествознании способствовали некоторые идеи, которые зародились еще в середине XIX века, когда классическая наука находилась в зените славы. Среди этих первых неклассических идей, в первую очередь, следует отметить эволюционную теорию Ч. Дарвина. Как известно, в соответствии с этой теорией биологические процессы в природе протекают сложным, необратимым, зигзагообразным путем, который на индивидуальном уровне совершенно непредсказуем. Явно не вписывались в рамки классического детерминизма и первые попытки Дж. Максвелла и Л. Больцмана применить вероятностно-статистические методы к исследованию тепловых явлений. Г. Лоренц, А. Пуанкаре и Г. Минковский еще в конце XIX века начали развивать идеи релятивизма, подвергая критике устоявшиеся представления об абсолютном характере пространства и времени. Эти и другие революционные с точки зрения классической науки идеи привели в самом начале XX века к кризису естествознания, коренной переоценке ценностей, доставшихся от классического наследия.

  1. В какой период времени происходило формирование неклассической научной парадигмы?

Научная революция, ознаменовавшая переход к неклассическому этапу в истории естествознания, в первую очередь, связана с именами двух великих ученых XX века – М. Планком и А. Эйнштейном. Первый ввел в науку представление о квантах электромагнитного поля, но по истине революционный переворот в физической картине мира совершил великий физик-теоретик А. Эйнштейн (1879–1955), создавший специальную (1905) и общую (1916) теорию относительности.

 

Как мы помним из предыдущего раздела, в механике Ньютона существуют две абсолютные величины – пространство и время. Пространство неизменно и не связано с материей. Время – абсолютно и никак не связано ни с пространством, ни с материей. Эйнштейн отвергает эти положения, считая, что пространство и время органически связаны с материей и между собой. Тем самым задачей теории относительности становится определение законов четырехмерного пространства, где четвертая координата – время. Эйнштейн, приступая к разработке своей теории, принял в качестве исходных два положения: скорость света в вакууме неизменна и одинакова во всех системах, движущихся прямолинейно и равномерно друг относительно друга, и для всех инерциальных систем все законы природы одинаковы, а понятие абсолютной скорости теряет значение, так как нет возможности ее обнаружить.

  1. Почему принято называть неклассическую парадигму синтетической?

Неклассическая парадигма. На рубеже XIX – ХХ веков в связи с переходом от аналитической стадии познания к синтетической, формируется неклассическая парадигма. Синтетическое естествознание сохраняло в себе основные подходы аналитической стадии, однако дополняло их новой ориентацией, направленной на формирование синтетических наук на стыке смежных дисциплин. Теперь центральной проблемой научного познания является синтез знания, поиск путей единства научных дисциплин, а также проблема соотношения разных методов познания. Процесс дифференциации наук активно идет в неклассическом естествознании.

В конце XIX века появляются первые признаки интеграции наук. Этот процесс будет активно развиваться в науке ХХ века. На стыках наук формируются новые дисциплины (геохимия, биохимия, биогеохимия и др.), развиваются междисциплинарные исследования. Внутренней причиной интеграции являются многообразные проявления единства природы, которая не делится на рубрики и науки.

В этой парадигме, с одной стороны, уже учитывается влияние субъекта на объект познания, а с другой стороны, динамические аспекты познаваемой действительности преобладают над статическими. В то же время, место динамических законов и закономерностей, однозначно и строго определяющих причинно-следственные взаимосвязи, занимают статистические, оставляющие место случайности и имеющие вероятностный характер. В неклассической науке преобладают системные и структурные представления о действительности.

  1. Укажите основные принципы неклассической научной парадигмы.

Принципы неклассической науки были приняты принципы неклассической науки, которые заключались в следующем: Непринятие излишней объективности классической науки, которая предлагала воспринимать предмет как что-то неизменное, не зависящее от средств его познания. Понимание связи между свойствами объекта исследования и особенностью проводимых субъектом действий. Восприятие этих связей в качестве основы при определении объективности описания свойств предмета и мира в целом. Принятие в исследованиях совокупности принципов относительности, дискретности, квантования, дополнительности и вероятности. Исследования в целом перешли к новой полифакторной концепции: отказу от изоляции предмета исследования в целях «чистоты эксперимента» в пользу проведения комплексного рассмотрения в динамичных условиях.

  1. Как Вы понимаете такой принцип как механицизм

Механицизм – метод познания, основанный на признании механической формы движения материи единственно объективной. В своем конкретном применении механицизм выступает как крайняя форма редукционизма. Для него характерны отрицание качественной специфики более сложных материальных образований, сведение сложного к простым элементам, целого – к сумме его частей. Выдвигая на первый план механические формы движения, механицизм переносит понятия механики в область физики, химии и биологии и в духе механики трактует такие философские категории, как причинность, взаимосвязь и др.

  1.  Как Вы понимаете такой принцип как элементаризм?

Элементаризм — философская концепция, утверждающая приоритет единичного, частного перед целым. С точки зрения элсментаристов, целое — вторично, и есть-лишь некоторая интегральная характеристика суммы составляющей его частей. При этом возможны различные интегральные обобщения, преставление одной и той же суммы элементов в зависимости от точки зрения, угла рассмотрения решаемой проблемы и т. п. Наиболее ярко элементаристская концепция представлена в таких науках, как математика, механика, физика и др. Элементаристская концепция явилась важной составной частью механицизма как философской парадигмы классического естествознания. В современной философии науки элементаризм рассматривается как одна из возможных и наиболее эффективных стратегий для решения огромного числа научных и практических задач. Противостоящей ей и столь же значимой исследовательской стратегией современной науки для решения также значительного класса важных научных проблем является холизм.

  1. Как Вы понимаете такой принцип как редукционизм?

Редукционизм (редукция) - стремление свести объяснение сложного через более простое, непонятное (неизвестное) через известное. В основе редукционизма лежит представление о том, что, зная свойства отдельных элементов, составляющих систему и особенности их взаимодействия, можно вывести все свойства этой системы. Другими словами, свойства системы являются следстви­ем свойств элементов системы и их взаимодействий. Таким обра­зом, суть редукции как метода познания и объяснения явлений и материальных образований более сложного уровня можно пред­ставить как результат закономерного усложнения более простых явлений и материальных образований. Такой взгляд особенно рас­пространен в физике, поэтому его иногда называют физическим редукционизмом.

  1. Как Вы понимаете такой принцип как антиэволюционизм?

Понятие «антиэволюционизм» объединяет множество бытовых представлений, религиозных, философских, научных концепций, отрицающих историческое развитие органического мира Земли под влиянием естественных причин. Таким образом, антиэволюционизм, по крайней мере, частично признает развитие органического мира, однако механизмы и закономерности этого развития предстают в искаженной (неадекватной) форме.

  1. Как Вы понимаете такой принцип как релятивизм?

Релятивизм метафизический принцип, абсолютизирующий относительность и условность содержания познания. Применительно к познанию психических явлений релятивизм смыкается с агностицизмом.

  1. Как Вы понимаете такой принцип как холизм?

Холи́зм в широком смысле — позиция в философии и науке по проблеме соотношения части и целого, исходящая из качественного своеобразия и приоритета целого по отношению к его частям.В узком смысле под холизмом понимают «философию целостности», разработанную южноафриканским философом и политическим деятелем Я. Смэтсом, который ввёл в философскую речь термин «холизм» в 1926 году, опираясь на слова из «Метафизики» Аристотеля «целое больше, чем сумма его частей».

  1. В чем Вы видите принципиальное отличие понимания материи в неклассической науке?

Становление классического, а в значительной мере и неклассического естествознания явно связано с процессом становления, развития и смены физических картин мира. В современном естествознании принято выделять механистическую, электромагнитную и квантово-полевую картины мира, которые задали классическую и неклассическую стратегии естественнонаучного мышления (см. схему 16) и определили физический идеал научности классического и неклассического естествознания.

Становление эпохи механистического естествознания связывают с гелиоцентрической картиной мира (Н. Коперник). Важную роль сыграл научный метод теоретической физики, выдвинутый Г. Галилеем, «который состоит в том, чтобы с помощью идеализаций выразить сущностную основу физических процессов и взаимодействий, используя конструктивные теоретические модели, изобразить в теории структуру сущностных связей и отношений природы»; способ действия самой природы.

Идея о том, что мир- это движущая материя, была господствующей в то время. Французский ученый Р.Декарт говорил: «Дайте мне материю и движение, и я построю весь мир».

Первый рабочий чертеж новой картины мира выполнил И. Кеплер. В книге «Новая астрономия» в 1607 г. он привел два своих закона движения планет:

1. Каждая планета движется по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце.

2. Радиус-вектор планеты за равные промежутки времени описывает равные площади.

  1. Какую роль в неклассической науке играет синергетика?

В настоящее время синергетика понимается как наука о математическом моделировании перехода систем из одного устойчивого состояния в другое.

Совокупность знаний о хаосе и порядке, переходные процессы, фракталы и нелинейность, которые называют синергетикой, понимают и как теорию, и как обучение, и как науку, и как мировоззрение, вытекая из самых разных образов, фактов, представлений о хаосе, порядок, когерентность , переходные и кооперативные процессы в природе, обществе, духовном мире. Перечень идей, формирующих синергетику как парадигму, включает нелинейность, самоорганизацию, открытость системы, ее неравновесность и т.д.

  1. Как соотносятся в неклассической науке хаос и порядок, случайность и необходимость?

Первым исследователем хаоса считается французский математик, физик и философ Анри Пуанкаре. Еще в конце XIX в. при изучении поведения системы с тремя телами, взаимодействующими гравитационно, он заметил, что могут быть непериодические орбиты, которые постоянно и не удаляются от конкретной точки, и не приближаются к ней.

Традиционные методы геометрии, широко используемые в естественных науках, основаны на аппроксимации структуры исследуемого объекта геометрическими фигурами, например, линиями, плоскостями, сферами, метрическая и топологическая размерности которых равны между собой. В большинстве случаев свойства исследуемого объекта и его взаимодействие с окружающей средой описываются интегральными термодинамическими характеристиками, что приводит к утрате значительной части информации о системе и к замене ее на более или менее адекватную модель. Чаще всего подобное упрощение вполне оправдано, однако известны многочисленные ситуации, когда применение топологически неадекватных моделей недопустимо. Пример такого несоответствия привел в своей кандидатской диссертации (теперь уже доктор химических наук) Владимир Константинович Иванов: оно обнаруживается при измерении площади развитой (например, пористой) поверхности твердых тел с помощью сорбционных методов, регистрирующих изотермы адсорбции. Оказалось, что величина площади зависит от линейного размера молекул-«измерителей» не квадратично, чего следовало бы ожидать из простейших геометрических соображений, а с показателем степени, иногда вплотную приближающемся к трем

 

Синергетика доказывает, что в критической точке перехода, называемой точкой бифуркации, возникают по меньшей мере две возможности для дальнейшей эволюции системы. Какой путь при этом будет «выбран» системой, зависит от случайных обстоятельств и факторов, складывающихся в окрестности точки бифуркации. Поэтому поведение системы в данной точке нельзя предсказать с полной достоверностью. Но когда определенный путь будет выбран, тогда дальнейшее движение системы подчиняется уже детерминистическим законам.

Таким образом, современная точка зрения на соотношение необходимости и случайности существенно отличается от позиции сторонников классического детерминизма, которые все еще выступают против допущения случайностей в мире, рассматривая их как иллюзию нашего сознания. И это несмотря на то, что принцип неопределенности Гейзенберга в квантовой физике ясно свидетельствует о наличии случайностей в микромире, т.е. в самом «фундаменте здания» материи. С другой стороны, многие противники детерминизма и защитники полной свободы воли пропагандируют безраздельное господство случайности и неопределенности в мире. С такими заявлениями выступают, в частности, сторонники экзистенциализма, заявляющие, что человек всегда и целиком свободен в своих поступках.

  1. Как решается в неклассической науке проблема соотношения субъекта и объекта познания?

Субъект познания – это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания. В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек (индивид), так и различные социальные группы (общество в целом).

Наука как целостный феномен возникает в Новое время (конец XVI - начало XVII в.) вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический (современный). На каждом из этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы, нормы и методы научного исследования, формируется определенный стиль мышления, своеобразный понятийный аппарат. Критерием (основанием) данной периодизации является соотношение (противоречие) объекта и субъекта познания.

1. Классическая наука (XVII-XIX вв.), исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранить по возможности все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятельности. Такое устранение рассматривалось как необходимое условие получения объективно-истинных знаний о мире. Здесь господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом.

2. Неклассическая наука (первая половина XX в.), исходный пункт которой связан с разработкой релятивистской и квантовой теории, отвергает объективизм классической науки, отбрасывает представление реальности как чего-то не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора. Она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.