|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Историческое досье. лет испытаний и побед. история российского флота»Историческое досье «325 лет испытаний и побед – история российского флота» Изобретения и прорывы, победы и поражения – за свою более чем 300-летнюю историю российский флот успел пережить немало ярких запоминающихся событий. Днем рождения российского морского флота считается 20 (30 по новому стилю) октября 1696 года, когда Боярская дума утвердила указ Петра I о создании регулярного флота «Морским судам быть». «Фредерик» считается первым известным вооруженным парусным кораблем западноевропейского типа, который построили в России иностранные мастера с помощью русских плотников и кузнецов. Несмотря на российское происхождение, ходил он под флагом Гольштейна. В первом же плавании в Персию через Каспийское море в 1636 году «Фредерик» попал в мощный шторм и был посажен на мель.
Судно «Орел» было построено по указу Алексея Михайловича от 19 (29) июня 1667 года в селе Дединово Коломенского уезда. Этот указ стал фактически первым госзаказом на военный корабль и положил начало государственному судостроению в России. Над «Орлом» был впервые поднят бело-сине-красный флаг-триколор, ставший прообразом государственного флага Российской Федерации. В 1669 году «Орел» был переведен в Астрахань для охраны русских торговых судов на Каспийском море. В 1670 году корабль был захвачен восставшими крестьянами и казаками под предводительством Степана Разина. В дальнейшем много лет простоял в бездействии в одном из протоков Волги. В подмосковном селе Измайлово в амбаре Петр I обнаружил ботик, подаренный его отцу – царю Алексею Михайловичу. Его отремонтировали, а затем спустили на воду – сначала в Яузу, потом перевезли на Просяной пруд и, наконец, на озеро Плещеево (Переславское). Именно здесь Петром была построена Потешная флотилия, которая стала прообразом русского флота. Сейчас ботик хранится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге.
В 1693 году Петр I отправился в Архангельск – единственный в то время российский порт. Здесь он впервые вышел в море на яхте «Святой Петр», построенной двинскими плотниками. В этом городе Петр I устроил свою первую серьезную верфь – Соломбальскую (ныне старейшее судостроительное предприятие России «Красная кузница»). Тогда же на ней был заложен фрегат «Апостол Павел».
После неудачного похода на крепость Азов в 1695 году, который показал необходимость мощного флота, Петр I развернул под Воронежем масштабное строительство кораблей. Он велел заложить 1300 стругов (крупных весельных лодок), 300 лодок поменьше и 100 плотов для перевозки войск и припасов. Но главной силой русской армии стали 22 галеры, 4 брандера, 3 фрегата и 2 галеаса, сделанных по голландскому образцу.
К 1696 году в России уже был свой небольшой, но вполне боеспособный флот. Благодаря этому в ходе второй осады удалось взять крепость Азов. Царь Петр I лично вел суда на галере «Принципиум». Россия получила выход к Азовскому и Черному морям. 20 (30) октября Боярская дума утвердила указ Петра I о создании регулярного флота. Было принято принципиальное решение: «Морским судам быть». В России утвердили, по сути, первую программу судостроения.
В марте 1697 года за границу выехало Великое посольство. Царь Петр I ехал в его составе инкогнито – под именем Петра Михайлова. Во время этой поездки он лично учился на голландских верфях корабельному мастерству. Для строительства российского флота были закуплены корабельные принадлежности, наняты на российскую службу инженеры, морские офицеры и матросы, другие специалисты.
Центральным органом управления флотом стал воинский морской приказ, который возглавил адмирал Федор Головин. В 1700 году он был переименован в приказ Воинских морских дел, а в 1708‑м – в Адмиралтейский, который ведал строительством, вооружением и снабжением флота. В 1712 году он был преобразован в хозяйственный орган – Московскую адмиралтейскую канцелярию, а его функции переданы Петербургской адмиралтейской канцелярии и Канцелярии воинского морского флота.
1 (11) декабря 1699 года стяг с Андреевским крестом был провозглашен Петром I в качестве официального флага российского военного флота России. Полотнище первоначально было разделено на три горизонтальные полосы (сверху вниз: белую, синюю, красную), перекрытые косым синим крестом. Такой крест символизировал апостола Андрея Первозванного, небесного покровителя России, и учрежденный тогда же первый российский военный орден Святого апостола Андрея Первозванного.
14 (25) января 1701 года Петр I открыл в Москве школу математических и навигацких наук, которая стала первым в России военно-морским учебным заведением.
Состоялась на верфи на реке Сясь. Корабли требовались для боевых целей начавшейся Северной войны.
По замыслу Петра I город должен был стать ключом от Балтийского моря, создав удобный водный путь для торговли и базу для флота. Также в этот год построен первый морской корабль для Балтийского флота «Штандарт».
До 1709 года здесь строятся небольшие суда, строительство более крупных начинается после победы под Полтавой. В честь этой битвы назван первый линейный корабль, заложенный на Адмиралтейской верфи, – знаменитая «Полтава». Адмиралтейские верфи существуют и сейчас. Это одно из старейших и ведущих судостроительных предприятий Санкт-Петербурга.
Воинское звание высшего офицерского состава в военно‑морском флоте введено Петром. Он установил 4 адмиральских чина: генерал‑адмирал, адмирал, вице‑адмирал, контр‑адмирал. Генерал-адмирал считался высшим чином на флоте, по «Табели о рангах» приравнивался к генерал-фельдмаршалу.
26-27 июля (6-7 августа) 1714 года у мыса Гангут (ныне полуостров Ханко в Финляндии) в рамках Северной войны произошло сражение между русским и шведским флотами. Успех русских показал, что шведов можно одолеть не только на суше, но и на море. Петр приравнивал эту победу по значению к Полтавской битве.
В Санкт-Петербурге основана Морская академия (Академия морской гвардии). Новое учебное заведение организовано из воспитанников Московской школы математических и навигацких наук, однако учеников в нее набирали также из других городов. Морская академия, в отличие от навигацкой школы, была военным учебным заведением.
«Устав морской о всем, что касается к доброму управлению в бытность флота на море» составил и издал лично Петр I. Он был утвержден в качестве закона 13 (24) января 1720 года, но издан только в апреле 1720 года.
27 июля (7 августа) 1720 года состоялось сражение между шведским и русским флотами около острова Гренгам в Балтийском море. Это была последняя крупная битва Северной войны, положившая конец безраздельному влиянию Швеции на Балтийском море.
Северная война между Шведской империей и Россией в составе коалиции североевропейских государств закончилась заключением Ништадтского мира, по которому Россия получила преобладание на Балтийском море.
По указу Петра I в Астрахани основана верфь для строительства судов Каспийской военной флотилии.
Талантливый самоучка Ефим Никонов придумал первый подводный аппарат – прообраз подводных лодок. Судно было построено из дерева в форме бочки.
25-26 июня (5-7 июля) 1770 года состоялось знаменитое морское сражение в рамках русско-турецкой войны 1768‑1774 годов, по итогам которого турецкий флот был сожжен. Эта победа предопределила поражение Османской империи в войне.
В июне 1783 года в Ахтиарской бухте на юго-западном побережье Крымского полуострова заложен Севастополь – южный форпост России и база Черноморского флота. В один день с основанием города на западном берегу Южной бухты была заложена кузница для ремонта пришедших в город российских кораблей, первого корпуса Севастопольского адмиралтейства – предшественника Севастопольского Морского завода.
Морское сражение у мыса Тендра в Черном море с турецкой эскадрой закончилось полной победой русских моряков, что решило исход русско-турецкой войны 1787‑1791 годов в пользу России. Эта победа привела к уничтожению господства Турции на Черном море и утвердила положение России на его берегах.
Первая русская кругосветка была предпринята в 1803‑1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского.
На чугунно-меднолитейном заводе Карла Берда в Санкт-Петербурге сооружен первый в России пароход «Елизавета», получивший в истории название как пароход Берда. 3 ноября 1815 г. состоялся первый регулярный рейс парохода из Санкт-Петербурга в Кронштадт и обратно с 13 пассажирами на борту.
Георгиевский флаг, сохранивший основу рисунка Андреевского, стал кормовым флагом, которым награждался корабль, чей флотский экипаж проявил исключительное мужество и отвагу в достижении победы или при защите чести военно-морского флота.
16 (28) января 1820 года шлюпки «Восток» и «Мирный», на которых кругосветная экспедиция под руководством Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева отправилась к Южному полюсу, достигли Антарктиды.
Первая в мире цельнометаллическая подводная лодка по проекту инженера Карла Шильдера была построена на Пролетарском заводе в Санкт-Петербурге. Она приводилась в движение матросами-гребцами. С этой подлодки был впервые осуществлен успешный подводный запуск ракет.
В июле 1849 года открыт завод «Красное Сормово» – одно из старейших судостроительных предприятий России. Он вошел в историю как один из главных арсеналов страны – здесь строились не только военные корабли, но и бронепоезда, а в 1920 году появился первый отечественный танк «Борец за свободу тов. Ленин».
18 (30) ноября 1853 года Черноморский флот под командованием вице-адмирала П.С. Нахимова разгромил турецкую эскадру в гавани города Синоп на черноморском побережье Турции. Это была последняя крупная битва с участием парусных кораблей и первое масштабное сражение с участием пароходов.
Оборонительное сражение российских армии и флота с войсками коалиции, в которую входили Великобритания, Франция, Османская империя и Сардинское королевство, длилось 349 дней. В ходе боев были затоплены корабли Черноморского флота, чтобы перекрыть противнику вход в бухту Севастополя.
18 (30) марта 1856 года на Парижском конгрессе подписан мирный договор, по которому в результате поражения России в Крымской войне 1853-1856 годов ей было запрещено иметь на Черном море военные флоты, арсеналы и крепости.
Петербургский купец и судовладелец М.О. Бритнев создал первый в мире ледокол современного типа. Именно ему принадлежит идея давить лед тяжестью корпуса судна, а не пытаться тем или иным способ его «разрезать», как это предлагалось до него.
Петербургский фотограф Иван Александровский создал проект подлодки с пневматическим двигателем. Ее первым командиром был назначен лейтенант Павел Павлович Крузенштерн – внук известного русского мореплавателя.
1 (13) марта 1971 года в Лондоне подписан международный «Договор об изменении некоторых статей Парижского трактата 1856 года». По нему Россия вновь получила право иметь флот на Черном море, которое она утратила после поражения в Крымской войне.
Спущен на воду первый в мире брустверно-башенный броненосец «Петр Великий». Являлся одним из сильнейших броненосцев своего времени.
Разработал инженер И.Г. Бубнов. Ее проектирование началось в 1901 году, а построена она была на Балтийском заводе в 1903‑1904 годах. В 1904 году вошла в состав Балтийского флота, получив название «Дельфин». Использовалась в Русско-японской войне.
В ходе русско-японской войны в героическом бою с японской эскадрой погибли крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец». При взрыве броненосца «Петропавловск» погиб вице-адмирал С.О. Макаров.
14 (27) мая – 15 (28) мая в районе острова Цусима состоялось морское сражение русского и японского флотов, в ходе которого русская эскадра потерпела сокрушительное поражение. Цусима стала одной из самых трагических страниц в истории российского флота и одновременно служит символом мужества и величия русских моряков.
6 (19) марта 1906 года император Николай II издал указ о создании подводных сил в составе Балтийского флота. Этот день стал праздником моряков-подводников, который получил официальный статус 15 июля 1996 года приказом главкома ВМФ России.
6 августа (1 сентября) 1910 года по указу Николая II начала работать Опытная авиационная станция – первая официально сформированная авиационная воинская часть на Балтийском флоте. День авиации ВМФ отмечается 17 июля в честь первой победы русских морских летчиков в воздушном бою четырех самолетов с гидроавиатранспорта «Орлица» с четырьмя германскими самолетами над Балтийским морем в 1916 году.
31 августа 1919 года была одержана первая победа подводных сил Советской республики. В этот день подводная лодка «Пантера» Балтийского флота потопила английский эсминец «Виктория».
СССР начал строительство атомных подводных лодок, обладающих неограниченной дальностью плавания. Первой была подлодка К-3 «Ленинский комсомол», построенная на Северодвинском судостроительном заводе №402 (нынешнем «Севмаше»). Судно спустили на воду 9 августа 1957 года.
В СССР на Адмиралтейских верфях построили первый в мире атомный ледокол «Ленин» для обслуживания Северного морского пути и обеспечения непрерывной навигации в Северном Ледовитом океане. Ледокол «Ленин» в 1989 году вывели из эксплуатации и поставили на вечную стоянку в Мурманске. Сейчас на ледоколе действует музей.
17 июля 1962 года советская атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» достигла Северного полюса.
Первое групповое кругосветное путешествие подлодок совершили советские субмарины К-116 и К-133 под командованием контр‑адмирала А.И. Сорокина. Они преодолели в подводном положении около 21 тыс. морских миль.
Первый советский авиационный крейсер «Киев» (головной корабль проекта 1143) был спущен на воду в конце 1972 года и вступил в строй в середине 1975 года.
17 августа 1977 года советский атомный ледокол «Арктика» достиг Северного полюса. Он стал первым судном в истории надводного плавания, которому удалось это сделать.
Основным военно-морским флагом российского флота признан исторический российский Андреевский флаг (белое полотнище с двумя диагональными полосами голубого цвета).
В Северодвинске на судостроительном заводе «Севмаш» заложена первая в нашей стране и в мире атомная стратегическая подводная лодка четвертого поколения «Юрий Долгорукий» (головной корабль проекта 955 «Борей»).
«Арктика» – универсальный атомный ледокол нового поколения, головное судно проекта 22220. Построен на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Спущен на воду 16 июня 2016 года. Атомоходы этой серии – самые большие и мощные в мире.
Президент РФ В.В. Путин подписал указ о проведении 30 июля 2017 года в День ВМФ главного военно-морского парада в Санкт-Петербурге. В новейшей истории России такой парад прошел впервые.
Первая в мире плавучая атомная теплоэлектростанция «Академик Ломоносов» создана на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге и предназначена для бесперебойного обеспечения энергией населенных пунктов. Она станет одним из ключевых элементов развития Северного морского пути.
Российский автономный необитаемый подводный аппарат «Витязь» совершил погружение на 10 028 метров и доставил на дно Марианской впадины вымпел с символикой 75-летия Победы.
«Виктор Черномырдин» – самый мощный дизель-электрический ледокол в мире, построенный совместно специалистами Балтийского завода и Адмиралтейских верфей. Будет обеспечивать ледовую проводку судов в арктической зоне и на Балтике. Использованный источник: https://ria.ru/20210223/flot-1597522498.html
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|