|
|||
Тема «Этический компонент культуры речи»Стр 1 из 2Следующая ⇒ Тема «Этический компонент культуры речи» По дисциплине«Родной язык» Дата: 18.11.2021 г. Группа: МОЦИ-270 Цель: - повторить основные понятия, связанные и этическим компонентом культуры речи; -формировать умение различать элементы нормированной и ненормированной речи, строить свою речь в соответствии с требованиями культуры речи.
Помимо нормативного и коммуникативного аспекта, также выделяется этический аспект культуры речи. Этический аспект культуры речи подразумевает умение правильно подбирать слова в конкретной ситуации. Для этого требуется знание этикета, нормы культуры поведения, ведь именно они являются основой для правильного выбора слов. Этический аспект, в отличие от нормативного, зависит от определенной ситуации. Например, словесные формулы (прощание, приветствие, приглашение и т.п.), обращение, некоторые другие составляющие речи зависят от участников общения, их возраста, национальной принадлежности, взаимоотношений и других факторов. К сожалению, этический компонент речи сегодня далек от совершенства. Этический аспект напрямую связан с двумя другими: коммуникативным и нормативным. Однако он также зависит от воспитания носителя, его психотипа и словарного запаса. Этический аспект подразумевает последовательность следующих этапов речевой коммуникации: · Подготовка высказывания. Этот этап так же, как и этап восприятия, связан с мышлением. Здесь происходит обдумывание такой структуры высказывания, которая будет адекватно воспринята адресатом. · Структурирование высказывания. Выбираются слова, синтаксические конструкции и выявляется нужная (правильная) модель высказывания. Этот этап связан с памятью человека, где хранятся определенные словесные шаблоны того или иного речевого высказывания. Путем их оценки происходит выбор нужного. · Внешняя речь (устный или письменный текст), когда происходит звуковое или графическое оформление речи. Самый главный этап: результат его заключается в восприятии, понимании и ответной реакции (обратной связи) адресата. Первые три этапа речевой коммуникации – это речемыслительная деятельность автора. Восприятие текста – это процесс слушания или чтения, который включает: – расшифровку акустического или графического кода; – понимание высказывания (замыслов и мотивов, оно достигается не всегда); – оценку полученной информации. Обратная связь – реакция на высказывание (наиболее полно осуществляется в диалоге, но может проходить и на уровне внутренней речи адресата). Последние два этапа коммуникации – речемыслительная деятельность реципиента, Речемыслительная деятельность и автора, и реципиента проходит на уровне внутренней речи, а высказывание – это кодирование в звуках или буквах речемыслительной деятельности, которая осуществляется на уровне внешней речи. ЗАДАНИЕ:
|
|||
|