Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема «Этический компонент культуры речи»



Тема «Этический компонент культуры речи»

По дисциплине«Родной язык»

Дата: 18.11.2021 г.

Группа: МОЦИ-270

Цель:

- повторить основные понятия, связанные и этическим компонентом культуры речи;

-формировать умение различать элементы нормированной и ненормированной речи, строить свою речь в соответствии с требованиями культуры речи.

 

Помимо нормативного и коммуникативного аспекта, также выделяется этический аспект культуры речи.

Этический аспект культуры речи подразумевает умение правильно подбирать слова в конкретной ситуации. Для этого требуется знание этикета, нормы культуры поведения, ведь именно они являются основой для правильного выбора слов. Этический аспект, в отличие от нормативного, зависит от определенной ситуации.

Например, словесные формулы (прощание, приветствие, приглашение и т.п.), обращение, некоторые другие составляющие речи зависят от участников общения, их возраста, национальной принадлежности, взаимоотношений и других факторов. К сожалению, этический компонент речи сегодня далек от совершенства.

Этический аспект напрямую связан с двумя другими: коммуникативным и нормативным. Однако он также зависит от воспитания носителя, его психотипа и словарного запаса.

Этический аспект подразумевает последовательность следующих этапов речевой коммуникации:

· Подготовка высказывания. Этот этап так же, как и этап восприятия, связан с мышлением. Здесь происходит обдумывание такой структуры высказывания, которая будет адекватно воспринята адресатом.

· Структурирование высказывания. Выбираются слова, синтаксические конструкции и выявляется нужная (правильная) модель высказывания. Этот этап связан с памятью человека, где хранятся определенные словесные шаблоны того или иного речевого высказывания. Путем их оценки происходит выбор нужного.

· Внешняя речь (устный или письменный текст), когда происходит звуковое или графическое оформление речи. Самый главный этап: результат его заключается в восприятии, понимании и ответной реакции (обратной связи) адресата.

Первые три этапа речевой коммуникации – это речемыслительная деятельность автора.

Восприятие текста – это процесс слушания или чтения, который включает:

– расшифровку акустического или графического кода;

– понимание высказывания (замыслов и мотивов, оно достигается не всегда);

– оценку полученной информации.

Обратная связь – реакция на высказывание (наиболее полно осуществляется в диалоге, но может проходить и на уровне внутренней речи адресата).

Последние два этапа коммуникации – речемыслительная деятельность реципиента, Речемыслительная деятельность и автора, и реципиента проходит на уровне внутренней речи, а высказывание – это кодирование в звуках или буквах речемыслительной деятельности, которая осуществляется на уровне внешней речи.

ЗАДАНИЕ:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.