Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: «Экологическая безопасность и охрана окружающей среды».



Тема: «Экологическая безопасность и охрана окружающей среды».

Тип урока: урок изучения нового материала

Образовательные цели урока:

обобщить и систематизировать полученные знания об экологической безопасности;

научиться выявлять положительные и отрицательные воздействия на окружающую среду.

Развивающие цели урока:

развивать навыки творческого подхода к решению определенных задач;

умение планировать и контролировать выполнение работ;

Воспитательные цели урока:

воспитывать восприятие позитивного отношения к окружающей среде;

активизировать познавательную деятельность

воспитание эмоционального отношения к процессу обучения

Методы проведения урока: словесный, наглядный, практический

Междисциплинарные связи: Биология, Химия, БЖ.

 

Ход урока

 

I. Организационный этап

II. Мотивационный этап

Актуализация темы и цели урока.

 

Тема: «Экологическая безопасность и охрана окружающей среды».

Цель – изучить понятия «Экологической безопасности», научиться выявлять ее положительные и отрицательные воздействия на окружающую среду.

Человек по своей природе стремится к состоянию защищенности и хочет сделать свое существование максимально комфортным. С другой стороны, мы постоянно находимся в мире рисков. Угроза исходит и от криминогенных элементов, и от горячо любимого правительства, способного проводить непредсказуемую политику, существует риск заболеть инфекционным заболеванием, риск возникновения военного конфликта, риск несчастного случая. Сегодня все это воспринимается естественно и не кажется чем-то надуманным, потому что все эти события, угрожающие нашей безопасности, вполне вероятны и, более того, уже случались на нашей памяти. Следовательно, проводятся профилактические мероприятия по снижению этих рисков, и каждый в состоянии их назвать.

В последнее время угроза для безопасности и комфортного существования человека начинает исходить от неблагоприятного состояния окружающей среды. В первую очередь, это риск для здоровья. Сейчас уже не вызывает сомнения, что загрязнение окружающей среды способно вызвать ряд экологически обусловленных заболеваний и, в целом, приводит к сокращению средней продолжительности жизни людей, подверженных влиянию экологически неблагоприятных факторов. Именно ожидаемая средняя продолжительность жизни людей является основным критерием экологической безопасности.

Отметим также, что понятие "экологическая безопасность" применимо ко многим реалиям. Например, экологическая безопасность населения города или даже целого государства, бывает экологическая безопасность технологий и производств.

Экологическая безопасность касается промышленности, сельского и коммунального хозяйства, сферы услуг, области международных отношений. Иными словами, экологическая безопасность прочно входит в нашу жизнь, и ее важность и актуальность возрастает год от года.

Рассмотрим картину, отображающую уровень экологической безопасности в зависимости от интенсивности воздействия того или иного экологического фактора:

Сразу оговоримся, что под экологическим фактором подразумевается

элемент окружающей среды, способный оказывать воздействие на человека и живые организмы,например, это свет, температура, содержание химических элементов и соединений, уровень кислотности и.т.д.

 

Рассмотрим приведенную диаграмму. Наибольший интерес для нас здесь представляют т.н. переходные барьеры, так как именно они отделяют состояние экологически безопасного развития (зону экологического комфорта) от состояния экологического риска. Эти барьеры имеют более сложное строение. С внутренней стороны существует зона тревожного ожидания (когда мы все еще находимся в состоянии экологического комфорта, но уже появляется риск перехода к неблагоприятной ситуации - экологический риск). С внешней стороны существует зона допустимого риска (пока еще экологический фактор не оказывает критического воздействие на здоровье человека/ состояние экосистемы. Предельные значения интенсивности экологического фактора означают экологическую катастрофу, приводящую к гибели человека/ разрушению экосистемы

Студентам необходимо показать профессиональные знания и навыки в данной области:

1. понятие экологической безопасности;

2. объекты и критерии ЭБ.

3. формы проявления ЭБ;

4. ЭБ России (внешние угрозы);

5. ЭБ России (внутренние угрозы);

IV. Подведение итогов урока.

V. Анализ работы студентов на уроке): студенты сами оценивают работу .

VI.Домашнее задание

- Изучить материал конспекта.

- Выполнить творческое задание – составить кроссворд на тему «Экологическая безопасность и охрана окружающей среды».

- Выполнить тестовое задание.

Тестовое задание.

1. Каков процент содержания азота в воздухе?

а) 20.93%

б) 0.93%

в) 78.09%

г) 54.13%

2. К какой оболочке земли относятся такие компоненты, как земная кора, мантия, почвенный слой?

а) атмосфера

б) гидросфера

в) биосфера

г) литосфера

3. Какой из экологических факторов не относится к абиотическим?

а) вырубка леса

б) климат

в) рельеф

г) магнитное поле

4. Какой из разделов экологии включает комплекс мероприятий, направленных на обеспечение сохранения здоровья человека и защиту окружающей природной среды?

а) глобальная экология

б) экология человека

в) инженерная экология

г) экология народного населения

5. Кто является основателем экологии?

а) Э. Геккель

б) Р. Декарт

в) Ф. Ницше

г) З. Фрейд

6. Как называются растения,  создающие органическое вещество из неорганического с помощью окружающей среды?

а) продуценты

б) редуценты

в) консументы

г) детритофаги

7. К какой группе природных ресурсов относятся нефть, газ, торф?

а) минерально-сырьевые

б) энергетические

в) водные

г) средозащитные

8. Что не относится к источникам загрязнения атмосферы?

а) пылевые бури

б) лесные пожары

в) извержение вулкана

г) сточные воды ЖКХ

9. Как называется мера дозы радиоактивного облучения?

а) беккерель

б) бэр

в) распад

г) активность

10. Какую область РФ не затронул Восточно-Уральский радиоактивный след?

а) Пермская

б) Челябинская

в) Свердловская

г) Курганская

11. Что не относится к физическим загрязнителям окружающей природной среды?

а) шум

б) вибрация

в) электромагнитные излучения

г) радиоактивные выбросы

12. Какая из представленных энергетических цепочек является сложной?

а) ксенобиотик – воздух – человек

б) ксенобиотик – почва – растение – человек

в) ксенобиотик – вода – человек

г) ксенобиотик – пища – человек

13. Исходя  из чего рассчитываются предельно допустимые выбросы вредных веществ (выберите неверный вариант)?

а) количество источников загрязнения

б) высота расположения источников загрязнения

в) наличие водоемов вблизи источников загрязнения

г) распределение выбросов во времени и пространстве

14. В какой зоне дымового факела максимальна концентрация выбросов?

а) зона переброса факела

б) зона задымления

в) зона удушения

г) зона постепенного снижения уровня загрязнения

15. Чем должна отделяться жилая застройка от промышленного предприятия?

а) санитарно-защитной зоной

б) забором

в) живой изгородью

г) зоной переброса факела

16. Какое оборудование не относится к оборудованию для очистки газов сухим способом?

а) циклоны

б) пористо-тканевые фильтры

в) электрофильтры

г) скруббер

17. Какого вида бывают электрофильтры?

а) рамочные

б) рукавные

в) рулонные

г) пластинчатые

 

Рефлексия

– Какой жизненный урок вы получили сегодня?

– Какие открытия сегодня вы сделали?

– Есть ли у вас еще новые идеи, планы?

– Можно ли сегодня все эти вопросы осуществить в нашем городе и регионе?

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.