Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ИСКУССТВО ВЕЧНО!»



 

МИХАИЛ ДУРНЕНКОВ

«ИСКУССТВО ВЕЧНО!»

 «Мне кажется, что со временем вообще перестанут выдумывать художественные произведения. Будет совестно сочинять про какого-нибудь вымышленного Ивана Ивановича и Марью Петровну. Писатели, если они будут, будут не сочинять, а только рассказывать то значительное или интересное, что им случилось наблюдать в жизни». Л.Н.Толстой.

«Искусство должно быть сиюсекундным. Это как рой короткоживущих мотыльков, который издали можно принять за облако. Каждая частица этого «облака» неповторима и прекрасна только на протяжении целого и неделимого мгновения».

Из «Записок Актера» С.М.Корнеева.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

АЛЕКСЕЙ – режиссер, 30 лет

ВАЛЕРА – актер, 30 лет

ВАЛЯ – актриса, 30 лет

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА – актриса, 60 лет

СЕМЕН МАРКОВИЧ – актер, 60 лет

ЖЕНЯ – оператор, 18 лет.

1.

Кабинет офисного типа. Пластиковый стол, пластиковые стулья. За столом сидят Валера, Семен Маркович, Валя и Елена Андреевна. Алексей стоит возле стола. Ему кажется, что он будет выглядеть убедительнее, если будет стоять. Пока он говорит, Женя устанавливает на авансцене видеокамеру на треноге. Там она простоит почти до конца.

 

АЛЕКСЕЙ. Уверены? Понимаете, когда мы согласимся, обратного пути не будет.

СЕМЕН МАРКОВИЧ (с сомнением). Вот если бы Новый Год….

АЛЕКСЕЙ (устало). Семен Маркович, ну мы с вами уже пятьсот раз об этом говорили – да, Новый Год, это хорошо. Да, нам не зазорно побыть и зайчиком и ёжиком...

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА. И ведьмой.

АЛЕКСЕЙ. И даже ведьмой, чтобы прокормить себя и свои семьи. Да, вы абсолютно правы. Но сейчас апрель.

СЕМЕН МАРКОВИЧ (примирительно). Я просто сказал….

АЛЕКСЕЙ. А я, Семен Маркович, не просто сейчас спрашиваю – все согласны? Кто отказывается, я того не держу. В стране кризис и лучше работы вы сейчас просто не найдете. Просто не найдете. (Мягче) Поймите, я уважаю ваше решение, и если вы решите уйти, это не значит, что «Время Цветов» будут играть другие актеры. Нет, как только мы найдем финансирование, я опять начну репетиции. Но и вы меня тоже поймите – меня поставили перед выбором, или мы сами находим деньги на спектакль или мы распущены. Для всех вас это возможность заработать на жизнь, но я, лично я, зарабатываю здесь на творчество. Я угробил несколько месяцев жизни на эту постановку. И, конечно же, мне важно работать с единомышленниками, с теми, кто пойдет со мной до конца.

ВАЛЯ. Вы сами видите, в каком мы положении.

АЛЕКСЕЙ. Вижу. Вижу и хочу помочь. Я сам нашел эту пьесу, я сам договорился с автором, хотя все думали, что он уже умер, я собрал вас вместе и теперь, после всего этого, я не собираюсь отказываться от того, что было сделано. Теперь я нашел работу и предлагаю ее вам.

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА. Честно сказать, у меня других предложений нет. А роль интересная?  

АЛЕКСЕЙ. Это мы чуть позже обсудим. Итак, вы согласны?

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА. Да, Алеша, я согласна.

АЛЕКСЕЙ. Валера?

ВАЛЕРА. Мне вообще-то за квартиру надо платить….

АЛЕКСЕЙ. Это значит «да»?

ВАЛЕРА. А можно будет псевдоним взять для титров если что?

АЛЕКСЕЙ. Титров не будет. Каждая серия пять-семь минут продолжительностью и для титров просто нет места.

ВАЛЕРА. А деньги сразу дадут, как все снимем?

АЛЕКСЕЙ. Ну, вот можем спросить у Жени, он местный. Знакомьтесь сразу. Это Женя, наш оператор, его нам дали… э-э-э… владельцы этого интернет портала. Женя, а здесь как платят? Вовремя?

ЖЕНЯ. Кажись да.

АЛЕКСЕЙ. Ну вот. Вы все слышали. Валера?

ВАЛЕРА. Ну, хорошо. Мне бы за квартиру, а то попрут….

АЛЕКСЕЙ. Прекрасно. Валечка?

ВАЛЯ. Вы сами видите, в каком мы положении.

АЛЕКСЕЙ. Вижу. Вижу и хочу помочь. Семен Маркович?

СЕМЕН МАРКОВИЧ. Я актер старой школы. Когда нас в семьдесят четвертом в зале собрал Топоров и сказал, что власти его выжимают из театра, что он готов эмигрировать, я был среди тех немногих….

АЛЕКСЕЙ (перебивая). Считайте, Семен Маркович, что вы опять в семьдесят четвертом.

СЕМЕН МАРКОВИЧ. Я скажу коротко.

АЛЕКСЕЙ. Только я вас умоляю – коротко.

СЕМЕН МАРКОВИЧ (поднимаясь с места). Если коротко - я считаю, что если есть талант, то не важно, где ты его демонстрируешь – в зале на тысячу мест или перед единственным слушателем в парке. Не важно, кто ты – Гамлет или Яго. Не важно….

АЛЕКСЕЙ. Семен Маркович, да или нет?

СЕМЕН МАРКОВИЧ. Да! Да, Алеша, я с вами. Вот вам моя рука!

 

Жмут друг другу руки.

 

АЛЕКСЕЙ. Семен Маркович, когда я вас звал в свою постановку, я знал – в вас можно верить.

СЕМЕН МАРКОВИЧ. И я Алеша, и я верю в молодежь, верю в энтузиазм и талант, с которым….

АЛЕКСЕЙ (перебивая). Итак, мы все согласны. Задача перед нами стоит непростая. Непростая в том смысле, что мы должны снять этот сериал за неделю. Потом его тут же вывешивают в интернете….

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА. Я позову своих поклонников на премьеру.

АЛЕКСЕЙ. Елена Андреевна, попробуйте запомнить – это интернет, это даже не телевиденье. То есть это телевиденье, но по интернету.

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА. Значит, премьеры не будет?

АЛЕКСЕЙ (сбиваясь). О чем я говорил…? Да. За неделю. То есть, каждый день мы будем снимать по серии. Снимать будет Женя, он профессионал. Женя вы как, кстати, будете снимать все это?

ЖЕНЯ. На видео?

 

Пауза. Алексей с тревогой смотрит на Женю. С трудом улыбается.

 

АЛЕКСЕЙ. Ну, вот видите.... М-да.… О чем я говорил?

ВАЛЕРА. А сценарий?

АЛЕКСЕЙ. Тут тоже свои сложности. Здесь поточное производство и поэтому сценаристы будут выдавать серию сценария в начале съемочного дня. Диалоги в них прописаны не будут, поэтому мы с вами импровизируем в рамках сюжета. Все лишнее потом отрезается на монтаже.

ВАЛЯ. То есть мы говорим отсебятину?

СЕМЕН МАРКОВИЧ. Валечка, вы молодая актриса, и я вижу в каком вы положении, но достоинство старой школы в том, что мне, например, достаточно просто знать своего персонажа, чтобы стать им. И тогда от его имени….

АЛЕКСЕЙ (перебивая). В общем, Семен Маркович вам покажет.

ВАЛЯ. Я же только уточнила.

АЛЕКСЕЙ. Сейчас у меня есть только короткий синопсис и сюжет первой серии. Вторую серию мы получим завтра в лучшем случае после съемок. Вопросы? Пожелания?

СЕМЕН МАРКОВИЧ. Кстати, Валечка, мой врач милейший человек. Я сегодня иду к нему, и если хотите, он может стать и вашим врачом тоже. Хотите я вас ему порекомендую?

АЛЕКСЕЙ. Есть у кого-нибудь вопросы по существу?

ВАЛЯ. У меня уже есть, спасибо. Ой, мне же надо позвонить. А где здесь городской телефон?

АЛЕКСЕЙ (с мукой в голосе). Соберитесь, я прошу вас. Мы принимаем важное решение. Сейчас всё решим, и будете заниматься своими делами.

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА. Какие роли вы для нас приготовили?

ЖЕНЯ. Я пойду, покурю. Свистните?

АЛЕКСЕЙ. Э-э-э... да, Женя, конечно.

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА (лукаво). Я вся в предвкушении.

АЛЕКСЕЙ. Ну, я думаю, на самом деле многим из нас придется играть сразу несколько ролей, ну, в общем….

ВАЛЕРА. Да, а про что сериал-то?

АЛЕКСЕЙ. Ну, вот у меня тут бумажка…. (разворачивает листок) Не я, сами понимаете, писал все это….

СЕМЕН МАРКОВИЧ. А сейчас никто писать не умеет. Потеряна школа, безвозвратно потеряна.

АЛЕКСЕЙ. Итак. Сериал называется «Убить старика».

СЕМЕН МАРКОВИЧ. Современно звучит.

АЛЕКСЕЙ (читает). «Существует заговор стариков, которые хотят захватить мир. Их лица сморщены от злобы, руки дрожат от жадности, а шаркающая походка помогает скрывать, спрятанную в кальсонах, самурайскую катану. Студентка Алена и сбежавший с зоны заключенный по кличке Карась, попали в круговорот заговора и их цель выявить в этой шамкающей и пукающей толпе Главного и уничтожить его».

 

Пауза. Алексей обводит глазами труппу и продолжает читать.

 

АЛЕКСЕЙ. «Первая серия. На автозак, перевозящий Карася и пожилого заключенного по кличке Швабра, нападают старики и уничтожают конвой. Они хотят расправиться со случайным свидетелем нападения Карасем, но тот бежит. Знакомство с Аленой в комнате общаги, в которой Карась волею случая находит убежище».

 

Пауза.

 

АЛЕКСЕЙ. На сегодня это все.

 

Пауза.

 

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА. Алеша, я как-то не все поняла. Столько незнакомых слов. Автозак, к примеру, я знаю что такое. У меня зять пять лет за изнасилование сидел. А катана? И главное – где моя роль?

СЕМЕН МАРКОВИЧ (вставая). Лена, ты не поняла главного – нас собрали здесь, чтобы унизить.

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА. Унизить?

АЛЕКСЕЙ (успокаивая). Елена Андреевна, Семен Маркович, ну что вы, в самом деле….

СЕМЕН МАРКОВИЧ. Алеша, вы над нами издеваетесь?! Скажите честно – издеваетесь?!

АЛЕКСЕЙ. Семен Маркович….

ВАЛЕРА. Да…. Все это как-то…. (смеется, качает головой) неожиданно.

СЕМЕН МАРКОВИЧ. Вы собрали нас здесь, меня, Лену, чтобы издеваться над нами? Я сорок лет в театре! Я пошел к вам, чтобы играть, а не кривляться! Играть! Когда вы звали меня в свой спектакль, вы говорили – мы будем революционерами! Мы будем создавать шедевры! Это ваши шедевры? Это ваша революция? Это какая-то… мерзость!

АЛЕКСЕЙ (распаляясь в ответ). Да, Семен Маркович! Да! Я негодяй! Конечно! Знаете, как я соглашаюсь на любую халтуру? На любую, как вы говорите, мерзость? Знаете как? Легко! Знаете почему?

СЕМЕН МАРКОВИЧ. Знаю!

АЛЕКСЕЙ. Ни хрена вы не знаете! Потому что мне не все равно. Потому что это вам нужно за квартиры платить, докторам и кому там еще…

ВАЛЯ (встает). Вы сами видите, в каком я положении….

 

Она встает из-за стола и видно, что она сильно беременна.

 

АЛЕКСЕЙ. Вот, вот! И акушеркам. И мне надо. Но я об этом не думаю. Я хочу поставить этот спектакль. Я хочу взять и поставить этот спектакль. И не важно, где я возьму деньги на это. Мне – все равно. И мне плевать каким образом я этого добьюсь, хоть к черту пойду. Плевать! С вами или без вас, но я поставлю этот спектакль. И сниму этот сериал. Я это – сделаю! Ясно?

 

Пауза. Входит Женя.

 

ЖЕНЯ. Покурил. Ну как вы тут? Что решили?

 

Садится на свое место.

 

СЕМЕН МАРКОВИЧ (вставая). Пошли, Лена. Нас тут унижают.

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА (неуверенно). Унижают? Семен, ты уверен?

СЕМЕН МАРКОВИЧ. Мы с Леной уходим из этого борделя!

 

Берет пожилую актрису за рукав, и они идут к выходу.

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА (на ходу). Может он не хотел нас унизить? Семен?

СЕМЕН МАРКОВИЧ. Лена, не задавай глупых вопросов.

 

Уходят.

 

ВАЛЯ (извиняясь). Врач сказал, мне нельзя волноваться. А тут еще звонить надо срочно. Так что…. Давайте я сегодня вечером позвоню вам…. И скажу…. Хорошо?

 

Пауза. Ей никто не отвечает.

 

ВАЛЯ. До свиданья.

 

Уходит. Остается Алексей и Валера.

 

АЛЕКСЕЙ. Ну что, Валера?

ВАЛЕРА. Что?

АЛЕКСЕЙ. Ты чего не уходишь?

ВАЛЕРА. А куда мне уходить, Леша?

АЛЕКСЕЙ (устало). Ну, я не знаю…. Все куда-то уходят. Если бы я знал куда, я бы сам ушел. Но я не в курсе.

ВАЛЕРА. И я. Мне вообще терять нечего. Мне тридцать лет, я играю в спектаклях, на которые не ходят известные кинорежиссеры. У меня обычное лицо, обычное телосложение. Я даже не смешной. У меня никаких перспектив, Леша. А за квартиру платить надо. Кризис как-то пережить надо. Не порнуха и ладно. Да и в порнуху меня не взяли бы – у меня всё самое обычное, даже секс.

АЛЕКСЕЙ. Ты хороший актер.

ВАЛЕРА. Актер может и хороший. Только никому не нужный.

АЛЕКСЕЙ. Мне нужный.

ВАЛЕРА. Это ты Семену Марковичу будешь затирать, что он тебе нужный. Я тебя с института знаю – сделали проект, разбежались. Никаких обид.

АЛЕКСЕЙ. Значит, ты остаешься.

ВАЛЕРА. Ну, типа того. Кто я? Карась?

АЛЕКСЕЙ. Ты – Карась, Валера. И еще ты мой друг.

ВАЛЕРА. Я ж тебе говорю – не затрачивайся на меня. Но все равно спасибо.

АЛЕКСЕЙ. Что у тебя с Валькой?

ВАЛЕРА. Ну, ты сам видишь – что.

АЛЕКСЕЙ. Алименты требует?

ВАЛЕРА. В том-то и дело, что нет. Мечта любого мужика, в этом смысле. Ни слова, ни про ребенка, ни про алименты. Мы вообще это никогда с ней не обсуждали. Ни разу даже не намекнула, что ей от меня что-то нужно. Сама как-то там справляется.

ЖЕНЯ. Здорово. Офигенски.

 

Все вздрагивают, смотрят на Женю.

 

ЖЕНЯ (смущаясь). Круто, говорю. Ну,… вы же сами сказали….

АЛЕКСЕЙ. А живет где?

ВАЛЕРА. У родителей, как и раньше. Ну, это ты и сам можешь у нее спросить. То есть мог. Я же говорю, мы с ней не общаемся…

 

Замолкает, потому что входит Валя.

 

ВАЛЯ. Я в воду хочу рожать. А сейчас позвонила по телефону, а они говорят, три тысячи долларов будет стоить в нашей клинике. А я уже так себе всё это придумала, всё распланировала…. А они говорят – договор, предоплата. А я уже собралась. Я не могу всё в голове отменять, я об этом седьмой месяц думаю. А они говорят – три тысячи долларов.

 

Садится.

 

ВАЛЯ. А где я их возьму?

 

Пауза.

 

ВАЛЯ. А еще говорят, после родов некоторые актрисы не могут играть. Что-то в них ломается и они уже не актрисы. Они – мамы. Не могу представить себе как это, быть просто мамой. И больше никем. (Алексею) Как ты думаешь, я смогу играть после…?

АЛЕКСЕЙ. Ты – сможешь. Ты хорошая актриса, Валя.

ВАЛЯ. А я вообще нужна вам такая? Хожу как утка, наклониться не могу. Даже шнурков завязать не в состоянии. Текст не помню дольше двух строчек. Врач сказал это нормально. Я, мол, внутри у себя живу. У меня все внимание внутрь себя уходит.

АЛЕКСЕЙ. Вот тут нас, Валя, и спасет магия кино. (Жене) Мы сможем Валю снять так, чтобы не видно было живота? Крупным планом? А?

ЖЕНЯ. Крупным? Конечно, можем. Я сам сниму!

АЛЕКСЕЙ (с энтузиазмом). Ну вот и хорошо. Снимем тебя, значит, крупным планом, будешь порхать как Джульетта. А потом и в воду родишь и в огонь и в медные трубы. Кто у тебя, кстати, планируется, мальчик, девочка?

 

Валя не успевает ответить. Входит Елена Андреевна.

 

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА (сердито). Семен всегда так! Поднимет бучу и первым же бежит. В семьдесят четвертом, когда Топорова за границу выгнали, а вместо него Кошкина поставили, он тоже тогда такую бучу поднял. А Кошкин, между прочим, хотел со мной Мастера и Маргариту ставить. А я, между прочим, должна была Маргариту играть. А Семен мне – «ты не должна работать с этим ничтожеством»! И чего я тогда, дура его послушалась? Сдался мне этот Топоров? (садится на свое место) Топоров, кстати, тоже хотел со мной Маргариту делать. Не успел просто.

АЛЕКСЕЙ. Конечно, Елена Андреевна, это не роль Маргариты, это понятно…

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА. И мне понятно. Но если так отказываться, так и жизнь пройдет, правильно? Что обо мне будут говорить? Всю свою жизнь она играла прислугу и отказывалась от больших ролей?

АЛЕКСЕЙ. Я рад, что такая талантливая актриса как вы, будет играть в моей постановке.

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА. А моя роль, какая? Там, я слышала, у вас старики есть? Я умею очень хорошо играть стариков. Послушайте: «Жизнь… как быстро ты пролетела жизнь.… Еще вчера я думала - всё успею…»

ЖЕНЯ. Офигеть. Настоящие актеры! Всё как у взрослых!

 

Все вздрагивают, смотрят на Женю.

АЛЕКСЕЙ. Елена Андреевна, вы большой молодец, правда. Я вам обещаю, когда вам устроят овации на премьере нашего спектакля, вы мгновенно забудете всё, что вы тут пережили. Как страшный сон. Я обещаю вам.

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА (польщено). И мне приятно работать с вами, Алеша.

АЛЕКСЕЙ. Ну что ж. Завтра с утра и начнем. Ты Валера – Карась, беглый зэк.

ВАЛЕРА (грустно). Бля буду, крест на пузе.

АЛЕКСЕЙ. …ты, Валя, – Алена, студентка из общежития…

ВАЛЯ (запоминая). Алена…. Давайте я лучше запишу. Где же у меня ручка была…?

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА. А я все старики со всего мира.

АЛЕКСЕЙ. А вы, все старики мира, Елена Андреевна. Как же я счастлив работать с вами, друзья!

ЖЕНЯ. И я! Это так здорово!

 

 

Елена Андреевна и Валера в полосатых костюмах сидят друг напротив друга в кузове автомобиля, изображающем «автозак». На голове Елены Андреевны седой парик. Перед ними, на авансцене стоит на треноге видеокамера. Возле нее стоит Женя, с восторгом смотрит на Елену Андреевну.

 

ЖЕНЯ (восхищенно). Обалдеть.

ВАЛЕРА (недоверчиво). Да ладно.

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА. Ботаю, ботаю, не сомневайтесь. У меня зятя посадили в девяносто пятом за изнасилование. Так что вы по мне ориентируйтесь.

ВАЛЕРА. Хорошо. А то я никогда зэков не играл.

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА. Это легко. Когда зять вернулся я с ним только по фене ботала. А иначе бы он вообще меня не слушал. Ну, то есть, это не настоящая феня, скорее пародия, но нам же главное видимость создать, правильно?

ВАЛЕРА. А у вашей дочери, у нее дети есть?

ГОЛОС АЛЕКСЕЯ. Ну как?

ЖЕНЯ. Вообще ничего! Не шелохнулась!

 

Появляется Алексей. Тяжело дышит.

 

АЛЕКСЕЙ. Не могу один. Не получается.

ЖЕНЯ. Давайте я помогу. Вдвоем-то мы ого-го.

АЛЕКСЕЙ. Хорошо. (Актерам) Значит так - играем быстро и по существу. Мы долго машину раскачивать не сможем, поэтому постараемся снять с одного дубля. Швабра знакомится с Карасем. Черт его знает зачем, но нам, наверное, может пригодиться. Сцена заканчивается, когда машина резко останавливается. Вопросы?

ВАЛЕРА. У отбросов нет вопросов. Просто знакомимся. И все.

АЛЕКСЕЙ. Абсолютно. Ты хороший актер, Валера, помни это.

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА. А я?

АЛЕКСЕЙ. А вы вообще гений, Елена Андреевна. Женя, пошли.

 

Уходят.

 

ВАЛЕРА. Вот поэтому я ему и не верю. Он слишком легко всех хвалит.

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА. Валера, для вас это так важно? Вы же и так все это должны знать. Вы очень хороший актер.

ВАЛЕРА. Я и вам не верю.

 

«Автозак» начинает раскачиваться. Елена Андреевна кивает Валере. Тот кивает в ответ.

 

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА. Ну что салага, по какой статье загораешь?

ВАЛЕРА. Сто седьмая мать родная. Куда везут-то нас? В тишину что ли?

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА (усмехаясь). Везут печников да петухов, а нас перевозят. Да не выйдет у них ничего. Не под ту кишочку заточку подкладывают. (Протягивает руку) Хорошие люди Шваброй зовут. Зовут не парашу Шваброй подтирать, а мокруху насухо доводить.

 

Валера пожимает руку Елене Андреевне.

 

ВАЛЕРА. Карась. Собор без крестов, да погост без петухов. Через форточку хожу по привычке, теперь соло пою на отмычке.

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА. Держись за ручку Швабры, форточник-соловей, а то сольют тебя кум да кума в «тишине», как миску баланды.

 

«Автозак» перестает раскачиваться.

 

ВАЛЕРА. Швабра, чего это? Мы уже приехали?

ГОЛОС АЛЕКСЕЯ. Стоп! Снято!

 

Появляется тяжело дышащий Алексей, и улыбающийся Женя.

 

АЛЕКСЕЙ. Тяжелая сука…, простите….

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА. Ну как?

АЛЕКСЕЙ. Я не все мог расслышать, но это конечно полный трэш.

ВАЛЕРА. А что ты хотел? Чтоб мы тут что? Короля Лира выдали?

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА (неуверенно). Трэш? Это...?

АЛЕКСЕЙ (пытаясь отдышаться). Здесь пойдет. Здесь это то, что надо. (садится на пол) Но я там чуть не умер. Чуть не умер….

ЖЕНЯ. А я ничего, даже не запыхался. Мне так понравилось всё!

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА. Ну что, с первой съемкой всех нас?

АЛЕКСЕЙ. Надо еще отснятый материал посмотреть. Женя….

 

Оглядывается на камеру.

 

АЛЕКСЕЙ. Женя?

ЖЕНЯ (пятясь). Я, правда, не запыхался. Я могу еще раскачивать.

АЛЕКСЕЙ. Ты ведь не включал камеру? Так ведь?

ЖЕНЯ (пятясь). Я сейчас. Я сейчас один все раскачаю....

 

Женя скрывается за машиной.

 

ГОЛОС ЖЕНИ. Я готов! Снимаем?

АЛЕКСЕЙ. Перерыв.... Десять минут перерыв.

 

 

Елена Андреевна стоит возле закрытой двери. Считает негромко вслух.

 

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА. Один, два, три, четыре, пять... (громко) Откройте! (Прислушивается к приглушенным голосам из-за двери) Мужчина к вам не заходил? Мы из пенсионного общества, хотим ему страховку оформить. (Прислушивается к голосам) Точно не заходил? В полосатом костюме такой?

 

Опять прислушивается, удовлетворенно кивает, отходит от двери. Набирает номер городского телефона.

 

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА. Алло. (Внезапно) Я тебе ща поблякаю, вша беззубая! Лёлю свистни там. Аллё.... (Ласково) Лёля, как там у вас, зайка, привет. Я зайду. На следующей неделе зайду, у меня сейчас съемки, времени нет совсем. Что значит забыла? Я специально вам оставила. Конечно. Конечно. Пользуйтесь. Мне зачем? Ну да. Ну да.

 

Дверь открывается, заходит Валя. С трудом садится на стул, с трудом снимает с себя сапоги.

 

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА. Ну ладно, милая, не могу больше.... Ну да. Ну да. На следующей. Да. И денежку занесу. Да, как обещала. Нам заплатят. Точно заплатят. Только этому не говори. Да потому что кобёл! Да. Да. Ну, я еще позвоню. Только ты трубку бери первая. Вот и отлично. Ну, все, целую. (Кладет трубку) Ну как там?

ВАЛЯ. Алексей очень злится, что не получается. Кричит на всех. На Валеру накричал. Что он поломойка, а не актер, и что он должен идти мебель собирать, а не в кино играть. Валера аж побелел весь. А у него это больная тема. Он из нашего театра раз восемь уходил. И каждый раз в запой. И главное что не просто где-то тихо бухает, а звонит в театр каждые пять минут и говорит, что ему совесть не позволяет всех обманывать, что он не актер, что театр ему жизнь погубил и все в таком духе.

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА. А он хороший актер? Я с ним раньше не пересекалась.

ВАЛЯ. Не знаю. Никто не знает. Но Алексей все равно зря так с ним себя ведет.

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА. Алеша очень нервный, когда ничего не получается.

ВАЛЯ. А зачем так кричать? Мне вот волноваться совсем нельзя.

ЕЛЕНА АНДРЕВНА. Больно уж ему не терпится «Время Цветов» доделать. А тут такие сложности.

ВАЛЯ. А я вот думаю, в спектакле играть мне уже не придется.

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА. Ну, это ты зря. Я когда Лёлю родила, я уже через четыре дня в массовке чечетку отплясывала. И ты сможешь.

ВАЛЯ. Я не про это. Я про то, что я играть вообще не смогу. Страшно так.

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА. Глупости. Все ты сможешь. (Пауза) Может, даже и Маргариту осилишь. Хотя роль очень сложная, не каждая справится.

ВАЛЯ. Какую Маргариту?

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА. Если бы играла, ты бы помнила. Я тебе точно говорю.

 

Дверь открывается, заглядывает Алексей.

 

АЛЕКСЕЙ. Всех прошу на исходную. Попробуем еще раз.

 

 

АЛЕКСЕЙ. Начинаешь чувствовать к нему симпатию. Приготовились? Валера, чуть левее встань, чтоб ей живот перегородить. Отлично. Начали.

ВАЛЯ. А ты ничего. Симпатичный. На каком факультете, говоришь, учишься?

ВАЛЕРА. На цыганском. На цыганском факультете. А ты откуда откинулась?

ВАЛЯ. Я геофизик. Еще не откинулась. Учусь на третьем курсе. Пока без троек. Я в третий раз… в третий раз….. Забыла.

АЛЕКСЕЙ. Стоп. (Устало) Валя, я же специально для тебя это придумал. Смотри еще раз: третий курс, без троек, переехала в комнату на третьем этаже, в третий раз встречаешь такого симпатичного парня. Везде тройки – легко запомнить.

ВАЛЯ. Мне не нравятся тройки.

АЛЕКСЕЙ (удивленно). Вот нормально. Почему?

ВАЛЯ. Не нравятся.

АЛЕКСЕЙ. Валя, я не вижу логики. Почему тебе не нравятся тройки? Что такого в тройках, что тебя пугает?

ВАЛЯ (упрямо). Не нравятся тройки.

ВАЛЕРА. Леша, ну что ты к ней пристал? Ну не любит человек тройки.

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА. Алеша, постарайтесь Валю тоже понять, ей нелегко.

АЛЕКСЕЙ (срываясь). А я действительно не понимаю! Уже ночь! Я устал! Меня долбит, раз за разом, долбит дежа-вю, будто я видел уже всё это в каком-то кошмаре! У меня даже сейчас дежа-вю, что я уже говорил вам про дежа-вю! Но я не понимаю! Причем тут тройки! Тройки причем?!

 

Валя начинает плакать. Уходит.

ВАЛЕРА. Дурак ты, Леша. Она нормальная беременная баба, у нее матка вместо мозгов, а ты на нее орешь.

 

Уходит вслед за актрисой.

 

АЛЕКСЕЙ (вслед). И что делать?! И что нам теперь делать?! Мы вышли за график, мы ни хрена не можем снять из-за ее этой фобии дурацкой! У меня тоже уже матка вместо мозгов!

ЖЕНЯ. Четверки.

АЛЕКСЕЙ. Чего?

ЖЕНЯ. Замените все на четверки.

АЛЕКСЕЙ (злобно). Своим делом занимайся! (берет себя в руки) Извини, Женя. Ладно, пойду, успокою ее. Потом еще раз попробуем.

 

Уходит вслед за ними.

 

ЖЕНЯ. А что я такого сказал?

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА. Ему видней, Женя, он режиссер.

ЖЕНЯ. Я тоже буду режиссером. Денег накоплю и пойду учиться на режиссера.

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА. Не надо тебе этого, Женя. Ты такой мальчик хороший. Не надо тебе этого.

 

 

Алексей, Валя, Валера и Елена Андреевна, сидят за столом в кабинете. Как и в первой сцене. Молча. Долгая пауза.

 

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА. Сколько, говорите, заплатят?

АЛЕКСЕЙ (мрачно). Теперь кажется, не так уж и много.

ВАЛЯ. Зря я согласилась, да? Я, наверное, не справляюсь?

ВАЛЕРА (Алексею). У меня вопрос. Ты раньше снимал что-нибудь? До этого?

АЛЕКСЕЙ (через силу). Послушайте. Осталось немного. Первый день он всегда самый трудный. Нам просто надо сжать зубы и доснять всю эту… всю эту... это кино.

 

Входит Женя.

ВАЛЕРА (Жене). Эй ты, специалист! А ты что-нибудь снимал до этого?

АЛЕКСЕЙ. Принес? Давай сюда.

 

Женя дает Алексею бумажку.

 

ЖЕНЯ. Вот. На третьем этаже выдали.

АЛЕКСЕЙ. Так, посмотрим....

 

Разворачивает, читает. Бросает бумажку на пол, будто обжегшись.

 

АЛЕКСЕЙ (с ужасом). Блядь. Нас посадят.

ВАЛЕРА. Что там?

АЛЕКСЕЙ. Это сценарий на завтра. Нас посадят. И правильно сделают. Блядь....

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА. Прочитайте нам, Алеша. Давайте обсудим, мы же не знаем, что там.

АЛЕКСЕЙ (в шоке). Я должен подумать. Я должен сосредоточенно подумать.

ВАЛЕРА. Дай сюда.

 

Поднимает бумажку, читает.

 

ВАЛЕРА (читает). «Неродная бабушка Алены пытается уничтожить свою приемную внучку и Карася».

ВАЛЯ. А там не написано, откуда она вообще взялась, эта неродная бабушка?

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА (с удовлетворением). Бабушку я сыграю. Это тебе не Швабра.

АЛЕКСЕЙ (в шоке). Эх, ну ни хрена ж себе.... Я должен подумать....

ВАЛЕРА (продолжает читать). «Они вынуждены скрываться и случайно попадают на секретный совет стариков, где те присягают на верность Главному Старику. Лицо Главного скрыто под маской».

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА. А это для Алеши роль. Алеша, вы же можете под маской сыграть?

АЛЕКСЕЙ (в шоке повторяет). Я должен сосредоточенно подумать....

ВАЛЕРА. «Они подслушивают секретный план стариков. Он заключается в том, что они собираются, на встрече с электоратом, захватить в плен Президента России. На встречу приглашены все старики. Только Президент знает код атомного чемоданчика, оставшегося в наследство от СССР. Таким образом, старики хотят установить власть над миром».

 

Пауза.

 

ЖЕНЯ. Мне тоже понравилось. Круто.

АЛЕКСЕЙ (оживая). Круто? Круто?! Нас посадят. Вы что не понимаете? Нас реально посадят за этого Президента. Блияяя...

 

В волнении ходит взад вперед. Останавливается.

 

АЛЕКСЕЙ. Значит так. Я прошу у вас у всех прощения. Съемочная группа распущена. Денег я вам за этот день заплатить не могу. В этом смысле хоть расстреливайте меня, денег все равно нет. Мне ужасно стыдно, что я втравил вас в это, но ей-богу лучше без работы, без денег и без скамьи подсудимых. Простите меня.

ВАЛЯ. Как это? Всё? Мы больше не играем? Никогда?

ВАЛЕРА. Судя по всему да. 

АЛЕКСЕЙ. Простите меня ради Бога. Простите. И прощайте.

ЖЕНЯ. Домой идти?

АЛЕКСЕЙ. Да, Женя, иди домой.

ЖЕНЯ. А завтра? Приходить?

АЛЕКСЕЙ. И завтра оставайтесь дома. И послезавтра. (Прижимает руку к груди) Мне так стыдно, друзья, простите меня. Простите.

ВАЛЕРА (беззлобно и устало). Да пошел ты.

АЛЕКСЕЙ (шепотом). Простите. Простите за все.

 

Берет со стула куртку, смотрит на актеров. Хочет что-то сказать, не находит слов, прижимает руку к груди.

 

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА (внезапно). Слушай сюда, ты, дырка от параши. Хочешь, и откинуться и чужую жопу под раздачу подставить?

АЛЕКСЕЙ. Елена Андреевна….

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА. Я, сука, шестьдесят лет Елена Андреевна. Я сцену топтала, когда ты в суфлерскую будку пешком ходил. И ты значит….

АЛЕКСЕЙ. Елена Андреевна, вы с ума сошли?

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА. А ну сел на место!

АЛЕКСЕЙ. Я…

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА. Быстро, я сказала!

 

Алексей садится.

 

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА. Значит так. Послушайте меня, Алеша. Послушайте меня все. Я просто прошу взять себя в руки, успокоиться и выслушать меня. Я ничего вам нового не скажу. Я отлично помню, как было в мою юность, когда лишнего слова сказать было нельзя. Зажимали так, что мало не покажется. Очень было страшно. И мне было страшно, и всем кто против власти рыпался.

АЛЕКСЕЙ. Вы поймите меня правильно….

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА (не обращая на него внимания). Прошло много времени, и я могу делать какие-то выводы. Я имею на это право, я старый человек. И вот что я вам скажу – в истории остались только те, кто рыпался. А все остальные так и умерли незамеченными. И я среди них. Вас можно понять, Алеша, вы молоды и талантливы....

АЛЕКСЕЙ. Вы правильно меня понимаете, но....

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА. Но с другой стороны - вы нанялись сюда за деньги и вы вообще, ни разу, ни на полмиллиметра не революционеры. Вы просто снимаете здесь сериал. Просто зарабатываете деньги. Просто наемные работники. Что? Разве я не права?

 

Пауза. Все думают над ее словами.

 

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА. А кроме всего прочего про этого Президента шутить не страшно. Страшно про предыдущего что-то не то сказать. А за этого ничего не будет. Это я вам как опытный человек говорю.

ВАЛЕРА (с уважением). Мне кажется, Елене Андреевне можно доверять.

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА (невесело усмехаясь). Жизнь.… Так быстро пролетела жизнь.… Еще вчера я думала – все успею. А теперь.… Но у вас-то все будет по-другому. Или что? Или я ошибаюсь?

ВАЛЕРА. Леха?

АЛЕКСЕЙ. Что Леха?

ВАЛЕРА. Ну, скажи что-нибудь.

АЛЕКСЕЙ (мрачно). Чего тут сказать? Завтра в восемь мотор, прошу без опозданий.

 

 

ВАЛЯ. Какие странные грибы, бабушка. Цвет странный. И форма.

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА. Специально для тебя собирала, внучка. И для твоего друга.

ВАЛЕРА. Бля, в натуре, грибы какие-то... опущенные.

ВАЛЯ. А ты, почему бабушка не ешь? С дороги-то устала, наверное?

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА. Ничего, ничего. Я перекусила на вокзале сегодня.

ВАЛЕРА. Не, бабусь, давай хавай, не трынди.

АЛЕКСЕЙ (комментирует). План не удался. Первые признаки злобы, агрессия.

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА. Сказала же – сытая. Глухие что ли? По сто раз повторять? Ешьте, давайте, а то тарелки потом после вас еще мыть.

ВАЛЕРА. Ты чего конфликтуешь, в натуре? Предъявляешь чего? Садись на нары и хавай баланду как все.

ВАЛЯ (ласково). Вот этот на тебя бабушка смотрит, зелененький. А ну, давай, ам его.

АЛЕКСЕЙ. Бабушка выбивает тарелку из рук Алены. Вот так. Карась понимает, что тут дело нечисто. Возмущение.

ВАЛЕРА. Ах ты, кошелка, мать твою! Ты нас че, травануть решила?

АЛЕКСЕЙ. Ведьму давайте, Елена Андреевна, как в последний раз репетировали.

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА. Травануть? Щенки! Ха-ха-ха! Да мне проще вас утопить, как щенков! Ха-ха-ха!

АЛЕКСЕЙ. И пальцем! Пальцем тычьте! Продолжайте хохотать!

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА. Ха-ха-ха!

ВАЛЕРА. Она из этих!!! Бежим, мать твою!!!

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА. Ха-ха-ха!

АЛЕКСЕЙ. Стоп! Снято! (Жене) Снято?

ЖЕНЯ (с восхищением). Круто. Как в кино.

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА (довольным голосом). А я снималась один раз, в рекламе порошка стирального. Мне Илюша оператор тогда сказал, что я очень киногеничная.

ВАЛЕРА. А ничего, что мы огурцы с грибами перепутали?

ВАЛЯ. Это я виновата. Смотрю на огурцы и думаю – вот грибов бы сейчас соленых….

АЛЕКСЕЙ. А что, мне даже понравилось. Есть в этом какое-то зерно. Женя, беги в коридор, камеру устанавливай, мы сейчас придем.

 

Женя убегает.

 

ВАЛЕРА. А ко мне, утром сегодня, представляете, подошли двое – мужчина и женщина. И автограф взяли.

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА. Женщина с такой шапкой дурацкой, да? У меня тоже. Они, наверное, у всех берут, на всякий случай. Видеть же они не могли, что мы снимаем, правильно?

ВАЛЯ. А в соседнем павильоне, я узнала, снимают сериал «Обнажены и Опасны» - три девки в голом виде грабят банки, и потом не могут найти свидетелей ограбления, потому что никто не может запомнить их лиц. И вот эти двое, они туда не пошли автографы брать. Они именно нас ждали.

АЛЕКСЕЙ. Ну, ты сравнила – наш сериал и эта порнушка. Просто заглядывали в павильон, видели как мы работаем…. Я так думаю. Прославляемся потихоньку и это закономерно. Ладно, не отвлекаемся. Следующая сцена в коридоре - вы бежите от демонической бабушки в подвал.

 

7.

Алексей сдирает с головы противогаз.

АЛЕКСЕЙ. А это нормально, что у меня стекла потеют? Может с ними что-то не так?

ВАЛЕРА. Все с ними так.

АЛЕКСЕЙ. А на лбу ручкой «Metallica» написано.

ВАЛЕРА. Я этот противогаз на соревнованиях на 23 февраля в 11 классе выиграл. Костюм химзащиты надел за четыре минуты тридцать пять секунд.

ВАЛЯ. А ты был в армии?

ВАЛЕРА. Не взяли, я слишком легкий был. Недобор по весу.

ЖЕНЯ (грустно). Вот бы мне так. А я здоровый, прямо, беда. Весь обследовался с головы до ног – здоровый хоть ты тресни.

ВАЛЕРА. Я же всю дорогу Соломинку играл. В сказке про Соломинку, Пузырь и Лапоть. А в прошлом году на Лаптя перевели, говорят, Соломинка я уже неубедительная, дети не верят.

АЛЕКСЕЙ. А я убедительный в этом противогазе?

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА (успокаивая). Очень. Лучше просто не может быть.

АЛЕКСЕЙ. Да? Столько лет не играл, волнуюсь.

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА. Алеша, у вас все получится, правда.

 

Алексей надевает противогаз, что-то говорит. Снимает его.

 

АЛЕКСЕЙ. А меня вообще слышно, когда я что-то в противогазе говорю?

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА (деликатно). Ну, так. Не очень.

АЛЕКСЕЙ. Давайте тогда по-другому сделаем. Я говорю, а вы все повторяете, как зомбированные. На всякий случай. Женя, снимаем только меня, крупным планом. Поехали.

 

Надевает противогаз. Что-то говорит.

 

ВСЕ (хором). Это наш секретный план.

 

Алексей что-то говорит.

 

ВСЕ (хором). Красная кнопка ждет нас.

 

Алексей что-то говорит.

 

ВСЕ (хором). Нам нужен Президент. Он знает.

 

Все, кроме Жени, сидят за столом. Настроение у всех приподнято.

АЛЕКСЕЙ. Даже отметить хочется. По-моему сегодня прекрасно все прошло. Как ваши ощущения?

ВАЛЯ. Спина болит ужасно. Врач сказал, что попа у всех беременных растет для противовеса к животу. А у меня почему-то не растет.

ВАЛЕРА. У тебя прекрасная попа. То есть противовес. То есть… В общем, тебе надо отдыхать чаще. Ты береги себя. И ребенка.

ВАЛЯ (с удивлением). Спасибо. Ты чего это такой заботливый?

ВАЛЕРА (Алексею). А дальше что? В смысле, у тебя же уже есть завтрашняя серия?

АЛЕКСЕЙ. Сейчас Женя принесет.

ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА. А может, правда отметим как-нибудь съемки? Давайте, на вино скинемся. Я так давно не пила вина.

ВАЛЕРА. Лучше на пиво наберем.

АЛЕКСЕЙ. Лучше давайте Женю дождемся, прочитаем серию и решим.

ВАЛЯ. А мне можно чуть-чуть красного вина. Это даже полезно, врач говорил.

ВАЛЕРА (мгновенно уступая). Ну, уговорили – вино, так вино.

АЛЕКСЕЙ. Друзья, давайте все-таки подождем Женю.

ВАЛЕРА. Чего ты нервничаешь? Все нормально будет.

АЛЕКСЕЙ. Я нервничаю, потому что не понимаю логики. По идее тут и не должно быть логики, но мне все равно как-то стремно.

((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228469']=__lxGc__['s']['_228469']||{'b':{}})['b']['_699880']={'i':__lxGc__.b++};



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.