Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;



 

Основные идеи и принципы инклюзивного образования как международной практики по реализации права на образование лиц с особыми потребностями были впервые наиболее полно сформулированы в Саламанкской декларации «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» (1994). Более трехсот участников, представлявших 92 правительства и 25 международных организаций, заявили в Саламанкской декларации о необходимости «провести кардинальную реформу общеобразовательных учебных заведений», признавая «необходимость и безотлагательность обеспечения образования для детей, молодежи и взрослых с особыми образовательными потребностями в рамках обычной системы образования».

 

Мы считаем и торжественно заявляем о том, что:

  • каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний;
  • каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности;
  • необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы таким образом, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей;
  • лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных, в первую очередь, на детей с целью удовлетворения этих потребностей;
  • обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования.

Саламанкская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особыми потребностями, принятая «Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество». Саламанка, Испания, 7–10 июня 1994 г.

В Саламанкской декларации указывается, что каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности, соответственно стоит развивать системы образования и разрабатывать учебные программы таким образом, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей. Лица, имеющие особые потребности, отмечается в Декларации, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия, используя педагогические методы, ориентированные в первую очередь на детей, чтобы удовлетворить эти потребности.

Подчеркивается, что обычные школы с такой инклюзивной ориентацией - эффективное средство борьбы с дискриминационными настроениями, создание доброжелательной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечение обучением всех.

В обращении ко всем правительствам отмечается, что приоритетным с точки зрения политики и бюджетных ассигнований должно быть реформирование системы образования, что позволило бы охватить обучением всех детей, несмотря на индивидуальные различия и трудности; законодательно признать принцип инклюзивного образования, который заключается в том, что все дети находятся в обычных школах, за исключением тех случаев, когда нельзя поступить иначе; всячески поощрять обмен опытом с странами, имеющими инклюзивную систему обучения; содействовать участию родителей, общин, общественных организаций лиц в процессах планирования и принятия решений относительно удовлетворения специальных образовательных потребностей; всячески способствовать разработке стратегий диагностики и определения особых потребностей в детей, а также разрабатывать научно-методические аспекты инклюзивного обучения; значительное внимание стоит уделить подготовке педагогов к работе в системе инклюзивного образования.

Руководящим, основополагающим принципом принятых «Рамок действий» стало утверждение, что «школы должны принимать всех детей, несмотря на их физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые и другие особенности. К ним относятся дети с умственными и физическими недостатками, беспризорные и работающие дети ...» Именно школы, как отмечается в этом документе, должны стать образцом для общества по ориентации на удовлетворение потребностей людей, социума, в котором с уважением относятся к их различиям.

В введении «Рамок действий» указывается, что определенное количество детей, находясь в школе, сталкивается со значительными трудностями в обучении, имея особые образовательные потребности. Термин «особые образовательные потребности» относится ко всем детям и молодым людям, потребности которых зависят от различных видов физической или умственной недостаточности, или трудностей, связанных с обучением». Согласно обучению, как определено в Саламанкской декларации, следует адаптировать к потребностям детей, а не «Подгонять детей под неизменные учебные условия». Школы должны находить пути для успешного обучения всех детей, в т.ч. и с серьезными физическими или умственными недостатками, для этого должны быть разработаны педагогические мероприятия, ориентированные на потребности учащихся.

Именно на этих основных определениях базируется концепция инклюзивной школы, «Школы для всех». Декларация засвидетельствовала, что на протяжении длительного времени проблемы людей с умственными и физическими недостатками осложнялись ограниченными возможностями общества, концентрировало основное внимание на недостатках, а не на потенциальных возможностях этих лиц.

Инклюзивные школы, как отмечается в документе, должны не только обеспечить высококачественным образованием всех детей, но и способствовать устранению дискриминационных установок и настроений, создавать благоприятную атмосферу в общинах для развития инклюзивного общества, изменяя перспективы социального обустройства.

«Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями» очертили инновационные подходы к получению образования инвалидами, принятых мировой сообществом.

Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)

 

 

Возможность реализации инклюзивного подхода уже заложена в рамках действующего законодательства Российской Федерации в области образования.

 

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» гарантирует получение образования всеми гражданами, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости (п.1 ст.5).

 

Действующий закон РФ «Об образовании» позволяет осуществлять образование детей с ограниченными особенностями здоровья:

  • родители и законные представители ребенка наделены правом выбора как формы получения образования, так и образовательного учреждения по месту жительства семьи – согласно п.1 ст.52;
  • по заключению психолого-медикопедагогической комиссии (ПМПК), но только с согласия родителей (законных представителей), допускается направление детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы) – согласно п.10 ст.50.

Конституция РФ(12 декабря 1993г.). Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. Принцип равноправия. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего и начального профессионального образования. В свою очередь, родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. Указанные права закреплены Семейным кодексом РФ и Законом «Об образовании»

Закон«О социальной защите инвалидов в РоссийскойФедерации»Российской федерации от 24 ноября 1995 г. В статье 18 говорится о том, что образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение детьми-инвалидами общего среднего образования, среднего и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Государство гарантирует необходимые условия для реализации права инвалидов на образование. Закон предусматривает создание специальных условий для пребывания детей-инвалидов в детских дошкольных образовательных учреждениях общего типа. Для детей, возможности которых не позволяют посещать такие учреждения, создаются специальные дошкольные учреждения. Если и это невозможно, специальное образование осуществляется на дому. В законе оговариваются особые права инвалидов на труд, медицинское обслуживание и лечение, транспортное обслуживание и жилищные льготы.

17 ноября 2013 года в силу вступилФедеральный государственный образовательныйстандарт дошкольного образования,в соответствии с которым разрабатываются примерные образовательные программы дошкольного образования, направленные на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Так же отмечается, что содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья. Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития. Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями, должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.

Анализ состояния законодательства Российской Федерации в области образования свидетельствует, что инклюзивные подходы в образовании в современной России принципиально возможны и не запрещены.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.