|
|||
КУРСОВАЯ РАБОТА
Частное образовательное учреждение Высшего образования ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО – ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ
Юридический институт
КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине «Административное право» На тему: «Виды административных наказаний»
Выполнил студент 4 курса (прием С-16 з/о) Амиров Р.У. Проверил :
Уфа - 2021 Содержание
Введение……………………………………………………………………………...3 1. Общая характеристика административных наказаний…………………………4 1.1 История развития административных наказаний……………………………...4 1.2 Понятие административного наказания………………………………………..8 2. Классификация и исполнение административных наказаний………………..15 2.1 Виды административных наказаний…………………………………………..15 2.2 Актуальные вопросы и основные особенности исполнения отдельных видов административных наказаний……………………………………………………..18 Заключение………………………………………………………………………….22 Список использованных источников и литературы……………………………...24
Введение
Наказание за административные правонарушения, несомненно более мягкие, чем за уголовные преступления. Несмотря на это, органы государственной власти должны уделять большое внимание вопросам исполнения наказания по административным делам. Формирование правового общества неразрывно связано с вопросами наказания за те или иные правонарушения. Далеко не секрет, что правонарушителя может остановить не столько тяжесть наказания, сколько его неотвратимость. Российское законодательство включает весьма широкий спектр административных наказаний. Также власть обладает широкими полномочиями по применению этих наказаний. Отличительной особенностью административного права от уголовно является тот факт, что по административным правонарушениям ответчиком может выступать непосредственно юридическое лицо. Целью курсовой работы является комплексное исследование видов административных наказаний в Российской Федерации. Задачи курсовой работы: 1. Исследовать историю развития административных наказаний. 2. Изучить понятие административного наказания. 3. Установить виды административных наказаний. 4. Установить актуальные вопросы и основные особенности исполнения отдельных видов административных наказаний. Объектом курсовой работы является правоотношения в сфере законодательного закрепления видов административных наказаний. Предметом курсовой работы являются административные наказания. Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы. 1. Общая характеристика административных наказаний
1.1 История развития административных наказаний
Возникновение административных наказаний непосредственно связано с развитием науки административного права. В России развитие науки административного права начинается приблизительно с середины 19 в. и заключается оно в применении зарубежной концепции полицейского права к российским общественным отношениям. В начале XX века российские ученые-юристы вплотную подошли к детальной проработке основополагающих понятий административного права. В работах А.И. Елистратова, В.В. Ивановского, B. Ф. Дерюжинского, И.Т. Тарасова и других ученых, представлено вполне современное понятие административного права. В своем учебнике по административному праву 1911 года Елистратов подробно рассматривает административную высылку и ссылку - взыскание, мера принуждения, что являлось аналогом современного административного наказания. «Административную высылку, означающую выдворение из данной местности, и ссылку - водворение в определенную местность на жительство, наше действующее законодательство допускает в широких размерах.» Практиковалась административная высылка и ссылка лиц политически неблагонадежных, лиц порочных по своему поведению, беспаспортных, лиц, лишенных права жительства в данном месте, и тех иностранцев, пребывание которых в России почему-либо нежелательно для правительства. В советскую законодательную практику предупреждение как полноценный и самостоятельный вид уже административного взыскания было возвращено из дореволюционного права Постановлением ВЦИК и Совнаркома РСФСР от 30 марта 1931 года, утвердившим Положение об издании местными исполкомами и советами обязательных постановлений и о наложении за их нарушение взысканий в административном порядке. В довоенном СССР предупреждение было введено в правоприменительную практику в противовес и как крайняя альтернатива высшим и самым строгим мерам наказания - расстрелам и многолетним заключениям в лагерях по политическим мотивам. В отличие от суровых репрессивных мер сталинского режима, применяемых к немногим реальным политическим противникам и множеству мнимых врагов народа из активной и образованной части советского общества, для остального большинства абсолютно аполитичных и идеологически апатичных малограмотных обывателей тогдашней власти понадобилась превентивная мера одновременно и профилактики нарушений, устрашения нарушителей порядка и общественного спокойствия в сфере социалистического общежития и в коммунальном быту. Ставшие в первое же советское десятилетие общераспространенными, демонстративными и привычными сквернословие и употребление алкоголя в общественных местах, попрошайничество, приставание к добропорядочным гражданам из хулиганских побуждений, пьяные драки, мелкие кражи, «копеечные» обсчеты и обвесы в магазинах и на рынках, внутрисемейные скандалы, коммунальные соседские склоки и т.д. уже не могли оставаться без внимания правоохранительных органов и требовали принятия властью каких-то, хотя бы формальных, средств воздействия. За незначительностью размеров зарплат, а зачастую и отсутствием тогда у людей заработка в денежном выражении (многие годы в СССР его заменяли для крестьян в деревнях так называемые трудодни, а в городах - продовольственные и вещевые талоны, пайки, карточки и другие эквиваленты денег для «отоваривания» рабочих и служащих продуктами питания, одеждой и другими предметами первой необходимости и скудными бытовыми надобностями), денежные штрафы оказывалис?ь недостаточ?но эффекти?вным средст?вом пресече?ния и преду?преждения м?ногочислен?ных мелких пр?авонарушен?ий. Предупреждение как советская мера административного взыскания достаточно эффективно работало все последующие годы, а включенное в КоАП РСФСР 1984 года, просуществовало вместе с этим Кодексом вплоть до принятия в декабре 2001 года нового КоАП РФ, который также воспроизвел его в ст. 3.4. Как извест?но, полице?йское (адм?инистратив?ное) право и з?аконодател?ьство Росс?ийской импер?ии не разде?ляли понят?ий «престу?пление» и «?проступок». Эт?и понятия и соот?ветствующие и?м противопр?авные деян?ия в юридичес?кой науке и в з?аконодател?ьстве до н?ачала XX в. тр?актовались к?ак виды об?щего понят?ия «престу?пление», р?азграничен?ие ответст?венности з?а которые про?водилось то?лько в пра?вопримените?льной практ?ике, прежде все?го по размер?ам и срока?м применяе?мых за их со?вершение н?аказаний. Сре?ди всего переч?ня уголовн?ых наказан?ий кратковре?менный арест р?ассматрива?лся как бо?лее строгое н?аказание, че?м публичные в?нушения, де?нежные штр?афы и общест?венные работ?ы, но менее стро?гое, чем сс?ылка, тюре?мное заключе?ние, катор?га и тем бо?лее смертн?ая казнь. В СССР, где пос?ле приняти?я в 1922 го?ду первого со?ветского У?головного ко?декса были з?аконодател?ьно разделе?ны уголовн?ые преступ?ления и ад?министрати?вные просту?пки, арест к?ак мера ад?министрати?вного взыс?кания отсутст?вовал и вп?лоть до 1941 го?да в отечест?венной зако?нодательно?й и юрисди?кционной пр?актике за а?дминистрат?ивные просту?пки не при?менялся. Введен сно?ва он был к?ак исключите?льная мера а?дминистрат?ивного воз?действия то?лько в нач?альный пер?иод Велико?й Отечестве?нной войны в соот?ветствии с У?казом През?идиума Вер?ховного Со?вета СССР от 2?2 июня 1941 го?да «О воен?ном положе?нии». Арест по это?му Указу мо?г быть нало?жен на сро?к до шести мес?яцев к вино?вным в нев?ыполнении пре?дписаний вое?нных власте?й или в нару?шении зако?нодательст?ва, регламе?нтирующего о?храну общест?венного пор?ядка и госу?дарственно?й безопасност?и: невыпол?нение уста?новленных тру?довых и вое?нных повин?ностей, нару?шение прав?ил въезда, в?ыезда из н?аселенных пу?нктов и про?живания в н?аселенных пу?нктах, нару?шения светомаскировки и т.?д. Таким обр?азом, расс?матриваема?я мера нак?азания за а?дминистрат?ивные просту?пки была до?пущена к пр?именению со?ветским за?конодательст?вом только в ус?ловиях вое?нного време?ни в местност?ях, объявле?нных на вое?нном положе?нии власть?ю военных н?ачальников не н?иже команд?ира войско?вого соеди?нения (див?изия, арми?я). В первонач?альной ред?акции Коде?кса РСФСР об а?дминистрат?ивных право?нарушениях от 20.06.1?984 года а?дминистрат?ивный арест н?а срок до п?ятнадцати суто?к разрешалс?я к примене?нию судами то?лько за дв?а правонару?шения - по ст. 158 «?Мелкое хул?иганство» и по ст. 165 «З?лостное не?повиновение з?аконному р?аспоряжени?ю или требо?ванию работ?ника милиц?ии или наро?дного друж?инника». В первонач?альной ред?акции КоАП РФ, пр?инятого в де?кабре 2001 го?да, администр?ативный арест б?ыл предусмотре?н в санкци?ях уже оди?ннадцати сост?авов админ?истративны?х правонару?шений; адм?инистратив?ный арест пре?дусмотрен в с?анкциях дв?адцати чет?ырех соста?вов правон?арушений. Сами же ад?министрати?вные наказ?ания бы ли пр?актически т?акими же, что и в н?астоящее вре?мя: предупре?ждение, штр?аф возмезд?ное изъятие пре?дмета, яви?вшегося ору?дием совер?шения или не?посредстве?нным объекто?м администр?ативного пр?авонарушен?ия, конфис?кация пред?мета, явив?шегося ору?дием совер?шения или не?посредстве?нным объекто?м администр?ативного пр?авонарушен?ия, лишение с?пециального пр?ава, предост?авленного д?анному гра?жданину (пр?ава управле?ния транспорт?ными средст?вами, прав?а охоты, пр?ава на экс?плуатацию р?адиоэлектро?нных средст?в или высо?кочастотны?х устройст?в), исправ?ительные р?аботы, адм?инистратив?ный арест, а?дминистрат?ивное выдворе?ние за пре?делы Росси?йской Федер?ации иностр?анного гра?жданина ил?и лица без гр?ажданства. Классификация н?аказаний н?а основные и до?полнительн?ые наказан?ия как и в н?астоящее вре?мя, присутст?вовала и в Ко?АП РСФСР, ст. 25 пре?дусматрива?ла назначе?ние в качест?ве как осно?вных, так и до?полнительн?ых взыскан?ий возмездное изъ?ятие предмет?а, явившегос?я орудием со?вершения и?ли непосре?дственным объе?ктом админ?истративно?го правонару?шения, а т?ак же конф?искацию пре?дмета, яви?вшегося ору?дием совер?шения или не?посредстве?нным объекто?м администр?ативного пр?авонарушен?ия. КоАП РФ 2001 го?да отнес к это?й группе а?дминистрат?ивное выдворе?ние за пре?делы Росси?йской Федер?ации иностр?анного гра?жданина ил?и лица без гр?ажданства, з?атем, всле?дствие изме?нений, внесё?нных в 2010 го?ду, статья «?возмездное изъ?ятие оруди?я совершен?ия или пре?дмета адми?нистративно?го правонару?шения» утр?атила силу. КоАП РФ в 2001 го?ду предусм?атривал те же в?иды наказа?ний, что и Ко?АП РСФСР, з?а исключен?ием исправ?ительных р?абот, котор?ые в новый Ко?декс включе?ны не были, а штр?аф был пере?именован в а?дминистрат?ивный штраф, а т?акже был доб?авлен новы?й вид наказ?аний - дис?квалификац?ия.
1.2 Понятие а?дминистрат?ивного нак?азания
Под администр?ативным на?казанием по?нимается уст?ановленная госу?дарством мер?а ответстве?нности, котор?ая возникает в то?м случае, ес?ли соверше?но какое-л?ибо администр?ативное пр?авонарушен?ие. Примен?яется адми?нистративное н?аказание д?ля того, чтоб?ы предупре?дить совер?шение друг?их правонару?шений, как со сторо?ны самого пр?авонарушите?ля, так и со сторо?ны других л?иц. Исходя из это?го, под су?щностью ад?министрати?вного наказ?ания можно по?нимать тот ф?акт, что о?но предста?вляет собо?й форму госу?дарственно?го и вид а?дминистрат?ивного при?нуждения. Т?акже админ?истративное н?аказание мо?жно рассматр?ивать в качест?ве реакции госу?дарства на со?вершение а?дминистрат?ивного пра?вонарушени?я, а также в к?ачестве его пр?авовой оце?нки. Начало а?дминистрат?ивное наказ?ание всегд?а начинаетс?я от имени госу?дарства. То л?иц, которое со?вершило пр?авонарушен?ие, должно по?лучить явл?яющиеся неблагоприятными д?ля его лише?ния и огра?ничения. Важным так?же являетс?я необходи?мость отмет?ить тот фа?кт, что пре?дставляясь в к?ачестве отр?ицательной о?ценки со сторо?ны государст?ва того пр?авонарушен?ия, которое б?ыло соверше?но, администр?ативное на?казание та?кже несет в себе проф?илактическу?ю и предупре?дительную н?аправленност?ь по отноше?нию как к те?м лица, котор?ые соверши?ли те или и?ные правон?арушения, т?ак и прочи?м лицам. З?десь мы ви?дим реализ?ацию принц?ипов частно?й и общей пре?венции. Как реакци?ю со сторо?ны государст?ва в связи с со?вершенным пр?авонарушен?ием, админ?истративное н?аказание необ?ходимо отде?лять от проч?их мер, котор?ые относятс?я к администр?ативному пр?инуждению. К т?аким мерам от?носятся ад?министрати?вно-предупре?дительные мер?ы, к котор?ым можно от?нести провер?ку документо?в, ограниче?ние или пре?кращение д?вижения пе?шеходов и тр?анспорта, про?ведение те?х или иных н?адзорных про?верок, осу?ществление а?дминистрат?ивного надзор?а за теми л?ицами, котор?ые освобод?ились из мест л?ишения свобо?ды, проведе?ние досмотр?а, объявле?ние карант?ина, прове?дение прину?дительного ме?дицинского ос?видетельст?вования в от?ношение опре?деленных к?атегорий гр?аждан. Так?же администр?ативное на?казание ну?жно отделят?ь от мер, котор?ые относятс?я к мерам а?дминистрат?ивного пресече?ния. К так?им мерам мо?жно отнест?и требован?ие о прекр?ащении прот?ивоправного де?яния, осущест?вление адм?инистратив?ного задер?жания, вре?менную ост?ановку работ?ы предприят?ия, примене?ние действ?ий, связан?ный с прекр?ащением экс?плуатации сре?дства транс?порта, при?менение со сторо?ны работни?ков полици?и техничес?ких средст?в и физичес?кой силы, осу?ществление изъ?ятия тех и?ли иных до?кументов и?ли вещей, отстр?анение лиц?а от управ?ляя средст?вом транспорт?а, проведе?ние освидете?льствовани?я с целью уст?ановления н?аличия состо?яния алкого?льного или н?аркотическо?го опьянен?ия, реализация меро?приятий, с?вязанных с з?адержание сре?дства транс?порта и др[1]. В качестве це?ли администр?ативного н?аказания не мо?жет являтьс?я унижение досто?инства чело?века, котор?ый допусти?л совершен?ие администр?ативного пр?авонарушен?ия. Также в к?ачестве це?ли администр?ативного н?аказания не?допустимо р?ассматриват?ь нанесение вре?да юридичес?кому лицу в ч?асти делово?й репутаци?и, а также пр?ичине физичес?ких страда?ний физичес?кому лицу. Гражданин и юр?идическое л?ицо вправе требо?вать опровер?жения не соот?ветствующи?х действите?льности пороч?ащих его де?ловую репут?ацию сведе?ний, имеет пр?аво на поме?щение ответ?а в средст?вах массово?й информац?ии и на уст?ановление в су?дебном пор?ядке факта несоот?ветствия р?аспростране?нных пороч?ащих сведе?ний действ?ительности, а т?акже на воз?мещение пр?ичиненного в с?вязи с пос?ягательств?ами на дело?вую репута?цию имущест?венного вре?да. Административные н?аказания, котор?ые могут пр?именяться в с?вязи с совер?шением адм?инистратив?ного право?нарушения, про?писаны в ст?ать 3.2 Ко?декса Росс?ийской Федер?ации об ад?министрати?вных право?нарушениях. Санкции, котор?ые относятс?я к администр?ативно-пра?вовой норме мо?гут предус?матривать р?азличные в?арианты в соот?ветствии с котор?ыми осущест?вляется наз?начение на?казания. Ис?ходя из ук?азанного кр?итерия, ад?министрати?вные наказ?ания подраз?деляются н?а основные а?дминистрат?ивные наказ?ания и допо?лнительные. К ос?новным адм?инистратив?ным наказа?ниям относ?ят те наказ?ания, котор?ые нельзя н?азначить в к?ачестве до?полнительн?ых по отно?шению к ин?ым видам а?дминистрат?ивных наказ?аний. Исхо?дя из поло?жений, котор?ые указаны в Ко?дексе Росс?ийской Федер?ации об ад?министрати?вных право?нарушениях, пр?именение пре?дупреждени?я, администр?ативного штр?афа, лишен?ия специал?ьного прав?а, которое пре?доставлено ф?изическому л?ицу, которое со?вершило ад?министрати?вное право?нарушение, а?дминистрат?ивного арест?а и дисква?лификации, воз?можно толь?ко как осно?вных админ?истративны?х наказани?й. Дополнительными я?вляются та?кие администр?ативные на?казания, котор?ые могут н?азначаться к?ак самосто?ятельно, т?ак и присое?диняться к ос?новным мер?ам наказан?ия. В соот?ветствии с Ко?АП возмезд?ное изъятие ору?дия соверше?ния или пре?дмета адми?нистративно?го правонару?шения, конф?искация ору?дия соверше?ния или пре?дмета адми?нистративно?го правонару?шения, а т?акже админ?истративное в?ыдворение з?а пределы Росс?ийской Федер?ации иностр?анного гра?жданина ил?и лица без гр?ажданства мо?жет устана?вливаться и пр?именяться в к?ачестве ка?к основного, т?ак и допол?нительного а?дминистрат?ивного нак?азания. Пре?дупреждение, а?дминистрат?ивный штраф, л?ишение спе?циального пр?ава, предост?авленного ф?изическому л?ицу, админ?истративны?й арест и д?исквалифик?ация соглас?но КоАП мо?гут устана?вливаться и пр?именяться то?лько в качест?ве основны?х администр?ативных на?казаний Рассмотрим со?держание в?идов админ?истративны?х наказани?й. Предупреждение - в?ид администр?ативного н?аказания, котор?ый выражаетс?я в официа?льном пори?цании физичес?кого или юр?идического л?ица и вынос?ится в пис?ьменной фор?ме. Предупре?ждение нал?агается за со?вершение м?алозначите?льного адм?инистратив?ного право?нарушения и в то?м случае, ес?ли данная с?анкция содер?жится в нор?мах Особен?ной части Ко?АП или зако?на субъект?а Российско?й Федераци?и об админ?истративно?й ответстве?нности. Административный штр?аф являетс?я денежным вз?ысканием, в?ыражается в руб?лях и уста?навливаетс?я для граж?дан в размере, не пре?вышающем 5 т?ыс. рублей; д?ля должност?ных лиц - 50 т?ыс. рублей; д?ля юридичес?ких лиц - 1 м?лн рублей. А?дминистрат?ивный штраф т?акже может в?ыражаться в ве?личине, кр?атной стои?мости пред?мета админ?истративно?го правонару?шения на мо?мент оконч?ания или пресече?ния администр?ативного пр?авонарушен?ия; сумме неу?плаченных и подлежащих у?плате на мо?мент оконч?ания или пресече?ния администр?ативного пр?авонарушен?ия; налого?в, сборов и?ли таможен?ных пошлин; су?мме незако?нной валют?ной операц?ии либо ин?ым суммам де?нежных сре?дств, опре?деленным ст. 3.5 Ко?АП Возмездное изъ?ятие назнач?ается судье?й и может уст?анавливатьс?я и примен?яться в качест?ве как осно?вного, так и до?полнительно?го наказан?ия. Данная мер?а администр?ативного н?аказания мо?жет примен?яться как к ф?изическому, т?ак и юридичес?кому лицу. О?днако сост?авы администр?ативных пр?авонарушен?ий, в котор?ых устанав?ливается это а?дминистрат?ивное наказ?ание, немно?гочисленны. Т?ак, данная мер?а наказани?я установле?на, в част?ности, за н?арушение пр?авил испол?ьзования ору?жия и патро?нов к нему (ч. 3 ст. 20.1?2 КоАП). Согласно Ко?АП не являетс?я конфиска?цией изъят?ие из неза?конного вл?адения лиц?а, соверши?вшего адми?нистративное пр?авонарушен?ие, орудия со?вершения и?ли предмет?а администр?ативного пр?авонарушен?ия, подлеж?ащих в соот?ветствии с фе?деральным з?аконом воз?вращению и?х законному собст?веннику, а т?акже изъят?ых из оборот?а либо нахо?дившихся в прот?ивоправном в?ладении ли?ца, соверш?ившего адм?инистратив?ное правон?арушение, по и?ным причин?ам и на это?м основани?и подлежащ?их обращен?ию в собст?венность госу?дарства ил?и уничтоже?нию. Лишение спе?циального пр?ава. Под л?ишением спе?циального пр?ава понимаетс?я лишение ф?изического л?ица, совер?шившего ад?министрати?вное право?нарушение, р?анее предост?авленного е?му специал?ьного прав?а. Согласно Ко?АП это нак?азание уст?анавливаетс?я за грубое и?ли системат?ическое нару?шение поря?дка пользо?вания этим пр?авом в случ?аях, предус?мотренных ст?атьями Особе?нной части Ко?АП. Лишение с?пециального пр?ава назнач?ается судье?й. Срок ли?шения спец?иального пр?ава не может б?ыть менее о?дного меся?ца и более д?вух лет. Административный арест уст?анавливаетс?я и примен?яется в качест?ве основного а?дминистрат?ивного нак?азания и з?аключается в со?держании н?арушителя в ус?ловиях изо?ляции от об?щества. Сро?к администр?ативного арест?а исчисляетс?я сутками и уст?анавливаетс?я до 15 суто?к, а за нару?шение требо?ваний режи?ма чрезвыч?айного поло?жения или ре?жима в зоне ко?нтртеррорист?ической опер?ации - до 30 суто?к. При это?м срок адм?инистратив?ного задер?жания включ?ается в сро?к администр?ативного арест?а. Администр?ативный арест н?азначается су?дьей. Адми?нистративн?ый арест не сч?итается ли?шением свобо?ды и не влечет су?димости. Административное в?ыдворение з?а пределы Росс?ийской Федер?ации иностр?анных граж?дан или ли?ц без граж?данства мо?жет быть уст?ановлено то?лько федер?альными за?конодатель?ными актам?и в качест?ве как осно?вного, так и до?полнительно?го наказан?ия и заключ?ается в пр?инудительно?м и контро?лируемом пере?мещении ук?азанных гр?аждан и ли?ц через Госу?дарственну?ю границу Росс?ийской Федер?ации за пре?делы Росси?йской Федер?ации либо в ко?нтролируемо?м самостояте?льном выез?де иностра?нных гражд?ан и лиц без гр?ажданства из Росс?ийской Федер?ации. Дисквалификация к?ак вид адм?инистратив?ного наказ?ания заключ?ается в ли?шении физичес?кого лица пр?ава занимат?ь руководя?щие должност?и в исполн?ительном ор?гане управ?ления юрид?ического л?ица, входит?ь в совет д?иректоров (?наблюдател?ьный совет), осу?ществлять пре?дпринимате?льскую деяте?льность по у?правлению юр?идическим л?ицом, а та?кже осущест?влять упра?вление юри?дическим л?ицом. Административное пр?иостановле?ние деятел?ьности зак?лючается во вре?менном пре?кращении де?ятельности л?иц, осущест?вляющих пре?дпринимате?льскую деяте?льность без обр?азования юр?идического л?ица, юридичес?ких лиц, и?х филиалов, пре?дставительст?в, структур?ных подраз?делений, про?изводствен?ных участко?в, а также э?ксплуатаци?и агрегато?в, объекто?в, зданий или сооруже?ний, осущест?вления отде?льных видо?в деятельност?и (работ), о?казания ус?луг. Админ?истративное пр?иостановле?ние деятел?ьности при?меняется в с?лучае угроз?ы жизни ил?и здоровью л?юдей, возн?икновения э?пидемии, э?пизоотии, з?аражения (з?асорения) по?дкарантинн?ых объекто?в карантин?ными объект?ами, насту?пления рад?иационной а?варии или те?хногенной к?атастрофы, пр?ичинения су?щественного вре?да состоян?ию или качест?ву окружаю?щей среды л?ибо в случ?ае соверше?ния администр?ативного пр?авонарушен?ия в област?и оборота н?аркотическ?их средств, пс?ихотропных ве?ществ и их пре?курсоров, в об?ласти прот?иводействи?я легализа?ции (отмыв?анию) дохо?дов, получе?нных престу?пным путем, и ф?инансирова?нию террор?изма. 2. Классиф?икация и ис?полнение а?дминистрат?ивных наказ?аний
2.1 Виды а?дминистрат?ивных наказ?аний
В соответст?вии со ст. 1.?3 КоАП РФ к ве?дению Росс?ийской Федер?ации в обл?асти законо?дательства об а?дминистрат?ивных право?нарушениях сре?ди прочего от?носится уст?ановление переч?ня видов а?дминистрат?ивных наказ?аний и пра?вил их при?менения. Воз?можные вид?ы администр?ативных на?казаний уст?анавливаютс?я только Ко?АП РФ. Перече?нь видов а?дминистрат?ивных наказ?аний, уста?новленных Ко?АП РФ, не мо?жет быть р?асширен за?конами субъе?ктов РФ об а?дминистрат?ивных право?нарушениях. Систематизированный и исчер?пывающий перече?нь администр?ативных на?казаний да?н в ст. 3.?2 КоАП РФ. Все о?ни образуют с?истему адм?инистратив?ных наказа?ний, котор?ая включает к?арательные с?анкции, раз?ные по содер?жанию, тяжест?и и иным пр?изнакам. Перече?нь наказан?ий дан в о?пределенно?й последов?ательности: от ме?нее суровы?х к более суро?вым. Законодателем о?пределена иер?архия наказ?аний, котор?ая должна уч?итываться к?ак законод?ательными ор?ганами субъе?ктов РФ, т?ак и судья?ми, органа?ми, должност?ными лицам?и, рассматр?ивающими де?ла об адми?нистративн?ых правонару?шениях и н?азначающим?и администр?ативные на?казания. В настоящее вре?мя КоАП РФ уст?ановлены восе?мь видов а?дминистрат?ивных наказ?аний. За со?вершение а?дминистрат?ивных право?нарушений мо?гут устана?вливаться и пр?именяться с?ледующие а?дминистрат?ивные наказ?ания: 1. предупреждение; 2. административный штр?аф; 3. возмездное изъ?ятие оруди?я совершен?ия или пре?дмета адми?нистративно?го правонару?шения; 4. конфискация ору?дия соверше?ния или пре?дмета адми?нистративно?го правонару?шения; 5. лишение спе?циального пр?ава, предост?авленного ф?изическому л?ицу; 6. административный арест; 7. административное в?ыдворение з?а пределы Росс?ийской Федер?ации иностр?анного гра?жданина ил?и лица без гр?ажданства; 8. дисквалификация; 9. административное пр?иостановле?ние деятел?ьности. 10. административное пр?иостановле?ние деятел?ьности; 11. административный з?апрет на посе?щение мест про?ведения оф?ициальных с?портивных соре?внований в д?ни их прове?дения. В отношени?и физическ?их лиц могут пр?именяться все эт?и виды адм?инистратив?ных наказа?ний; в отно?шении юрид?ических ли?ц — только т?акие админ?истративные н?аказания, к?ак предупре?ждение, ад?министрати?вный штраф, воз?мездное изъ?ятие оруди?я совершен?ия или пре?дмета адми?нистративно?го правонару?шения, конф?искация ору?дия соверше?ния или пре?дмета адми?нистративно?го правонару?шения. Административные н?аказания в в?иде возмез?дного изъят?ия орудия со?вершения и?ли предмет?а администр?ативного пр?авонарушен?ия, конфис?кации оруд?ия соверше?ния или пре?дмета адми?нистративно?го правонару?шения, лише?ния специа?льного пра?ва, предост?авленного ф?изическому л?ицу, админ?истративно?го ареста, а?дминистрат?ивного выд?ворения за пре?делы Росси?йской Федер?ации иностр?анного гра?жданина ил?и лица без гр?ажданства, д?исквалифик?ации устан?авливаются то?лько КоАП РФ. А?дминистрат?ивные наказ?ания в виде предупреждения и а?дминистрат?ивного штр?афа предус?матриваютс?я как КоАП РФ, т?ак и закон?ами субъекто?в РФ об ад?министрати?вных право?нарушениях. Все администр?ативные на?казания хар?актеризуютс?я общим ос?нованием и?х применен?ия — совер?шением адм?инистратив?ного право?нарушения. З?аконодател?ьство об а?дминистрат?ивных право?нарушениях, кро?ме того, о?пределяет е?диные прин?ципы и пор?ядок их наз?начения. Среди адми?нистративн?ых наказан?ий по содер?жанию карате?льного воз?действия мо?жно выделит?ь: морально-?правовое (?предупрежде?ние); имущест?венные (ад?министрати?вный штраф, воз?мездное изъ?ятие предмет?а, конфиск?ация предмет?а); огранич?ивающие лич?ные свобод?ы физическ?их лиц (ад?министрати?вный арест, а?дминистрат?ивное выдворе?ние за пре?делы Росси?йской Федер?ации); орг?анизационн?ые (лишение с?пециального пр?ава, предост?авленного ф?изическому л?ицу, дискв?алификация). Отметим, что н?азначение шест?и из восьм?и предусмотре?нных КоАП РФ в?идов наказ?аний наход?ится в юрис?дикции суде?й. К наказ?аниям, котор?ые может н?азначать то?лько судья, от?носятся: воз?мездное изъ?ятие оруди?я совершен?ия или пре?дмета адми?нистративно?го правонару?шения; конф?искация ору?дия соверше?ния или пре?дмета адми?нистративно?го правонару?шения; лише?ние специа?льного пра?ва, предост?авленного ф?изическому л?ицу; админ?истративны?й арест; а?дминистрат?ивное выдворе?ние за пре?делы Росси?йской Федер?ации иностр?анного гра?жданина ил?и лица без гр?ажданства; д?исквалифик?ация. Эти наказа?ния назнач?аются судь?ями по все?м составам пр?авонарушен?ий, за совер?шение котор?ых они пре?дусмотрены. В а?дминистрат?ивном поря?дке КоАП РФ р?азрешает пр?именять то?лько преду?преждение, штр?аф и в отде?льных случ?аях — адми?нистративное в?ыдворение з?а пределы Росс?ийской Федер?ации иностр?анного гра?жданина ил?и лица без гр?ажданства. Кодекс РФ об а?дминистрат?ивных право?нарушениях по?дразделяет а?дминистрат?ивные наказ?ания на ос?новные и до?полнительн?ые. Дополн?ительное н?аказание н?азначается в к?ачестве второ?го наказан?ия к основ?ному. Напр?имер, в соот?ветствии с ч. 1 ст. 14.16 это?го Кодекса роз?ничная про?дажа этило?вого спирт?а влечет нало?жение адми?нистративно?го штрафа (ос?новное нак?азание) с ко?нфискацией эт?илового сп?ирта (допо?лнительное н?аказание). В соответст?вии со ст. 3.?3 КоАП РФ пре?дупреждение, а?дминистрат?ивный штраф, л?ишение спе?циального пр?ава, предост?авленного ф?изическому л?ицу, админ?истративны?й арест и д?исквалифик?ация могут уст?анавливатьс?я и примен?яться толь?ко в качест?ве основны?х администр?ативных на?казаний. Возмездное изъ?ятие оруди?я совершен?ия или пре?дмета адми?нистративно?го правонару?шения, конф?искация ору?дия соверше?ния или пре?дмета адми?нистративно?го правонару?шения, а т?акже админ?истративное в?ыдворение з?а пределы Росс?ийской Федер?ации иностр?анного гра?жданина ил?и лица без гр?ажданства мо?гут устана?вливаться и пр?именяться в к?ачестве ка?к основного, т?ак и допол?нительного а?дминистрат?ивного нак?азания. За о?дно администр?ативное пр?авонарушен?ие может б?ыть назначе?но основное л?ибо основное и до?полнительное а?дминистрат?ивное наказ?ание.
2.2 Актуальные во?просы и ос?новные особе?нности испо?лнения отде?льных видов адми?нистративн?ых наказан?ий
Тот порядо?к, исходя из которо?го исполня?ются отдел?ьные виды н?аказаний а?дминистрат?ивного хар?актера, об?ладает рядо?м особенносте?й. В том случ?ае, когда н?азначается а?дминистрат?ивное наказ?ание в виде пре?дупреждение, то по?добное пост?ановление в?ыносит суд?ья, орган, до?лжностное л?ицо. Поста?новление в?ыносится путе?м его вруче?ния или же ко?пия постано?вления может б?ыть отправ?лена по адресу про?живания физ?ического л?ица или же юр?идическому а?дресу регистр?ации юридичес?кого лица. В случае, ес?ли лицу вы?носится рас?поряжение об у?плате им а?дминистрат?ивного штр?афа, то та?кой штраф л?ицо, которое пр?ивлекается к а?дминистрат?ивной ответст?венности, до?лжно оплат?ить в срок не поз?днее 30 дне?й в того дня, к?ак данное пост?ановление всту?пает в зако?нную силу, л?ибо же с то?го дня, ка?к истекает сро?к отсрочки и?ли рассроч?ки. В том с?лучае, есл?и у несовер?шеннолетне?го лица, которое со?вершила ад?министрати?вное право?нарушение, отсутст?вует самосто?ятельный з?аработок, в т?аком случае вз?ыскание ад?министрати?вного штраф?а может быт?ь обращено к е?го родител?ями или ин?ым законны?м представ?ителям. В том случ?ае, если в уст?ановленный з?аконом сро?к администр?ативный штр?аф не уплач?ивается, су?дья, орган и?ли должност?ное лицо, котор?ые вынесли пост?ановление, н?аправляют ко?пию постано?вления в ор?ганизацию, в которо?й лицо, которо?му выписан а?дминистрат?ивных штраф, осу?ществляет тру?довую деяте?льность, обуч?ается или по?лучает пенс?ию, для то?го, чтобы у?держать су?мму, котор?ая соответст?вует сумме а?дминистрат?ивного штр?афа, из то?й заработно?й платы, ст?ипендии, пе?нсии или воз?награждени?я или иных до?ходов, котор?ые получает д?анное лицо. В то?м случае, ес?ли штраф в?ыписан юри?дическому л?ицу, то пост?ановление о вз?ыскании су?ммы администр?ативного посту?пает в бан?к или иную кре?дитную орг?анизацию. Т?аким образо?м, штраф с?писывается из де?нежных сре?дств или до?ходов, котор?ые принадле?жат данному юр?идическому л?ицу. Если ф?изическое л?ицо, которо?му выписан а?дминистрат?ивный штраф не осу?ществляет г?де-либо тру?довой деяте?льности ил?и же взыск?ать требуе?мую с него су?мму не пре?дставляетс?я возможны?м или же ес?ли на счет?ах, принад?лежащих юр?идическому л?ицу, не дост?аточно дене?жных средст?в для взыс?кания требуе?мой суммы, в т?аком случае, су?дья, орган, до?лжное лицо, котор?ыми было в?ынесено пост?ановление, н?аправляют д?анное пост?ановление пр?иставу-испо?лнителю в д?ля того, чтоб?ы обратить а?дминистрат?ивное взыс?кание на и?мущество, которое пр?инадлежит ф?изическому и?ли юридичес?кому лицу. Д?анная проце?дура осущест?вляет исхо?дя из поря?дка, котор?ый предусм?атривает фе?деральное з?аконодател?ьство. В то?м случае, ес?ли взимание а?дминистрат?ивного штр?афа осущест?вляется не?посредстве?нно на месте, г?де физичес?кое лицо со?вершило административное пр?авонарушен?ие, в тако?м случае е?му выдаетс?я постанов?ление-квит?анция, фор?му которой о?пределяет уст?ановленный обр?азец. Постановление су?дьи о возмез?дном изъят?ии или о ко?нфискации ве?щи, явивше?йся орудие?м совершен?ия или пре?дметом адм?инистратив?ного право?нарушения, ис?полняется су?дебным прист?авом-испол?нителем в пор?ядке, предус?мотренном фе?деральным з?аконодател?ьством, а пост?ановление о воз?мездном изъ?ятии или о ко?нфискации ору?жия и боев?ых припасо?в — органа?ми внутрен?них дел. Постановления су?дьи о лише?нии специа?льного пра?ва исполня?ются различ?ными орган?ами: о лише?нии права у?правления тр?анспортным сре?дством, за ис?ключением тр?актора, са?моходной м?ашины и дру?гих видов те?хники, испо?лняется до?лжностными л?ицами орга?нов внутре?нних дел; о л?ишении пра?ва управле?ния тракторо?м, самоход?ной машино?й или друг?ими видами те?хники испо?лняется до?лжностными л?ицами орга?нов, осущест?вляющих на?дзор за те?хническим состо?янием тракторо?в, самоход?ных машин и дру?гих видов те?хники; о л?ишении пра?ва управле?ния судном (?в том числе м?аломерным) ис?полняется до?лжностными л?ицами орга?нов, осущест?вляющих госу?дарственны?й надзор з?а соблюден?ием правил по?льзования су?дами (в то?м числе ма?ломерными); о л?ишении пра?ва на эксп?луатацию р?адиоэлектро?нных средст?в или высо?кочастотны?х устройст?в исполняетс?я должност?ными лицам?и органов, осу?ществляющи?х государст?венный надзор з?а связью; о л?ишении пра?ва охоты ис?полняются до?лжностными л?ицами орга?нов, осущест?вляющих госу?дарственны?й надзор з?а соблюден?ием правил о?хоты. По истече?нии срока л?ишения спе?циального пр?ава докуме?нты, изъят?ые у лица, по?двергнутого д?анному виду а?дминистрат?ивного нак?азания, по?длежат воз?врату. Постановление су?дьи об адм?инистратив?ном аресте ис?полняется ор?ганами внутре?нних дел не?медленно пос?ле вынесен?ия такого пост?ановления. Л?ицо, подвергнутое а?дминистрат?ивному аресту, со?держится по?д стражей в месте, о?пределяемо?м органами в?нутренних де?л. При это?м срок адм?инистратив?ного задер?жания засч?итывается в сро?к администр?ативного арест?а. Постановление об а?дминистрат?ивном выдворе?нии за пре?делы Росси?йской Федер?ации иностр?анных граж?дан или ли?ц без граж?данства ис?полняется ор?ганами и во?йсками погр?аничной слу?жбы, а так?же органам?и внутренн?их дел на ос?новании и в пор?ядке, уста?новленных ст. 3?2.9 и 32.10 Ко?АП РФ. Постановление о д?исквалифик?ации должно б?ыть немедле?нно исполне?но лицом, пр?ивлеченным к а?дминистрат?ивной ответст?венности, путе?м прекраще?ния управле?ния юридичес?ким лицом. Ис?полнение пост?ановления о д?исквалифик?ации произ?водится в соот?ветствии со ст. 3?2.11 КоАП РФ путе?м прекраще?ния договор?а (контракт?а) с дискв?алифициров?анным лицо?м на осущест?вление им де?ятельности по у?правлению юр?идическим л?ицом.
Заключение
Под административным наказанием понимается установленная государством мера ответственности, которая возникает в том случае, если совершено какое-либо административное правонарушение. Применяется административное наказание для того, чтобы предупредить совершение других правонарушений, как со стороны самого правонарушителя, так и со стороны других лиц. Исходя из этого, под сущностью административного наказания можно понимать тот факт, что оно представляет собой форму государственного и вид административного принуждения. Также административное наказание можно рассматривать в качестве реакции государства на совершение административного правонарушения, а также в качестве его правовой оценки. Начало административное наказание всегда начин
|
|||
|