Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





О совершителях таинства



О совершителях таинства

Первое и высшее право совершения таинства покаяния, или исповеди, принадлежит епископам (Мф. 18:17; Иоан. 20:21).

Священникам всем вообще предоставлено право совершать таинство покаяния – принимать исповедание кающихся и, по своему усмотрению, разрешать их; но право это ограничивается тем, что важнейшие или сомнительные случаи, встречаемые ими при совершении сего таинства, они должны представлять на разсмотрение епархиальнаго епископа: вящшия же и не удобь разсудныя вины нам (епископу) предлагати (Апост. 52, Карфаг. 6, 7, 52 Ставл. свящ. грам.).

Кроме сего, власть священника – как совершителя таинства покаяния – ограничивается следующими условиями.

а) Не дозволяется приходскому священнику исповедывать лиц чужого прихода, кроме находящихся в смертной опасности (Уст. д. консист. ст. 97).

б) Иеромонаху нельзя никого исповедывать без разрешения епископа, исключая самые монастыри, где, по правилам, должны быть духовники из монашествующей братии (Номок. л. 6. Иосиф. Потреб. л. 168 Мф. Власт. гл. 9 литер. М. Дух. Регл. приб. о мо-наст. ст. 57).

в) Не имеет права исповедывать и священник, находящийся в запрещении священнослужения (Ап. 39. Карфаг. 6, 7, 43).

Лица, не имеющия иерейского сана, диаконы и прочие клирики, равно как и миряне, не имеют права разрешать кого-либо от грехов и принимать исповедание. Добровольное открытие греха мирского лица другому мирскому лицу – врачевание души ближнего советом, наставлением, увещанием или утешением – все это дело хорошее само по себе, но достоинства таинства, а потому и разрешительной силы иметь не может (Мал. катих. Москв. 1649 г. Архиеп. Игн. о таин. ст. 5).

Духовник обязывается при исповеди обращать первое и главное внимание на соблюдение христианских догматов и уставов Церкви (См. чин. исп. в бол. и мал. треб. Петр. Могил. указ. о дейст. таин. покаян.).

Он должен приучать своих прихожан, чтобы они сами сознавали свои грехи и каялись в них, не ожидая, чтобы духовник предлагал им вопросы (Кн. о долж. пресв. прих. пр. 101. Инстр. Благоч. ст. 9).

Испытывая совесть кающагося, духовник не должен вычислять с излишней подробностию роды и виды грехов, которые могут быть и неизвестны кающемуся, чтобы, таким образом, не научить его греху, которого он доселе не знал. Поэтому лучше и безопаснее предлагать вопросы в порядке десятословия (Там же треб. Петр. Могил. указ. о дейст. таин. испов.).

Равным образом, он не должен выведывать с излишним любопытством обстоятельства соделанного греха, но причины греха – внутренние или внешние – может и должен испытывать для того, чтобы обнаружить корень греха, – помочь кающемуся исторгнуть его в себе и вперед избегать поводов к греху (Там же).

При исповеди, духовник обязывается быть тихим, кротким, полным христианской любви, быть твердым и строгим в обличениях, но без суровости, – быть снисходительным к кающемуся грешнику, но без послабления его страстям и порокам, – не показывать в себе надмения и презрения к согрешающим, но выражать и им внушать отвращение к греху, – быть исполненным страха Божия и не взирать на лица кающихся, кто бы они ни были, быть бесстрастным и бескорыстным, – быть врачом душ, наставником заблудших, утешителем слабых духом, -быть проповедником и орудием правды, но вместе -и милосердия Божественного (VI Всел. 102. Кн. о долж. пресвит. 109. См. Дух. Регл. о пресв. стр. 81, древн. требн. и пр.).

Для лиц духовного звания, в каждом благочинническом округе, избирается священно- и церковнослужителями общий духовник из священников, отличающихся духовным рассуждением, просвещением и честною жизнию; избранный представляется чрез консисторию на утверждение епархиальнаго архиерея (Уст. Дух. Консист. ст. 66).В епархиях, где благочиннические округи расположены на больших пространствах, епархиальные архиереи назначают в каждый округ по два и более общих духовника (Там же ст. 67).

Церковнослужители могут исповедываться и у своего приходского священника, или у соседнего священника, но с тем, чтобы они представляли от своих частных духовников свидетельства, пред окончанием года общему духовнику (Там же ст. 69).

Благочинные наблюдают, чтобы все священно- и церковнослужители и их жены и дети и все заштатные каждогодно, и не только в великую четыредесятницу, но, по возможности, и во все прочие посты исповедывались и Святых Таин приобщались (Инструк. Благоч. ст. 9)

Вот некоторые практические рекомендации опытных духовников о порядке совершения личной тайной исповеди:

1. Молитва и краткий совет, как исповедоваться.

2. Исповедь: сначала дать выговориться исповеднику, и только потом, когда он начинает замолкать, но есть ощущение, что он высказал не все, помочь ему тактичными ненавязчивыми вопросами признаться и покаяться и в скрытых им грехах.

3. Молитва о ниспослании сердечного сокрушения кающемуся и прощении ему грехов.

4. Советы, как преодолеть тот или иной порок, наложение епитимии или призыв к долготерпению и кротости.

5. Чтение разрешительной молитвы.

Помня об этом порядке, не следует забывать о том, что пастырская работа должна быть творческой и индивидуальной. Всякое слово, поучение имеет смысл и оказывает помощь только тогда, когда идет от собственного духовного опыта и знания пастыря. Слово же, сказанное только устами, - мертво и ложно, и слушающий всегда безошибочно это чувствует. Надо помнить слова апостола Павла: "Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых" (1 Кор. 9, 22). Как опытный врач каждому больному назначает особое лечение, так и хороший пастырь должен для каждого приходящего к нему находить особое слово совета и утешения, врачуя его душевные раны. В другом месте апостол Павел говорит: "Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других. Мы могли явиться с важностью, как апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими. Так мы из усердия к вам восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны" (1 Фес. 2, 6-8) - вот идеал отношения пастырей к пасомым: отеческая любовь и полная самоотдача своим духовным детям.

Надо учить людей исповедоваться. Часто вместо исповеди своих грехов можно услышать совершенно житейский разговор: самовосхваление, обличение близких и жалобы на трудности жизни.

Некоторые исповедующиеся стремятся безболезненно для себя пройти через исповедь - говорят общие фразы: "во всем грешна", или распространяются о мелочах, умалчивая о том, что действительно должно тяготить совесть. Причиной тому является и ложный стыд перед духовником, и нерешительность, но особенно - малодушный страх всерьез начать разбираться в своей жизни, полной мелких, ставших привычными слабостей и грехов. Сюда относятся греховная привычка к сквернословию, когда человек перестает замечать, что произносит грязные слова, неумеренное употребление вина, курение, воспринимаемые как норма, и даже - грехи против седьмой заповеди: многолетние побочные связи женатых людей и полный произвол в отношениях с женщинами у холостых. Здесь священник должен проявить решительность, не бояться разрушить эту успокоенность и пытаться вызвать чувство настоящего покаяния.

Весьма полезно указать на условность деления грехов на "тяжкие" и "легкие". Такие "легкие" грехи, как ложь (хотя бы и бескорыстная), похотливые помыслы, грубость в общении с людьми, развращают и порабощают душу, и бороться с ними, как правило, бывает труднее, чем с тяжкими. Можно привести известный святоотеческий образ: убрать груду мелких камней требует большего труда, чем передвинуть равновеликий им по весу большой камень.

Греховный образ жизни, превратившийся в норму, порочные привычки и склонности, на которые зачастую не обращают внимания, можно уподобить злокачественной опухоли, незаметной снаружи, но изо дня в день подтачивающей душу и отравляющей весь духовный организм человека. В таких случаях главная задача пастыря разбудить в душе человека подавленное чувство греховности, усыпленное самооправданием, ссылками на подобные грехи у многих других людей. При этом не надо бояться называть вещи своими именами: прелюбодеяние, блуд, убийство зачатого плода - смертные грехи, нераскаянность в них лишает спасения, обрекает на вечные муки. Об этом надо говорить прямо. "Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии?, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники Царства Божия не наследуют" (1 Кор. 6, 9-10). Каждый достаточно долго служащий на приходе священник знает из опыта, что на исповеди редко кто признается в воровстве, разбое, идолослужении, уже не говоря о намеренном убийстве, о котором и слышать не приходится, и об этих грехах можно и не спрашивать - в наше время они редки среди христиан. Но стоит задать вопрос о соблюдении супружеской верности, о хранении целомудрия у холостых, незамужних и вдовых, об абортах, пьянстве, об употреблении скверных слов - и многие, одни со стыдом, другие со "спокойной" совестью, а третьи - даже с недоумением (что это он копается в моей личной жизни?!), призна́ют, что совершали хотя бы один из этих "бытовых" грехов. Поэтому задавать такие вопросы необходимо, а получив признание, увещевать к покаянию и к отвержению в дальнейшем такого образа жизни под страхом недопущения к Причастию Святых Таин и лишь после этого давать отпущение грехов.

Нередко исповедник многократно сообщает на нескольких исповедях об одном и том же единичном грехопадении, что свидетельствует о том, что, хотя грех и разрешен, душевная рана еще не зажила, продолжает ныть. Такое явление бывает при единичном грехопадении, а не при многократном повторении греха, когда совесть бывает уже приглушена. Следует в таких случаях разъяснить исповеднику, что благодать, даруемая Богом в Таинстве Покаяния, очищает от всех исповеданных с чувством раскаяния грехов. Это делает излишним повторное упоминание их на последующих исповедях, если, конечно, грехопадение не повторилось.

Если исповедник, покаявшись в давно совершённом грехе, признается в том, что на предшествующих исповедях он скрывал его из ложного стыда или застенчивости, нужно прежде всего одобрить принесенное наконец покаяние, но затем указать ему на то, что утаивание этого греха делало предыдущие отпущения грехов неполноценными, и, следовательно, причащаясь, он принимал Тело и Кровь Христовы себе в "суд и осуждение". Однако следует быть осторожным из опасения вызвать у такого исповедника чувство отчаяния.

Давая совет, назидая, делая порицание или утешая, духовник ни в коем случае не должен внутренне раздражаться, а тем более проявлять внешне гнев, возмущение, презрение к кающемуся. Осуждая грех, нельзя осуждать человека. "У нас один только враг - диавол, а человек, какой бы ни был он грешник - наш друг и брат", - говорит святой Иоанн Златоуст. Каждому священнику, особенно молодому, следует помнить слова апостола Павла: "Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою" (1 Тим. 5, 1-2). Хорошим средством в не всегда легкой борьбе с собственной раздражительностью и чувством досады служит постоянное памятование духовником собственной греховности, нравственной слабости и незначительности пред Богом.

Рекомендуется давать вопросы, руководствуясь десятью заповедямиЕсли кающийся дает отрицательный ответ, то можно перейти к другим вопросам. В случае утвердительного ответа имеет смысл задать несколько уточняющих вопросов, соблюдая при этом сугубую осторожность, чтобы не проявить излишнее любопытство. Мерой конкретности такого уточняющего вопроса должно быть искреннее и полное раскаяние, а не "следствие" по раскрытию преступления.

Так, например, недопустимо добиваться от исповедника поименного называния лиц, участвовавших в совершении греховного поступка, а также имен потерпевших от него; как правило, не следует требовать подробного описания всех обстоятельств, места и времени грехопадения, ибо это не помогает уяснению нравственной сущности греха и не помогает раскаянию. В особенности надо соблюдать такт и целомудрие при разборе грехов против седьмой заповеди.

Однако следует помнить о том, что инициатива в собеседовании должна принадлежать исповеднику, и недопустимо превращать исповедь из диалога в проповедь священника или монолог.

Помимо вопросов, касающихся тех или иных грехов, нужно спрашивать о том, совершает ли исповедник активные добрые дела, помогает ли ближним, больным, одиноким. "Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники - в жизнь вечную" (Мф. 25, 45-46), - сказал Господь наш Иисус Христос. Предлагая и призывая к деланию активного добра, следует пресекать всякую похвальбу и претензии на благодарность и признание своих заслуг.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.