|
|||
Секр еты речи и текста. Форм ирование умений сост авлять план текстаСекр еты речи и текста Форм ирование умений сост авлять план текста
Целью совр еменной конц епции моде рнизации общего обра зования стан овится разв итие личн ости, гото вой к прав ильному взаи модействию с окру жающим миром, к само образованию и само развитию. Осно вной зада чей нача льного обра зования явля ется форм ирование учеб ной деят ельности и мотива умения учиться, разв итие позн авательных инте ресов школ ьников и гото вность к обуч ению в осно вной школе, кото рая вклю чает в себя учеб ную само стоятельность и отве тственность. Учит ель нача льных клас сов рабо тает над форм ированием обще учебных умений и навыков. Одним из осно вных явля ется навык работы с текстом. Прио ритетной целью обуч ения лите ратурному чтению в нача льной школе явля ется форм ирование чита тельской комп етентности млад шего школ ьника, осоз нание себя как грам отного чита теля, спос обного к твор ческой деят ельности. Поэт ому нужно науч ить не просто чтению, а умению думать и рабо тать над текстом, а именно читать и пони мать проч итанное, давать хара ктеристику героям, делить на части и сост авлять план проч итанного текста. Форм ирование умений сост авлять план текста – это умение орие нтироваться в стру ктуре текста и восп роизводить его. Оно связ ано, в свою очер едь, с рядом микр оумений, кото рые должны быть сфор мулированы заранее, прежде чем ученик овла деет умен иями сост авлять разн ого вида пере сказы. Знач ительное место на уроках лите ратурного чтения необ ходимо отво дить работе по опре делению смыс ловых частей текста и их взаи мосвязей, сост авлению плана. Эти умения необ ходимы для более глуб окого пони мания прои зведения, в то же время без них очень трудно форм ировать умения восп роизводить текст. Выра ботку усто йчивых умений по деле нию текста на смыс ловые части и сост авлению планов важно пров одить в конце втор ого и трет ьего классов, прим еняя спец иальные упра жнения. Мето дика форм ирования умения сост авлять план подр обно опис ана в работе Л. Н. Изво ленской «Мето дика форм ирования умения сост авлять план». Такому виду деят ельности, как сост авление плана, нужно спец иально учить, пока зывая ее поэт апно: (2, с.31 – 34) · поду мать, скол ько картин можно нари совать к тексту; · опре делить, на скол ько частей можно разд елить текст; · сказать, о чем будет гово риться в каждой части; · пред ложить озаг лавить каждую часть; · обсу дить пред ложенные вари анты загл авий и выбр ать опти мальный. При этом важно собл юдать единую синт аксическую конс трукцию загл авий. Самой прос той формой будут вопр осы к каждой части текста. Затем нужно учить сост авлять заго ловки в форме двус оставных пред ложений. После этого можно испо льзовать для заго ловка назы вные пред ложения. Наконец, можно пока зать, что в виде заго ловков могут быть упот реблены фразы из текста. Пред лагается сист ема алго ритмов, охва тывающая все необ ходимые этапы по обуч ению детей пере сказу, сост авлению плана и пост роению текста. Что нужно, чтобы сост авить план текста: 1. Проч итать текст. Опре делить начало, сере дину, окон чание текста. 2. Выде лить части по смыслу. 3. Опре делить осно вную мысль каждой части. 4. Пере читать каждую часть в отде льности, озаг лавить ее. 5. Пров ерить, нет ли повт орных назв аний, все ли части озаг лавлены, глав ная ли мысль части выне сена в назв ание. 6. Запи сать план текста. Испо льзование в работе мето дов и прие мов по сост авлению плана: · узнать расс каз по уже сост авленному плану; · срав нить два плана к одному и тому же расс казу, напр имер: План План 1. Стро ительство. 1. Стро ится новый город. 2. Находка. 2. Экск аваторщик обна ружил стра шный клад. 3. Мино вала беда. 3. Солдаты-минеры пришли на помощь. 4. Мирная жизнь. 4. Счас тливая мирная жизнь прод олжается. · узна вание и соот несение карт инок с соде ржанием, их расп оложение в логи ческом порядке, искл ючение «лишней» карт инки; · реда ктирование гото вого плана, отде льных пунктов; · выбор заго ловка, кото рый более точн ого выра жает глав ную мысль части. · подбор сино нимов: 1. Тяжелое, непр иятное, горькое) расс тавание (разлука). 2. (Стра шная, ужасная) опас ность. Разн ообразные сист ематические упра жнения в сост авлении плана, его анализе, реда ктировании на уроках лите ратурного чтения, русс кого языка, окру жающего мира форм ируют умение сост авлять план. Приёмы при обуч ении детей сост авлению плана Осно вной приём обуч ения — это показ на примере, каким должен быть план. Для этого школ ьникам внач але дают гото вый план. Как правило, это бывает план к изло жению. Напи сав неск олько изло жений по гото вому плану, дети должны начать сост авлять такой план сами. На прим ере им пока зывают и как форм улируются заго ловки. Они тоже даются в гото вом виде. Рабо тая с такими заго ловками, дети должны не только видеть в них образец, но и опре делять, к какой части текста отно сится каждый из них. Другим расп ространенным приё мом обуч ения явля ется мето дика восс тановления текста. При таком обуч ении школ ьникам даётся текст, разр езанный на части (чаще всего это бывают абзацы), из кото рых они должны сост авить рассказ. Подо бные мето дики расс читаны на то, что при их испо льзовании будет дейс твовать псих ологический меха низм пере носа. Дейс твительно, чтобы все эти приёмы выст упили в каче стве трен ировочных упра жнений, ребё нок должен отоб рать в тексте суще ственное, понять, как это суще ственное подв одит к выде лению глав ной мысли, и выде лить эту глав ную мысль. На такую «увид енную» стру ктуру должно «нало житься» соде ржание текста. Если школ ьник все это умеет делать, то опис анные приёмы можно и нужно испо льзовать. Один из приё мов - крат кая форм улировка сути текста. Задания, пред полагающие соот ветствующий прием работы: 1. Какую самую глав ную мысль в сказке, расс казе ты можешь выде лить. 2. Попр обуй само стоятельно дать крат кую форм улировку (в одном пред ложении) глав ной мысли в пред ложенном тексте. При обуч ении сост авлению плана собл юдается опре делённая посл едовательность дейс твий, кото рую школ ьники могут запи сать в виде след ующей инст рукции: 1. Пров еди диалог с текстом; 2. Выдели суще ственные мысли; 3. Выдели глав ную мысль; 4. Разд ели текст на части, сгру ппировав его вокруг суще ственных мыслей; 5. Озаг лавь каждую часть. Кроме того, целе сообразно прод иктовать школ ьникам треб ования, пред ъявляемые к плану самим учит елем. Они свод ятся к след ующему: 1. В пунк тах плана должны быть выде лены глав ные мысли, чтобы было понятно, о ком (или о чём) и что гово рится в каждой части расс каза; 2. Пункты плана должны быть крат кими; 3. Они должны быть связ аны между собой по смыслу. Рабо тая над планом, школ ьники по инст рукции должны пров ерять прав ильность своих дейс твий, а резу льтаты свер ять с запи санными в тетр ади треб ованиями. Срав нение с этал оном не только помо гает сост авить план, но и спос обствует форм ированию само контроля. Обучая сост авлению плана, можно испо льзовать самые разные тексты. Сист ематическая работа по форм ированию умения сост авлять план проч итанного текста спос обствует разв итию навы ков обуч ающихся рабо тать с инфо рмацией в целом. Реко мендуемая лите ратура: 1. Жест кова Е. А., Стри жева К. Н. Форм ирование рече вых умений млад ших школ ьников при созд ании сочи нения-опис ания // Моло дой ученый. — 2014. — №21.1. — 297с. https://moluch.ru/archive/80/13870/ 2. Изво ленская, Л. Н. Мето дика форм ирования умен ия сост авлять план / Л.Н. Изво ленская // Нача льная школа. - 1990. - №12. - С. 31 - 34. https://www.pred metnik.ru/cate gories/9/arti cles/762
|
|||
|