Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Урок музыкальной литературы для 4 класса (вторник – 16.30-17.40, пятница – 17.20-18.30)



 

Вторник – 26 октября, пятница – 29 октября.

Урок музыкальной литературы для 4 класса (вторник – 16.30-17.40, пятница – 17.20-18.30)

Тема урока: «Ф. ШОПЕН. Этюды, ноктюрны, прелюдии».

Дорогие ребята!

1.Откройте свои тетради и запишите тему урока.

2.Пройдите по ссылке и послушайте лекцию о ноктюрнах Ф. Шопена. https://www.youtube.com/watch?v=UmiE9_lw5Lw

3.Прочитайте материал, кратко запишите о прелюдиях и этюдах Ф. Шопена, послушайте их.

Прелюдии

Как уже говорилось, «прелюдия» - слово латинского происхождения, означающее «вступление». В XVIII веке инструментальные прелюдии начали не только предварять другие пьесы, но и создаваться как самостоятельные произведения. Это, например, органные хоральные прелюдии И. С. Баха (использующие мелодии григорианского хорала). Одновременно в его творчестве утвердился «малый» цикл «прелюдия - фуга». А в двух томах «Хорошо темперированного клавира» им были созданы два «больших» цикла из 24 прелюдий и фуг во всех мажорных и минорных тональностях.

Шопен же первым создал цикл из одних только фортепианных прелюдий. Их тоже 24, но тональности сменяются здесь по-иному: за мажором следует параллельный минор, и такое соотношение перемещается по так называемому кварто-квинтовому кругу (№ 1 - до мажор, № 2 - ля минор; № 3 - соль мажор, № 4 - ми минор; № 5 - ре мажор, № 6 - си минор и так далее). Такая закономерность, а также сквозной принцип, контрастного соотношения соседних пьес объединяют весь цикл в одно многосоставное целое, очень богатое и разнообразное. Бурно-стремительные прелюдии сопоставляются с медленными и певучими, светлые со скорбными. В большинстве своем прелюдии невелики по объему, есть и совсем миниатюрные (ля-мажорная, до-минорная). Но все они совершенны по художественному мастерству. По меткому определению Антона Рубинштейна, это настоящие звуковые «жемчужины».

Прелюдия ми минор (№ 4) — медленная, скорбно-лирическая. В ней есть сходство со старинными итальянскими оперными ариями-жалобами («ламенто»), в которых основу басового голоса инструментального сопровождения образует нисходящее движение по хроматическим полутонам. В своей прелюдии Шопен развил этот прием, сделав глубоко выразительным, гармонически насыщенным мерное «соскальзывание» аккордов в партии левой руки. На таком фоне звучит мелодия, поначалу скорбная и скованная, тоже движущаяся по узким интервалам — секундам. Она как бы с трудом пытается высказать что-то дорогое, заветное.

Прелюдия ми минор: https://www.youtube.com/watch?v=CxGGI0wyxns

Прелюдия ля мажор (№ 7) — одна из самых миниатюрных в цикле (всего 16 тактов). В ней явственно проступает ритм мазурки. Но это не сам танец, а как бы светлое поэтическое воспоминание о нем. Оно слышится в мечтательных восклицаниях, заканчивающих каждую фразу

Прелюдия Ля мажор: https://www.youtube.com/watch?v=VUbhkcTInFc

Прелюдия до минор (№ 20) еще более миниатюрна (13 тактов). Но в ней поступь траурного шествия впечатляюще воссоздается плавным движением полнозвучных аккордов в низком регистре фортепиано. Одновременно, кажется, что слышится скорбное величавое пение хора:

Прелюдия до минор: https://www.youtube.com/watch?v=iXtwq9X15Ak



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.