Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





бит = 1 байт



 

26.10.2021

13 группа

Информатика

 

Тема: Алфавитный подход к измерению информации.

 

Цель: Познакомить учащихся с методом измерения информации в символьном сообщении. Ввести понятие алфавита, мощности алфавита, информационный вес символа в алфавите. Научить учащихся вычислять количество информации, заключенное в тексте, составленном из символов определенного алфавита. Ввести основные единицы измерения информации, установить связь между ними.

 

Задачи:

· образовательные: ознакомление учащихся с методом измерения информации в символьном сообщении; введение понятия алфавита, мощности алфавита, а также информационного веса символа в алфавите; обучение учащихся вычислению количества информации, заключенной в тексте, составленном из символов определенного алфавита; введение основных единиц измерения информации, установление связи между ними;

· развивающие: развитие внимания, памяти, логического мышления, наблюдательности, устной и письменной речи;

· воспитывающие: воспитание аккуратности, дисциплинированности, умения работать в коллективе.

 

Ход урока:

Сегодня мы рассмотрим подход, альтернативный содержательному подходу измерения информации. Здесь речь идет об измерении количества информации в тексте (символьном сообщении), составленном из символов некоторого алфавита. К содержанию текста такая мера информации отношения не имеет. Поэтому такой подход можно назвать объективным, т. е. не зависящим от воспринимающего его субъекта. Как вы понимаете, что такое алфавит?

Информация на слайде: Алфавит – это конечное множество символов, используемых для представления информации.

Итак, алфавит – это конечное множество символов, используемых для представления информации. А число символов в алфавите называется его мощностью. Количество информации, которое несет в тексте каждый символ (i), вычисляется из уравнения Р.Хартли

,

где i – информационный вес символа; N - мощность алфавита (слайд 3).

Отсюда следует, что количество информации во всем тексте, состоящим из К символов, равно произведению информационного веса символа на К:

(запись на доске)

– информационный объем текста (cлайд 4).

Как вы считаете, какова минимальная мощность алфавита? (рассуждения с помощью наводящих вопросов учителя):

Вопросы учителя

Рассуждения учеников

Если взять алфавит, состоящий из одного символа, то какое количество информации несет этот символ?

 

Можно ли с помощью такого алфавита передавать информацию?

 

Какое количество информации несет символ, если брать алфавит, состоящий из двух символов?

 

Можно ли с помощью такого алфавита передавать информацию?

Количество информации, которое несет этот символ по формуле Р. Хартли, равно нулю.

 

Нет, нельзя.

 

 

Количество информации, которое несет каждый символ по формуле Р. Хартли, равно одному биту.

 

Да, значит минимальная мощность алфавита равна двум.

 

Тогда какова мощность компьютерного алфавита? (рассуждения с помощью наводящих вопросов учителя):

 

Вопросы учителя

Рассуждения учеников

Какие нужно закодировать символы для представления любой информации в компьютере?

 

В общей сложности таких символов около 160. Чему равен информационный вес одного символа?

Необходимо закодировать заглавные и строчные буквы латинского и русского алфавитов, цифры (от 0 до 9), знаки препинания, специальные символы (/,№,@,…), знаки арифметических операций и др.

 

По формуле Р. Хартли находимi ≈7,5.

 

Т.е. для кодирования компьютерного алфавита 7 бит мало, а 8 достаточно, поэтому за информационный вес символа компьютерного алфавита принято считать 8 бит. Отсюда N=256, а 8 бит принимают равными 1 байту.

(Слайд 5):

8 бит = 1 байт



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.