|
||||||||||||||||||||
Вступление к сочинениюВступление к сочинению
В книге Е.Н. Ильина «Как сдать экзамен по литературе» (М., 1995) предлагается пять вариантов зачинов.
Н.П. Морозова в пособии «Учимся писать сочинение» (М., 1987) придерживается следующих названий вступлений:
1. историческое (о времени, когда было написано произведение, или о времени, изображённом в повести, рассказе…); 2. аналитическое (объясняется какое-либо понятие, входящее в формулировку темя, раздумья над тем или иным словом); 3. биографическое (сообщаются факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме); 4. сравнительное (проведение литературных параллелей); 5. обществоведческое (привлекающее марксистско-ленинское учение.
Упоминает Н.П.Морозова и такое вступление, когда ученик сразу отвечает на вопрос, поставленный темой, он «берёт быка за рога». И, конечно же, «бывают начала, построенные на сугубо личном материале».
В 2004 году вышла в свет работа В.Н. Мещерякова «Учимся начинать и заканчивать текст», в которой делается попытка обобщить и классифицировать варианты зачинов, рассмотреть их функции. Вот какую схему вариантов зачинов предлагает использовать автор. Называет В.Н.Мещеряков и способы начинать текст. Самые интересные из них
· мемуарный приём, · монтаж информации по контрасту: должное и сущее, ожидаемое и свершившееся, возможное и реальное, · монтаж фактуальной информации, · обращение к информационному запасу коммуниканта, · обзор аспекта деятельности героя, · обзорная характеристика предмета обсуждения, · призыв к совоспоминаниям · приглашение к диалогу, · призыв к сопредставлению, · призыв к сопереживанию, · противопоставление, · зачин-парадокс, · подведение к теме, · самохарактеристика, · сопряжение фактов по контрасту, · характеристика через впечатления современников, · исторический (введение факта с отложенным объяснением; информация о предыстории события; констатация неожиданного, странного; лирический эпизод…).
Учащиеся важно показать достоинства и недостатки предложенных вариантов, продемонстрировать примеры зачинов. Необходимо, чтобы к экзамену ученики определили те варианты зачинов, которые им удаются, не требуют больших затрат сил и времени
|
||||||||||||||||||||
|