|
|||
Урок музыкальной литературы для 1 класса (понедельник – 14.00-15.10)
Понедельник – 11 октября Урок музыкальной литературы для 1 класса (понедельник – 14.00-15.10) Тема урока: «Что может изображать музыка. Природа и пейзаж в музыке». Здравствуйте, ребята! 1. Запишите в свои тетради тему урока. 2. Прочитайте материал и послушайте музыкальные произведения. Пейзаж в музыке Изображение природы в искусстве никогда не было простым её копированием. Как бы ни прекрасны были леса и луга, как бы ни манила художников стихия моря, как бы ни очаровывала душу лунная ночь – все эти образы, будучи запечатлёнными на холсте, в стихах или звуках, вызывали сложные чувства, переживания, настроения. Природа в искусстве одухотворена, она печальна или радостна, задумчива или величава; она такова, какой видит её человек. Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарила музыке звуки и тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьёв, в шуме грозы. Звукоизобразительность как подражание звукам природы можно найти уже в музыке XV века – например, в хоровых пьесах К. Жанекена «Пение птиц», «Охота», «Соловей». К. Жанекен «Пение птиц»: https://www.youtube.com/watch?v=bMCLcmeJobo Так был намечен путь к освоению музыкой её пейзажно-изобразительных возможностей. Постепенно помимо подражания звуками музыка научилась вызывать зрительные ассоциации: в ней природа не только зазвучала, но и заиграла красками, цветами, бликами – стала зримой. «Музыкальная живопись» - это выражение композитора и критика А. Серова не просто метафора; оно отражает возросшую выразительность музыки, открывшей для себя ещё одну образную сферу – пространственно-изобразительную. Среди ярких музыкальных картин, связанных с изображением природы, - цикл П. Чайковского «Времена года». Каждая из двенадцати пьес цикла представляет образ одного из месяцев года, причём этот образ чаще всего передан через пейзаж. П. И. Чайковский «Времена года. Октябрь»: https://www.youtube.com/watch?v=f8LXdSr0qV0 Пейзаж в музыке, наверное, можно уподобить пейзажу в произведениях живописи – так разнообразны картины природы, к которым обращались композиторы. Не только времена года, но и времена суток, дождь и снег, лесная и морская стихии, луга и поля, земля и небо – всё находит своё звуковое выражение, порой буквально поражающее изобразительной точностью и силой воздействия на слушателя. Г. Свиридов «Дождик»: 3. Запишите в тетрадь автора и название прослушанных произведений. 4. Пройдите по ссылкам и посмотрите видео-уроки Приятного просмотра и будьте здоровы!!!
|
|||
|