|
|||
Русский язык 5 класс19.11 Русский язык 5 класс Развитие речи.Основные нормы построения текста. Абзац как часть текста. План текста Ребята, план текста – краткая программа, которую важно наметить при подготовке к сочинению, пересказу, изложению, докладу. Составить план – значить выделить части текста (микротемы), как они располагаются по отношению друг к другу, в каком порядке. План может быть мысленным (внутренним), устным или письменным; простым или сложным. Если мы озаглавим каждую микротему, то получится план текста. Заголовок каждой микротемы – это пункты плана. План может быть в форме вопросов – вопросный план, в форме повествовательных предложений, в форме назывных предложений, в форме цитат, картинный. - Подробнее рассмотрим вопросный план. Он записывается в форме вопросов к тексту. Вопросы составляются к ключевым предложениям текста, в которых используются вопросительные слова: когда, сколько, как, почему. При составлении плана из повествовательных предложений нужно содержание каждого абзаца - части текста, которая раскрывает содержание подтемы (микротемы – наименьшей составной части темы целого текста. Абзац начинается с красной строки (отступа в начальной строке). Микротекст – часть текста, в котором раскрывается микротема.Все части текста связаны между собой по смыслу (все они раскрывают одну и ту же тему и идею. Чтобы составить план к тексту, необходимо: 1. Внимательно изучить текст, понять его. 2. Выделить тему и его основную мысль. 3. Разбить его на смысловые части, микротемы. 4. Озаглавить каждую смысловую часть. 2 Работа с текстом. Прочитайте текст. Определите тему текста. О чем этот текст? Еще при жизни Аркадий Гайдар стал человеком легендарным. О нем рассказывали множество всяких историй, большей частью подлинных и интересных. Легенды шли за ним по пятам, предшествовали его появлению и долго жили после его ухода. Он обладал воображением легким, крылатым, неиссякаемым. Сила его не вмещалась целиком на старицах его книг. Избыток этой силы как бы выплескивался в повседневную жизнь, наполняя её радостью. Мальчишки умчались. Через час начались звонки. Ещё через час раздался, как показалось Гайдару, особенно требовательный звонок. Какой – то мальчишка кричал, что нашёл лекарство. Мальчик примчался с лекарством через полчаса сияющий, взмокший, счастливый. Тема: о том, как Гайдар наполнял повседневную жизнь радостью, о его авторитете мальчишеской среде, умении организовать мальчишек на доброе дело Основная мысль текста (ради чего этот текст написан)? (Спешите делать добро, берите пример с Гайдара, в бескорыстной помощи состоит человеческое счастье). - Сколько смысловых частей в тексте? (5) Они соответствуют абзацам. - Определите микротемы текста. вопросный план текста. 1. Чем был необычен Аркадий Гайдар? 2. Как относились к Гайдару дети? 3. Какая беда случалась в семье московского писателя? 4. Какую команду Гайдар дал мальчишкам? 5. Как выполнили команду мальчишки? -Давайте составим план в форме повествовательных предложений. 1. Аркадий Гайдар – легендарный человек. 2. Гайдар – лучший друг и предводитель мальчишек. 3. Гайдар делает всё, чтобы помочь в беде. 4. Гайдар дает мальчишкам команду к действию. 5. Мальчики выполнили просьбу Гайдара. Задание на 22.11 ( а тетрадях) Прочитайте текст, озаглавьте, составьте к нему план ( или вопросительными предложениями или в форме повествовательных предложений)
|
|||
|