Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





г. (пятница). Дисциплина: «Литература». Группа № 83. Материалы урока



19.11.2021г. (пятница)

Дисциплина: «Литература»

Группа № 83

Урок № 33

Тема:«Федор Михайлович Достоевский «Преступление и наказание». Идейные и психологические двойники Раскольникова. Этико-эстетический идеал Достоевского (образ Сони). Христианская концепция писателя»

Цели урока:

- обогатить и углубить знания о творчестве Ф.М. Достоевского, мастерстве и основных мотивах писателя-психолога;

- формирование коммуникативных компетенций: умение работать с текстом, умение понимать значение слова в контексте; стимулировать познавательную и исследовательскую деятельность обучающихся в решении проблемных задач;

- на основе христианских мотивов и образов в художественном мире Ф. М. Достоевского побудить обучающихся к размышлениям о нравственных проблемах в мировой культуре, способствовать нравственному самосовершенствованию.

Оборудование: - Михайлов О.Н. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч.1 / О.Н.Михайлов, И.О.Шайтанов и др./; под ред. В.П.Журавлева. – М.: Просвещение, 2016. – 415с.

 

 Материалы урока

Роман "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского явился итогом мучительных раздумий писателя о противоборстве двух начал, доброго и злого, свойственных природе каждого человека. В своем произведении Достоевский скрупулезно анализирует духовный мир главного героя романа, Родиона Раскольникова, и те побудительные мотивы, как внешние, очевидные, так и скрытые, глубинные, которые привели его к злодеянию. Адекватно оценить личность героя, проникнуть в тайники его души читателю помогают психологические двойники Раскольникова.

Находясь в крайней нужде, мучительно переживая бедственное положение матери и сестры, жертвующих собой ради него, нравственно страдая за всех "униженных и оскорбленных", Раскольников вынашивает в своей голове план преступления, под которое подводит теоретическое обоснование.

По теории Раскольникова, все люди от рождения делятся на два разряда: "на низших (обыкновенных), так сказать, на материал... и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово". При этом "необыкновенные" люди ради какой-то высокой дели не только могут, но и должны переступить через жизни одного, десяти или ста человек "обыкновенных", которые "обязаны быть послушными, потому что это их назначение". Не замечая всей губительности и жестокости своей теории, Раскольников хочет проверить на деле, к какой категории относится он сам. "Вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею?" — вот вопросы, мучительно терзающие его душу. Будучи человеком гордым, ощущая свою интеллектуальную неординарность, Раскольников не желает относить себя к "материалу", служащему "единственно для зарождения себе подобных", поэтому он, якобы для блага всех нищих и обездоленных, разрешает себе совершить "справедливое убийство" старухи-процентщицы, называя ее "гадкой, зловредной вошью".

Теория Раскольникова не оригинальна — сходные мысли тогда "витали в воздухе" и приходили в голову многим разочаровавшимся молодым людям. Незнакомый студент, разговор которого с молодым офицером случайно подслушал Раскольников в трактире, горячо доказывал своему собеседнику, что "одно крошечное преступленьице" с лихвой оправдается "тысячами добрых дел". Этот студент — духовный двойник Раскольникова. Более того, он своими высказываниями дал дополнительный импульс идее убийства "глупой и злой старушонки".

Порфирий Петрович, ведущий дело об убийстве, легко вычисляет Раскольникова, главным образом основываясь на психологическом анализе преступления. Помогает ему в расследовании тот факт, что в молодости он сам переболел "бонапартизмом". "Мне все эти ощущения знакомы, и статейку вашу я прочел как знакомую", — признается он подозреваемому. Пережив в прошлом сходные ощущения, осознав губительность аналогичных идей, возвысившись над ними, Порфирий Петрович говорит: "Статья ваша нелепа и фантастична, но в ней мелькает такая искренность, в ней гордость юная и неподкупная, в ней смелость отчаяния..." Он называет Раскольникова "наиблагороднейшим человеком", а в преступлении его видит "книжные мечты", "теоретически раздраженное сердце".

Одним из психологических двойников Раскольникова в романе является также расчетливый делец Лужин. У него тоже имеется своя жизненная теория — "теория целого кафтана". Лужин убежден, что благосостояние общества держится на устроенных частных делах и "целых кафтанах". Он открыто проповедует эгоизм и индивидуализм: "Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано". Ради собственных интересов, считает Лужин, можно переступить через любые преграды, например, совершить подлог или оклеветать невинного. Как и Раскольников, Лужин желает считать себя человеком высшего разряда, которому многое дозволено. Но если для Раскольникова преступление — способ добывания средств, необходимых для служения человечеству, то мотивы Лужина гораздо приземленнее и пошлее: им движет исключительно корысть. Образ Лужина в романе интеллектуально снижает идею Раскольникова.

Еще более сложен другой духовный двойник Раскольникова — Аркадий Иванович Свидригайлов, человек глубоко порочный и безнравственный. Не без основания он говорит Раскольникову: "Мы с вами одного поля ягоды", — ведь на его совести лежит целый ряд злодеяний. Он виноват в смерти своего лакея и пятнадцатилетней глухонемой девочки, он отравил свою жену и благодетельницу Марфу Петровну, он домогался Дуни, не гнушаясь никакими средствами. Недаром подслушанная им исповедь Раскольникова не удивила и не возмутила его. Свидригайлов совершенно спокойно и хладнокровно принимает преступление Раскольникова, не видит в нем никакой трагедии. Более того, он признает и его теорию, считая, что "единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша". Но "хорошая" цель Свидригайлова — сладострастие. Ради своих гнусных, похотливых стремлений он ни перед чем не останавливается.

Свидригайлов не раскаивается в совершенных злодеяниях, его не угнетают муки совести, но он сам становится жертвой собственных преступлений, они приводят его к неизбежному психологическому тупику, из которого он видит один выход — самоубийство.

Но почему же Раскольников, оказавшийся в сходной ситуации, не пошел по этому пути? Его уберегла от непоправимого шага любовь к нему близких людей: матери, сестры, Разумихина, а больше всего — Сони.

Сонечка Мармеладова — самый светлый духовный двойник Раскольникова. Она тоже, по нормам общественной морали, преступница. Но "пойти по желтому билету" девушку вынудили жестокие обстоятельства. Жертвуя собой, Соня спасала от голодной смерти пьяницу-отца, чахоточную мачеху и ее малолетних детей. Но этими гуманными целями Соня не пытается оправдаться, она испытывает чувство вины, сознает собственную греховность. Именно ей признается Раскольников в содеянном. Соня пытается понять и простить этого человека, страдает вместе с ним, но не может принять его губительную теорию. Соня призывает Раскольникова к покаянию, она убеждена, что только искреннее раскаяние может очистить душу, возродить ее к новой жизни.

Анализируя образы двойников Раскольникова, можно заметить, что каждый из них несет определенную смысловую нагрузку. В совокупности же они служат всесторонней оценке личности героя и помогают осмыслению одной из основных идей романа, что никакие, даже самые благородные, цели не могут служить оправданием безнравственных, преступных средств.

       Ф.М. Достоевский был глубоко верующим человеком. Христианская концепция Ф.М. Достоевского отразилась в его романе «Преступление и наказание».

В самом повествовании появляются важные образы: Сонечка Мармеладова читает Родиону Раскольникову Евангелие; когда главный герой оказывается на каторге, Сонечка дает ему Евангелие. Как видим, религиозная тема тесно связана с образом Сони Мармеладовой. Образ Сонечки Мармеладовой – пример искренней веры. Несмотря на все жизненные трудности и разочарования, героиня продолжает верить в Бога; она никогда и не задумывается о том, чтобы разочароваться в Боге, упрекнуть его в том, что ей приходится переступать через себя из-за полной нищеты и невозможности заработать на жизнь. Сонечка Мармеладова отличается добротой, способностью к состраданию и самопожертвованию. Героиня живет в соответствии с евангелиевской заповедью – возлюбить ближнего своего. Делая Сонечку Мармеладову главным положительным персонажем всего романа, Ф.М. Достоевский выражает мысль о том, что люди должны быть добры и милосердны по отношению к окружающим, в какой бы жизненной ситуации они не находились. Несмотря на грех блуда Сони Мармеладовой, данный образ связан с идеей христианского милосердия.

    Помимо Сонечки Мармеладовой в романе есть и другие персонажи, способные к состраданию и самопожертвованию. С помощью образов Пульхерии Александровны, Авдотьи Романовны, Разумихина, Лизаветы Ф.М. Достоевский подчеркивает мысль о том, что человек должен любить своего ближнего.

Ф.М. Достоевский в своем романе смог продемонстрировать существующие в то время проблемы: люди отказывались от прошлых принципов, но новые принципы еще не были выработаны. Родион Раскольников – человек, подавшийся новым веяниям, еще не до конца понявший и осознавший несостоятельность той теории, которую он хотел проверить. Родион Раскольников совершает убийство, однако не это является главным его грехом. Первый и наиболее важный грех, совершенный главным героем, заключается в том, что Раскольников стал отрицать главные христианские заповеди.

Ф.М. Достоевский не ставит крест на своем герое. Автор не дает Родиону Раскольникову обвинительный приговор, который уже нельзя обжаловать. Наоборот, Ф.М. Достоевский дает своему герою возможность понять ошибочность своей теории, возможность измениться и возродиться. Родион Раскольников не возрождается в финале произведения, однако автор показывает, что центральный персонаж встает на этот путь возрождения. Ф. М. Достоевский показывает, что каждый человек, даже и убийца, коим является Родион Раскольников, заслуживает прощения, заслуживает возможности воскрешения и возрождения. Но для этого, как показывает автор, нужно обращения к Богу. Неслучайно Родион Раскольников самостоятельно просит у Сонечки Мармеладовой Евангелие и спустя время по собственному желанию начинает читать его. С помощью образа Родиона Раскольникова Ф.М. Достоевский показал человека, который сначала отказался от христианских идеалов, а затем – спустя долгое и тяжелое постижение – стал возвращаться к ним.

Домашнее задание:

1. Изучить и законспектировать материалы урока.

2. Читать роман «Преступление и наказание».

3. Написать мини-сочинение по теме «Христианские мотивы в творчестве Ф. М. Достоевского».

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.