Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Задание 6 по лирическим отступлениям к поэме (письменно, на выбор).



 

Дата: 19.11.2021

Тема: Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы. Отражение трагедии личности, семьи, народа в поэме «Реквием». Традиции народной поэзии и русской классики в лирике поэтессы. «Поэма без героя». Особенности композиции поэмы. Нравственное звучание произведения.

Цель урока: познакомиться с историей создания и содержанием поэм А. А. Ахматовой «Реквием», «Поэма без героя».

Задание 1 (устно). Прочитайте отзыв Б. К. Зайцева о поэме А. А. Ахматовой «Реквием». После прочтения поэмы выразите своё согласие или несогласие с мнением писателя.

«В том-то и величие этих 23 страничек, что «о всех», не только о себе… Откуда взялась мужественная сила стиха, простота его, гром слов будто и обычных, без всякой ужимки, но гудящих колокольным похоронным звоном, разящих человеческое сердце и вызывающих восхищение художническое?»

В учебнике (ч. 2, с. 167-170) прочитайте статью о поэме «Реквием». При каких обстоятельствах она была написана?

Задание 2 (устно и письменно). Прослушайте поэму «Реквием» в актёрском исполнении (https://youtu.be/_fxxGLh4Qj0 читает актриса Алла Демидова). Ответьте на вопросы к поэме.

1) Какое впечатление произвела на вас поэма? Какое настроение она вызывает?

2) Как вы понимаете эпиграф к поэме?

Нет, и не под чуждым небосводом,

                                                     И не под защитой чуждых крыл, —

                                                     Я была тогда с моим народом,

                                                     Там, где мой народ, к несчастью, был.

3) Из каких частей поэма состоит?

4) Можно ли выделить в поэме сюжетную линию? Обоснуйте свой ответ.

5) Выделите основные события поэмы.

6) Выделите в поэме лирические отступления о переживаниях матери за сына. Какое место в ней они занимают?

7) К кому отнесены две части эпилога поэмы?

8) Слово «реквием» имеет несколько значений: 1) заупокойная месса у католиков; 2) жанр концертной музыки на основе текстов заупокойной мессы (пример – реквием Моцарта). Объясните многозначность названия поэмы А. Ахматовой.

Задание 3 (устно). Прочитайте «Посвящение» к поэме (написано в 1940 г.). Докажите, что в нём отразилось не только горе лирической героини, но и трагическая участь всех матерей, потерявших своих детей. Какой смысл приобретает в нём местоимение «мы»?

Перед этим горем гнутся горы,

Не течет великая река,

Но крепки тюремные затворы,

А за ними «каторжные норы»

И смертельная тоска.

Для кого-то веет ветер свежий,

Для кого-то нежится закат —

Мы не знаем, мы повсюду те же,

Слышим лишь ключей постылый скрежет

Да шаги тяжелые солдат.

Подымались как к обедне ранней.

По столице одичалой шли,

Там встречались, мертвых бездыханней,

Солнце ниже и Нева туманней,

А надежда все поет вдали.

Приговор. И сразу слезы хлынут,

Ото всех уже отделена,

Словно с болью жизнь из сердца вынут,

Словно грубо навзничь опрокинут,

Но идет... шатается... одна...

Где теперь невольные подруги

Двух моих осатанелых лет?

Что им чудится в сибирской вьюге,

Что мерещится им в лунном круге?

Им я шлю прощальный мой привет.

Задание 4 (устно). Прочитайте «Вступление» к поэме. Дайте к нему историко-культурный комментарий. Какой символический смысл имеет во «Вступлении» образ звёзд?

Это было, когда улыбался

Только мертвый, спокойствию рад.

И ненужным привеском болтался

Возле тюрем своих Ленинград.

И когда, обезумев от муки,

Шли уже осужденных полки,

И короткую песню разлуки

Паровозные пели гудки.

Звезды смерти стояли над нами,

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами черных марусь.

Задание 5 (устно). Прочитайте I главу поэмы. Какие ассоциации с Библией она вызывает?

Уводили тебя на рассвете,

За тобой, как на выносе, шла,

В темной горнице плакали дети,

У божницы свеча оплыла.

На губах твоих холод иконки.

Смертный пот на челе... не забыть!

Буду я, как стрелецкие женки,

Под кремлевскими башнями выть.

Задание 6 по лирическим отступлениям к поэме (письменно, на выбор).

1) Прочитайте три лирические отступления о матери (гл. II, III, IV). Дайте характеристику образу матери. Какими способами он создаётся?

II.

Тихо льется тихий Дон,

Желтый месяц входит в дом.

 

Входит в шапке набекрень,

Видит желтый месяц тень.

 

Эта женщина больна,

Эта женщина одна,

 

Муж в могиле, сын в тюрьме,

Помолитесь обо мне.

 

III.

Нет, это не я, это кто-то другой страдает.

Я бы так не могла, а то, что случилось,

Пусть черные сукна покроют,

И пусть унесут фонари.

Ночь.

IV.

Показать бы тебе, насмешнице

И любимице всех друзей,

Царскосельской веселой грешнице,

Что случилось с жизнью твоей.

Как трехсотая, с передачею,

Под Крестами будешь стоять

И своей слезою горячею

Новогодний лед прожигать.

Там тюремный тополь качается,

И ни звука. А сколько там

Неповинных жизней кончается...

2) Прочитайте три воспоминания о сыне через воспоминания матери (гл. V, VI, VII). Какие приёмы использует автор для изображения переживаний матери.

V.

Семнадцать месяцев кричу,

Зову тебя домой.

Кидалась в ноги палачу —

Ты сын и ужас мой.

Все перепуталось навек,

И мне не разобрать

Теперь, кто зверь, кто человек,

И долго ль казни ждать.

И только пышные цветы,

И звон кадильный, и следы

Куда-то в никуда.

И прямо мне в глаза глядит

И скорой гибелью грозит

Огромная звезда.

VI.

Легкие летят недели,

Что случилось, не пойму.

Как тебе, сынок, в тюрьму

Ночи белые глядели,

Как они опять глядят

Ястребиным жарким оком,

О твоем кресте высоком

И о смерти говорят.

VII. ПРИГОВОР

И упало каменное слово

На мою еще живую грудь.

Ничего, ведь я была готова,

Справлюсь с этим как-нибудь.

У меня сегодня много дела:

Надо память до конца убить,

Надо, чтоб душа окаменела,

Надо снова научиться жить.

А не то... Горячий шелест лета,

Словно праздник за моим окном.

Я давно предчувствовала этот

Светлый день и опустелый дом.

1939. Лето

3) Прочитайте два лирических отступления о чувствах матери (гл. VIII, IX). Почему лирическая героиня ждёт смерти и воспринимает своё состояние как безумие?

VIII. К СМЕРТИ

Ты все равно придешь. Зачем же не теперь?

Я жду тебя. Мне очень трудно.

Я потушила свет и отворила дверь

Тебе, такой простой и чудной.

Прими для этого какой угодно вид,

Ворвись отравленным снарядом

Иль с гирькой подкрадись, как опытный бандит,

Иль отрави тифозным чадом,

Иль сказочкой, придуманной тобой

И всем до тошноты знакомой, —

Чтоб я увидела верх шапки голубой

И бледного от страха управдома.

Мне все равно теперь. Струится Енисей,

Звезда полярная сияет.

И синий блеск возлюбленных очей

Последний ужас затмевает.

19 августа 1939

Фонтанный Дом

IX.

Уже безумие крылом

Души накрыло половину,

И поит огненным вином

И манит в черную долину.

И поняла я, что ему

Должна я уступить победу,

Прислушиваясь к своему

Уже как бы чужому бреду.

И не позволит ничего

Оно мне унести с собою

(Как ни упрашивай его

И как ни докучай мольбою):

Ни сына страшные глаза —

Окаменелое страданье —

Ни день, когда пришла гроза,

Ни час тюремного свиданья,

Ни милую прохладу рук,

Ни лип взволнованные тени,

Ни отдаленный легкий звук —

Слова последних утешений.

4 мая 1940

Фонтанный Дом

4) Прочитайте главу «Распятие». Объясните эпиграф к ней. Какой подтекст приобретают в этой главе библейские образы?

Х. РАСПЯТИЕ

                      «Не рыдай Мене, Мати,

                           во гробе зрящи».

 

Хор ангелов великий час восславил,

И небеса расплавились в огне.

Отцу сказал: «Почто Меня оставил?»

А Матери: «О, не рыдай Мене…»

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

5) Прочитайте первую часть «Эпилога». Какое обобщение автор делает в ней? В чём он перекликается с началом поэмы – частями «Вместо предисловия» и «Посвящением»?

ЭПИЛОГ

Узнала я, как опадают лица,

Как из-под век выглядывает страх,

Как клинописи жесткие страницы

Страдание выводит на щеках,

Как локоны из пепельных и черных

Серебряными делаются вдруг,

Улыбка вянет на губах покорных,

И в сухоньком смешке дрожит испуг.

И я молюсь не о себе одной,

А обо всех, кто там стоял со мною,

И в лютый холод, и в июльский зной,

Под красною ослепшею стеною.

Домашнее задание: прочитать «Поэму без героя»: https://www.stihi-rus.ru/1/Ahmatova/131.htm и комментарий к поэме (учебник, ч. 2, с. 170-173)



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.