|
|||
Задание 6 по лирическим отступлениям к поэме (письменно, на выбор).
Дата: 19.11.2021 Тема: Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы. Отражение трагедии личности, семьи, народа в поэме «Реквием». Традиции народной поэзии и русской классики в лирике поэтессы. «Поэма без героя». Особенности композиции поэмы. Нравственное звучание произведения. Цель урока: познакомиться с историей создания и содержанием поэм А. А. Ахматовой «Реквием», «Поэма без героя». Задание 1 (устно). Прочитайте отзыв Б. К. Зайцева о поэме А. А. Ахматовой «Реквием». После прочтения поэмы выразите своё согласие или несогласие с мнением писателя. «В том-то и величие этих 23 страничек, что «о всех», не только о себе… Откуда взялась мужественная сила стиха, простота его, гром слов будто и обычных, без всякой ужимки, но гудящих колокольным похоронным звоном, разящих человеческое сердце и вызывающих восхищение художническое?» В учебнике (ч. 2, с. 167-170) прочитайте статью о поэме «Реквием». При каких обстоятельствах она была написана? Задание 2 (устно и письменно). Прослушайте поэму «Реквием» в актёрском исполнении (https://youtu.be/_fxxGLh4Qj0 читает актриса Алла Демидова). Ответьте на вопросы к поэме. 1) Какое впечатление произвела на вас поэма? Какое настроение она вызывает? 2) Как вы понимаете эпиграф к поэме? Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл, — Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был. 3) Из каких частей поэма состоит? 4) Можно ли выделить в поэме сюжетную линию? Обоснуйте свой ответ. 5) Выделите основные события поэмы. 6) Выделите в поэме лирические отступления о переживаниях матери за сына. Какое место в ней они занимают? 7) К кому отнесены две части эпилога поэмы? 8) Слово «реквием» имеет несколько значений: 1) заупокойная месса у католиков; 2) жанр концертной музыки на основе текстов заупокойной мессы (пример – реквием Моцарта). Объясните многозначность названия поэмы А. Ахматовой. Задание 3 (устно). Прочитайте «Посвящение» к поэме (написано в 1940 г.). Докажите, что в нём отразилось не только горе лирической героини, но и трагическая участь всех матерей, потерявших своих детей. Какой смысл приобретает в нём местоимение «мы»? Перед этим горем гнутся горы, Не течет великая река, Но крепки тюремные затворы, А за ними «каторжные норы» И смертельная тоска. Для кого-то веет ветер свежий, Для кого-то нежится закат — Мы не знаем, мы повсюду те же, Слышим лишь ключей постылый скрежет Да шаги тяжелые солдат. Подымались как к обедне ранней. По столице одичалой шли, Там встречались, мертвых бездыханней, Солнце ниже и Нева туманней, А надежда все поет вдали. Приговор. И сразу слезы хлынут, Ото всех уже отделена, Словно с болью жизнь из сердца вынут, Словно грубо навзничь опрокинут, Но идет... шатается... одна... Где теперь невольные подруги Двух моих осатанелых лет? Что им чудится в сибирской вьюге, Что мерещится им в лунном круге? Им я шлю прощальный мой привет. Задание 4 (устно). Прочитайте «Вступление» к поэме. Дайте к нему историко-культурный комментарий. Какой символический смысл имеет во «Вступлении» образ звёзд? Это было, когда улыбался Только мертвый, спокойствию рад. И ненужным привеском болтался Возле тюрем своих Ленинград. И когда, обезумев от муки, Шли уже осужденных полки, И короткую песню разлуки Паровозные пели гудки. Звезды смерти стояли над нами, И безвинная корчилась Русь Под кровавыми сапогами И под шинами черных марусь. Задание 5 (устно). Прочитайте I главу поэмы. Какие ассоциации с Библией она вызывает? Уводили тебя на рассвете, За тобой, как на выносе, шла, В темной горнице плакали дети, У божницы свеча оплыла. На губах твоих холод иконки. Смертный пот на челе... не забыть! Буду я, как стрелецкие женки, Под кремлевскими башнями выть. Задание 6 по лирическим отступлениям к поэме (письменно, на выбор). 1) Прочитайте три лирические отступления о матери (гл. II, III, IV). Дайте характеристику образу матери. Какими способами он создаётся? II. Тихо льется тихий Дон, Желтый месяц входит в дом.
Входит в шапке набекрень, Видит желтый месяц тень.
Эта женщина больна, Эта женщина одна,
Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне.
III. Нет, это не я, это кто-то другой страдает. Я бы так не могла, а то, что случилось, Пусть черные сукна покроют, И пусть унесут фонари. Ночь. IV. Показать бы тебе, насмешнице И любимице всех друзей, Царскосельской веселой грешнице, Что случилось с жизнью твоей. Как трехсотая, с передачею, Под Крестами будешь стоять И своей слезою горячею Новогодний лед прожигать. Там тюремный тополь качается, И ни звука. А сколько там Неповинных жизней кончается... 2) Прочитайте три воспоминания о сыне через воспоминания матери (гл. V, VI, VII). Какие приёмы использует автор для изображения переживаний матери. V. Семнадцать месяцев кричу, Зову тебя домой. Кидалась в ноги палачу — Ты сын и ужас мой. Все перепуталось навек, И мне не разобрать Теперь, кто зверь, кто человек, И долго ль казни ждать. И только пышные цветы, И звон кадильный, и следы Куда-то в никуда. И прямо мне в глаза глядит И скорой гибелью грозит Огромная звезда. VI. Легкие летят недели, Что случилось, не пойму. Как тебе, сынок, в тюрьму Ночи белые глядели, Как они опять глядят Ястребиным жарким оком, О твоем кресте высоком И о смерти говорят. VII. ПРИГОВОР И упало каменное слово На мою еще живую грудь. Ничего, ведь я была готова, Справлюсь с этим как-нибудь. У меня сегодня много дела: Надо память до конца убить, Надо, чтоб душа окаменела, Надо снова научиться жить. А не то... Горячий шелест лета, Словно праздник за моим окном. Я давно предчувствовала этот Светлый день и опустелый дом. 1939. Лето 3) Прочитайте два лирических отступления о чувствах матери (гл. VIII, IX). Почему лирическая героиня ждёт смерти и воспринимает своё состояние как безумие? VIII. К СМЕРТИ Ты все равно придешь. Зачем же не теперь? Я жду тебя. Мне очень трудно. Я потушила свет и отворила дверь Тебе, такой простой и чудной. Прими для этого какой угодно вид, Ворвись отравленным снарядом Иль с гирькой подкрадись, как опытный бандит, Иль отрави тифозным чадом, Иль сказочкой, придуманной тобой И всем до тошноты знакомой, — Чтоб я увидела верх шапки голубой И бледного от страха управдома. Мне все равно теперь. Струится Енисей, Звезда полярная сияет. И синий блеск возлюбленных очей Последний ужас затмевает. 19 августа 1939 Фонтанный Дом IX. Уже безумие крылом Души накрыло половину, И поит огненным вином И манит в черную долину. И поняла я, что ему Должна я уступить победу, Прислушиваясь к своему Уже как бы чужому бреду. И не позволит ничего Оно мне унести с собою (Как ни упрашивай его И как ни докучай мольбою): Ни сына страшные глаза — Окаменелое страданье — Ни день, когда пришла гроза, Ни час тюремного свиданья, Ни милую прохладу рук, Ни лип взволнованные тени, Ни отдаленный легкий звук — Слова последних утешений. 4 мая 1940 Фонтанный Дом 4) Прочитайте главу «Распятие». Объясните эпиграф к ней. Какой подтекст приобретают в этой главе библейские образы? Х. РАСПЯТИЕ «Не рыдай Мене, Мати, во гробе зрящи».
Хор ангелов великий час восславил, И небеса расплавились в огне. Отцу сказал: «Почто Меня оставил?» А Матери: «О, не рыдай Мене…» Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел, А туда, где молча Мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел. 5) Прочитайте первую часть «Эпилога». Какое обобщение автор делает в ней? В чём он перекликается с началом поэмы – частями «Вместо предисловия» и «Посвящением»? ЭПИЛОГ Узнала я, как опадают лица, Как из-под век выглядывает страх, Как клинописи жесткие страницы Страдание выводит на щеках, Как локоны из пепельных и черных Серебряными делаются вдруг, Улыбка вянет на губах покорных, И в сухоньком смешке дрожит испуг. И я молюсь не о себе одной, А обо всех, кто там стоял со мною, И в лютый холод, и в июльский зной, Под красною ослепшею стеною. Домашнее задание: прочитать «Поэму без героя»: https://www.stihi-rus.ru/1/Ahmatova/131.htm и комментарий к поэме (учебник, ч. 2, с. 170-173)
|
|||
|