Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Анатолий Маpтынов – Исповедимый путь 4 страница



        По поводy электpомагнитной модели я выскажyсь ниже, в специальном паpагpафе.

        Что же касается энтpопийного подхода, то в нем для меня наметился очень шиpокий гоpизонт ассоциативных связей, помогающий понять целый pяд явлений.

        Р. Джан пишет: "Можно полагать, что некотоpые из наиболее хоpошо yпpавляемых и наиболее воспpоизводимых экспеpиментов по психокинезy (ПК) ставят под сомнение втоpой закон теpмодинамики или по кpайней меpе тpебyет внести изменение в понятие изолиpованной физической системы. Л именно: можно пpедположить, что в yсловиях, хаpактеpных для yпомянyтых явлений, человеческое сознание пpивносит, хотя и в небольшой степени, поpядок в слyчайные пpоцессы. Этy возможность, вообще говоpя, можно pаспpостpанить и на дpyгие явления: аномальный пpием инфоpмации в экспеpиментах по дистанционной пеpцепции, психофизическyю теpапию, ПК животных и pастений".

        Рассматpиваемый класс психофизических моделей ставит один сеpьезный вопpос. Дело в том, что на пpотяжении долгого вpемени считалось, что сyщность сознания заключается в его способности извлекать инфоpмацию из окpyжающей сpеды. Возможен ли обpатный пpоцесс? Способно ли сознание пpивносить инфоpмацию в окpyжающyю сpедy?

        Одна из кpайних фоpм этой модели идет еще дальше, ставя вопpос о том, не обладают ли чpезвычайно сложные и тонкие системы собственным фyнкциональным сознанием, не pазвивается ли y них - благодаpя их огpомной сложности и взаимодействию входящих в них подсистем - способность не только к обyчению, самовоспpоизведению и пpиспособлению к окpyжающей сpеде, но и к антиэнтpопийномy воздействию их сознания на них самих.

        Эта "кpайняя фоpма" находит себе все большее подтвеpждение в стpемительно pазвивающейся отpасли наyки о системах под названием синеpгетика. Этим дpевнегpеческим елевом Г. Хаген, пpофессоp Штyттгаpтского yнивеpситета, пpедложил обозначить совокyпный, коллективный эффект взаимодействия большого числа подсистем, пpиводящий к обpазованию yстойчивых стpyктyp и самооpганизации в сложных системах.

        Если подходить к миpy с позиций классической теpмодинамики, то пpиходится пpизнать, что в нем пpоисходит возpастание энтpопии и, следовательно, yвеличение беспоpядка и дезоpганизации пpежних стpyктyp.

        "В действительности, pазвитие наyки показало, что выводы о возpастании энтpопии непосpедственно относятся к замкнyтым системам, тогда как все живые системы являются пpинципиально незамкнyтыми, способными к самооpганизации, благодаpя обменy веществом и энеpгией с окpyжающей сpедой" [60].

        Одним из yдивительных выводов, к котоpым пpишла синеpгетика, является пpизнание способности к самооpганизации целого pяда систем неоpганической пpиpоды. Hо для этого система должна yдовлетвоpять по кpайней меpе двyм yсловиям: во-пеpвых, она должна быть откpытой, - следовательно, пpотивостоять возpастанию энтpопии за счет полyчения энеpгии извне. Во-втоpых, самооpганизация хаpактеpизyет внyтpеннее свойство систем, спонтанно возникающее в pезyльтате взаимодействия большого числа подсистем, и пpоявляется в виде их совместного коопеpативного эффекта. Если pост энтpопии связан с yвеличением беспоpядка и неопpеделенности, то пpотивоположная тенденция напpавлена на yсиление поpядка и yвеличение нашей инфоpмативности о системе.

        В дальнейшем мы еще не pаз использyем эти yдивительные откpовения синеpгетики, где ставится - может быть впеpвые - вопpос о значительности стpyктypности как качественной категоpии, хаpактеpизyющей матеpиальные системы. Что касается пpедставлений о гипеpпpостpанстве, они бyдyт pассмотpены в этой pаботе подpобно.

        Исключительно плодотвоpными кажyтся мне квантовомеханические модели, пpедложенные Р. Джаном. Развиваемый им подход к постpоению соответствyющих квантовомеханических моделей отличается большой общностью, т. е. изyчаются лишь возможные аналогии междy паpадоксальными сpедствами из фоpмального аппаpата квантовой механики и паpаноpмальными pезyльтатами, полyчаемыми в отдельных психофизических экспеpиментах. С позволения читателей, я пpиведy полное описание этого подхода, изложенного в статье Р. Джана.

        <Здесь опущен фрагмент статьи, содержащий формулы, не подлежащие воспроизведению в DOS-формате> В заключение Р. Джан рассматривает статистические закономерности, которым подчиняются парапсихические феномены. Он пишет, что "...можно предположить, что физическая реальность, воспринимаемая человеческим сознанием и испытывающая его воздействие, на самом деле следует более тонким, чем это принято считать, вероятностным законам и потому требует более тонкой статистической механики. Таким образом, с данной точки зрения, к числу процессов, обыкновенно рассматриваемых как "нормальные", следует отнести только те процессы, для которых допустимо применение к упомянутой более сложной системе "классической аппроксимации".

        Слабые психофизические свойства в этом случае рассматриваются как небольшие отклонения сложной статистики от "Классического предела, а более сильные феномены - полтергейсты, левитация, деформация твердых тел - скорее всего можно будет объяснить только при использовании полной статистической теории".

        Давая общую оценку состояния разработки физических моделей психофизических, явлений, следует заключить, что ни один из упомянутых выше подходов не дал пока ничего, хотя бы отдаленно напоминающего необходимую функционально-теоретическую базу.

        То, что будет изложено далее, представляет самостоятельную попытку автора создать такую концепцию. Может быть, она окажется более интегральной: во всяком случае в ней просматриваются корреляционные взаимосвязи со многими, что отмечено в статье Р.

        Джана.

        

        НЕЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ ХАРАКТЕР ПОЛЕЙ БИОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ

        Ищи луну на небе, а не в пруду.

        Восточная поговорка Во все времена научные доктрины данного периода накладывали жесткие шоры на любые попытки объяснения новых явлений и фактов. До сих пор делаются попытки объяснить упомянутые явления какими-то неизвестными, но электромагнитными полями. В то же время даже поверхностный анализ фактов говорит о том, что мы имеем дело с информационным каналом совершенно иной материальной субстанциональной природы. В статье И. И. Климовского приведены любопытные факты и цифры, подтверждающие, что ощущения экстрасенсов нельзя объяснить воздействием известных полей.

        "Оценим возможность того, что ощущения экстрасенсов обусловлены либо воздействием электромагнитных или звуковых волн, либо постоянными электрическими или магнитными полями. Оценку будем производить для тактильных рецепторов, чувствительность которых хорошо изучена. При этом используем минимальное значение порога раздражения - 50 мг/мм^2, характерное для самых чувствительных участков кожи.

        Оценки показывают, что интенсивность звуковой волны, способной вызвать ощущение давления, должна быть около 10 вт на квадратный сантиметр поверхности тела. Это значит, что всей поверхностью тела, равной примерно 1,7 м^2, человек должен был бы излучать 170 кВт. Тем самым энергию, потребляемую за один день при усвоении пищи - примерно 3000 Ккал, - человек должен излучать примерно за 100 с.

        Еще хуже обстоит дело с электромагнитным излучением. Чтобы вызвать ощущение давления в руке экстрасенса, мощность излучения должна быть такова, что энергия, потребляемая человеком за сутки при усвоении пищи, должна была бы излучиться за 0,001 с.

        Проведем оценку постоянных полей: для срабатывания тактильных рецепторов напряженность электростатического поля должна быть около 3-10^8 В/см - в десять тысяч раз превышающее напряженность полей, при которых происходит пробой воздуха, а постоянное магнитное поле должно иметь напряженность на уровне 10^6 Э, т. е. в миллион раз больше напряженности магнитного поля Земли" [32].

        Я привел эти данные с одной лишь целью - чтобы показать, насколько природа ощущений, получаемых экстрасенсами, лежит в совершенно другой области энергий.

        Все телепатические контакты могут осуществляться в условиях полнейшей экранировки от электромагнитных волн, например через металлические обшивки кораблей в глубинах океана. Л люди, способные "видеть" через преграды, не пропускающие световые лучи! А лозоискатели, находящие любой объект или получающие ответ на любой вопрос с помощью обычной металлической или деревянной рамки!.. То, что от этих явлений отворачивалась ортодоксальная наука, говорит лишь о том, что они не вписываются в устоявшиеся концепции, закрепленные в тысячах кандидатских и сотнях докторских диссертаций.

        Но мир бесконечно шире любой научной концепции. И посему попытки притянуть электромагнитную теорию к объяснению парапсихических феноменов обречены на провал, ибо нетривиальную задачу невозможно решить тривиальными методами. Для решения ее необходимо подняться на метауровень - над существующими понятиями - и по всей вероятности, выйти за пределы трехмерности. И такие попытки уже сделаны. Первые из них были предприняты еще в конце прошлого века, но наиболее интересные шаги осуществлены в наше время.

        

        О ЧЕТЫРЕХМЕРНОСТИ ПРОСТРАНСТВА-ВРЕМЕНИ

        Одной из самых плодотворных идей новой физики, основанной на теории относительности, является признание, что время и пространство неразрывно связаны между собой, и неразделимы в природных условиях.

        В.И.Вернадский В последнее время появляется все больше работ, посвященных попыткам переосмысления фундаментальных физических и философских понятий пространства и времени. Уже Эйнштейн в своей теории относительности дал четкое представление о единстве пространства и времени. Недаром в любой современной литературе уже говорится о континиуме "пространство - время". Пространство - время в общей теории относительности искривлено, причем характер искривления в данном месте зависит от происходящих здесь физических явлений. С другой стороны, кривизна пространства - времени влияет на происходящие процессы. По образному выражению известного физика Дж.

        Уилера, "...пространство говорит веществу, как двигаться, а вещество говорит пространству - как искривляться".

        Это новое мета-понятие подразумевает и мета-уровень мышления по отношению к пространству Эвклида и времени Ньютона, т. е.

        подразумевает четырехмерность материального мира. Именно подразумевает, ибо увидеть или логически осмыслить четырехмерность практически невозможно. Тем не менее, я постараюсь дать хотя бы основные понятия и ассоциации таинственного четырехмерного мира. В этом мне поможет книга В. Д. Успенского "Ключ к загадкам мира", где эта задача разобрана подробно и очень доступно [23].

        Еще Кант, показывая иллюзорность наших представлений о пространстве и времени, писал, что пространство и время - это категории рассудка, т. е. свойства, приписываемые нами внешнему миру.

        A. Hinton в своей книге [82] делает интересные замечания относительно способа, при помощи которого мы можем подойти к вопросу о высших измерениях. Он говорит так: "Наше пространство несет в себе самом отношения, которые позволяют нам определить отношения известного нам пространства к высшему.

        Мы знаем отношение в пространстве точки к линии, линии к поверхности, поверхности к телу. Такого же рода должно быть отношение трехмерного пространства к высшему".

        Действительно, если мы остановимся на этой мысли и рассмотрим глубокое различие между точкой и линией, между линией и поверхностью, между поверхностью и телом, - мы поймем, как много нового и непонятного для нас должно лежать в четвертом измерении.

        Как в точке невозможно представить себе линию и законы линии, как в линии нельзя представить себе поверхность и законы поверхности, как в поверхности нельзя представить себе тело и понять законы тела, - так и в нашем пространстве нельзя представить себе тело, имеющее больше трех измерений, и нельзя понять законы существования этого тела.

        Попробуем рассмотреть эти отношения внутри нашего пространства и посмотрим, какие заключения мы можем сделать на основании их изучения.

        Мы знаем, что наша геометрия рассматривает линию как след от движения точки; поверхность - как след от движения линии, и тело - как след от движения поверхности. На основании этого нельзя ли рассматривать тело четырех измерений как след от движения тела трех измерений?

        Что же это за движение и по какому направлению? Точка, двигаясь в пространстве и оставляя след своего движения в виде линии, движется по направлению, в ней не заключающемуся, потому что в точке нет никакого направления. Линия, двигаясь в пространстве и оставляя след своего движение в виде поверхности, движется по направлению, в ней не заключающемуся: линия всегда остается линией.

        Поверхность, двигаясь в пространстве и оставляя след своего движения в виде тела, тоже движется по направлению, в ней не заключающемуся.

        Если она будет двигаться по одному из направлений, заключающихся в ней, то она всегда останется поверхностью. Чтобы оставить след своего движения в виде тела или трехмерной фигуры, она должна отойти сама от себя - двигаться по тому направлению, которого нет в ней самой.

        По аналогии и тело, для того чтобы оставить след своего движения в виде четырехмерной фигуры, должно двигаться по направлению, в нем не заключающемуся; иначе говоря, тело должно отойти от себя, выйти само из себя.

        Мы можем сказать, что направление движения по четвертому измерению лежит вне всех тех направлений, которые возможны в трехмерной фигуре.

        Если точку мы рассматриваем как разрез линии, линию -как разрез плоскости, поверхность - как разрез тела, то по аналогии с этим трехмерное тело - куб, шар, пирамиду, - вероятно, можно рассматривать как разрез тела четырех измерений, а все трехмерное пространство - как разрез четырехмерного. Это приводит к мысли, что многие, отдельные для нас, трехмерные тела могут быть разрезами частей одного четырехмерного тела.

        Простой пример пояснит эту мысль. Если мы представим себе горизонтальную плоскость, пересекающую вершину дерева параллельно земле, то на этой плоскости разрезы ветвей покажутся отдельными и совершенно не связанными друг с другом. Между тем, в нашем пространстве, с нашей точки зрения, это разрезы ветвей одного дерева, составляющих вместе одну вершину, питающихся от одного корня, дающих одну тень.

        Может быть, мы имеем право думать, что трехмерные тела нашего пространства являются как бы изображениями в нашей сфере непостижимых для нас четырехмерных тел.

        Мы знаем, что всякое движение в пространстве сопровождается тем, что мы можем назвать движением во времени. Кроме того, мы знаем, что даже не двигаясь в пространстве, все существующее вечно движется во времени. Временем мы называем расстояние, разделяющее события в порядке их последовательности и связывающее их в различные целые. Это расстояние лежит по направлению, не заключающемуся в трехмерном пространстве. Если мы будем мыслить это направление в пространстве, то оно и будет новым протяжением пространства.

        Это новое протяжение отвечает всем требованиям, которые мы на основании предыдущих размышлений можем предъявить к четвертому измерению.

        Под идеей "времени" мы обозначили, с одной стороны, некоторое пространство, а с другой - движение по этому пространству. Причем движение это в действительности не существует, а оно представляется нам существующим только .потому, что мы не видим пространства -времени, т. е. ощущение движения во времени возникает у нас потому, что мы смотрим на мир как бы через узкую щель: видим только линии пересечения плоскости времени с нашим трехмерным пространством.

        Неполное ощущение времени (четвертого измерения) - ощущение сквозь щелку - дает нам ощущение движения, т. е. создает иллюзию движения, которого в действительности нет и вместо которого в действительности существует только протяжение по непостижимому для нас направлению.

        Но мы не поймем четвертого измерения до тех пор, пока не поймем пятого измерения.

        Неопределенность, возникающую при четырехмерном описании пятимерного мира, можно пояснить следующим образом. Представим себе модернизированный вариант платоновской пещеры - кинозал, в котором места занимают "платоновские физики" (будем их называть П-физиками в благодарность Платону, подарившему человечеству замечательный образ), - но на освещенном экране не демонстрируется фильм, а перемещаются тени от шаров, движущихся в зале в лучах прожектора.

        Допустим, что у наших П-физиков есть возможность наблюдать все события, происходящие в (трехмерном) зале, только по теням на (двухмерном) экране. Таким образом, описывать события они могут только с помощью величин, характеризующих расположение и перемещение теней на экране. Предположим далее, что шары взаимодействуют друг с другом (в трехмерном зале) по законам упругого удара. Тогда в результате своих двумерных исследований П-физики неизбежно столкнутся с тем, что "одни и те же" (двухмерные) условия приводят к существенно различным результатам: в одних случаях (двухмерное) столкновение шаров ведет к изменению их движения, а в других случаях шары беспрепятственно проходят друг через друга. Неопределенность результата взаимодействия шаров П-физики могли бы описать с помощью вероятности, которая с трехмерной точки зрения определяется, конечно, отношением диаметра шаров к глубине зрительного зала - величиной, не наблюдаемой П-физиками. Подобного рода неопределенность, вероятностный характер законов можно было бы ожидать, если бы оказалось, что мир можно уподобить пятимерному зрительному залу, а реальное пространство - время - четырехмерному экрану" [21].

        В действительности вечность не есть бесконечное протяжение времени, а линия, перпендикулярная ко времени, - потому что если вечность существует, то каждый момент вечен, и мы можем считать у мер времени два измерения. Второе измерение, т. е. вечность, будет пятым измерением пространства. Движение первого измерения идет по порядку -последовательности: сначала причина, потом следствие, т. е.

        время является продуктом причинно-следственных связей. Это предположение, выдвинутое примерно сто лет назад, нашло блестящее подтверждение в наши дни в работах ленинградского астронома профессора Николая Александровича Козырева.

        

        ГИПОТЕЗА ПРОФЕССОРА Н. А. КОЗЫРЕВА О ПРИЧИННОСТИ ВРЕМЕНИ

        Ход времени определяется линейной скоростью поворота причины относительно следствия, которая равна 700 м/с со знаком "плюс" в левой системе координат.

        Н. А. Козырев Н. А. Козырев пришел к идее причинности времени в 50-е годы нашего века. Он писал о времени следующее: "Что собой представляет время, до сих пор еще неизвестно. В физике по этому вопросу существуют смутные соображения, тогда как в силу важности вопроса следовало бы иметь написанные о времени целые тома. Физик умеет измерять только продолжительность времени, поэтому для него время - понятие совершенно пассивное. Теперь мы пришли к заключению, что время имеет и другие, активные свойства. Время является активным участником мироздания" [34].

        Суть причинной механики Н. А. Козырева может быть изложена в нескольких постулатах: 1. "В причинных связях всегда существует принципиальное отличие причин от следствий. Это отличие является абсолютным, независимым от точки зрения, т. е. системы координат.

        2. Причины и следствия всегда разделяются пространством.

        Расстояние между причиной и следствием может быть сколь угодно малым, но не может быть равным нулю.

        3. Причины и следствия, возникающие в одной и той же точке пространства, различаться не могут и представляют собой тождественные понятия.

        4. Причины и следствия всегда разделяются временем.

        Промежуток времени между причиной и следствием может быть сколь угодно малым, но не может быть равным нулю. Следствие всегда находится в будущем по отношению к причине. Таким образом, отношение причин от следствий устанавливается свойством времени.

        5. Время обладает особым, абсолютным свойством, отличающим будущее от прошлого, которое может быть названо направленностью времени. Этим свойством определяется отношение причин к следствиям, ибо следствие всегда находится в будущем по отношению причин..." [34].

        Весьма интересно, что академик В. И. Вернадский в своих обобщениях вопросов естествознания пришел к заключению, что "...время натуралиста не есть геометрическое время Миньковского и не время механики и теоретической физики Галилея или Ньютона.

        Действительно, для натуралиста - как и в обыденной жизни - первостепенное значение имеет направленность времени - понятие, которым совершенно не пользовались точные науки" [18].

        Существование направленности времени, как некоторой физической реальности, вытекает даже просто из самой возможности жизни. Действительно, существо жизни заключается в процессах, направленных против возрастания энтропии. Это означает, что в организмах, в некоторых процессах, ход времени может отличаться от мирового хода времени.

        Поэтому, подобно астрофизическим данным, точные биологические опыты должны показать в процессах жизни нарушение обычного баланса энергии из-за использования жизнью мирового хода времени" [34].

        Итак, время обладает двумя следующими свойствами: 1) свойство скалярное, которое выражается существованием промежутков времени (dt), и 2) свойство векторное, которое представляется псевдовекторами хода времени +/-iC2, где С2 - псевдоскаляр, представляющий как бы скорость превращения причины в следствие и могущий служить мерой хода времени; i - орт направления причинно-следственной связи.

        Н. А. Козырев занимался этой проблемой почти 30 лет. И все эти годы стойко выдерживал и прямое отрицание, и замаскированный скептицизм. Но он твердо верил, что истина всегда восторжествует. И для этого оптимизма у него были основания - достаточно вспомнить Луну.

        Незыблемо считалось, что Луна относится к планетам, потерявшим внутреннюю энергию. Основанием для этого суждения служил второй закон термодинамики: "Теплота не может переходить сама собой от более холодного тела к более теплому", т. е. Луна - мертвое тело, закончившее свою эволюцию. И вдруг Н. А. Козырев заявляет: на Луне возможна вулканическая деятельность. Это было настолько парадоксальным, что над ним издевались долгие годы. Самое интересное состоит в том, что он вначале и не искал вулканы, - он лишь проверял одно предположение: сравнивая спектры света, отраженного Луной и горными породами Земли, он хотел найти аналоги. И делал это, нарушив каноны, согласно которым спектральные наблюдения Луны - бессмысленное занятие. Ведь она сама не является источником света и лишь отражает солнечные лучи.

        Н. А. Козырев терпеливо продолжал именно спектральные наблюдения Луны. Год за годом он приезжал в Крымскую астрофизическую обсерваторию, направлял на Луну 50-дюймовый рефлектор и привозил в Пулково пластинки со спектром солнечных лучей. Он мог, наконец, прекратить попытки. Мог, но не прекратил. 3 ноября 1958 года Н. А.

        Козырев делал снимки Марса, а когда закончил намеченную работу, посмотрел на часы и убедился, что телескоп будет в его распоряжении еще некоторое время, и навел рефлектор на лунный кратер Альфонс, который давно вызывал у него подозрения. На щели спектрографа он отчетливо увидел центр кратера в каком-то необычном состоянии: он был значительно ярче и светлее. Уже в кювете, проявляя пластинку, Козырев увидел полосы свечения газов, которые могли выходить только из недр Луны. Он даже поежился: а что было бы, наведи он телескоп на Альфонс получасом позже? Через год он установил выброс пепла в Альфонсе.

        Сообщение Н. А. Козырева вызвало волну скептицизма. Дошло ло того, что директор луннопланетной обсерватории доктор Джеральд Койпер (США) ответил Козыреву: "Неубедительно" и объявил его в американских научных кругах шарлатаном. И лишь приехав в Пулково и лично, с лупой в руках, осмотрев спектрограмму, Дж. Койпер скажет: "Ради этого стоило пересечь океан". Спор продолжался еще долго, и лишь в канун 1970 года был зафиксирован приоритет Н. А. Козырева в открытии вулканов на Луне, а Международная астронавтическая академия наградила его именной Золотой медалью с бриллиантовым изображением Большой Медведицы.

        Что же позволило Н. А. Козыреву предполагать вулканизм на Луне? В чем суть его гипотезы? В том, что Луна и Земля представляют собой причинно-следственную пару, и Земля подкачивает свой естественный спутник энергией через время: сама по себе Луна не смогла бы сохранить внутреннюю энергию.

        Так и возникла гипотеза внутреннего вулканизма, впоследствии блестяще подтвержденная.

        Чтобы убедить скептиков, далеких от астрономии, Н. А. Козырев предложил удивительные по своей простоте и убедительности опыты. Он установил, что ход времени вращающихся тел отличается от обычного хода времени тем, что к обычному ходу времени геометрически добавляется относительная линейная скорость этих вращении. Именно поэтому для выяснения свойств хода времени он счел необходимым производить опыты с вращающимися телами-волчками. Взяв обычные рычажные весы, он подвесил к одному концу коромысла вращающийся по часовой стрелке гироскоп, а на другом конце - чашку с гирьками.

        Дождавшись, когда стрелка весов замерла на нуле, ученый включил электровибратор, прикрепленный к их основанию. Все было рассчитано так, что вибрация полностью поглощалась массивным ротором волчка гироскопа. Стрелка весов при этом не дрогнула. Когда же гироскоп раскручивался в обратную сторону - против часовой стрелки - и снова подвешивался к весам, - стрелка весов показала, что гироскоп стал легче. Ни одним из известных физических явлений этот феномен объяснить невозможно.

        А вот объяснения Н. А. Козырева: гироскоп на весах с электровибратором - это система с причинно-следственной связью; во втором случае направление вращения волчка противоречит ходу времени: время оказало на него давление - возникли дополнительные силы. Их можно измерить, следовательно, они реально существуют. Отсюда непреложный вывод, что время - это физический фактор, обладающий свойствами, которые позволяют ему активно участвовать во всех природных процессах, обеспечивая причинно-следственную связь явлений.

        Он утверждал, что время является необходимой составной частью всех процессов во Вселенной, а следовательно, и на нашей планете, причем главной "движущей силой" всего происходящего, так как все процессы в природе идут либо с выделением, либо с поглощением времени.

        В дальнейшем Н. А. Козырев расширил эксперимент. Он поставил рядом с весами самый обычный термос с горячей водой, только в пробке было проделано отверстие, куда он вставил тонкую хлорвиниловую трубку. Стрелка весов показала, что гироскоп, вращающийся против часовой стрелки, при весе в 90 г стал легче на 4 мг - крошечная, но вполне ощутимая величина. Затем ученый по трубке добавил в термос воду комнатной температуры: стрелка весом продвинулась еще на два деления. Аналогичный результат получался при опускании в стакан с чаем кусочков сахара.

        И в термосе, и в стакане с чаем ничего не происходило, кроме естественного выделения тепла в окружающее пространство. Но стоило подлить в термос холодную воду, а в стакан с чаем опустить сахар, как равновесие системы нарушилось, и пока система снова не придет в равновесие, она выделяет, или лучше сказать, уплотняет время, которое и оказывает "дополнительное" влияние на гироскоп.

        Говоря другими словами, вокруг причинно-следственной пары возникает изменение - "искривление" - пространственно-временного континуума, в котором должны меняться и другие физические свойства веществ, а не только удельный вес. Тончайшие эксперименты подтвердили: вблизи термоса, где перемешивается вода, или колбы, где происходит растворение, изменяется частота колебаний кварцевых пластинок, уменьшаются электропроводность и объем ряда веществ.

        Таким образом, выделение, или, вернее, искривление пространства - времени происходит только при необратимых процессах, т. е. там, где есть причинно-следственные переходы. Нужен был решающий эксперимент для скептиков из Академии наук. Для этого нужно было сделать переход от лабораторного стола до Вселенной.

        В представлении механики Ньютона время не зависит от пространства. Это обстоятельство можно показать геометрически, откладывая время по четвертой координатной оси, перпендикулярной пространственным координатным осям. Но этот геометрический прием - только иллюстрация независимости времени: он не представляет реального объединения пространства и времени в четырехмерное многообразие, где один и тот же момент времени наступает сразу для всего пространства. Геометрия же, связывающая пространство и время в четырехмерное многообразие, была разработана профессором из Бреслау Г. Миньковским в соответствии с преобразованием Лоренца и другими следствиями специальной теории относительности. С точки зрения реальности такого мира все, что может произойти, уже существует в будущем и продолжает существовать в прошлом.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.