Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Русский язык  9 класс



Русский язык  9 класс

Дата: 18.11.21
Учитель Кондратьева В.А.

Тема: Разделительные знаки препинания между частями ССП. Знаки препинания в предложениях с общим второстепенным членом.

Цели: 1. Повторить, обобщить и систематизировать сведения об основных группах сложносочиненных предложений по значению и союзам; совершенствовать навыки синтаксического анализа сложного предложения;

 

1.Лингвистическая разминка ( письменно)
Упр. 1. Вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы.
Соб…ру урожай, уб…ри в комнате, зап..рай двери, прот…рай пыль, соб…рать грибы, зат…реть пятно, ум…рающий лебедь, бл…стать на балу, заст…лить постель, изб…рать командира, б…ру в руки, наб…раю в корзину, бл…стеть на солнце.

2. Изучаем дополнительный материал:

Запятая перед одиночными соединительными и разделительными союзами – и, да (в значении «и»), или, либо – не ставится в следующих случаях:

а) простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общий второстепенный член:

Запишите предложение: Вскоре после восхода набежала туча (1) и брызнул короткий дождь (2)  (А. Пушкин) (общий второстепенный член – обстоятельство времени вскоре после восхода, ср.: Вскоре после восхода набежала туча; Вскоре после восхода брызнул короткий дождь);

б) простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общее придаточное предложение:

Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату (Л. Толстой) (придаточное времени «когда я вернулся в свою комнату» является общим для обеих частей сложносочинённого предложения, ср.: Уже совсем рассвело, когда я вернулся в свою комнату; Народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату);

в) простые предложения сложносочинённого предложения вместе поясняют общее для них третье предложение, предшествующее им и связанное с ними бессоюзной связью:

Он чувствовал себя нехорошо: тело было слабо и в глазах ощущалась тупая боль (А. Куприн) (части сложносочинённого предложения: Тело было слабо; В глазах ощущалась тупая боль – поясняют смысл общего для них первого простого предложения, связанного с ними бессоюзно: Он чувствовал себя нехорошо);

г) простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общее вводное слово, вводное словосочетание или предложение:

Запишите предложение: По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся (1) и птица исчезла (2).   (источник сообщения – по словам охотников – один и тот же для всего высказывания, ср.: По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся; По словам охотников, птица исчезла);

д) в состав сложносочинённого предложения входят вопросительные предложения:

Вы придёте ко мне или я должен зайти к вам?

е) в состав сложносочинённого предложения входят побудительные предложения:

Подпустить врага и огонь дать по команде! (Д. Фурманов);

ж) в состав сложносочинённого предложения входят восклицательные предложения:

Как он смешон и как глупы его выходки!

з) в состав сложносочинённого предложения входят назывные (номинативные) предложения:

Мороз и солнце... (А. Пушкин).

(но: запятая есть, если союзы повторяются);

3.Закрепление изученного материала

Работа с текстом §16, стр. 43-44

 

6.Домашнее задание.
Изучаем материал параграфа 16
Выполнить упр.71 (1-4 предложения) Записать, подчеркнуть ГО, в скобках указать (Простое) или (СПП), союзы обвести в кружок. Укажите общий второстепенный член.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.