|
|||
Русский язык 9 классРусский язык 9 класс Дата: 18.11.21 Цели: 1. Повторить, обобщить и систематизировать сведения об основных группах сложносочиненных предложений по значению и союзам; совершенствовать навыки синтаксического анализа сложного предложения;
1.Лингвистическая разминка ( письменно) 2. Изучаем дополнительный материал:
Запятая перед одиночными соединительными и разделительными союзами – и, да (в значении «и»), или, либо – не ставится в следующих случаях: а) простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общий второстепенный член: Запишите предложение: Вскоре после восхода набежала туча (1) и брызнул короткий дождь (2) (А. Пушкин) (общий второстепенный член – обстоятельство времени вскоре после восхода, ср.: Вскоре после восхода набежала туча; Вскоре после восхода брызнул короткий дождь); б) простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общее придаточное предложение: Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату (Л. Толстой) (придаточное времени «когда я вернулся в свою комнату» является общим для обеих частей сложносочинённого предложения, ср.: Уже совсем рассвело, когда я вернулся в свою комнату; Народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату); в) простые предложения сложносочинённого предложения вместе поясняют общее для них третье предложение, предшествующее им и связанное с ними бессоюзной связью: Он чувствовал себя нехорошо: тело было слабо и в глазах ощущалась тупая боль (А. Куприн) (части сложносочинённого предложения: Тело было слабо; В глазах ощущалась тупая боль – поясняют смысл общего для них первого простого предложения, связанного с ними бессоюзно: Он чувствовал себя нехорошо); г) простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общее вводное слово, вводное словосочетание или предложение: Запишите предложение: По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся (1) и птица исчезла (2). (источник сообщения – по словам охотников – один и тот же для всего высказывания, ср.: По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся; По словам охотников, птица исчезла); д) в состав сложносочинённого предложения входят вопросительные предложения: Вы придёте ко мне или я должен зайти к вам? е) в состав сложносочинённого предложения входят побудительные предложения: Подпустить врага и огонь дать по команде! (Д. Фурманов); ж) в состав сложносочинённого предложения входят восклицательные предложения: Как он смешон и как глупы его выходки! з) в состав сложносочинённого предложения входят назывные (номинативные) предложения: Мороз и солнце... (А. Пушкин). (но: запятая есть, если союзы повторяются); 3.Закрепление изученного материала Работа с текстом §16, стр. 43-44
6.Домашнее задание.
|
|||
|