Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Основные подходы в управлении окружающей средой



 

18-10-21. Охрана труда. Гр 15 Занятие 22.

Тема занятия: «охрана окружающей среды».

Цель занятия: изучить требования к охране окружающей среды.

Ход занятия.

Состояние окружающей нас на Земле среды, прежде всего качество воздуха, вод и почв, с незапамятных времен тесно связано с человеческой деятельностью. Незначительные изменения среды, сначала в ограниченных по времени и площади масштабах, отмечались уже в те времена, когда наши предки основали первые постоянные поселения.

Охрана окружающей среды предусматривает сохранениеи восстановление природных ресурсов с целью предупреждения прямого и косвенного отрицательного воздействия результатов деятельности человека на природу и здоровье людей.

Охрана окружающей природной среды является одной из важнейших задач государства в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статьи 58, 59 и др.). Важнейшим элементом по изменению экологической обстановки в стране является коренное улучшение экологического образования студентов.

Мероприятия по охране окружающей среды основываются на системе законодатель-ных актов, и включают в себя социально-экономические, санитарно-гигиенические, технические и организационные аспекты

Охрана окружающей среды – это плановая система государственных, международ-ных и общественных мероприятий по рациональному использованию, охране и восстановлению природных ресурсов, защите окружающей среды от загрязнения и разрушения для создания наиболее благоприятных условий существования челове-ческого общества, удовлетворения материальных и культурных потребностей живущих и грядущих поколений.

· Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Данный закон определяет задачи всего природоохранительного законодательства РФ, регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду. Закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, в целях удовлетворения потребностей общества. Закон закрепляет право граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду.

· Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения». Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду;

· Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха". Настоящее законодательство определяет полномочия органов государственной власти, к которым относится:

· создание и определение единой государственной политики в сфере охраны атмосферного воздуха на территории РФ;

· определение порядка проектирования деятельности в области охраны среды и создание экологических и гигиенических документов по 8 уровню качества среды в атмосфере;

· создание цельной нормативнометодической базы в сфере охраны атмосферного воздуха;

· создание федеральных целевых программ.

В законе закреплены наиболее принципиальные положения, касающиеся охраны воздушного бассейна от загрязнений и шумов, от электромагнитного, радиационного и иного воздействия, предотвращения истощения кислородных запасов, рационального использования воздуха в хозяйственных целях, воспроизводства его запасов в интересах оздоровления и улучшения окружающей человека природной среды; содержатся нормы о запрещении ввода в эксплуатацию любых производственных объектов, если они не оснащены очистными устройствами и сооружениями и в процессе работы могут стать источниками загрязнения воздушной среды, а также о запрещении эксплуатации транспортных средств, в выбросах которых содержание загрязняющих веществ превышает установленные нормативы;

· Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".Документ, в котором описаны основные принципы деятельности, заключающейся в проводимых манипуляциях с разными видами отходов, относящихся к разным классам по степени опасности. Этим нормативным правовым актом закреплено важнейшее положение о том, что любая намечаемая хозяйственная или иная деятельность подвергается экологической экспертизе с целью предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. Основные принципы охраны окружающей среды, указанные в ФЗ № 174-ФЗ от 23 ноября 1995 г.:

· Соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

· Рациональное и неистощительное использование природных ресурсов;

· Платность природопользования;

· Презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

Приоритетным принципом безусловно назван принцип соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду – это одно из основных, естественных прав человека, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических, эстетических и иных условий его жизни. Оно является своеобразным ядром права на благоприятную окружающую среду – его необходимой и постоянной, наиболее защищенной законом и наиболее успешно реализуемой частью.

Объектом права на здоровую окружающую среду является такая природная среда (ее качество), состояние всех компонентов которой соответствует установленным санитарногигиеническим нормативам. Понятие «благоприятная» применительно к окружающей среде может означать такое ее состояние, в котором возможны достойная жизнь и здоровье человека. Благоприятная окружающая среда характеризуется также способностью удовлетворять эстетические и другие потребности человека к сохранению видового разнообразия. Кроме того, окружающая среда является благоприятной, если ее состояние соответствует установленным в природоохранном законодательстве критериям, стандартам и нормативам, касающимся ее чистоты (незагрязненности), ресурсоемкости (неистощимости), экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства. Российская Федерация, как государство, осуществляя свои управленческие функции в области использования природных объектов, обязана согласовывать свою позицию с отдельным человеком и не причинять ущерб гражданам своей страны, как настоящего, так и будущего поколений. Эта обязанность заложена в ст. 2 Конституции РФ, согласно которой государство обязано признавать, соблюдать и защищать право каждого гражданина, в том числе и природопользователя, на благоприятную окружающую среду. Государство должно жестко регулировать и контролировать природопользование, разработать научно обоснованные, предельно допустимые показатели изменения природной среды и следить за соблюдением их всеми природопользователями.

Принцип обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека следует, скорее, воспринимать в качестве цели, к которой стремится Российское государство и все мировое сообщество, чем реально действующий.

 

 

Реализация рассматриваемого принципа возможна посредством, с одной стороны, запрета отдельных видов производства, а с другой - необходимостью внедрения новейших прогрессивных технологий и устройств (безотходных, малоотходных, замкнутого повторного водоснабжения, очистных сооружений, лесовосстановление, повышение плодородия почв). Необходимыми условиями обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности признаются охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов.

Под охраной природных ресурсов понимается система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, защиту от вредных воздействий, а также на их воспроизводство. Приоритет охраны природных ресурсов основывается на их ограниченности в пространстве, невосполнимости, часто невозможности их восстановления при нерациональном использовании.

Следующим принципом охраны окружающей среды назван принцип ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Природоресурсноезаконодательство устанавливает для каждого вида природных ресурсов свои собственные формы платности. Так, например, формами платы за водопользование являются плата за право пользования водными объектами и плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов. За пользование лесными ресурсами плата взимается в двух основных формах – лесные подати и арендная плата. В отношении недр выделяются четыре формы платного природопользования: за право на поиски, разведку полезных ископаемых; за право на добычу полезных ископаемых; за право пользования недрами в других целях; на воспроизводство минерально – сырьевой базы. Формы платы за использование земли – земельный налог и арендная плата. Целью введения в систему природоресурсных платежей платы за загрязнение окружающей среды является совершенствование хозяйственного механизма природопользования.

 

 Для того чтобы избежать необратимых негативных последствий природопользования, общество стало создавать систему мероприятий, именуемых ныне охраной природы или охраной окружающей среды,которая также представляет собой совокупность мероприятий по управлению, но в более широком смысле: речь идет об управлении природопользованием. Процессы социально-экономического переустройства, происходящие в современной России, порождают новые проблемы в области экономики природопользования, в вопросах природоресурсного и природоохранного регулирования.

Любое предприятие предназначено для выпуска той или иной необходимой продукции. Однако завод или ферма существуют в окружении конкретной среды — экологических систем, которые неизбежно подвергаются воздействию со стороны производства. Пренебрежение состоянием окружающей среды в интересах экономии средств неизбежно ведет к отрицательным последствиям и для самого предприятия. Так, в результате загрязнения воздуха и воды может страдать население, разрушение рекреационных экосистем приводит к неблагоприятным социальным последствиям, погоня за дешевым сырьем может вызвать его дефицит. Следствием окажется большой ущерб предприятию, который мог бы быть значительно меньше, если бы своевременно принимался комплекс природоохранных мер.

Эколого-экономическая система . Такая система – это совокупность технических устройств и взаимодействующих с ними элементов природной среды, которая в ходе совместного функционирования обеспечивает, с одной стороны, высокие производственные и прочие целевые показатели, а с другой – поддержание в зоне своего влияния благоприятной экологической обстановки, максимально возможное в каждом конкретном случае сохранение и воспроизводство естественных ресурсов.

Они получают информацию о состоянии природных систем на основании контроля и мониторинга и предписывают предприятию, например, сокращение выбросов или сбросов, включают экономические рычаги управления, в частности корректируют плату за загрязнение и т. п. Что касается конкретных мер и способов выполнения таких предписаний, то их выбирает само предприятие, решая соответствующую эколого – экономическую задачу.

Это могут быть новые очистные сооружения, изменения технологий, замена сырья и топлива, а в ряде случаев и приостановка наиболее устаревших вредных производств.

Основные подходы в управлении окружающей средой

Все эти операции являются частью экологизации производства и оптимизации природопользования.

Экологический паспорт предприятия. Каждое предприятие должно иметь специальный документ – экологический паспорт. Экологический паспорт промышленного предприятия как нормативно – технический документ был утвержден и впервые введен в действие в январе 1990 г. ГОСТом 17.0.0.04-90.

Этот стандарт был разработан с целью систематизации информации, определяющей влияние предприятия на окружающую среду, и контроля соблюдения им природоохранных норм и правил в процессе хозяйственной деятельности. Экологический паспорт, как правило, содержит сведения общего характера об используемой технологии (какого типа процесс реализован на предприятии), об источниках воздействия (источниках выбросов, сбросов, образования отходов). Приводятся схемы промышленных площадок, результаты расчетов рассеяния загрязняющих веществ в окружающей среде и тому подобные материалы.

Качество окружающей среды Одним из важнейших факторов, определяющих качество жизни, является качество окружающей среды. Экологические проблемы часто занимают первые места в социологических опросах.

Нормативами качества воздуха определены, в частности, допустимые пределы содержания вредных веществ как в производственной (предназначенной для размещения промышленных предприятий, опытных производств научно – исследовательских институтов и т.п.), так и в селитебной зоне (предназначенной для размещения жилого фонда, общественных зданий и сооружений) населенных пунктов.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.