Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема. «Бесприданница». Новый вариант темы горячего сердца. Власть денег как движущий мотив сюжетного действия. Новый тип конфликта. Проблема бедности и богатства как определяющий момент биографии героев. Обобщающий смысл названия драмы.. Герои



 

15.11 10 класс

Тема. «Бесприданница». Новый вариант темы "горячего сердца". Власть денег как движущий мотив сюжетного действия. Новый тип конфликта. Проблема бедности и богатства как определяющий момент биографии героев. Обобщающий смысл названия драмы.

С бурным и стремительным развитием капиталистических отношений, в 70-е г.г. в купеческом мире совершаются большие перемены. Он все больше усложняется и порывает связи со старой народной моралью, с домостроевскими традициями. Купцы из мелких торговцев становятся миллионщиками, завязываются международные связи, получают европейское образование. Патриархальная простота нравов уходит в прошлое. Народная песня вытесняется романсом. 70- е гг. ХIХ в.- это атмосфера денежного ажиотажа, волчьей борьбы за место под солнцем, это время эгоизма и цинизма. Мир патриархальных купцов, с которыми Островский прощается, сменяется в позднем его творчестве царством хищных, цепких и умных дельцов. Обращение к новым общественным явлениям приводит к большим переменам и в художественной сути поздних драм Островского. Особенно наглядно эта эволюция драматургического таланта писателя ощутима в его драме «Бесприданница»
Творческая история пьесы “Бесприданница”.

Среди старожилов г. Кинешмы стойко держалось предание, что сюжет “Бесприданницы” навеян Островскому уголовным делом, слушавшимся в Кинешемском суде. Убийство мужем из ревности своей молодой жены было примечательно тем, что за кулисами этого трагического и скандального происшествия стоял волжский “миллионщик” Иван Александрович Коновалов. Этот возможный прототип Кнурова внешне весьма представительный и добропорядочный делец нового века, содержал втайне целый гарем. Однако можно лишь предполагать, в какой мере вся эта история повлияла на формирование замысла Островского.
В основе драмы - социальная тема: Лариса бедна, она бесприданница, и этим определяется ее трагическая судьба. Она живет в мире, где все продается и покупается, в том числе девичья честь, любовь и красота. Лариса - романтическая натура. По мере развития действия в драме нарастает несоответствие между романтическими представлениями Ларисы и прозаическим миром людей, ее окружающих и ей поклоняющихся.
Проблематика

Островский поднимает две важные проблемы: проблемы нравственности и социальные проблемы.
Лариса - нравственно чистая, талантливая, духовно богатая девушка. Но ее окружают совершенно другие, не такие как она, люди. Ее предают, ей играют, ей распоряжаются. Это и определяет проблемы:

а) проблемы чести и долга,

б) верности и предательства,

в) бездуховности, купли-продажи человека,

г) проблемы «отцов» и «детей».

Второй социальной проблемой пьесы является проблема бедных и богатых.

Герои пьесы.

Главная героиня пьесы  Лариса Огудалова
Лариса – богато одаренная натура. Она талантлива, артистична: играет на фортепиано, прекрасно поет, аккомпанирует себе на гитаре. Ее талант обладает исключительной силой воздействия на окружающих. Вожеватов так об этом говорит: «Послушать, да и умереть – вот оно что!» Лариса красива, очаровательна, нежна. Кнуров признается ей: «Велико наслажденье видеть вас». Огудалова – девушка чуткая, возвышенная, впечатлительная, благородная. Паратов поражен ее качествами: «Очаровательное создание!» Но внешность и таланты Ларисы дельцы оценивают как источник удовольствия, который можно купить. Кнуров, например, говорит: «Эта женщина создана для роскоши». Лариса окружена поклонниками, все ею восхищаются. Однако она бедна, бесприданница. Поэтому никто из богатых обожателей не хочет связывать с ней судьбу: в деловом мире брак должен увеличивать капитал. По мнению окружающих, героиня обречена на роль содержанки. Девушка же живет помыслами и мечтами. У Ларисы чистая душа. Она способна только на бескорыстную любовь. Поэтому героиня с «горячим сердцем» в продажном мире гибнет.
Мокий Парменыч Кнуров. Крупный делец, “пожилой человек с громадным состоянием”. Он настолько богат, что в Бряхимове ему не с кем разговаривать. Это идол современного мира - наметил цель, а для него ничегоневозможного нет.
Вожеватовхолоден и бездушен. Проиграв Ларису в орлянку, он потерял к ней всякий интерес.
 Карандышеввлюблен в Ларису. Но даже для него девушка – красивая игрушка, ступенька к почету. Брак с Ларисой для него – возможность войти в общество избранных, тех, кого он ненавидит, но кому слепо подражает. Со временем Лариса с горечью замечает, что жениху хочется покрасоваться перед окружающими, продемонстрировать свою победу. Лариса говорит ему: «Вы думаете только о себе. Когда меня-то будет любить кто-нибудь?»
Паратов– единственный человек,которого любит Лариса.Он же ценит только деньги. О себе говорит: «у меня… ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». Ради денег он жертвует любовью. Кнуров точно подметил: «…миллионную невесту на Ларису Дмитриевну не променяет». Ларису же вводят в заблуждение широта души Паратова. В её глазах это тип романтического героя, яркая, загадочная личность. Будучи обманута им однажды, она вновь верит в его искренность и вновь ошибается. И только в финале драмы к девушке приходит прозрение. Когда она с ужасом узнает, что Кнуров и Вожеватов разыгрывают ее в орлянку, то героиня произносит горькие слова: «Вещь… да вещь. Они правы, я вещь, а не человек».
 Но будущее своей жизни в качестве вещи она не представляет. Поэтому выстрел Карандышева для нее – естественный выход. Ее душа по-прежнему чиста, уходя из жизни, она всех, кто ее продавал, прощает: «Вы все хорошие люди, я вас всех… всех люблю». С этими словами любви и прощения она умирает, таким образом осуществляется ее мечта бежать из этой жизни, которую она не принимала.

 

Задание Изучить материал учебника стр. 208- 222, письменно ответить на вопрос: кто виноват в гибели Ларисы Огудаловой?  Устно. Как в драме рассматривается проблема «отцов» и «детей»?



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.